Занятие 1. Цель, предмет и основные задачи культурологии
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Подготовка реферата и его устная защита по одному из указанных вопросов. Вопросы для подготовки к занятию: 1.Культурология как система знаний о культуре. 2.Связь культурологии с философией и другими гуманитарными науками. 3.Понятие культуры и этапы становления представлений о культуре. 4.Культура и природа. Культура и человек.
Литература для подготовки: 1. Арнольдов А.И. Культурология: наука познания человека и культуры. – М., 2009. 2. Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культуроведения. – М., 2008. 3. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2012. 4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2013. 5. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. 6. Межуев В.И. Культура и история. – М., 2012. Образцы тестовых и контрольных заданий: 1. В чем состоит специфика социокультурного знания: а) носит энциклопедический характер; б) отличается прагматическим характером; в) ему присущи ценностные установки. (Правильный ответ подчеркнуть и проанализировать) 2. Что такое культурология? а) теория, объясняющая взаимодействие культур в результате их общения; б) научная дисциплина, изучающая становление, развитие и гибель цивилизаций; в) общая теория культуры, изучающая зарождение, функционирование и закономерности развития культуры. (Правильный ответ подчеркнуть) 3. Как в культурологии называются черты, общие для всех культур народов мира; их специфика обусловлена как природными факторами, так и историческими особенностями развития этносов. а) культурные аспекты; б) культурный императив; в) культурные различия; г) культурные универсалии. (Правильный ответ подчеркнуть) Используемая образовательная технология: Устная защита рефератов по одному из вопросов темы. Время на устное сообщение по реферату 5 – 7 минут, время обсуждения – до 5 минут. Занятие 2. Структура культуры Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Диктант на закрепление основных понятий темы. Повторение лекционного материала. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Социокультурная деятельность человека и ее основные виды. 2. Материальная деятельность и ее структура. 3. Духовная культура и ее структура. Особенности духовного производства. 4. Основные функции культуры. Литература для подготовки: 1. Бердяев Н.А. Человек и машина. Проблемы социологии и метафизики техники. – М., 2008. 2. Искусство в системе культуры. – СПБ, 2010. 3. Карпушина И.В. Искусство и религия. – М., 2011. 4. Философия, религия, культура. – М., 2012. 5. Шпенглер О. Человек и техника. – М., 2010.
Образцы тестовых и контрольных заданий: 1. Назовите форму материальной культуры, представляющую собой опыт, накопленный человечеством в процессе материального производства, в отдельных её сферах: а) технологическая культура; б) технократизм; в) техницизм; г) культура труда и производство. (Правильный ответ подчеркнуть) 2. Выделите один из элементов культуры, который выполняет функцию описания, объяснения и прогнозирования процессов и явлений действительности на основе объективных законов: а) искусство; б) религия; в) наука; г) политика. (Правильный ответ подчеркнуть) 3. Как называется теория и практика господствующей роли церкви в политической и духовной жизни общества. а) фундаментализм; б) плюрализм; в) сектантство; г) протестантизм. (Правильный ответ подчеркнуть) Используемые образовательные технологии: Диктант для закрепления наиболее важных, опорных понятий данного занятия, с помощью которого можно проверить усвоение и понимание учебного материала.
Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры.
Тема 2.1. Сущность феномена культуры и её происхождение. Деятельная природа культуры. Теории происхождения культуры: психологическая, антропологическая, социокультурная. Генезис культуры и орудийно-трудовая теория. Магия и символы как пролог культуры. Традиции и новаторство как устойчивость и изменчивость в культуре. Творчество как необходимое изменение культуры. Тема 2.2.Специфика культурологического знания. Культура и социальный идеал. Смена социальных идеалов как смена культур. Социальный идеал как единство познавательного - этического и эстетического (истины, добра, красоты). Особенности культурного творчества. Творчество как способ инкультурации. Понятие субкультуры. Культура и контркультура. Молодежные субкультуры. Массовая и элитарная культура.
Содержание лекционных занятий по теме
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |