Рабочая программа дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Б1. В.1
Направление подготовки 080100.01 Экономика
Профиль подготовки Экономика предприятий и предпринимательская деятельность
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
| Очное обучение
|
Курс
|
|
Триместр
| 1.2.
|
Лекции
|
|
Практические (семинарские занятия)
|
|
Самостоятельная работа
|
|
Всего часов
|
|
Курсовая работа
| -
|
Зачет (триместр)
| 1.2
|
Экзамен (триместр)
| -
|
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и политологии
« ____» _____________ 201__ г. протокол № ___
Заведующий кафедрой
«Коммерция и предпринимательство» ________________ Драчева С.Н.
«_____»_____________ 201_г. (подпись)
Рабочая программа согласована:
Декан ЭФ ________________ Саркисян Л.Ю. «_____»_____________ 201_г. (подпись)
Чита 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.01 Экономика
Автор (ы)
| Доцент кафедры «История и политология», кандидат философских наук
|
|
С.Г.Азовцева
|
Рецензент
| Доцент кафедры философии ЗабГПУ, кандидат философских
|
|
|
наук С.Е.Аршинская
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Культурология» является построение «генетики» культуры, которая объясняет историко-культурный процесс, а также позволяет воспроизводить модель различного типа культур и проводить их сравнительный анализ.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Культурология» относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б1. В.1)
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусмотрены.
Данная дисциплина является важнейшей составляющей системы современного образования. Культурология как область знания призвана готовить молодое поколение к осмыслению мира как совокупности культурных достижений человечества, а также способствовать взаимопониманию и общению представителей разных культур. Дисциплина «Культурология» имеет важное значение в изучении цикла дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Политология». В комплексном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции
| Компетенция
|
ОК-1
| Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
|
ОК-2
| Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
|
ОК-4
| Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем
|
ОК-6
| Способность логически верно, аргументированной и ясно строить устную и письменную речь.
|
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4; ОК-2
Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем
Уровень освоения
| Признаки проявления
|
Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя обширные предметные знания, понимать основные теоретические положения, лежащие в основе современных культурологических концепций. Готов использовать культурологические знания в профессиональной деятельности. Способен оценивать и сравнивать различные модели современных культур, понимать разнообразные культурные ориентации.
|
Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет хорошие предметные знания, владеет культурологической терминологией. Понимает основные проблемы культурологии, разбирается в различных типах религиозной и светской культуры, а также хорошо представляет существенные различия между Западной, Восточной и Русской (славянской) цивилизациями.
|
Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет представление о культурологии как науке; знает базовые культурологические термины, основные культурологические концепции (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, К.Ясперс). Понимает значение культурологии и её место в системе гуманитарного знания.
|
Уровневое описание признаков компетенции ОК-2:
Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
Уровень освоения
| Признаки проявления
|
Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Способен, опираясь на современные знания, полученные в процессе обучения, понимать социально-значимые философские проблемы, в которых отражены процессы развития общества, культуры, а также цивилизационные процессы. Готов использовать знания и представления о проблемах современной культуры в научной и практической деятельности и дальнейшем непрерывном образовании.
Способен оценивать различные типы цивилизаций и ориентироваться в современных цивилизационных процессах (информационных, техногенных), а также хорошо понимать особенности современного социокультурного мира.
|
Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет хорошие предметные знания о наиболее общих законах развития культуры, цивилизации, общества. Умеет использовать знания социальной философии и культурологии для анализа событий, происходящих в современной России и в мире в целом, а аткже владеет культурологическими методами, с помощью которых можно анализировать сферы материальной и духовной культуры.
|
Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет представление об основных проблемах культурологи, хорошо понимает связь культурологи с, философии, а также место культурологи в системе гуманитарного знания. Знает и понимает основные аспекты культуры как сложного и противоречивого социального феномена, а также имеет представление об особенностях материальной и духовной культуры, отличии массовой культуры от элитарной.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- актуальные проблемы культурологии в рамках учебной информации, базовые термины культурологии, основные концепции о сущности культуры, перспективах её развития, месте человека в системе культуры.
Уметь:
- репродуцировать информацию, полученную на лекциях и семинарах по культурологии;
- иллюстрировать закономерности развития культуры, иллюстрировать закономерности развития культуры на примерах знаний, полученных по своей специальности;
- самостоятельно получать культурологические знания, пользуясь различными источниками;
- использовать базовые положения культурологии при решении профессиональных задач.
Владеть:
- навыками аргументации в процессе дискуссий, обсуждения профессиональных и других актуальных проблем;
- грамотной литературной письменной и устной речью с богатым словарным запасом;
- различными методами организации самостоятельной работы;
- навыками работы в Интернете для получения необходимой информации.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Лекции
| Семинар
Лаборат. Практич.
| Самост. раб.
|
| Раздел 1. Культурология как наука о культуре
|
| Письменная работа
|
1.1
| Структура и состав современного культурологического знания.
| 1.2
|
|
|
| Устный опрос
|
1.2
| Морфология и динамика культуры
| 1.2
|
|
|
| Письменные доклады
|
| Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры
|
| Обсуждение рефератов
|
2.1
| . Культура и человек
| 1.2
|
|
|
| Защита рефератов
|
Раздел 3. Типология культуры
|
| Эссе, творческие задания
|
3.1
| Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов
| 1.2
|
|
|
| Устный опрос
|
3.2
| Цивилизационное развитие современного мира
| 1.2
|
|
|
| Тестирование
|
| ИТОГО
| |
|
|
| |
4.2. Лекционные занятия, их содержание
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание
|
| Раздел 1. Культурология как наука о культуре
|
1.1
| Структура и состав современного культурологического знания
| Культурология как система знаний тесно связана с философскими традициями. Существуют разные модели современного культурологического знания. Предмет, основные задачи культурологии и её связь с профессиональной деятельностью.
|
| Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры
|
2.1
| Культура и человек
| Человек, природа, культура. Культура и творчество. Социальные институты как способ организации культуры. Культура как способ социализации личности и как тип социальной памяти. Культурный уровень человека и общества.
|
| Раздел 3. Типология культуры.
|
3.1
| Типология культуры как метод научного познания. Социокультурных систем и объектов.
| Основания для типологии культуры. Концепция обособленных локальных «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Типология локальных культур О.Шпенглера. Концепция «единой истории» К.Ясперса и его классификация периодов развития мировой истории.
|
3.2
| Цивилизационное развитие современного мира.
| Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Особенности развития Западной «технической» и Восточной цивилизации или «традиционного общества». Место России в диалоге культур. Особенности развития Российской цивилизации.
|
4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
№ раздела и темы
| Содержание и формы проведения
|
Раздел 1.
Тема 1
| Занятие 1. Структура и состав современного культурологического знания. Проводится в форме семинара по обобщению знаний с элементами дискуссии.
Анализируется культурология как система знаний о культуре. Рассматривается связь культурологии с гуманитарными и социальными науками. Исследуется понятие «культура», его содержание и этимология.
|
Раздел 1
Тема 2
| Занятие 2. Морфология и динамика культуры. Проводится в форме фронтального опроса, тестирования.
Рассматривается происхождение культуры (культурогенез), факторы, повлиявшие на её проявление и развитие. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Исследуется социокультурная динамика.
|
Раздел 2
Тема 1
| Занятие 3. Культура и человек. Проводится в форме практического занятия с использованием группового анализа проблем.
Анализируется соотношение понятий «природа», «культура», «человек». Культура как способ социализации человека, становление его как личности. Влияние социальных институтов на человека, его развитие.Культура и творчество. Функции культуры.
|
Раздел 3
Тема 1
| Занятие 4. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов.
Проводится в форме фронтального опроса. Рассматриваются основные культурологические концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и К.Ясперса. Анализируются сходство и различие данных концепций.
|
Раздел 3
Тема 2
| Занятие 5. Цивилизационное развитие современного мира. Проводится в форме фронтального опроса. Анализируются понятия «культура», «цивилизация».Рассматриваются особенности Западной и Восточной цивилизации. Российская цивилизация и её место в диалоге культур.
|