ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ОТВЕТА СТУДЕНТА
Вопрос: «Проблема определения культуры. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Модель ответа студента: Понятие «культура» имеет множество оттенков смысла. Обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей. Современная научная литература характеризуется быстрым ростом числа определений культуры. Американские культурологи А. Кребер и К. Клакхон в книге «Культура, критический обзор определений» (1952) подсчитали, что с 1871 по 1917 гг. было дано всего семь определений культуры (первое – Э. Тайлора), а за последующие тридцать лет в научный оборот введено еще сто пятьдесят семь. А. Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968) приводит уже двести пятьдесят определений. В настоящее время насчитывается более пятисот определений понятия «культура». В современной отечественной культурологии принято выделять восемь основных подходов к определению культуры:
Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Если попытаться упорядочить весь ряд дефиниций культуры, получится обобщенная культурологическая концепция, отражающая разные этапы становления культуры и ее осмысления. Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении – искусство, так и включающий все, что создано руками человека, всю «вторую природу». Культуру можно представить в единстве трех связанных аспектов: · способов социокультурной деятельности человека, · результатов этой деятельности, · степени развития личности. Специфичность культуры состоит в том, что она характеризует только существование человека. Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах. Другие творения природы, какими бы высокоразвитыми они ни были, не могут быть охарактеризованы как культурные. Процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа называется антропосоциогенез. Процесс возникновения и развития культуры называется культурогенез. Таким образом, культура – это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Проблема соотношения культуры и цивилизации весьма актуальна в культурологии. Вокруг смысла данных понятий давно ведутся острые споры и дискуссии, но проблема по-прежнему остается открытой для научного исследования и обсуждения. Очевидно, что различие между ними существует не только на теоретическом, но и эмпирическом уровне. Различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии. Уже И.Кант под цивилизацией понимал внешнюю сторону жизни личности и общества, а под культурой – их духовную суть, духовный потенциал. Во Франции в XVIII веке чаще употреблялся термин «цивилизация», а в Англии с XVIII до XX века оба термина считались равноправными. Слово «цивилизация» произошло от лат. civilis – гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру, крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость. Следует отметить, что этимология слова и его раннее употребление отличается от тех смыслов, которые оно приобрело впоследствии. Первым употребил слово «цивилизация» барон Гольдбах. В XVIII – XIX вв. широкое значение получила точка зрения на цивилизацию как на третье звено в цепочке исторических форм жизни человечества: «дикость – варварство – цивилизация». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру – с духом. Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII – XIX веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее, она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека. Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста», – писал известный французской историк культуры Ф.Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера. Но следует отметить, что отношения «культура – цивилизация» более сложны, чем простые оппозиции «духовное – материальное». Хотелось бы отметить несколько основных позиций, по которым культура отличается от цивилизации. 1. Культура – это совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития; цивилизация – это совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей. 2. Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия; цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения. 3. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь; цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей. 4. Культура есть явление индивидуальное и неповторимое; цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся. 5. Культура имеет душу; цивилизация же имеет методы и орудия. Таким образом, цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры. Тем не менее, цивилизация не является абсолютным благом. Современное соотношение культуры и цивилизации характеризуется изменением социально детерминированного раздвоения культуры (элитарная и народная культуры) на элитарную и массовую под воздействием научно-технического прогресса. Увеличение доли массовой культуры приводит к положению, когда впервые в истории цивилизация раскрывает силы, губительные для культуры и самого существования человека, вытесняя интеллект из культуры и активизируя унаследованные от предков физиологические реакции.
Абстракционизм – направление в искусстве ХХ века, творческий метод абстрактного (беспредметного, нефигуративного) искусства, прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. А. развивался по двум основным направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Аккультурация – процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого. Алфавит – один из видов письменности, способ передачи информации с помощью знаков – букв, каждая буква может обозначать один и более звуков. Античность – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима. Антропология научная – научное направление, сформировавшееся в период становления современной этнологии и социокультурной антропологии. Получила развитие главным образом в США, где ее родоначальником был Ф.Боас. в отличии от антропологии социальной для не характерно большое внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений. А.к. выдвигает на первый план вопросы динамики культуры; механизмы ее передачи от поколения к поколении. Антропология социальная – исследует функционирование социальных институтов и функциональную интеграцию социальных структур; сформировалась в XIX – ХХ вв. в основном в Англии и Франции. Архетип – прообраз, первичная форма, образец. А. – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Артефакт – процесс или образование, несвойственный объекту в нормальном для него состоянии и возникающий обычно в ходе исследования.
Библия – священная книга в христианстве, древний памятник письменности, создавшийся на протяжении огромного исторического периода с XIII в. до н.э. по II в. н.э. Б.состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) признается как Священное писание иудеями и христианами, Новый Завет (27 книг) – только христианами. Б. включает ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифы, легенды, притчи, сказания и т.п. многие разделы Б относятся к шедеврам мировой литературы («Песнь песней Соломона», «Книга плача Иеремии», «Книга Екклезиаста» и т.д.) Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI – V вв. до н.э. основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии. Возрождение (Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный период от средневековой культуры к культуре нового времени. Вера– это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предлагаемом поведении человека. В. возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл.
Гармония– эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой. Генезис – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. Глобальные проблемы человечества – совокупность проблем человечества, о решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов. Некоторые исследователи также включают в Г.п.с. проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей. Гуманизм – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства и прав личности, ее свободного развития.
Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Динамика социокультурная – изменения или модификация черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних внутренних сил. Диффузия культурная – распространение особенностей, свойств данной культуры на другие культуры.
Знак– материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации (сообщений, знаний, образов). Золотое сечение – геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое относится к своей большей части, как большая к меньшей.
Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде состязаний, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Идеал – совершенство: совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности. Идеализация – отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им признаков совершенства. Идеальный тип – творческая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Инновация культурная – впервые появляющиеся в культуре данного общества объекты, институты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур. Искусство – один из терминов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности. Ислам– одна из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем считается Муххамад.
Канон– система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства. Катарсис – термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека – очищение через сострадание и сопереживание. Контекст – общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; представления о сотворенности мира. Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.
Магия – совокупность обрядов и действий, связанных верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. Магия – одна из форм древней духовной культуры. Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств на грани культур.
Наука – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об окружающей действительности. Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития.
Профессиональная культура – интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства; означает творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценки одновременно с двух позиций – конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.
Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения.
Семиотика – наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражения смысла, а также обобщения). Символ – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы. Синтез культур – взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму. Социальная компетентность – совокупность знаний, умений, опыта в какой-либо области, в данном случае в социальной сфере. Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах. Субкультура – совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (напр., городская и сельская, молодежная субкультуры и др.).
Текст – последовательность символов, образующих сообщение. Техника – совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой. Технологическая культура – степень технологического совершенства. Технология – способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.
Универсалии культурные – своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Универсалии культуры – исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.п.
Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства.
Христианство – одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее предполагаемого основателя Христа. Возникло в начале I в. в Палестине, в IV в. стало господствующей религией.
Ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами.
Эзотерический (внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического. Экзотерический (внешний) – не представляющий тайны, открытый предназначенный для все; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное. Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (пламя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Этос – обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.
Язык – система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление, самовыражение. Это средство познания мира, создания, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |