ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ ЛЕКЦИЯ 1. Педагогика как наука. Категории педагогики План лекции
Объект науки – это область действительности, которую изучает данная наука. Предмет науки – это аспект рассмотрения объекта. Объект педагогики – совокупностьпедагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Задачи педагогики: - Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания. - Исследование сущности, структуры, функций образовательного процесса. - Выявление закономерностей и формирование принципов обучения и воспитания людей. - Исследование особенностей и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства. - Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания. Структура педагогической науки
Основные категории педагогики: Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церквью, СМИ и культуры, семьей, школой). Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях. Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе. Воспитание в самом узком смысле - это специально организованная внеурочная деятельность, направленная на решение воспитательных задач. В любом случае воспитание определяется через отношениечеловека к миру, к окружающим людям, к самому себе. Образование - процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре; Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека. Формирование – 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств. Педагогическое взаимодействие -это процесс, в ходе которого возникает контакт между педагогом и воспитанником, ведущий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности, отношениях. . Образовательный процесс – 1) смена состояний системы образования; 2) смена состояний развития и становления личности, осуществляемая посредством приобщения ее к культуре Педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется образование личности.
Связь педагогики с другими науками: Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания, что помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления. Физиология обогащает педагогику знаниями о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы человека, функционировании жизнеобеспечивающей системы. Психология, открывая законы развития личности, помогает педагогике целенаправленно руководить этим процессом. Социология дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях. Этика и эстетика дают знания о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и эстетического воспитания. Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических, производственных процессах, влияющих на образование. Кибернетика дает педагогике знания об управлении сложными динамическими системами, информатика - знания о сборе и обработке информации. Объекты связи педагогики с другими науками – термины, закономерности, подходы, концепции, эмпирические данные, методы Связь педагогики с практикой: Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, прогнозирует и проектирует целесообразные теории и технологии ее преобразования Педагогическая практикаслужит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов. Тестовые задания 1. 3 2. процесс 3. 2 4. Воспитания 5. 2 6. 2, 3, 1 7. 3 8. образовательный процесс 9. система 10. 1-4, 2-1, 3-3, 4-2 11. взаимодействие ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс План лекции 1.Образование как общественное явление, основные тенденции его развития. 2.Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса. 3.Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.
Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.
Образование как педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности. Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития. Гуманистический педагогический процессоснован на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников. Функции образования: Информатизацияличности-формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности. Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей. Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом. Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры. Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.
Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса (см. рисунок ): 1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия); 2) целеполагание - постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач; 3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия; 4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего); 5) обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция; 6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия; 7) постановка новых целей и задач. В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками. Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения Тестовые задания
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |