Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды межличностного общения



2015-11-10 1015 Обсуждений (0)
Виды межличностного общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью принуждения к определенным действиям или реше­ниям. Средства оказания влияния - при­каз, указания, предписания и требования.

Манипуляция — это форма межличност­ного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. В любом обучении всегда присутствует элемент манипуляции (сделать урок интересней, замотивировать детей, привлечь их внимание и так далее). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки объяснить, научить, дока­зать.

Диалогическое (гуманистическое) общение. Диалог — это равноправное общение, имеющее целью взаимное по­знание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.

К. Роджерс выделяет следующие правила гуманистического общения:

1. Психологический настрой на актуальное состояние со­беседника и собственное актуальное психологическое состоя­ние.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешенные вопросы.

5. Персонификация общения — разговор от своего име­ни, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Выделяют позитивные и негативные стили педагогического общения.

К позитивным стилям относятся:

¾ устойчиво-положительный (стабильное положительное отношение к ученикам, забота и помощь, деловая реакция на недостатки, любят профессию и детей),

¾ пассивно-положительный (добросовестно выполняют работу, но свойственна сухость в обращении, только требовательность и отсутствие неофициального общения),

¾ неустойчивый (в общем у них эмоционально-положительная установка к учащимся, но отношения зависят от сложившейся в данный момент ситуации, от настроения).

К негативным стилям относятся:

¾ ситуативно-отрицательный,

¾ устойчиво-отрицательный.

 

19.Структура обще­ния: коммуникативная, перцептивная и интерактивная стороны общения.

В структуре общения принято выделять три стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения).

1.Общение как обмен информацией.

Общение – это передача информации, которая может быть вербальной и невербальной. Основным средством вербального общения, обмена информации является язык, речь человека. Язык представляет собой систему словесных знаков. Речь – это процесс общения с помощью языка (вербальная коммуникация).

Выделяют следующие этапы речевого общения:

1.Программирование речи (построение смыслового костяка того, что человек хочет сказать).

2.Построение синтаксической структуры предложения (прогнозируется конструкция фразы, грамматическая форма, подбираются нужные слова и звуки).

3.Реальное звучание речи (коммуникатор кодирует информацию, подлежащую передаче, а собеседник декодирует полученную информацию, т.е. переводит звуки слышимой речи в значения слов).

Существуют четыре уровня непонимания:

1. Фонетический (иностранный язык).

2. Семантический (речь отличается не по фонетике, а по смыслу, т.к. смысловые поля у разных людей разные).

3. Стилистический (слишком «тяжелый» или слишком «легкий» для восприятия смысл стиль).

4. Логический (не принимается логика и аргументы другого человека).

Невербальные (неречевые) средства. К ним относятся: оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическая система (система вокализации – тембр голоса, диапазон, тональность), экстралингвистическая система (паузы, смех, слезы, покашливание, темп речи), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение («контакт глаз»). Невербальные средства также могут отличаться у разных народов.

2. Общение как взаимодействие.

Вступая в общение люди не только обмениваются информацией, но и воздействуют на другого человека (осознанно или неосознанно). Партнер по общению, вступая в контакт, выражает согласие или оказывает сопротивление такому воздействию, т.е. взаимодействует.

Изучение позиций в процессе общения осуществляется в транзактном анализе Эрика Берна. Взаимодействие в процессе общения зависит от того, какую позицию человек занимает по отношению к партнеру (свысока, на равных, как подчиненный).

Согласно данной концепции, внутри каждого человека живет три состояния «Я». Свое «Я» человек может выражать как:

а) существо зависимое, доверчивое, обидчивое (позиция «ребенка»),

б) существо независимое, берущее ответственность на себя (позиция «родителя»),

в) существо, умеющее считаться с ситуацией, понимать интересы других, распределять ответственность между собой и другими (позиция «взрослого»).

Человек в зависимости от ситуации может занимать различные позиции. Правильный выбор позиции, общение на равных (дополнительное взаимодействие) – условие конструктивного общения.

3)Общение как восприятие и понимание людьми друг друга. Выделяют следующие механизмы межличностного восприятия:

1. Идентификация - это способ понимания другого человека через уподобление его самому себе, т.е. люди строят предположение о мыслях другого человека, вспоминая себя в таких ситуациях.

2. Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается собеседником; условие постоянной коррекции собственного поведения.

3. Эмпатия- способ эмоционального отклика на переживания другого человека, проникновение в чувства другого (я чувствую, понимаю, на своё поведение могу строить по-своему); эмпатия развивается с детства.

4. Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известным явлениям, т.е. социальным стереотипам. Стереотип – это сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом (разновидность социальной установки).

Предвзятое отношение к другому человеку может проявляться в следующих эффектах.

1.Эффект ореола: общее благоприятное впечатление, оставляемое человеком, или положительная информация о нем, приводит другого человека к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии.

2.Эффект первичности: на мнение о незнакомом человеке наибольшее влияние оказывает информация, услышанная первой. Потом изменить мнение сложно, т.н. «первое впечатление о человеке».

3.Эффект новизны: новая (обычно негативная) информация о давно знакомом человеке способна необъективно изменить мнение о нем.



2015-11-10 1015 Обсуждений (0)
Виды межличностного общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды межличностного общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1015)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)