Образование как социокульт-й феномен и педагог-й процесс
Образование представляет собой многоаспектное явление,рассматрив-е в различ областях науч-го знания и чел-й мысли.Его науч-е и теорет-е проблемы исследуются одной из отраслей педагогики–дидактикой.В настоящ время она представляет собой теорию образования и обучения.Ее предметом явл обучение как средство образования чел.В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организов-й социал-ции личности.Рассмотрение образования в виде педагог-й системы,направл-й на достижение определ-х целей формирования и развития личности,предполагает,прежде всего,его анализ как общечел-й ценности.Образован обеспечивает культур-ю преемственность поколений и готовность чел к выполнению соц-х и профес-х ролей. Индивид осваивает систематизир-ю совокуп-ть нравств-х и культур-х ценностей, соответствующ его интересам и обществ-м ожиданиям.Особенность культурно-историч-й преемственности образования заключ-ся в том,что социально ценные кач-ва личности формир-ся и развив-ся не стихийно,а целенаправленно.В образовании бытие чела соед-ся с достигнутым уровнем культуры общ-ва.Классификация видов образоват-й практики осуществл-ся по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний,навыков и умений(общее или профес-е образование) и по уровням сложности образоват-х программ (дошкольное,основ школ-е,ср-е,высшее).Образование выступает важной категорией целого ряда наук.Основополагающее знач-е имеет эта категория и для педагог-й науки. Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образов-го чела.Цели общ-ва и цели учащихся связаны друг с другом:чем менее образован чел,тем более расходятся его спонтанные цели с общес-ми и педагог-ми.В совр-й педагог-й науке преодолевается отношение к знаниям,навыкам и умениям как к конечным целям образования.В соврем-м образовании необходимо соотносить педагог-е руководство чел-ком с его активностью и самостоят-тью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания.Формирование и поддержание образоват-х мотивов личности—одна из основ-х задач педагогов и психологов.Обучение и воспитание—стороны ед-го процесса образования.В то же время обучение предполагает усвоение знаний,умений и навыков, позволяющих тому,кто обучает,и тому,кто обучается,говорить на одном языке объективных значений элементов культуры.Воспитание же предполагает усвоение нравственных ценностей и норм обществ-го и профес-го поведения.Но такое усвоение невозможно без обучения.Образование развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления,рефлектирующей проверке и самокорректировке.В перспективе развития чела содержание образования призвано обеспечить полноценное «проживание» отдел-х возрастных этапов(детства,отрочества,юношества,зрелости),психолог-ски обоснованную последоват-ть усвоения компонентов культуры и видов деят-ти,также для развития различных способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межлич-х и общес-х отношений.Эта задача в соврем-м рос-м общ-ве решается посредством разработки и принятия образов-х стандартов и соответствующих образов-х программ. Педагог-й процесс-специально организованное,развивающееся во времени и в рамках определенной воспит-й системы взаимодействи воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личнос-х св-в и кач-в воспитанников.Образование тесно связано с воспитанием, формированием качеств личности.Эта объективно существующая взаимозависимость проявляется в том,что Образование является необходимым и могучим фактором воспитания.
60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
педагогический учебно-воспитательный процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс — это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности. Необходимость выявления специфических особенностей процессов обучения и воспитания. Единство процессов обучения и воспитания не означает что они не имеют своих специфических особенностей. Известно, например, что А. С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область — область чистого воспитания — есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».
61.Психология т\ж коллектива. Т\ж коллектив–целенаправленно организ-я общность профес-лов для совместной деят-ти по защите эконом-х и иных(нравств-х и эколог-х норм,безопасности,т.д.)интересов гос-ва и его граждан в сфере внеш связей,регламентированной Т\ж кодексом.Главной особ-тью т\ж коллектива явл четкость и уставная определ-ть его организации.В т\ж коллективе точно и однозначно выражены отношения подчинения(субординация).Это определяет особ-е требования к профес-м и личным качествам руководителей всех рангов,к стилю руководства.Руководитель т\ж кол-ва несет,в конечном итоге,всю полноту ответств-ти за резул-ты деят-ти своего подразделения.Также следствием рассмотр-й особен-ти явл повышенная требоват-сть к уровню дисциплинир-сти сотрудников.Сотрудник т\ж кол-ва ограничен в самост-ти и произвольности принятия решений.В то же время сотрудники многих подразделений т\ж органов по роду выполняемых задач обязаны постоянно принимать решения(выполняя разрешительно-запретит-ю фун-ю).Это порождает спец-ю задачу воспитания ответст-й активности сотрудников.Одним из способов решения этой задачи м. быть,например,организация спец-х форм выражения личного мнения о ходе работы и имеющихся трудностях(письм-е отчеты по заданным позициям и пр.).Второй важной психолог-й особ-тью т\ж кол-ва,вытекающей из задачи защиты интересов гос-ва, явл высокий уровень сплоч-ти,развитость чувства «мы» против нарушителей,посягающ на эти интересы.Эта особен-ть роднит т\ж коллектив с армейским.Но есть и существенная разница.Для армейского кол-ва сплоч-ть–непосредств-е условие выживания.Для т\ж кол-ва сплоч-ть опосредуется личным переживанием значимости целей и задач т\ж деят-ти. Утрата,в рамках профес-го самоопределения,чувства служения Родине,понимания общес-й значимости своей деят-ти не только как квалифиц-го труда,но как миссии,приводит не к гибели,но к разложению кол-ва,к размыванию сущности деят-ти.Повышению сплоч-ти способствует поддержание традиций и ритуалов,обеспечивающих коллек-е переживание чув-ва профес-й гордости и чести.Производными от выше названных явл такие психолог-е особен-ти т\хх коллективов как повышенная взаимная требоват-ть сотрудников,в особенности начальников к подчиненным,и,одновременно,забота о «чести мундира».Уже названная регламентированность отношений в кол-ве,также фун-я т\ж органов представлять гос-во во взаимоотношениях с зарубеж-ми лицами и организациями формирует такую особен-ть т\ж деят-ти как необходимо обезличенный,отстраненный, «процедурный» или «этикетный» хар-р ее осуществления.Это в особенности ярко проявляется в общении сотрудников т\х органов с клиентами.
62.Особенности общения т\ж специалиста с подконтрол-ми лицами. Колобова выделяет характ-е черты общения т\ж специалистов с подконтр-ми лицами:Общение сотрудника т\ж органа и подконтр-го лица явл ролевым,заданным их юридич-м статусом.Законодат-е акты об их правах и обязанностях определяют границы их общения и его содержание.Также определяющее значение играют обществ-е ожидания и установки относительно роли т\жка.Поведение т\ж служащего в процессе ролевого общения стандартизируется,вырабатывается,затем в разнообр-х формах закрепл-ся, особый стереотип,шаблон или нормативный образец поведения.Наигрывается «профес-я маска»-фиксиров-я сумма стандар-х поведенческих реакций.Независимо от конкретной ситуации взаимодействия с подконтр-м лицом,сотрудник стремится к постоянному сохр-ю маски доброжелат-ти,приветливости,сдержанности и ровного отношения.Это обеспеч-ся определ-й совокуп-тью речевых,мимических и пантомимич-х знаков,постоянное воспроизведение кот в поведении сотрудника создает условия для оптимал-го бесконфлик-го протекания ролевого общения.«Сбрасывание» профес-й маски равносильно отказу от выполнения ролевых фун-й.Умение максимально адекватно осуществлять свою роль в соответствующих шаблонах поведения есть первый признак уровня профес-зма и квалификации сотрудника.Однако в процессе ролевого общения, клиент т\ж органа,также и сотрудник не могут не проявить своих личных интересов и индивид-х особен-тей.Задачей т\ж специалиста явл создать благоприят-й психолог-й фон общения.Каждый специалист вырабатывает индивид-й стиль ролевого поведения.Чувства, возникающ у сотрудника и подконтр-го лица в процессе их общения,могут быть конъюнктивными(сближающими,объединяющими) или дизъюнктивными (разъединяющими, отчуждающими).Сотрудник явл организующей и регулирующей стороной общения с клиентом,поэтому одной из его важных фун-й явл устранение условий для возникновения отриц-го эмоц-го фона общения.Известно,что инициатором дизъюнкт-х чувств нередко бывает подконтр-е лицо.Резко выраженные клиентом недовольство,недоверие,неприязнь порой легко заражают сотрудника провоцируют ответить тем же.Не следует сообщать подконтр-му лицу,что нам нет никакого дела до его проблем,или что его действия создают нам проблему. Конструктивная(а значит высоко профес-я) позиция сотрудника должна быть иной.Сотрудник должен суметь убрать негатив-е эмоции,затем найти способ разрядить негатив-е эмоции клиента,перенаправить энергию эмоций в позитивное русло совмес-го решения общ задачи.Инициатором дизъюнкт-х чувств м. стать и сам сотрудник,как правило вследствие эмоц-х перегрузок. Некоторые причины эмоц-х перегрузок:-большая персон-я ответств-ть за выполнение обязанностей;-пристальное внимание контролирующ работу т\жка спец-х органов;-разнообразие постоянно меняющихся объектов наблюдения и др. Заметим, что клиент как правило не намерен убирать негат-е эмоции т\жка,иногда он склонен их стимулировать и использовать в своих интересах.При этом клиент м. рассч-ть на безнаказанность своей эмоц-й несдерж-ти,а сотрудник не имеет оснований для подобного рода ожиданий.Поэтому сотруднику следует формировать установку на сдерживание эмоций средствами сознат-го самоконтроля.Излишняя эмоц-я включенность явл профес-но вредной.Умение держать себя в руках,не снимать профес-ю маску– необходимое профес-ое кач-во т\ж специалиста.Организационные мероприятия, помогающие снизить эмоц-ю напряж-ть сотрудников:-комнаты психолог-й разгрузки;-спортивные залы,тренажеры;-комфортно организ-е пункты питания и др. Большое значение в профилактике психоэмоц-х перегрузок сотрудников играет здоровая атмосфера в трудовом коллективе.Общ деловой настрой и оптимизм,трудовые достижения,поддержка инициатив сотрудников создают благоприят-й морально-психолог-й климат,способствуют уверенной и четкой работе и хорошему настроению.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |