Глава 8. Экономико-математическое моделирование – основной метод исследования сложных социально-экономических систем
Одним из активно разрабатываемых направлений математической экономики является метод экономико-математического моделирования. Именно этот метод - основа в определении оптимальных вариантов и решений в сфере научной и практической социально-экономической деятельности. В основе метода математическая формализация экономических процессов и явлений с целью планирования, прогнозирования и контроля деятельности субъектов исследования. Метод экономико-математического моделирования позволяет с минимальными затратами времени и труда обрабатывать разнообразные и объемные массивы статистического материала. Современные цифровые формы обработки информации делают использование метода еще более эффективными. Экономико-математические модели – это модели экономических объектов или процессов, при описании которых используются математические средства. Классификация экономико-математических методов Классификация экономико-математических методов, как и многие классификации разнообразных системообразующих структур, строится на выделении общностей по неким критериям, признакам. Чаще всего, критерием классификации экономико-математических методов является отношение метода к какой-либо научной дисциплине. Например, 1. методы математической статистики; 2. математической экономики; 3. экспериментального изучения экономических явлений; 4. принятия оптимальных решений; 5. рыночной конкурентной экономики. К классификации экономических моделей можно подойти с точки зрения общего подхода к моделям. Такой подход рассмотрен в четвертой главе данного учебника. Но можно провести квалификационное разделение экономических моделей и по следующим критериям: 1) по общему целевому назначению экономические модели делятся на: - теоретико-аналитические; - прикладные. 2) по степени агрегирования объектов моделирования модели разделяются на: - макроэкономические; - микроэкономические. 3) по конкретному предназначению, т. е. по цели создания и применения выделяют: - балансовые модели; - трендовые модели; - оптимизационные; - имитационные. 4) по типу информации экономические модели делятся на: - аналитические; - идентифицируемые. 5) по учету фактора времени модели подразделяются на: - статические; - динамические; 6) по учету фактора неопределенности: - детерминированные ( не учитывают влияние вероятных случайных факторов); - стохастические (вероятностные); 7) по характеристике математических объектов: - матричные; - модели линейно и нелинейно программированные; - модели теории игр; - модели теории массового обслуживания; - модели сетевого планирования и управления и т.д. 8) по типу подхода к изучаемым социально-экономическим системам: - дескриптивные ( отвечают на вопрос: как это происходит? или как это вероятнее всего может произойти? Дают вероятностный прогноз.); - нормативные (Предполагают целенаправленную деятельность и оптимальное планирование). Процесс моделирования Процесс моделирования включает в себя три структурных элемента: 1. Объект исследования; 2. Субъект (исследователь); 3. Модель как замена объекта исследования и опосредованного изучения отношений между познающим субъектом и познаваемым объектом. Общая схема процесса моделирования может быть представлена 4 этапами. На первом этапе конструируем или находим в реальном мире другой объект, т. е. модель исходного объекта- оригинала. Этап построения модели предполагает наличие определенных сведений об объекте-оригинале. Для одного объекта может быть построено несколько моделей, отражающих определенные стороны исследуемого объекта или характеризующих его с разной степенью детализации. На втором этапе – модель выступает как самостоятельный объект исследования. Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний и модели в отношении существенных сторон объекта-оригинала, которые отражены в данной модели. Третий этап заключается в переносе знаний с модели на оригинал, в результате чего мы формируем множество знаний об исходном объекте, переходим с языка модели на язык оригинала. На четвертом этапе – осуществляется практическая проверка, полученных с помощью моделей, знаний и их использование для целенаправленного преобразования или управления реальным объектом. С каждым этапом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а первоначально построенная модель постепенно совершенствуется.
Рисунок 8.1 Схема процесса моделирования Процесс экономико–математического моделирования, как описание экономических и социальных систем и процессов в виде экономико–математических моделей, обладает рядом существенных особенностей, связанных как с объектом моделирования, так и с применяемыми средствами моделирования. Данный процесс может быть формализован шестью этапами: 1. постановка экономической проблемы и ее качественный анализ - этап формулирования сущности проблемы, выделения важнейших черт и свойств моделируемого объекта, изучение его структуры и взаимосвязи его элементов. 2. построение математических моделей - этап формализации экономической проблемы, т.е. выражение ее в виде конкретных математических зависимостей (функции, уравнения, неравенства и др.). 3. математический анализ моделей - этап исследования математическими приемами общих свойств моделей и их решения. 4. подготовка исходной информации - подготовка информации с использованием методов теории вероятности, теоретической статистики и т.д. 5. численное решение - этап разработки алгоритмов численного решения задачи, подготовки программ на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов. Численное решение существенно дополняет результаты аналитического исследования. 6. анализ численных результатов и их применения - этап решения вопроса о правильности и полноте результатов моделирования и применимости в практических целях или в целях усовершенствования моделей. Перечисленные этапы экономико-математического моделирования тесно взаимосвязаны и могут иметь корректировку в цикле возвратной связи этапов.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1589)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |