Влияние гуманизации учебно-воспитательного процесса на развитие духовности педагогов и учащихся
Под гуманизацией образования следует понимать распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания, обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека. Любой человек является одновременно и объектом, и субъектом процесса гуманизации, где бы этот процесс ни протекал — в семье, в учебном заведении, в трудовом коллективе. Идеи гуманизации возникли не сегодня, они излагаются в педагогических взглядах А.Я. Каменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского … При этом каждый исторический этап развития общества, каждая педагогическая система определяли направленность этих идей в соответствии с требованиями времени. Под гуманизацией образования следует понимать систему мер, нацеленных на развитие общекультурных компонентов в содержании образования, а также направленных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений, формирование ее гуманного мировоззрения и творческого потенциала. При этом гуманизация учебно-воспитательного процесса — это не отказ от педагогического процесса как такового, не замена его человеческими отношениями, а превращение традиционного учебно-воспитательного процесса в гуманно ориентированный посредством реализации в нем важных гуманистических принципов. Полноценный процесс обучения — это индивидуализированный, личностно-обусловленный процесс, в основе которого находится личность. Гуманизация образования выдвигает на первый план благо человека как высшую цель образовательной деятельности в целом. В основе гуманистической философии образования лежит ключевое понятие - гуманизм. Гуманизм — это принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека на пути к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение прав человека как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основных принципов современной педагогики Основной характеристикой гуманно - ориентированного учебно-воспитательного процесса является изменение его структуры, функций, движущих сил: образование понимается как становление человека, его индивидуальности; изменяется отношение педагога к обучающемуся; в содержании учебно-воспитательного процесса личностный компонент становится системообразующим. Изменение подходов к организации педагогического процесса позволит включить обучающегося в процесс обучения и будет способствовать всестороннему развитию его личности. Так, если строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода, то это позволит активизировать деятельность и педагогов (в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения), и обучающихся (в процессе удовлетворения их запросов), что непременно приведет к повышению как качества образовательных услуг, так и качества обученности ребят в целом. Влияние гуманизации педагогического процесса на качество образования очевидно, так как: 1. Образование, как процесс становления личности, обусловлен взаимодействием ребенка со взрослыми и социумом. Основной идеей образования должно стать развитие личности, гуманизация выдвигает новую задачу — развитие ребенка, становление полноценной личности. Гуманизация требует внесения изменений во взаимосвязь «учитель-ученик» - сотрудничество и сотворчество. 2. Чем гармоничнее будет развитие человека в плане нравственности, культуры, духовности, тем более творческим будет общее развитие его личности. 3. Каждый урок должен быть интересным, ярким, запоминающимся. 4. Роль образования - дать ученику не только необходимые базовые знания по предметам, но и помочь овладеть общекультурными ценностями, что поможет разностороннему развитию личности. ГО предполагает организацию учебного процесса, которая направлена на развитие личности, на формирование у неё механизмов самовоспитания и самообучения через реализацию её базовых потребностей: в психологически комфортных межличностных отношениях, в процессе реализации её творческого потенциала, в сфере познания и превращения знаний в опыт . 5. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой способствует развитию духовности и общечеловеческих ценностей, усвоению традиций и обычаев народа. Закладка основных культурных и духовных ценностей в процессе развития личности начинается с самого рождения и длится всю жизнь. В учебных учреждениях важнейшим условием для формирования духовности является подготовка и проведение внеклассных общих или групповых мероприятий. 6. Ученик становится не объектом, а субъектом обучения. Овладение знаниями с помощью собственных усилий в процессе соревновательной, игровой деятельности повышает не только качество овладения материалом, но и мотивацию к обучению, интерес к изучаемому материалу, а также способствует развитию личностных качеств(воля, стремление, коммуникабельность, умение быстро находить верное решение и т. д). 7. Гуманистический стиль общения и поведения участников педагогического процесса просматривается в умении принять на себя заботы других людей. Данные умения требуют такого уровня внутренней готовности личности, при которой человек проявляет искреннюю человечность и бескорыстие, душевность и альтруизм. Личность в процессе данных проявлений самосовершенствуется и планомерно развивается. Гуманизация образования — это человечное отношение к ученику, умение видеть в нем личность и принимать его таким, какой он есть, развивать задатки данные ему природой и отражающие его индивидуальность и неповторимость. Содержание и формы воспитательной работы учителя по приобщению школьников к духовно-нравственным ценностям.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |