Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения



2015-11-10 2618 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 5.00 из 5.00 3 оценки




Впервые В. Парето высказал идею о том, что вместо абсолютного измерения предельной полезности необходимо перейти к анализу относительному, а именно: определить предпочтение одних комбинаций товаров покупателей (потребителей) другим комбинациям, или наборам товаров (ординалистский подход).

Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора (выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства,, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т.д.).

Возьмем потребителя с фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Он покупает два товара: А и В. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. К этим комбинациям товаров А и В потребитель в равной мере безразличен, т.е. любые комбинации товаров одинаково хороши для потребителя, т.к. приносят одинаковую полезность.

 

Кривая безразличия (кривая равных полезностей) – показывает все комбинации потребления пар товаров, выбор среди которых для потребителя безразличен и которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность.

Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары товаров образуют карту безразличия.

Рис. 2 Карта кривых безразличия

 

Карта безразличия – это набор кривых безразличия при разном уровне дохода

Переход с U1 в, U2 в, U3 в, U4 возможен при условии возрастании дохода потребителя или снижения цен на товар.

Обратите внимание!
Кривые безразличия имеются выпуклую к началу координат форму.
Это говорит о том, что потребитель имеет дело с товарами,
которые не являются полностью взаимозаменяемыми.
Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться,
чтобы получить дополнительную единицу другого товара,
называется предельной нормой замещения (MRS).

На рис. 3 показано, что по мере увеличения потребления товара А на каждую дополнительную единицу (АД) (движение от точки К к точке N) количество товара В, от которого потребитель готов отказаться (ЛБ), сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает. В самом деле, чем менее дефицитным стано­вится товар А, тем меньшим количеством товара В мы готовы пожерт­вовать, чтобы и дальше увеличивать его потребление. Иными словами, рост количества товара А приводит к уменьшению его предельной по­лезности, а сокращение количества товара В – к возрастанию его пре­дельной полезности.

 

Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зави­симости от предпочтений потребителя. На рис. 3 потребитель имеет дело с товарами, которые не отличаются совершенной взаимозаменяе­мостью. Но если в качестве примера взять товары – совершенные суб­ституты (полностью взаимозаменяемые товары), то кривая безразличия будет иметь линейный вид, как это показано на рис. 4а. В случае же товаров – совершенных комплементов (рис. 4б) потребитель сталкивается с ситуацией, когда товары могут по­требляться лишь в строго постоянной пропорции.

Ранее мы условились, что потребитель имеет фиксированный де­нежный доход. Пусть он тратит 6 долл. в день, причем товар А стоит 1,5 долл., а товар В – 1 долл. Если потратить все деньги на товар А, то можно купить 4 ед., если все деньги потратить на товар В, то можно ку­пить 6 ед. Ясно, что потребитель может израсходовать свои деньги на любую из возможных комбинаций товаров А и В в пределах 6 долл. На рис. 5б прямая линия KL – это линия возможностей потребления для данного потребителя, или бюджетная линия (бюджетное ограничение).

Наложим теперь линию KL на график кривых безразличия (рис. 5в). Потребитель при данном уровне дохода может перемещаться по прямой KL. Куда он будет перемещаться? Очевидно, к точке, где он по­лучит наибольшую полезность, т.е. к наивысшей возможной кривой безразличия. В точке М бюджетная линия KL касается кривой безразличия U2. Следовательно, более рациональный выбор будет в точке М, так как достигается равновесие потребителя.

Уравнение бюджетной линии:
QA×PA + QB×PB = Y
где QA и QB – количество товаров А и В соответственно,
PA и PB – цены на товары А и В,
Y – доход потребителя

Бюджетные ограничения – это условия, в рамки которых попадает потребитель.

 

Для оценки возможностей потребителя используется бюджетная линия.

 

Бюджетная линия показывает определенные возможности потребителя в различных комбинациях двух товаров, которые он может приобрести с учетом своего дохода и уровня цен на рынке.

Равновесие потребителя это ситуация, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель создает оптимальную комбинацию из двух товаров.

 

Рассматривая кривые безразличия и бюджетную линию, мы выходим на понятия:

Эффект дохода – состоит в том, что если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя остается часть средств, для покупки дополнительных единиц данного или какого-либо другого товара.



2015-11-10 2618 Обсуждений (0)
Вопрос 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос 2. Кривые безразличия и бюджетные ограничения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)