Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 8. Суперсегментные единицы



2015-11-10 1506 Обсуждений (0)
Занятие 8. Суперсегментные единицы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Ударение. Словесное ударение. Отличие ударных слогов от безударных по длительности, силе, тембру. Место ударения в слове. Разноместность ударения в русском языке. Неподвижное и подвижное ударение при словоизменении и словообразовании. Безударные словоформы. Слитность русского произношения.

2. Энклитики и проклитики. Слабое ударение. Побочное ударение.

3. Интонация. Тональные средства интонации. Тембровые и количественно-динамические средства интонации. Тактообразующая и фразообразующая функции интонации.

Литература

 

I. 4, 8, 13, 23, 29, 35, 38.

II. 43, 51, 61, 64, 65, 66.

 

Термины

 

Акцент, верхний регистр тона, восходящее ударение, динамическое ударение, долготное ударение, интонационная конструкция, интонация, квантитативное ударение, клитики, количественно-динамические средства (интонации), количественное ударение, контрастная интонация, логическое ударение, мелодика, мелодическое ударение, музыкальное ударение, нелинейные единицы речи, неподвижное ударение, нефиксированное ударение, нижний регистр тона, нисходящее ударение, одноместное ударение, побочное ударение, подвижное ударение, просодические единицы, разноместное ударение, силовое ударение, слабое ударение, словесное ударение, способ интонации, способ ударения, средний регистр тона, суперсегментные единицы речи, тактовое ударение, тактообразующая функция (интонации), тембр, тембровые средства (интонации), тон, тональные средства (интонации), тоновое ударение, ударение, ударные гласные, ударный слог, фиксированное ударение, фразовое ударение, фразообразующая функция (интонации), экспираторное ударение.

 

1. Ответьте на вопросы (АР):

 

1) Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию.

2) Что такое фразовое ударение? В чем разница между фразовым и логическим ударением?

3) Что такое словесное ударение? В чем его отличие от фразового ударения?

4) Как может осуществляться словесное ударение?

5) Какие существуют виды словесного ударения?

6) Какое ударение называют свободным, фиксированным, одноместным, разноместным, подвижным? (57, 30)

7) Каковы типы ударения по объекту выделения? Как различаются типы ударения по акустико-артикуляционным признакам?

8) Какую роль выполняет фразовое ударение? Логическое ударение?

9) Какой тип ударения является элементом интонации?

10) Чем различаются мелодика речи, мелодика слова и слога и мелодика фразы? (58, 50)

 

 

2. Разделите отрывок на синтагмы. Прочитайте его с интонацией 1) сообщения, 2) вопроса, 3) побуждения(АР).

Поедем завтра с братом в город походим по базарной площади заглянем в книжный магазин сходим в цирк спустимся на речную пристань проводим в путь старенький пароходик (По Г. Скребицкому.) (58, 50)

 

3. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах. Разделите эти слова на группы, в зависимости от типа ударения. Проверьте себя по словаря (АР).

Гора, звонить, бык, сосна, овца, стог, варить, борода, нога, ноша, беда, волк, гроза, стена, изба, сковорода, вода, земля, бежать, крыша, доска, буря. (57, 33)

 

4. Прочитайте текст, определите фразовое и логическое ударение. Выпишите в отдельные группы слова с закрепленным и с подвижным ударением(АР).

Человек потерял запятую стал бояться сложных предложений искал фразы попроще за несложными фразами пришли несложные мысли потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо с одной интонацией его уже ничто не радовало и не возмущало он ко всему относился без эмоций затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы никакие события не вызывали его любопытства где бы они ни происходили в космосе на Земле или даже в собственной квартире через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки к концу жизни у него остались только кавычки он не высказывал ни одной собственной идеи так он совсем разучился мыслить и дошел до точки берегите знаки препинания. (А. Каневский.) (58, 48)

 

5. Выпишите из данных примеров слова и формы, различающиеся местом ударения. Укажите, какой тип ударения отражен в получившихся парах.

1. Как передать этот блеск и радость бегущей воды! 2. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. 3. Ты своею рукою зажигаешь прекрасного века начало. 4. Не ты ли долгие века была для нас мечтой несмелой? 5. За недолгий жизни срок, человек бывалый, по стране своей дорог сделал я немало (АР).

6. Нам останется вечно дорог этот круг молодых ребят. 7. Мы с тобою многого стоим. 8. Стоим притихнув: слишком многое пришло на память. 9. Чем тропинка труднее, уже, тем задорней идти вперед. 10. Уже вдали стальных коней растет гуденье(СР). (58, 49)

 

 

6. Прочитайте отрывок.

1) Определите функции мелодики: членение речи на синтагмы, связывание частей речевого потока, выделение главного слова синтагмы, выражение коммуникативного типа предложения (повествовательного, вопросительного, побудительного).

2) Определите места синтагматического, логического и эмфатического ударения.

3) Определите функции пауз: отделение частей или выражение характера связи между ними.

Видят, маленькая точка

Показалась вдалеке:

- То ли чурка, то ли бочка,

Просто глазу маята.

- Не пловец ли одиночка?

- Шутишь, брат, вода не та!

- Да, вода. Помыслить страшно.

Даже рыбам холодна… (АР)

- Не из наших ли вчерашних

Поднялся какой со дна?

Подошел сержант с биноклем,

Присмотрелся:

- Нет, живой,

Нет, живой, без гимнастерки…

- А не фриц? Не к нам ли в тыл?

- Нет!

- А может, это Теркин?

Стой, ребята, не соваться…(СР)

(А. Твардовский.) (58, 49)

 

7. Разбейте данные высказывания на синтагмы. Обозначьте словесные и синтагматические ударения, расставьте там, где требуется, соответствующие знаки препинания, превратив примеры в различные предложения. Определите типы ИК в пределах фраз и синтагм. Начертите схемы интонационных конструкций.

1. Я заметил после удачного торга на городском рынке когда продаст Зыкова все помидоры первым сортом у бригады овощеводов настроение лучше некуда. 2. Часто наблюдаемые факты не обобщаются. 3. Как обрадовал их приезд детей (АР)!

4. Во время войны между Китаем и Японией был заключен договор. 5. Недавно приехавший лектор выступил с докладом. 6. У нас один путь к победе. 7. Сергей чувствовал мать не зря вызвала его (СР). (54, 87-88)

 

8. Определите границы синтагм, типы ИК в синтагмах данных фраз, начертите схемы интонационных конструкций.

1. В начале любого дела надо определить его главное звено. 2. – Что это такое? – Что это такое? (переспрос). Да я и сам не знаю. 3. Поедет она с нами или нет? 4. Смотрите прямо! 5. Будьте внимательнее. 6. В школу они пришли, когда уже в зале битком набился народ. 7. Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. 8. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал все, что привозили мне с почты, спал. 9. Иногда уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь. 10. – Написали? 11. Откройте сборник упражнений на восемьдесят пятой странице. 12. – Простите. Я не знал, что Вы уже пришли. 13. – Подойдите ко мне! Почему Вы опоздали? (АР)

14. – Разве непонятно? – А что я должен понять? 15. Мы вчера говорили долго, но ни к чему не пришли. 16. Я не знаю, что я должен понять. 17. Так мы и не узнали, как это делается. 18. Они разговаривали необыкновенно долго, как это делают озабоченные люди. 19. – Да помилуйте, как же мне не сердиться? 20. Выехал я еще вчера утром чуть свет, объездил всех своих должников, и хоть бы один из них заплатил свой долг! 21. – Хорошо бы закончить все сегодня вечером, - сказал он немного помолчав. 22. Устную речь могут отличать от письменной такие качества, как неподготовленность, спонтанность, непосредственность общения. 23. Скажите, пожалуйста, где, когда и у кого можно записаться на экскурсию? 24. Любишь кататься – люби и саночки возить. 25. Не согласилась с нами, так поступай как знаешь(СР). (54, 100-101)

 

9. Определите коммуникативную направленность высказываний, определите центры и типы ИК в синтагмах, различный акцентный «вес» ударений в словоформах.

1. Объявили отправление, и поезд тронулся. 2. После всестороннего обсуждения кандидатур был избран директор завода. 3. Директором электромеханического завода стал Андрей Борисович Курнаков. 4. В комнате удобный диван, стенка, два кресла, телевизор, старое пианино. 5. Летом здесь сухо и знойно, зимой морозно. 6. Случившегося они не могли видеть: по причинам, от них не зависящим, зимовщики задержались на аэродроме. 7. 25 сентября, во вторник, в 18 часов состоится собрание. 8. После этого, по сути, и спрашивать об ее отношении было незачем (АР).

9. А мне, ты думаешь, вспоминать об этом легко? 10. Наконец мы добрались до полустанка, пропыленные и усталые. 11. В город он переселился не один, а со всей семьей. 12. Я приехал за ним, когда уже было поздно. 13. Крик этот как будто разбудил сидевших. 14. Ровно в четыре часа раздался резкий телефонный звонок. 15. Так как времени не было, я отказался от билета в театр. 16. Что написано пером, того не вырубишь топором (СР).(54, 101-102).

 

10. Затранскрибируйте тексты, составьте схемы тактов по формуле А.А. Потебни. Определите, какие типы ИК возможны в предлагаемых для анализа отрывках (АР).

1) Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно, сели ужинать в пятом часу утра. Те, которые остались в выигрыше, ели с большим аппетитом, прочие, в рассеянности, видели перед пустыми своими приборами. Но шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нём участие. (А.С. Пушкин.) 2) Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, На Патриарших прудах появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и черных тапочках. (М.А. Булгаков) (60, 13)

 

11. Выделите в отрывке: 1) пять примеров простых сегментных единиц, 2) пять примеров сложных сегментных единиц, 3) пять примеров суперсегментных единиц(СР).

Вот надо мной развертывается шелковый наполнившийся воздухом купол, и тело делается невесомым. Оглядываюсь. Как резко изменилась погода! Темно-синяя грозовая туча клубится и клокочет прямо у меня над головой. Что делать? Как рассчитать место для приземления? Пытаюсь приземлиться подальше от леса… (По Ю. Иванову.) (58, 50)

 

 

Контрольная работа 1

 

Задание:

1) фонетическая транскрипция текста;

2) деление текста на слоги, такты, фразы

3) артикуляционная характеристика звуков (1 строка);

4) акустическая характеристика звуков (2 строка);

5) характеристика фонетических процессов;

6) характеристика слогов (3 строка).

 

Вариант 1

 

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (А.С. Пушкин)

 

Вариант 2.

 

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман… (А.С. Пушкин)

 

Вариант 3.

 

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины. (А.С. Пушкин)

 

Вариант 4

 

…Но в нас горит ещё желанье,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье. (А.С. Пушкин)

Вариант 5

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви. (А.С. Пушкин)

 

Вариант 6

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты. (А.С. Пушкин)

 

Вариант 7.

 

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать… (А.С. Пушкин)

 

Вариант 8.

 

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней. (А.С. Пушкин)

 

Вариант 9

 

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча. (А.С. Пушкин)

 

Вариант 10

 

Для берегов отчизны дальной

Ты покидала край чужой;

В час незабвенный, в час печальный

Я долго плакал пред тобой. (А.С. Пушкин)

 

Вариант 11

 

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят - всё лучшие годы! (М.Ю. Лермонтов)

 

Вариант 12

 

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ - холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит. (А.С. Пушкин)

 

Вариант 13

 

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего! Жалею ли о чём? (М.Ю. Лермонтов)

 

Вариант 14

 

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит. (М.Ю. Лермонтов)

 

Вариант 15

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

 

Вариант 16

 

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест… (Ф.И. Тютчев)

 

Вариант 17

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле… (Ф.И. Тютчев)

 

Вариант 18

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. (Ф.И. Тютчев)

 

Вариант 19

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Всё вторит весело громам. (Ф.И. Тютчев)

 

Вариант 20

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом. (Ф.И. Тютчев)

 

Вариант 21

 

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается. (И.С. Никитин)

 

Вариант 22

 

…Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою… (Ф.И. Тютчев)

 

Вариант 23

 

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт. (И.С. Никитин)

 

Вариант 24

 

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян. (И.С. Никитин)

 

Вариант 25

 

С чем нас сравнить с тобою, друг прелестный?

Мы два конька, скользящих по реке,

Мы два гребца на утлом челноке,

Мы два зерна в одной скорлупке тесной… (А.А. Фет)

 

Вариант 26

 

Кротко звезд золотое сиянье.

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. (И.С. Никитин)

 

Вариант 27

 

Не жалею, не зову, не плачу -

Всё прошло, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым. (С.А. Есенин)

 

Вариант 28

 

И тихо и светло - до сумерек далёко;

Как в дымке голубой и небо и вода, -

Лишь облаков густых с заката до востока

Лениво тянется лиловая гряда. (А.А. Фет)

 

Вариант 29

 

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы

И я слышу, как сердце цветёт. (А.А. Фет)

 

Вариант 30

 

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И как мечты почиющей природы

Волнистые проходят облака. (А.А. Фет)

 



2015-11-10 1506 Обсуждений (0)
Занятие 8. Суперсегментные единицы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 8. Суперсегментные единицы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1506)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)