Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы



2015-11-10 2394 Обсуждений (0)
Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы 5.00 из 5.00 4 оценки




Рабочая программа дисциплины

КУЛЬТУРОЛОГИЯ Б1. В.1

Направление подготовки 080100.01 Экономика

Профиль подготовки Экономика предприятий и предпринимательская деятельность

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная

  Очное обучение
Курс
Триместр 1.2.
Лекции
Практические (семинарские занятия)
Самостоятельная работа
Всего часов
Курсовая работа -
Зачет (триместр) 1.2
Экзамен (триместр) -

 

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и политологии

« ____» _____________ 201__ г. протокол № ___

 

Заведующий кафедрой

«Коммерция и предпринимательство» ________________ Драчева С.Н.

«_____»_____________ 201_г. (подпись)

 

Рабочая программа согласована:

Декан ЭФ ________________ Саркисян Л.Ю. «_____»_____________ 201_г. (подпись)

 

Чита 2012


 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.01 Экономика

Автор (ы)   Доцент кафедры «История и политология», кандидат философских наук       С.Г.Азовцева
Рецензент   Доцент кафедры философии ЗабГПУ, кандидат философских    

наук С.Е.Аршинская

 


Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Культурология» является построение «генетики» культуры, которая объясняет историко-культурный процесс, а также позволяет воспроизводить модель различного типа культур и проводить их сравнительный анализ.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Культурология» относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б1. В.1)

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусмотрены.

Данная дисциплина является важнейшей составляющей системы современного образования. Культурология как область знания призвана готовить молодое поколение к осмыслению мира как совокупности культурных достижений человечества, а также способствовать взаимопониманию и общению представителей разных культур. Дисциплина «Культурология» имеет важное значение в изучении цикла дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Политология». В комплексном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
ОК-4 Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем
ОК-6 Способность логически верно, аргументированной и ясно строить устную и письменную речь.

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4; ОК-2

Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя обширные предметные знания, понимать основные теоретические положения, лежащие в основе современных культурологических концепций. Готов использовать культурологические знания в профессиональной деятельности. Способен оценивать и сравнивать различные модели современных культур, понимать разнообразные культурные ориентации.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания, владеет культурологической терминологией. Понимает основные проблемы культурологии, разбирается в различных типах религиозной и светской культуры, а также хорошо представляет существенные различия между Западной, Восточной и Русской (славянской) цивилизациями.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление о культурологии как науке; знает базовые культурологические термины, основные культурологические концепции (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, К.Ясперс). Понимает значение культурологии и её место в системе гуманитарного знания.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-2:

Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Способен, опираясь на современные знания, полученные в процессе обучения, понимать социально-значимые философские проблемы, в которых отражены процессы развития общества, культуры, а также цивилизационные процессы. Готов использовать знания и представления о проблемах современной культуры в научной и практической деятельности и дальнейшем непрерывном образовании. Способен оценивать различные типы цивилизаций и ориентироваться в современных цивилизационных процессах (информационных, техногенных), а также хорошо понимать особенности современного социокультурного мира.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания о наиболее общих законах развития культуры, цивилизации, общества. Умеет использовать знания социальной философии и культурологии для анализа событий, происходящих в современной России и в мире в целом, а аткже владеет культурологическими методами, с помощью которых можно анализировать сферы материальной и духовной культуры.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление об основных проблемах культурологи, хорошо понимает связь культурологи с, философии, а также место культурологи в системе гуманитарного знания. Знает и понимает основные аспекты культуры как сложного и противоречивого социального феномена, а также имеет представление об особенностях материальной и духовной культуры, отличии массовой культуры от элитарной.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- актуальные проблемы культурологии в рамках учебной информации, базовые термины культурологии, основные концепции о сущности культуры, перспективах её развития, месте человека в системе культуры.

Уметь:

- репродуцировать информацию, полученную на лекциях и семинарах по культурологии;

- иллюстрировать закономерности развития культуры, иллюстрировать закономерности развития культуры на примерах знаний, полученных по своей специальности;

- самостоятельно получать культурологические знания, пользуясь различными источниками;

- использовать базовые положения культурологии при решении профессиональных задач.

Владеть:

- навыками аргументации в процессе дискуссий, обсуждения профессиональных и других актуальных проблем;

- грамотной литературной письменной и устной речью с богатым словарным запасом;

- различными методами организации самостоятельной работы;

- навыками работы в Интернете для получения необходимой информации.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Раздел и тема дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
Лекции Семинар Лаборат. Практич. Самост. раб.
  Раздел 1. Культурология как наука о культуре Письменная работа
1.1 Структура и состав современного культурологического знания. 1.2 Устный опрос
1.2 Морфология и динамика культуры 1.2 Письменные доклады
  Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры Обсуждение рефератов
2.1 . Культура и человек 1.2 Защита рефератов
Раздел 3. Типология культуры Эссе, творческие задания
3.1 Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов 1.2 Устный опрос
3.2 Цивилизационное развитие современного мира 1.2 Тестирование
  ИТОГО    

4.2. Лекционные занятия, их содержание

№ п/п Наименование разделов и тем Содержание
  Раздел 1. Культурология как наука о культуре
1.1 Структура и состав современного культурологического знания Культурология как система знаний тесно связана с философскими традициями. Существуют разные модели современного культурологического знания. Предмет, основные задачи культурологии и её связь с профессиональной деятельностью.
  Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры
2.1 Культура и человек Человек, природа, культура. Культура и творчество. Социальные институты как способ организации культуры. Культура как способ социализации личности и как тип социальной памяти. Культурный уровень человека и общества.  
  Раздел 3. Типология культуры.
3.1 Типология культуры как метод научного познания. Социокультурных систем и объектов. Основания для типологии культуры. Концепция обособленных локальных «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Типология локальных культур О.Шпенглера. Концепция «единой истории» К.Ясперса и его классификация периодов развития мировой истории.
3.2 Цивилизационное развитие современного мира. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Особенности развития Западной «технической» и Восточной цивилизации или «традиционного общества». Место России в диалоге культур. Особенности развития Российской цивилизации.

 

4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

 

№ раздела и темы Содержание и формы проведения
Раздел 1. Тема 1 Занятие 1. Структура и состав современного культурологического знания. Проводится в форме семинара по обобщению знаний с элементами дискуссии. Анализируется культурология как система знаний о культуре. Рассматривается связь культурологии с гуманитарными и социальными науками. Исследуется понятие «культура», его содержание и этимология.
Раздел 1 Тема 2 Занятие 2. Морфология и динамика культуры. Проводится в форме фронтального опроса, тестирования. Рассматривается происхождение культуры (культурогенез), факторы, повлиявшие на её проявление и развитие. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Исследуется социокультурная динамика.
Раздел 2 Тема 1 Занятие 3. Культура и человек. Проводится в форме практического занятия с использованием группового анализа проблем. Анализируется соотношение понятий «природа», «культура», «человек». Культура как способ социализации человека, становление его как личности. Влияние социальных институтов на человека, его развитие.Культура и творчество. Функции культуры.
Раздел 3 Тема 1 Занятие 4. Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов. Проводится в форме фронтального опроса. Рассматриваются основные культурологические концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и К.Ясперса. Анализируются сходство и различие данных концепций.
Раздел 3 Тема 2 Занятие 5. Цивилизационное развитие современного мира. Проводится в форме фронтального опроса. Анализируются понятия «культура», «цивилизация».Рассматриваются особенности Западной и Восточной цивилизации. Российская цивилизация и её место в диалоге культур.


2015-11-10 2394 Обсуждений (0)
Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)