Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА



2015-11-10 2142 Обсуждений (0)
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА 5.00 из 5.00 4 оценки




 

В этом разделе мы рассмотрим различные классификации стадий развития отряда. Начнем с классической, предложенной А.Н.Лутошкиным. В своей работе «Как вести за собой» А.Н.Лутошкин рассматривает пять стадий развития коллектива:

«Песчаная россыпь».Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло» соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают другдруга, или просто не решаются, а может быть, и желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетно центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Отряд этот существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в него входит.

«Мягкая глина».Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в отряде должен быть комиссар, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В отряде, находящимся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Под­линного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк».В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком отряде преобладает жела­ние трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, това­рищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» мая­ка, те, кто не дает погаснуть огню, — организаторы, актив.

Отряд заметно отличается среди других отрядов своей индивидуальностью. Однако ему бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хва­тает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов отряда. Недостаточно проявляется инициа­тива, не столь часто вносятся предложения по улуч­шению дел не только в своем отряде, но и в целом в лагере. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус».Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные то­варищи. К ним идут за советом, обращаются за по­мощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чув­ство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Отряд живо интересуется, как обстоят дела в других отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя отряд и сплочен, но бывают такие моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сра­зу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел».Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, от­ветственность каждого не только за себя, но и за весь отряд. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счаст­ливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя отряды, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «Горящему факелу» находятся все отряды вашего лагеря, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой.

Интересным бывает это движение. Вот какой-то отряд решил в два прыжка достигнуть вершины. Ниче­го не вышло, подрастеряли дорогой свой состав: друж­ные группировки, прибывшие на высотные станции, об­наружили, что некоторые члены отряда так и остались внизу. Надо спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно прий­ти только всем составом.

Рассмотрим еще одну классификацию.

Стадия первая: притирка. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на са­мом деле дети смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется влезть. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свои ав­торитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Дети почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Стадия вторая: ближний бой.Многие отряды проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдель­ных индивидов выходят наружу. Отряд начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство.

Стадия третья: экспериментирование. Потенциал отряда возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать име­ющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот отряд работает рывками, одна­ко есть энергия и интерес понять, как можно работать лучше. Методы работы пере­сматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по по­вышению производительности.

Стадия четвертая: эффективность. Отряд набирает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании времени и на уточнении задач. Члены отряда начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистично и решают их творчески. Лидерские функции плавно переходят от одного ребенка к другому, в зависимости от конкретной задачи.

Стадия пятая: зрелость.В развитом отряде действуют прочные связки между его членами. Людей при­нимают и оценивают по достоинству, а не по их претензиям. Отношения носят нефор­мальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраня­ются. Отряд превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхи­щение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавли­вает высокие стандарты достижений.

Комиссар помогает членам отряда в прохождении всех ста­дий развития, ведущих к зрелости. В начале комиссар уточняет задачи, пред­лагает порядок действий, ставит ориентиры и поощряет детей поближе позна­комиться друг с другом. Иногда это приходится делать напористо и властно. Дальней­шее развитие отряда включает рост открытости, обеспечение комплексного анали­за, подготовку к распределению информации и элементов процесса принятия решений.

Комиссар должен уметь предсказывать наступление очередного этапа раз­вития (зрелости) и вести весь отряд вперед к новым возможностям и трудностям. С повышением качества работы отряда расширяются и возможности для внедрения новшеств в процесс управления. Разные члены отряда могут курировать то или иное за­дание по очереди, в зависимости от своего опыта. Расширяется делегирование полно­мочий, и все больше людей участвует в планировании и принятии решений. Комиссар помогает отряду пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенци­ал, используя для этого личный пример и полномочия.

На самом деле классификаций развития коллектива существуем много. Вы можете воспользоваться одной из предложенных или придумать свою. Приведем еще один пример модели развития группы:

· Ориентация

- Оценка ситуации и авторитетов

- Зависимость от авторитетов и внутренней иерархии

- Потребность в стабилизации внутри каждого человека

· Неудовлетворенность

- Неопределенность в планах, задачах и целях

- Чувство некомпетентности и смущения

- Расстройство из-за разницы между тем, что ожидалось и тем, что получилось

· Решение

- Разрешение проблемы разницы между ожидаемым и действительным

- Развитие гармонии, доверия и взаимоподдержки

- Четкое распределение ответственности и управления

· Выполнение

- Совместная работа

- Чувство силы группы

- Уверенность в успешности выполнения задач

· Радость победы

- Чувство грусти

- Чувство близости к другим членам группы

- Радость за проделанную работу

Контрольная работа

Проанализировать и сравнить классификации

Практическая работа по определению признаков стадий развития отряда.

· Нет того, чтобы что-то "сцепляло", соединяло людей.

· Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу.

· Нет общих интересов, общих дел.

· Отсутствие твердого, авторитетного центра

· Группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

· В группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие.

· Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

· Скрепляющим звеном здесь, является формальная дисциплина и требование старших.

· Отношения разные - доброжелательные, конфликтные.

· Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

· Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом.

· Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, т.к. по-настоящему его некому поддержать

· Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем.

· В группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.

· В группе есть на кого опереться.

· Группа заметно отличается от других групп своей идивидуальностью.

· Группе бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы.

· Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем отряде, но и в целом лагере.

· Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

· В группе действуют по принципу "один за всех за одного".

· Дружеское участие и заинтересованность друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

· Командный состав - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи; к ним идут за советом, обращаться за помощью, и они бескорыстно оказывают ее.

· У большинства членов отряда появляется чувство гордости за свой коллектив.

· Все переживают горечь, когда их постигают неудачи.

· Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, бывает, что приходят на помощь, когда об этом их просят.

· Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение исправляется.

· Группа бескорыстно приходит на помощь, делает все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.



2015-11-10 2142 Обсуждений (0)
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)