Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Раздел определения констант




Const <записываются имена констант с указанием их значений>;

Пример:

Const g=15.37; Max=10000; Str=’sss’;

 

Раздел описания типов

(Рассмотрим ниже)

 

Раздел описания переменных

Var <записываются имена всех переменных, используемых в программе>;

Переменные одного типа можно описать общим списком.

Пример1:

Описать переменные квадратного уравнения ax2+bx+c=0

Все переменные действительного типа

Var A,B,C,D,X1,X2:Real;

Пример2:

Если в программе используются переменные различных типов, то их разносят по спискам своего типа

Var A,B,C,D,X1,X2:Real;

I,S,Max:Integer;

Str:String;

 

Раздел описания процедур и функций

(Рассмотрим ниже)

Раздел операторов

Раздел операторов считается обязательным, он всегда последний. Этот раздел начинается со слова:

Begin

и заканчивается:

End.

Внутри записываются операторы.

Операторы размещаются в строке произвольно. Но принято соблюдать ступенчатую запись.

По назначению операторы можно разбить на следующие группы:

1 группа - из одного оператора присваивания.

Служит для вычисления значений выражений и присваивания их переменным

2 группа - операторы ввода-вывода.

Служат для обмена информацией между человеком и компьютером

3 группа – операторы обращения к процедуре.

Служат для структуризации программы

4 группа – операторы управления ходом выполнения программы.

Служат для изменения естественного порядка выполнения программы

По составу операторы разделяются на следующие виды:

- простой оператор (присваивания, ввода-вывода, обращения к процедуре);

- сложный оператор или структурный – это оператор, который содержит в своем составе другие операторы (операторы цикла, условный оператор, оператор варианта и т.д.);

- составной оператор – это группа операторов, заключенная в операторные скобки:

Begin

операторы

End;

Составной оператор может записываться в тех местах программы, в которых по синтаксическим правилам должен быть записан один оператор.

Задачи

1. Описать переменные, которые используются при нахождении площади треугольника по трем сторонам (формула Герона).



2. Описать переменные, которые используются при нахождении расстояния между двумя точками с координатами x1, y1 и x2, y2.

Программирование линейных алгоритмов

Линейные программы могут включать в себя операторы присваивания, ввода-вывода, обращения к процедурам.

 

Оператор присваивания

A:=B;

А – переменная;

В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу.

Если переменная А - целого типа, то выражение В тоже должно иметь значение целого типа.

Задачи.

1.Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

а)X:=Y; б)Min=K+1; в)Summa+1:=W; г)S:=S; д)A:=’****’; е)Rrr=125+1*A ж)Str:=’120*Y’; з)T:=5>Y;

2.Пусть значения переменных Х и У равны, соответственно, 3 и –2, какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания?

а) X:=X+2*Y; Y:=Y/2;

в) Y:=-Y; X:=X+Y; Y:=Y+1;

г) X:=1; X:=X+Y;

д) X:=Y; Y:=X;

 

Операторы ввода-вывода

В общем случае ввод и вывод значений происходит из файлов привязанных к программе. Ввод с клавиатуры и вывод на экран рассматривается в Паскале, как обмен информацией между программой и стандартными файлами с именами Input (клавиатура) и Output (экран), поэтому при вводе с клавиатуры значений и выводе результатов на экран имена этих файлов не указываются.

Оператор вывода

Оператор вывода на экран имеет 3 модификации:

Write(B1,B2,…,Bn);- где

B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean.

При выполнении оператора значения выражений вычисляются и выводятся в одну строку экрана.

Значения типа Integer - выводятся в обычной форме в виде целого числа.

Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр.

Пример:

Write(123.456); на экране – 1.234560Е02

Write(-0.000123); на экране – - 1.230000Е-04

Для удобства восприятия вывода существует возможность задания маски. Она задается в следующем виде:

Write(A:N:M);

N – целая константа, обозначающая общее число позиций, отводимых под значение A

М – целая константа, обозначающая число позиций, отводимых под дробную часть.

Пример:

Write(123.456:10:4);

    .

 

Write(123.456:6:2);

.

Значения типа Char и String выводятся в виде одного или последовательности символов.

Значения типа Boolean выводятся в виде True или False.

При выводе нескольких значений в одну строку возникает потребность отделять их друг от друга с помощью заданного числа пробелов. Для этого можно использовать элемент списка вывода вида - ’ ’:K – где

К – коэффициент повторения количества необходимых пробелов

Пример:

Write(’X1=’,X1:8:3,’ ’:10,’X2=’,X2:8:3);

 

Writeln(B1,B2,…,Bn);

Отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.

Writeln;

Выводит пустую строку.

Задача 1.

Вывести на экран фразу – «Моя первая программа»

Решение:

Program Lin1;

Begin

Writeln(’Моя первая программа’);

End.

 

Задачи:

1.Какие из следующих последовательностей символов являются операторами вывода:

а) Write(X,Y); б)Writeln(X:Y:Z); в)Writeln г) Write(’Xx’,Xx,’Yy’,Yy); д)Writeln(1+2,3+4,Y/X); е) Writeln(’1+2’,’3+4’,’Y/X’); ж)Writeln(X:=Y,Z);

2.Создать на экране рисунок (использовать любые символы).

 

Оператор ввода

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

Read(A1,A2,…,An); - где

A1, A2,…,An – имена переменных.

Следует иметь в виду, что вводимые значения не могут быть логическими.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных перечисляемых в списке ввода, учитывая следующие особенности:

- при вводе значений символьных переменных каждый очередной введенный символ становится значением очередной переменной;

- числовые значения должны разделяться пробелами или нажатием клавиши ввода;

- при вводе значений строковых переменных последний вводимый символ полностью включается в значение строковой переменной, поэтому невозможно в одном операторе ввести значение двух строковых переменных так, как нет символа разделяющего одно значение от другого.

-

Readln(B1,B2,…,Bn);

Отличается от первого тем, что после ввода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.

 

Readln;

Ждет нажатия клавиши ввода.

 

Задача 2.

Составить программу – «Диалог с компьютером»

Решение:

Program Lin2;

Var A:String;

Begin

Writeln(’Я компьютер, а как зовут тебя?’);

Readln(A);

Writeln(’Очень приятно, ’,A );

End.

 

Задача 3.

Даны числа A,B,C. Переприсвоить их значения следующим образом: A B C

Исходные данные:

A=10, B=15, C=20

Pезультат:

A=20, B=10, C=15

Решение:

Program Lin3;

Var A,B,C,D:Integer;

Begin

Writeln(’Введите значения переменных A, B, C’);

Read(A,B,C);

D:=C;

C:=B;

B:=A;

A:=D;

Writeln(’A=’,A,’B=’,B,’C=’,C);

End.

Задачи:

1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами

ввода:

а) Write(X,Y); б) Readln(X+Y,Y); в)Read(X,Y); г)Read(’Xx’,Xx,’Yy’,Yy)?

2. Даны числа A,B,C,D. Переприсвоить их значения следующим образом:

A B C D (составить программу).

3. Какие числа будут выведены в результате выполнения последовательности

операторов:

Read(X); X:=X Mod 2; X:=Sqrt(X+1); Write(X,X*2); если в качестве исходного

данного использовалось число:

а) 2; б)1.2; в)6; г)5.4?

4. Вычислить расстояние между двумя точками с данными координатами X1,Y1 и X2,Y2.

5. На предприятии 2-м рабочим выделена премия (N руб). Разделить эту премию между рабочими в зависимости от стажа их работы на предприятии (прямо пропорциональная зависимость). Стаж вводится с клавиатуры.

6. По стороне основания и боковому ребру определить полную площадь поверхности правильной призмы:

а) треугольной; б) четырехугольной; в)шестиугольной.

7. Продолжить программу –«Диалог с компьютером».

8. Дано целое число А. Не используя никаких функций и никаких операций кроме умножения получить:

а) А8 за три операции; б) А10 за четыре операции; в) А7 за четыре операции;

9. Дано число Х. Вычислить выражение 2х4-3х3+4х2-5х+6.Позаботиться об

экономии операций.

 





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)