Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ



2015-11-10 1610 Обсуждений (0)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ современной телевизионной программы

Учебное пособие для студентов социологического факультета

направлений «Журналистика» и «Телевидение»

Самара 2012

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

 

Составитель к.ф.н. Н.А. Захарченко

 

Под редакциейк.и.н., профессора В.Я. Мачнева

 

Анализ современной телевизионной программы:учебное пособие / сост. Н.А. Захарченко; под ред. В.Я. Мачнев. - Самара: Изд-во ООО «Порто-принт», 2012. - ___с.

 

 

Дисциплины «Теория и практика СМИ» (4 курс направления «Журналистика») и «Теория и практика современной телевизионной журналистики» (1 курс направления «Телевидение») предусматривают обучение практическим навыкам анализа, критического изучения, оценивания, интерпретации телевизионных программ, которые на современном этапе функционирования телевидения отличаются существенным разнообразием. Сегодня анализ современной телевизионной программы предполагает учет политических, социальных, коммерческих интересов создателей и распространителей телевизионного контента.

Современный телевизионный контент богат медиатекстами разной природы и направленности – художественными, документальными, развлекательными, рекламными, наконец, PR-текстами. Прямая обязанность будущего журналиста компетентно ориентироваться в содержательном комплексе телевидения как важной составляющей части современного информационного рынка. Задача учебного пособия обеспечить студента необходимым инструментарием для профессиональной оценки и интерпретации телевизионных программ разной направленности – информационной, аналитической, развлекательной и др.

 

© Захарченко Н.А.,

составление, 2012

 

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие, написанное в соответствии с программами читаемых на направлениях «Журналистика» и «Телевидение» лекционных курсов «Теория и практика СМИ» и «Теория и практика современной телевизионной журналистики», ориентировано на ознакомление студентов со сложным состоянием современного массмедийного пространства. Овладение методикой анализа современной телевизионной программы – важное, необходимое условие для формирования профессиональных навыков потенциального телевизионного журналиста.

Современный телевизионный журналист - и это важное, непременное требование к современному журналистскому образованию, представляющему синтез теории и практики, - должен позиционировать себя не только как профессиональный создатель журналистского текста, но и как полноправный участник массовой медийной коммуникации. В связи с этим возрастает роль журналиста, способного не только быть универсальным, но и уметь интерпретировать, оценивать деятельность своих коллег по профессиональному цеху. Ведь, по словам Е.Л.Вартановой, речь идет о «специалистах, разделяющих как общекультурные ценности российского общества, так и профессиональную этику»[1], специалистах, осознающих ответственность за объективность и достоверность информации.

Анализ телевизионной программы служит тем ориентиром, который формирует у студентов профессиональные компетенции, необходимые для создания телевизионного продукта как части индустрии.

Современное экранное действо, будучи увлекательным и завлекательным, должно быть максимально приближено к зрителю, построено на принципах драматургического искусства. Телепрограмма (и неважно, в каком формате и с использованием каких жанровых установок она создана) - это всегда общение автора (индивидуального или коллективного) с аудиторией. Каким будет это общение – неформальным или формализованным, в прямом эфире или в записи, с использованием приемов интерактивности для оптимизации внимания телевизионной аудитории или, наоборот, с ориентацией на пассивного зрителя - зависит от конкретного информационного продукта. Вот почему современный телевизионный контент трудно представить без таких свойств, как адресность, диалогичность, межличностный обмен.

Телевидение как инструмент общения с массовым сознанием требует от коммуникаторов творческой самостоятельности, креативности, неформального взгляда на окружающий мир, но вместе с тем и ответственности, чувства меры, эмпатии – иначе между творческой реализацией того или иного проекта и «творческим произволом»[2] можно поставить знак равенства.

Развлекательный формат современного российского телевидения во многом обуславливает возникновение тех или иных жанровых тенденций, в основе которых стремление создать яркую, броскую «упаковку», чтобы подаваемая информация как можно легче воспринималась аудиторией, увлекала зрителя, создавала иллюзию радости, беззаботности, легкости бытия. В итоге, содержание медиатекста, уступая формальным характеристикам, отходит на задний план, мельчает, становится поверхностным, легковесным, что необходимо учитывать при оценке телевизионного контента.

В первую очередь, методика анализа телевизионной программы позволяет определиться с такими ключевыми понятиями, раскрывающими всю сложность, многообразие, неоднозначность современной конвергентной журналистики, как «контент», «формат», «жанр».

Многие исследователи отмечают тот факт, что сегодня категория «жанр» применительно к телевизионному контенту очень часто подменяется понятием «формат». Так, о формате как «единице измерения эфира» говорит С.Ильченко, подразумевая под ним «определенный набор внешне очевидных признаков»[3]. Формат равен жанру, абсолютно не совпадает с ним по категориальным признакам или все же понятие «формат» шире «жанра» и приравнивается к понятию «текст» - этот вопрос до сих пор остается открытым. Как результат, существующая подмена понятий не может не сказаться на качестве и содержании современной теории жанрообразования, которая находится, по крайней мере применительно к телевещанию, в ситуации если не критической, то близкой к этому.

Единица эфирного контента, будучи самостоятельным, завершенным информационным продуктом, реализованным с помощью различных структурно-содержательных элементов, совокупность которых и есть формат программы, может быть воплощена как в одной жанровой форме, так и с использованием синтеза различных жанровых модификаций. Знание профессиональных нюансов и тонкостей в сфере современной телекоммуникации позволит определить будущему журналисту, с чем он имеет дело – с собственно журналистским творчеством или с рекламой и PR-технологиями, успешно маскирующимися под эфирный продукт, основная задача которого – информировать, а не продавать и продвигать товары и услуги. В частности, выработка навыков анализа различного рода телевизионных программ, исходя из их структурно-содержательной направленности, способствует освоению важных профессиональных компетенций.

Анализ телевизионной программы позволяет разобраться и в роли ведущего той или иной телевизионной программы. Оценка разных типов ведущих телевизионных программ, без сомнения, способствует формированию важной профессиональной компетенции – предъявляя свою личность многомиллионной телевизионной аудитории, журналисту необходимо быть «лидером мнений», объективным интерпретатором сложных проблем современности и, отвечая ожиданиям и интересам аудитории, не забывать о нравственных критериях.

Наконец, анализ телевизионной программы направлен на то, чтобы разобраться в понятии «целевая аудитория». Образ современного телезрителя также напрямую зависит от типологических характеристик того или иного телевизионного продукта. Тем более, что в современных условиях информационного рынка аудитории как участнику коммуникационного процесса предъявляются новые требования: телезритель позиционируется не только как потребитель информации, но и как полноправный создатель контента, находящийся в со-творческом союзе с профессиональными журналистами.

 


РАЗДЕЛ 1.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

 

Глава 1.



2015-11-10 1610 Обсуждений (0)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)