Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа
| Очное обучение
| Заочное обучение
| |
|
Курс
|
|
| |
Семестр
|
|
| |
Лекции
|
|
| |
Практические (сем., лаб.) занятия
|
| -
| |
Самостоятельная работа
|
|
| |
Всего часов
|
|
| |
Курсовая работа
| -
| -
| |
Зачет (семестр)
|
|
| |
Экзамен (семестр)
| -
| -
| |
Содержание разделов дисциплины, структурированное по видам учебной работы и формам обучения
Форма обучения очная
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Лекции
| Семинар
Лаборат. Практич.
| Самост. раб.
|
| Культура как наука о культуре.
|
|
|
|
|
1.1
| Тема 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.
|
|
|
|
|
1.2
| Тема 2. Структура культуры.
|
|
|
|
|
| Субъект и внутреннее содержание культуры.
|
|
|
|
|
2.1
| Тема 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение.
|
|
|
|
|
2.2
| Тема 4. Специфика культурологического знания?
|
|
|
|
|
| Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов.
|
|
|
|
|
3.1
| Тема 5. Типология культуры как научный метод.
|
|
|
|
|
3.2
| Тема 6. Концепция единой мировой истории и концепции локальных культур.
|
|
|
|
|
3.3
| Тема 7. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни.
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
Форма обучения заочная
№
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Лекции
| Семинар
Лаборат. Практич.
| Самост. раб.
|
| Культура как наука о культуре.
|
|
| -
|
|
1.1
| Тема 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.
|
|
| -
|
|
1.2
| Тема 2. Структура культуры.
|
| -
| -
|
|
| Субъект и внутреннее содержание культуры.
|
|
| -
|
|
2.1
| Тема 3. Сущность феномена культуры и ее происхождение.
|
|
| -
|
|
2.2
| Тема 4. Специфика культурологического знания.
|
| -
| -
|
|
| Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов.
|
|
| -
|
|
3.1
| Тема 5. Типология культуры как научный метод.
|
|
| -
|
|
3.2
| Тема 6. Концепция единой мировой истории и концепции локальных культур.
|
| -
| -
|
|
3.3
| Тема 7. Цивилизационный подход к анализу общественной жизни.
|
| -
| -
|
|
| ИТОГО
|
|
| -
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Содержание разделов и тем и методические указания по их изучению
Раздел 1. Культурология как наука о культуре.
Тема 1.1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.
Культурология как система знаний и её связь с философскими традициями. Три основных периода в представлениях о культурологии: культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру, как раздел дисциплины, изучающей культуру, как самостоятельная научная дисциплина. Основные модели современных культурологических исследований. Основные направления и школы в культурологии.
Тема 1.2. Этапы становления понятия «культура». Культура и природа. Культура как природный феномен. Человек, природа, культура, Культура как система ценностей. Материальная и духовная культура. Культурные ориентации. Рациональное и эмоциональное в культуре. Традиция как важнейшее понятие культурологии. Социальные институты как способ организации культуры.
Содержание лекционных занятий по теме
№ лекционного занятия
| Содержание
|
Лекция 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии как науки.
| Культурология как система знаний и ее связь с философскими традициями. Культурология как самостоятельная дисциплина. Основные задачи культурологии как науки. Специфика социальной и гуманитарной культурологии. Культурология и профессионализм. Основные направления и школы в культурологии.
|
Лекция 2. Развитие представлений о культуре.
| Этапы становления понятия «культура». Культура и природа. Культура как природный и внеприродный феномен. Человек, природа, культура. Особенности перехода от природного к надприродному.
|
Лекция 3. Структура культуры.
| Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Материальная и духовная культура. Культура как система ценностей. Культурные ориентации. Социальные институты как способ организации культуры Иерархия ценностей культуры. Основные функции культуры.
|
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
№ занятия
| Содержание и формы проведения
|
Занятие 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии.
| Проводится в форме семинара – защиты реферата по одному из указанных вопросов.
Культурология как система знаний о культуре. Связь культурологии с философией, историей, археологией, социологией и другими гуманитарными науками. Понятие культуры и этапы становления представлений о культуре.
|
Занятие 2. Структура культуры.
| Проводится в форме диктанта для закрепления наиболее важных, опорных понятий темы.
Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. Материальная и духовная культура. Техника как социокультурная деятельность. Духовная культура и духовное производство. Структура духовной культуры. Основные функции культуры.
|
Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы