Анализ материалоемкости продукции
Обобщающими показателями эффективности использования материальных ресурсов являются: показатель материалоемкости, характеризующий величину материальных затрат (включая отходы) на производство продукции, и обратный ему показатель (материалоотдача), характеризующий выход продукции с 1 рубля стоимости материальных ресурсов. Кроме них в технико-экономическом анализе широко используют частные показатели материалоемкости. К их числу относятся удельная материалоемкость, металлоемкость, конструктивная материалоемкость, электро- и энергоемкость, удельная конструктивная материалоемкость. При исчислении материалоемкости продукции в состав материальных затрат включают стоимость материальных ресурсов, израсходованных на производство продукции, ремонтно-эксплуатационные нужды, хозяйственные цели, включая потери от порчи материалов, их недостачи при хранении и т.п. Уровень материалоемкости продукции на предприятии зависит от структуры выпускаемой продукции и удельной материалоемкости конкретных изделий. Для проведения анализа и количественной оценки влияния этих факторов используют данные, представленные в табл. 10.6. Таблица 10.6 Структура и удельная материалоемкость изделий
Влияние отдельных факторов на материалоемкость продукции приведена в табл. 10.7. Таблица 10.7 Анализ материалоемкости продукции
Основными факторами снижения материалоемкости продукции являются: максимальная утилизация отходов и уменьшение браков как внешнего, так и внутреннего. Внешними факторами, не зависящими от деятельности предприятий, являются изменение цен на продукцию, материалы, топливо, изменение тарифов на электроэнергию, перевозки и др.
Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний 1. По каким показателям оцениваются обоснованность и качество плана материально-технического снабжения? 2. Как влияет размер складских запасов на результатные производства? 3. В чем значение анализа структуры материальных затрат? 4. В чем состоят особенности анализа обобщающих показателей использования материальных ресурсов? 5. Какие показатели характеризуют степень использования материальных ресурсов? 6. Как оценить качество норм расхода материалов? 7. Назовите факторы снижения материалоемкости продукции. ГЛАВА 11. ДИАГНОСТИКА ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ Потенциал предприятия представляет собой совокупность возможностей предприятия как имущественного комплекса обеспечивать определенный уровень производства товаров, услуг, его способность решать основные задачи, достигать поставленные цели. Диагностика потенциала предприятия проводится в форме комплексного исследования, поэтапно или поэлементно. При комплексной форме диагностики потенциала исследуются все составляющие потенциала. При поэтапной диагностике потенциала упор делается на главные критерии, которые определяют способность предприятия решать его основные задачи. В этом случае проблема сводится к детализации главных критериев, которые обеспечивают системный подход к структурированию составляющих потенциала предприятия. Примерная схема комплексной оценки потенциала предприятия, включающей поэтапную оценку, может быть представлена следующим образом: 1. Организационный потенциал: 1.1. Организационно-правовая форма предприятия. 1.2. Организационная структура предприятия. 1.3 Структура управления на предприятии. 2. Финансовый потенциал: 2.1. Прибыль (убытки). 2.2. Распределение прибыли. 2.3. Рентабельность. 2.4. Себестоимость продукции. 2.5. Кредиторская и дебиторская задолженность. 2.6. Состояние собственных оборотных средств (наличие, прирост, излишек или недостаток). 2.7. Структура капитала. 2.8. Эмиссионный доход. 2.9. Объем финансово-эксплуатационных потребностей. 3. Производственный потенциал: 3.1. Стоимость основных фондов и степень их износа. 3.2. Степень загрузки производственных мощностей. 3.3. Обеспеченность материально-сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами. 3.4. Объем и номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг). 3.5. Площадь земельного участка. 3.6. Стоимость незавершенного строительства. 3.7. Запасы нереализованных товарно-материальных ценностей. 4. Рыночно сбытовой потенциал: 4.1. Объем реализации продукции в стоимостном выражении и в ассортименте. 4.2. Основные поставщики сырья. 4.3. Основные потребители продукции. 4.4. Основные рынки сбыта. 4.5. Остатки готовой продукции на складе в стоимостном и натуральном выражении. 4.6. Максимальный и минимальный пределы. 4.7. Конкурентная стратегия. 5. Кадровый потенциал: 5.1. Численность работников, с выделением основного производственного персонала, руководителей, специалистов и служащих. 5.2. Структура занятости (половозростная, профессиональная, по специальности, разрядам и т.д.). 5.3. Уровень заработной платы по группам работников. 5.4. Уровень и динамика производительности труда. 5.5. Уровень трудоемкости по основным группам продукции (работ, услуг). 6. Социальный потенциал: 6.1. Структура и стоимость основных непроизводственных фондов. 6.2. Виды и объем социальных выплат работникам. 6.3. Текущие затраты на социально-культурные мероприятия. 6.4. Стоимость содержания объектов социальной инфраструктуры. 6.5. Объем реализации платных услуг, оказываемых организациям социальной инфраструктуры предприятия. 7. Научно-технический и инновационный потенциал: 7.1. Количество внедренных изобретений, рационализаторских предложений. 7.2. Число освоенных новых технологий, новых видов продукции (работ, услуг). 7.3. Объем НИОКР. Комплексный потенциал предприятия рассматривается по отношению к внутрихозяйственным возможностям, когда производится оценка потенциала по каждому из составляющих потенциалов. Обобщающей характеристикой потенциала, в этом случае, может служить максимальное значение выявленного потенциала. Отстаивание всех остальных потенциалов от ведущего будет свидетельствовать о наличии узкого места, что будет являться объектом детального анализа и поиска путей его расширения. Оценка внешнего потенциала (внешние возможности) базируется на ситуационном анализе с использованием SWOT–анализа. В результате SWOT–анализа определяется место, занимаемое предприятием в общем экономическом пространстве, его сильные и слабые стороны по отношению к основным конкурентам исследуемого предприятия, что позволяет, в конечном итоге, определить направления повышения внутреннего потенциала. При поэлементной диагностике потенциала выявляются и изменяются основные резервы, т.е. возможности обеспечения более эффективного развития предприятия в конкурентной среде. Сущность резервов состоит в наиболее полном и рациональном использовании потенциалов предприятия для получения большого количества продукции при наименьших затратах живого и общественного труда. Методика оценки резервов занимает важное место в диагностике, поскольку позволяет наиболее оптимально организовать хозяйственную деятельность предприятия за счет наиболее полного использования его потенциала. Основные виды резервов представлены в таблице.
Классификация резервов
Продолжение таблицы
Для измерения резервов (расчета величины) могут быть использованы следующие способы: 1. Способ прямого счета – применяется для подсчета резервов экстенсивного характера. Величина резерва = х (11.1) 2. Способ сравнения – применяется для подсчета величины резерва интенсивного характера, когда потери ресурсов или возможная их экономия определяются в сравнении с плановой или нормативной величиной. 3. Способы детерминированного факторного анализа. Подсчет резервов осуществляется при применении приемов элиминирования. Наличие резерва и его величина определяется при наличии отрицательного значения влияния изучаемого фактора. 4. Корреляционно-регрессионный анализ – определение величины резервов проводится по параметрам управления регрессии. Величина резерва = х (11.2) Оценка потенциала предприятия будет способствовать обоснованию и разработке тех мероприятий повышения эффективности деятельности, которые позволят предприятию надежное финансовое положение и финансовую устойчивость.
Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний
1. Что понимается под потенциалом предприятия? 2. С какой целью следует проводить комплексную диагностику потенциала? 3. Назовите основные критерии потенциала. 4. Что такое производство? 5. Какие проблемы позволяет решить SWOT–анализ при диагностике потенциала предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализу хозяйственной деятельности принадлежит важная роль в совершенствовании организации деятельности предприятия. «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» - одна из основных дисциплин в системе экономического образования. Значение ее возрастает по мере развития рыночных отношений, так как каждого собственника волнуют проблемы качества и конкурентоспособности продукции, величины затрат и прибыли, финансовой устойчивости и платежеспособности. Конечной целью анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия задачам обеспечения и поддержания конкурентоспособных преимуществ, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает современный анализ финансово-хозяйственной деятельности от анализа, существовавшего в планово-административной экономике советского периода.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрютина М.С., Финансовый анализ. Издательство "Дело и сервис", 2011. 192 с., 2. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2011. 712с. 3. Балабанов И.Г. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И.Г. Балабанов. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2000. 4. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия Издательство: Инфра-М, 2010 г. 224 с. 5. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Бернстайн; пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1996. 6. Бригхем Ю., Эрхард Л. Финансовый менеджмент: полный курс 10 изд ., перераб. и доп. М: Финансы и статистика, 2010 г. 960 с. 7. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учеб. для студентов вузов / М.И. Бухалков. М.: Инфра-М,2005 8. Быкадоров В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия / В.Л. Быкадоров, П.Д. Алексеев. М.: ПРИОР, 2002. 9. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами / Дж. Хорн Ван; пер. с англ. / под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1996. 10. Ванинский А.Я. Факторный анализ хозяйственной деятельности / А.Я. Ванинский. М.: Финансы и статистика, 1997. 11. Винсент Дж. Лае Как понимать и использовать финансовую отчетность / Дж. Лае Винсент: пер. с англ. с дополнениями. М.: Джон Уайли энд Санз, 1996. 12. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Л.П. Владимирова. М.: Дашков и К, 2005 13. Глазов М.М. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М.М. Глазов. М.: Андреевский Издательский дом, 2006 14. Дж. Харринггон Совершенство управления ресурсами Издательство: Стандарты и качество, 2008 г., 352 стр. 15. Донцова Л.В. Анализ бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. М.: Дело и Сервис, 2000. 16. Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Анализ финансовой отчетности. Учебник. Гриф МО, 7-е изд., перераб. и доп. Издательство "Дело и сервис", 2009. 384 с. 17. Йерг Вельтье Коллекция формул для анализа экономики предприятия. Карманное пособие.М: Финансы и статистика, 2010 г. 160 стр. 18. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / А.А. Канке, И.П. Коршевая. М. «ИД «Форум» -Инфра-М, 2007 19. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: Проспект, 2010. – 424 с. 20. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Под ред. Вахрушиной М.А. Издательство: Вузовский учебник, 2008 г. 464 стр. 21. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева. М.: Финансы и статистика, 2007 22. Маркарьян Э.А. Управленческий анализ в отраслях / Э.А. Маркарьян. Ростов н/Д : МарТ, 2007 23. Патров В.В. Как читать баланс / В.В. Патров, В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2001. 24. Протасов В.Ф., Протасова А.В. Анализ деятельности предприятия (фирмы). Производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг, оценка персонала 2-е издание, переработанное и дополненное. Издательство: Финансы и статистика, 2005 г. 528 с 25. Рожнов В.С. Информационное обеспечение хозяйственной деятельности предприятия / В.С. Рожнов. М: Финансы и статистика, 1987. 26. Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности / Л.Е. Романова. М.: Юрайт-Издат, 2003. 27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010. 345 с. 28. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. Методологические аспекты Издательство: Инфра-М, 2010 г. 272 стр. 29. Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. М.: ИНФРА-М, 2001. 30. Скамай Л. Г., Трубочкина М. И. Экономический анализ деятельности предприятия: Инфра-М, 2009 г. 304 стр. 31. Соколова Г.Н. Информационные технологии экономического анализа / Г.Н. Соколова. М.: Экзамен, 2002. 32. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Эко-Перспектива, 2003. 33. Чечевицына Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Л. Чечевицына, И. Чуев. М.: Феникс, 2002. 34. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. М.: ИНФРА-М, 2006 ОГЛАВЛЕНИЕ
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |