Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа
Анализ изобразительных средств 1. Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов:эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставленияи т.д. 2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера - ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки - мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.
Анализ стихотворения в контексте 1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) - и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения. 2. В контексте национального литературного процесса:найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.
3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира. АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
1. Найти черты сходства двух текстов на уровне: - сюжета или мотива; - образной системы; - лексики; - изобразительных средств; - синтаксических конструкций; - других параметров, подсказанных самими текстами. Найти различия на тех же уровнях. Объяснить выявленные различия а) в произведениях одного и того же автора: - разницей времени написания, определившей изменение взглядов; - различием художественных задач; - противоречиями мировоззрения и мироощущения; - другими причинами; б) в произведениях разных авторов: - различием художественных миров; - если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития; - если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом. АЛГОРИТМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
Поэзия 1. Прочитайте текст. 2. Вспомните, что вы знаете об этом произведении и его авторе. 3. Дайте общую характеристику произведения (если возможно, время написания, место в творчестве поэта). 4. Сформулируйте первое впечатление о тексте (о чем стихи?). 5. Каков смысл заглавия (если оно есть)? 6.Найдите ключевые образы - обычно они противостоят друг другу по эмоциональной окраске, и это «противостояние» определяет всю «энергию», напряжение стиха. 7. Какие лингвистические средства помогают понять смысл образов и основнуюмысль автора: § лексика – синонимы и антонимы, в том числе контекстуальные; слова в переносном значении; изобразительная или эмоционально окрашенная лексика; стилистическая окраска лексики – высокая, книжная или низкая, разговорная, наличие архаизмов, славянизмов и т.д. их функция; § наличие тропов, (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)их функция; § фонетика, звукопись: аллитерация (повтор согласных) и ассонанс (повтор гласных), их функция; § морфология: какие части речи преобладают? - Обилие глаголов, деепричастий придает динамизм действию, обилие прилагательных – замедляет ритм, придает произведению плавность, напевность; частицы, междометия усиливают эмоциональное воздействие и т.п.; § синтаксис:количество предложений, их размер и структура (простые, сложносочиненные или сложноподчиненные, наличие второстепенных членов, их функция и т.п.). 8. Стиховедческие параметры и их роль в общем звучании текста: § строфика и ее соотнесение с синтаксисом: деление на строфы исовпадение конца предложений и конца строф или строк (если не совпадают, определить художественную функцию переносов – приближение к разговорной речи, выделение определенного слова в конце строки, нагнетание эмоции и др.); § размер: двусложные или трехсложные размеры, какие именно (хорей – «веселый», «легкий», трехсложники – напевные, замедляющие ритм и т.д.); § особенности рифмы (мужская, женская, их чередование) и т.п.. 9. Интонация стиха и средства, ее определяющие: наличие бессоюзия или многосоюзия, повторы слов, строк, синтаксических конструкций, длина строк. 10.Обобщение– уточнение главной мысли и принципов ее художественного выражения.
Проза
1. Прочитайте текст. 2. Определите характер текста: законченное произведение или отрывок из большого произведения. 3. Если самостоятельное произведение, определите жанр текста: эссе, лирическая миниатюра, притча, стихотворение в прозе и т.п. Если эпизод, охарактеризуйте его: сюжетный эпизод, описание пейзажа, монолог или диалог героев, слова «от автора». 4. Вспомните, что вы знаете об этом произведении и его авторе. 5. Сформулируйте первое впечатление о тексте (о чем в нем говорится?). 6. Каков смысл заглавия (если его нет, придумайте заглавие к данному тексту)? 7. Если это часть произведения, определите его роль в произведении (развитие сюжета, раскрытие характера героя, его внутреннего мира; создание определенного настроения у читателя и пр.). 8. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение). 9. Какова композиция данного текста (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)? 10. Как связаны части текста (лексические и синтаксические средства связи)? 11. На каком приеме (приемах) построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное развитие чувства – или мысли; динамичность, быстрая смена событий или плавное течение сюжета, неторопливое созерцание и т.д.)? 12. Хронотоп текста (пространство и время), особенности его выражения (может быть, рассказ в рассказе, «столкновение» времен и т.п.). 13. Найдите основные образы текста (есть ли образ автора?). 14. Какие лингвистические средства помогают созданию образной системы и воплощению основной мысли текста? Для этого выделить элементы текста, дающие представление о «голом» сюжете и анализировать остальной текст с точки зрения художественной функции «лишних» элементов: § лексика (синонимы и антонимы, в том числе контекстуальные; слова в переносном значении; фразеологизмы; изобразительная или эмоционально окрашенная лексика; стилистическая окраска лексики – высокая, книжная или низкая, разговорная, наличие архаизмов, славянизмов и т.д., их функция); § наличие тропов (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) и их функция; § фонетика: аллитерация (повтор согласных) и ассонанс (повтор гласных), их функция; § морфология: обилие глаголов, деепричастий придает динамизм действию, обилие прилагательных – замедляет его; частицы, междометия усиливают эмоциональное воздействие и т.п.; § синтаксис: размер предложений, их структура (простые, сложные, наличие второстепенных членов, их функция и т.п.). 15. Определите стиль речи (художественный, публицистический, научный и т.д.); возможно, сочетаются разные стили речи (высокий, разговорный, книжный); речевая характеристика героев. 16. На основе проделанного анализа сформулируйте основную мысль текста.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1521)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |