Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические тенденции движения от традиционной к инновационной культуре



2015-11-10 1407 Обсуждений (0)
Исторические тенденции движения от традиционной к инновационной культуре 0.00 из 5.00 0 оценок




В типологии культуры речь идет об идеальных типах. Реальные, исторически существовавшие общества не обязательно полностью и в точности обладают всеми чертами, которые характерны для какого-либо из них. Далеко не всегда можно однозначно отнести конкретную культуру к традиционному или инновационному типу.

Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к инновационной. Архаическая культура первобытных обществ была традиционной. Она и не могла быть иной: слишком мал был еще арсенал средств, с помощью которых люди вели борьбу за существование, и драгоценные крупицы опыта предков, который дал им возможность устоять в этой борьбе, необходимо было бережно сохранять и использовать, чтобы выжить. Архаические родоплеменные культуры были невероятно устойчивы – они существовали в почти неизменном состоянии в течение тысячелетий. Даже в XX веке этнографы находили в Африке, Австралии, Южной Америке, Океании племена, сохранившие первобытный образ жизни. Традиционными были и культуры, возникшие в государствах Древнего мира: Египте, Китае, Индии, Малой Азии.

Культура средневековой Европы (включая Россию) также носила традиционный характер. Однако эпоха Возрождения ознаменовала поворотный пункт европейской истории. С ее приходом в западных странах началось формирование инновационной культуры.

В Новое время религия потеряла прежнюю власть над умами людей. Возникло свободомыслие, изменилось отношение общества к творческой деятельности. Поток новых идей захватил философию, искусство, науку, технику. Это привело к существенным сдвигам во всех областях общественной жизни. К XX столетию инновационный тип культуры стал господствующим в Западном мире. Об этом свидетельствовало широкое распространение здесь таких его признаков, как научно-техническая революция, постоянно ускоряющиеся темпы развития производства, быстрая смена художественных стилей, непрерывное обновление условий повседневной жизни, калейдоскоп капризов моды, лихорадочная погоня за новшествами во всех областях жизни. В наши дни черты традиционной культуры еще можно обнаружить у народов, по тем или иным причинам, не восполнявшим достижения современной цивилизации. Во многом продолжают оставаться традиционными культуры стран Востока и ряда мусульманских государств.

Можно представить следующие сценарии взаимодействия традиции и инновации.

1. Исчезновение или «отмирание» господствующей на данный период традиции. Особенно часто этот сценарий проявляется тогда, когда традиция является слабой, несформировавшейся и неустойчивой в обществе. Возникает потребность в «сильных» инновациях. Инновация заменяет традицию, утверждается, превалирует и преобладает в социально-культурной среде. В то же время инновация может заимствовать и такие свойства традиции, как сохраняемость, сбалансированность и повторяемость. В данном случае подразумевается создание инновационной структуры и полное исчезновение традиции. При этом в своем подавляющем большинстве инновации с трудом приживаются в обществе. С другой стороны, традиция может полностью исчезнуть, а через какой-то период времени появиться вновь.

2. Активная защита традиции, ее противодействие, борьба с инновацией. При данном сценарии традиции «глушат» созидательное развитие инновации. Ведь любая инновация только тогда принимается социумом, когда согласуется с уже имеющейся традицией или в свою очередь порождает новые традиции. Результатом этих действий является исчезновение и нейтрализация инноваций – данные инновации являются «слабыми», традиции превалируют и не позволяют развиваться инновационному процессу. В результате противодействия инновация исчезает, а традиция обогащается новыми свойствами и может приобрести определенные инновационные «вкрапления». Инновации дополняют традиции новыми нормами и способны изменить содержание традиций, формируя и инновационно дополняя традиции. Нельзя отрицать и тот вариант, когда общество может не принять данную инновацию и усиливается консерватизм.

3. Эволюционирование, развитие процессов трансформации традиции в инновацию. Развитие этого сценария в краткосрочном периоде характерно, прежде всего, для «старых» традиций. В данном случае важно отличать так называемые «мнимые», «ложные» инновации, которые фактически и формально являются «настоящей» традицией. Происходит интеграция инноваций в традиции: инновации структурируются и встраиваются в существующую структуру традиций.

4. Смешение, то есть тождественность традиции - инновации. Инновации опираются на традиции, модифицируются и адаптируются к традициям. Традиции служат определенным дополнением к инновациям, причем конкретная инновация может составлять комбинацию из нескольких традиций. В данном варианте на протяжении определенного периода времени соблюдается положительная преемственность традиций инновациям.

5. Компромиссный вариант, подразумевающий симбиоз, сосуществование, сохранение и традиции, и инновации. Следуя теории «традициологии», разработанной культурологом Э.С. Маркаряном, традиции и инновации в процессе взаимодействия могут «растворяться» друг в друге. Традиции сохраняются, а инновации развиваются. И традиции, и инновации не разрушают друг друга. То есть, «называемая сегодня актуальной, действующей традиция, чтобы утвердиться, вынуждена была выступать обязательно в паре с инновацией, заключать компромиссы с модернистской системой и постепенно сползать на роль вторичного компонента этой системы».

 

Заключение

Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод, что на современном этапе происходит отказ от привычной оппозиции “традиция - новация”, где традиция - обеспечивает необходимую устойчивость всякого явления культуры, а инновация - обеспечивает прогресс изменчивости. Переход общественных отношений в новое качество сопровождается переосмыслением прошлого и обращением в будущее. Во временном пространстве традиция представляет собой историческую триаду: прошлое - настоящее - будущее. Таким образом, в общности “традиция-инновация” заключены вопросы преемственности, передачи, наследия и прогресса человеческого опыта. Традиция и инновация взаимодополняемы, не существуют одна без другой. Попытка создать новое вне связи с уже имеющимся, без опоры на традицию ведет к разрушению органической целостности культуры. Без использования накопленного опыта, знаний и умений каждое поколение вынуждено было бы начинать все сызнова, изобретать велосипед заново. Однако, без инноваций, без постоянного обновления человечество топталось бы на одном месте. Только органическое соединение традиций и инноваций обеспечивает развитие общества и развитие культуры.

Культурная традиция — это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, а инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри цивилизации.

Итак, традиции и инновации не существуют отдельно друг от друга и неотделимы друг от друга. Всякая традиция когда-то была новацией, а всякая новация, в случае успешного внедрения, обречена стать традицией. Они представляют собой взаимообусловленные философские категории, которые определяют тренд развития современного общества. Конечно, свойства и характеристики категории «традиция» и категории «инновация» имеют качественно различный характер, но в, то, же время они имеют одно и то же социо- и поликультурное основание и являются своеобразными формами единой траектории движения общества в будущее.

 

 

Список литературы

1. Аверьянов, В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы XX века) / В.В. Аверьянов // Общественные науки и современность. - 2000. - № 1. - С. 72.

2. Ахиезер, А. С. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. Т. 3 Социокультурный словарь / А. С. Ахиезер. - М. : Филос. о-во СССР, 1991. - 470 с.

3. Кравченко, А.И. Культурология: словарь. / А.И. Кравченко. - М.: Академ. проект, 2000. – 577 с.

4. Культурология в вопросах и ответах: учеб. пособие / науч. ред. Г.В. Драч. - Ростов н/Д. : Феникс, 1997. – 480 с.

5. Мировая художественная культура: учеб. пособие / Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев [и др]; под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высш. школа, 2001. – 768 с.

6. Новейший философский словарь / [гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов; худ.- оформ. Б. Клюйко]. - Минск : ИЗДАТЕЛЬ В.М. СКАКУН, 1998 - 896 с.

7. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высш. образование, 1997. – 566 с.

 

Интернет-ресурсы

 

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Традиция

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инновация

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Chern/17.php

4. http://moy-bereg.ru/traditsii-v-kulture-/traditsii-i-innovatsii-v-kulture.html



2015-11-10 1407 Обсуждений (0)
Исторические тенденции движения от традиционной к инновационной культуре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические тенденции движения от традиционной к инновационной культуре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)