Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК



2015-11-10 11008 Обсуждений (0)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК 5.00 из 5.00 5 оценок




В основе методического обеспечения лежит аналити­ческая деятельность библиотек — методических центров, поскольку квалифицированные методические рекоменда­ции I ребуют анализа существующей библиотечной практи-ки и уровня работы библиотек.

В настоящее время аналитическая деятельность методи­ческих служб испытывает серьезные затруднения, связан­ные с резким сокращением библиотечной отчетности и Восходящей информации от библиотек. Это обстоятельство С Особой остротой ставит проблему методического монито­ринга - системы слежения за изменениями в библиотечном и- к- Он призван, во-первых, обеспечить восходящий поток информации о деятельности библиотек, анализ которой Позволил бы судить об уровне их работы, и, во-вторых, о Новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек

Хотя понятие "методический мониторинг" только еще входит в библиотечную практику, попытки построения системы слежения за работой библиотек и изменениями п ней уже давно предпринимались методическими l гужбами. Объектами такого слежения были библиотечные кадры, показатели работы библиотек, содержание их цеятельности. Его результаты отражались в сравнительных I I 11 пс гических таблицах, обзорах деятельности библиотек, I ра шинного рода картотеках: социально-экономического профиля региона обслуживания, библиотечной сети, оно тиотечных кадров и т.п. Однако всего этого еще недостаточно для оперативного слежения за изменениями и деятельности библиотек.

Смысл методического мониторинга заключается в не­прерывном наблюдении за изменениями, за появлением новых сведений о работе библиотек и о библиотечных новшествах. Отталкиваясь от методической практики и задач методического обеспечения деятельности библиотек, можно выделить следующие объекты методического мониторинга:

— динамику показателей деятельности библиотек;

— движение библиотечных кадров;

— выявление и распространение новшеств;

— документальный поток по библиотечному делу. Оперативное получение этих данных, наблюдение за

их динамикой позволяет оценивать уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершенствованию работы библиотек.

Источниками получения сведений является различная библиотечная документация (отчетная, плановая, инфор­мационная и др.); материалы совещаний, конференций, семинаров библиотечных работников; публикации в местной | периодической печати и т.п.

Основным методом, позволяющим получать и анализи- j ровать информацию, является непосредственное ознаком ление с работой библиотеки и/или ее структурных подра зделений (филиалов, отделов и т.п.), обследование их деятельности.

В отличие от проверки, являющейся основным средством контроля деятельности библиотек в системе методического, руководства, задачей обследования является изучение пра­ктики работы библиотеки в целях выявления новшеств, ана­лиза и оценки сильных и слабых сторон ее деятельности. Обследование сопровождается оказанием коллективу; библиотеки консультационной и практической помощи и 26

проводится, разумеется, с предварительного согласия руководства обследуемой библиотеки. Обследования имеют своей целью:

— выявить в деятельности библиотеки новшества, с тем чтобы изучить их и распространить по сети биб­лиотек;

— выяснить недостатки в работе библиотеки, устано­вить их причины и способы устранения;

— определить, в какой методической помощи нужда­ется библиотека и оказать эту помощь.

Обследования библиотек могут быть фронтальными, ког­да анализируется работа библиотеки по всем участкам и на­правлениям ее деятельности, и тематическими, когда изуча­ется работа библиотеки по определенному вопросу или теме.

Наиболее плодотворными являются тематические об­следования, особенно ценные, когда они охватывают боль­шое число библиотек. При условии тщательно продуман­ного плана, единого для данного вида библиотек и для его участников, тематическое обследование дает возмож­ность составить представление о работе многих библиотек по определенной теме.

Преимущество тематического обследования состоит в I ом,что оно позволяет более глубоко и детально ознакомиться С работой библиотеки и оказать ей конкретную помощь. Однако было бы ошибкой ограничиваться только темати­ческими обследованиями и не интересоваться работой оиблиотеки в целом. Поэтому в практике методической работы сочетаются тематические и фронтальные обследо-мния.

В практике существуют разные подходы к отбору библи­отек для обследования. Некоторые методисты полагают, что для этой цели должны выбираться библиотеки, имеющие

 

наиболее низкие показатели работы. Мотивируется это тем, что такие библиотеки в наибольшей степени нуждаются в методической помощи.

Другой подход заключается в том, что 1ЛЯ ввСЯвДО-вания выбираются библиотеки, имеющие < ре шис показа­тели работы, что позволяет судить о среднем уровне работы библиотек конкретной сети. При этом однако упускается из виду, что одной из основных целей обследования является выявление передового опыта. Разумеется, что логичнее искать этот опыт не в отстающих и средних, а в лучших библиотеках. По уровню работы передовых библиотек можно судить и об общем уровне деятельности библиотек сети. Поэтому при выборочном обследовании низовых библиотек и филиалов целесообразно выбирать те из них, которые имеют наиболее высокие показатели в своей работе.

К обследованиям библиотек, помимо методистов при­влекаются наиболее квалифицированные сотрудники библиотеки - методического центра и работники других библиотек, особенно при взаимопосещениях библиотек. Обследование может проводиться как индивидуально од­ним человеком, так и группой (бригадой), в которую, наряду с методистами, могут входить и сотрудники других отделов библиотеки - методического центра, а также низовых библиотек.

Для обеспечения единства сбора материалов, их анализа и обобщения обследование проводится по заранее разрабо­танному плану, чем достигается полнота и последо­вательность изучения деятельности библиотек, облегчается обобщение материала, собранного разными липами.

В библиотеках - методических центрах < оспшлиются графики посещений библиотек, в которых vk.i н.тастся, кто,

когда, какую библиотеку и с какой целью посетит. При этом надо иметь в виду, что обследование - это наиболее распространенная, но не единственная цель посещения библиотеки. Посещения могут проводиться для оказания конкретной консультационно-методической помощи, участия в мероприятии библиотеки, изучения конкрет­ного библиотечного новшества и т.п.

Обследование требует тщательной подготовки, которая включает:

— изучение социально-экономического и культурного профиля того района, который обслуживается библи­отекой;

— изучение материалов о работе библиотеки (планов, отчетов, справок о предыдущих посещениях и т.п.);

— подбор и изучение регламентирующей документации, методических и библиографических пособий по теме обследования.

На основе изученных документов и материалов состав­ляется план обследования библиотеки. В нем намечаются тема и узловые вопросы обследования, его объекты и сроки проведения, методы и та документация, которая будет разработана методистом в ходе посещения библиотеки. Например, если методист предпримет анализ читательских формуляров, то итоговым документом этой процедуры будет сводная таблица их анализа. Результатом изучения библиотечного обслуживания населения будет карта-схема размещения сети стационарных и нестационарных биб­лиотек и т.п.

В методической практике применяются различные методы обследования. Среди них надо выделить прежде всего метод непосредственного наблюдения. Методист наблюдает за работой библиотекарей, присутствует на

массовых мероприятиях, m»< 1 ш i......п и......|ные пункты,

изучает непосредственно ни полки* ni..........чиий фонд,

просматривает каталоги, картотеки, т.и пня и, и ШКОТЫ и т.п.

Ценность этого метода заключаете я и том, что методист может непосредственно знакомиться с работой библиотеки и оценивать ее. Вместе с тем очевидны и ограниченные возможности этого метода. Методист может наблюдать деятельность библиотеки сравнительно короткое время, что не позволяет ему делать обобщенные выводы о ее работе.

Поэтому, наряду с непосредственным наблюдением при обследовании библиотеки используется метод изуче­ния документации. Документы привлекаются прежде всего для получения различных сведений о работе библиотеки (статистических, тематических и др.). Все извлеченные из документов сведения подвергаются качественному и коли­чественному анализу.

Наряду с использованием документации библиотеки методист может и сам создавать документы, необходимые для сбора фактических данных и анализа деятельности библиотеки (например, разрабатывает анкету для опроса библиотекарей и/или читателей; собирает отзывы чита­телей о работе библиотеки и т.д.).

При обследовании используется также метод бесед с библиотекарями, в которых уточняются детали деятельности библиотеки, выясняются положительные стороны, недостатки и трудности в ее работе; мотивы действий библиотекаря в конкретных ситуациях и т.д. Беседы с библиотекарями позволяют также выявить уровень их профессиональной и общекультурной подготовки.

Используется также метод бесед с читателями. Такие беседы проводятся прежде всего с активистами, членами читательского совета, а также с посетителями библиотеки. Основная цель заключается в том, чтобы выяснить мнение читателей о работе библиотеки, ее фонде и справочно-библиографическом аппарате, о проводимых массовых мероприятиях и т.д.

Все названные методы используются в сочетании, взаимно дополняя и контролируя друг друга.

Обследование начинается с общего ознакомления с работой библиотеки, с условиями, в которых она работает, с ее кадровым составом. Методист беседует с директором и другими руководителями библиотеки, знакомится с планом работы, с организационно-распорядительной документацией.

Дальнейшая последовательность обследования не имеет принципиального значения и устанавливается в зави­симости от местных условий. Как показывает практика, его целесообразнее вести по структурным подразделениям библиотеки, знакомясь со всеми направлениями их де­ятельности.

При определении последовательности обследования работы структурных подразделений исходят, в основном, из конкретных условий библиотеки, учитывают выходные дни отдела или филиала, часы работы, время наибольшего наплыва читателей и т.д. Методист стремится так орга­низовать знакомство, чтобы в максимально возможной степени не нарушать обычную работу структурного подраз­деления. Например, для знакомства с работой отдела обслуживания используются часы, отведенные на внутрен­нюю работу и часы наименьшего наплыва читателей. В часы наибольшей посещаемости методист может лишь вести наблюдение, не вмешиваясь в работу библиотекаря.

Сведения об аналогичных процессах, осуществляемых в разных отделах библиотеки (например, информационно­

библиографическое обслуживание, массоини работа и т.п.), в дальнейшем обобщаются методистом

Обычно обследование начинают с библиотечного фон­да, так как именно его состав во многом определяет как содержание, так и объем работы библиотеки и во многом влияет на характер выводов о ее работе.

При знакомстве с фондом обращается внимание на его состав, комплектование, использование, очищение от устаревшей литературы, правильность учета, меры по обеспечению сохранности. При этом методист активно использует документацию (тематико-типологический план комплектования, картотеки комплектования, документы суммарного и индивидуального учета и т.п.). Эти документы привлекаются для извлечения из них и последующего анализа и оценки статистических данных. Одновременно изучается правильность составления и ведения планово-учетной документации. Используется и метод непосредствен­ного изучения библиотечного фонда, особенно фонда открытого доступа, его организации, расстановки, раскры­тия. Поскольку фонд, представленный на стеллажах, далеко не полно отражает его состав, так как наиболее спраши­ваемая литература находится у читателей, методист изу­чает состав фонда выборочно по систематическому ката­логу.

При знакомстве с каталогами обращается внимание на их организацию, на соблюдение правил библиографического описания, на правильность классификации, качество редактирования. Как правило, такое изучение проводится ввиду его трудоемкости выборочно.

Суждения методиста о формировании фонда уточня­ются в беседах с членами Совета библиотеки и читателями, в ходе которых выявляются их мнения о качестве его комплектования. Разумеется, что обследование фонда, как и всех остальных участков работы библиотеки, проводится в присутствии библиотекарей, ведущих работу по комплекто­ванию, организации и использованию библиотечного фонда, что позволяет как уточнять сведения, извлекаемые ш документов, так и одновременно консультировать библиотекарей

При изучении использования библиотечного фонда обращается внимание не только на статистические показатели (количество выданной литературы, обращае мость фонда и т.п.), но и на работу с отказами. При этом важно познакомиться не только с учетом, но и с работой по их ликвидации.

При знакомстве с каталогами выборочно анализиру­ется полнота отражения в них библиотечного фонда, своев­ременность извлечения карточек на выбывшую литературу, точность расстановки карточек, своевременность выделе­ния новых рубрик и т.д.

При изучении обслуживания читателей методист, наряду с учетной документацией для извлечения статистической информации в целях ее последующего анализа (количество и состав читателей и книговыдач, читаемость, посещае­мость и т.п.), использует метод выборочного анализа чтения по читательским формулярам или требовательным листкам.

Качество индивидуальной работы с читателями оце­нивается путем непосредственного наблюдения, когда методист наблюдает работу библиотекаря с читателями и ведет записи их бесед. Разумеется, что в дальнейшем эти наблюдения уточняются в беседах с библиотекарями. О ка­честве обслуживания читателей методист судит и по их отзывам.

Наряду с изучением обслуживании чиипелсй в отделах и филиалах стационарной библиотеки обе юдуется работа передвижных библиотек (библиобусов) и выборочно — библиотечных пунктов. При этом видимо целесообразно вы­бирать для обследования библиотечные пункты, работающие в разных условиях (например, на производственном участке и в общежитии).

При изучении работы с читателями одновременно обследуется и их справочно-библиографическое и инфор­мационно-библиографическое обслуживание. Выясняется наличие и качество справочно-библиографического аппа­рата, картотек, архива выполненных справок. Просматри­ваются картотеки информационного обслуживания, анализируется качество библиографических и информа­ционных материалов, подготовленных обследуемой биб­лиотекой.

Особое внимание обращается на организацию и качество пропаганды библиотечно-библиографических знаний. При этом, наряду с изучением соответствующей ЮХументации, методист использует и метод непосред­ственною наблюдения (например, за обслуживанием читателей в библиографическом отделе, за проведением занятий по библиотечно-библиографической грамотности и т.д.), а также беседы с читателями о качестве их справочно-библиографического и информационного об­служивания.

При обследовании массовой работы библиотеки методист широко использует метод непосредственного наблюдения. Он стремится по возможности лично присутствовать на массовых мероприятиях, изучает наглядную пропаганду литературы в библиотеке. Разумеется, что привлекаются и документы, характеризующие массовую работу (протоколы читательских конференций, программы тематических ве­черов, тексты обзоров литературы, схемы книжных выставок и т.п.). Детали подготовки и проведения массовых меро­приятий уточняются в беседах с библиотекарями и читателями.

Методист знакомится с деятельностью клубов и объе­динений по интересам при библиотеке, присутствует на их занятиях и заседаниях, беседует с руководителями и участниками.

Обследуется так же деятельность читательского совета (его планы, протоколы заседаний). Методист беседует с активистами библиотеки, консультирует их по вопросам помощи библиотеке и общественного контроля за ее деятельностью. Одновременно с изучением деятельности актива методист интересуется тем, как библиотека работает с активом, привлекает его к помощи библиотеке, инстру­ктирует, поощряет и т.д.

Если библиотека является методическим центром, то изучается, как она оказывает методическую помощь биб­лиотекам. При этом знакомятся не только с методической документацией (планы методической помощи, методичес­кие материалы, справки о посещениях библиотек, учебные планы и программы повышения квалификации библиоте­карей и т.п.), но и обязательно посещают несколько биб­лиотек или филиалов, которым данная центральная библиотека оказывает методическую помощь.

Методист стремится посетить отдельные мероприятия по повышению квалификации (курсы, семинары, школы передового опыта) и, как правило, не только присутствуют на занятиях, но и принимают участие в их проведении.

Обследуется и состояние организации управления библиотекой и прежде всего работа с кадрами: наличие и качество должностных инструкций, планирование и

нормирование библиотечного труда наличие органи­зационно-распорядительной документации и i и Методист знакомится с составом кадров библиотекарей (по образо­ванию, стажу и т.п.), изучает причины сменяемости.

Особое внимание уделяется тому, как библиотекари повышают свой профессиональный и образовательный уровень. Методист изучает учебные планы производствен­ной учебы, присутствует на занятиях и принимает участие в их проведении. Профессиональный и общеобразователь­ный уровень библиотекарей уточняется в ходе бесед с ними, которые должны носить непринужденный характер и не превращаться в экзамен для библиотекаря. Вообще в ходе общения с библиотекарями методист должен проя­влять максимум доброжелательности и такта.

Методист выявляет также, как обследуемая библиотека взаимодействует с другими библиотеками, учреждениями культуры, общественными организациями, органами НТИ и т.д. В этих целях методист изучает координационные планы, беседует с директором библиотеки и руководителями структурных подразделений. В необходимых случаях вместе с директором обследуемой библиотеки посещает те биб­лиотеки, учреждения и организации, с которыми библиотека не имеет взаимосвязей, или с которыми эти взаимосвязи необходимо укрепить.

При посещении библиотеки методист не только обсле­дует библиотеку, но и оказывает ей консультативную и практическую помощь. Однако такая помощь не должна заключаться в стремлении что-то сделать за библиотекаря Основная задача помощи — научить библиотекаря передо­вым методам работы.

Собранный при обследовании фактический материал подвергается анализу и оценке, на основе которых делаются выводы об уровне работы библиотеки, об успехах и недостатках ее деятельности.

Итоги обследования отражаются в справке. В ней ука­зывается тема и сроки проведения обследования, пере­числяются посещенные библиотеки, указываются лица, принявшие участие в обследовании.

Далее в справке рассказывается о том положительном, что имеется в практике обследованной библиотеки. При этом особое внимание обращается на новшества, выявленные в ее деятельности; отмечаются существенные недостатки (если они обнаружены); анализируются их причины и способы устранения. В справке перечисляется также работа, прове­денная методистом во время посещения библиотеки (доклады, консультации, практическая помощь и т.п.).

В заключение дается общая оценка деятельности би­блиотеки и предложения по улучшению ее работы. Предло­жения следует давать конкретные, с указанием реальных сроков проведения той или иной работы.

Справка об обследовании передается директору биб­лиотеки. Один экземпляр справки хранится в методическом отделе библиотеки, осуществлявшей обследование. Методиче­ский отдел собирает и хранит справки и другие материалы посещений библиотек независимо от того, каким отделом библиотеки — методического центра было осуществлено обследование.

Итоги обследования обсуждаются на производственном совещании коллектива обследованной библиотеки, или на совете при директоре, а также на заседании читательского совета. С его результатами знакомят учредителя, в ведении которого находится обследованная библиотека.

Накоплению опыта обследования библиотек способ­ствует обсуждение его результатов в методическом отделе,

в ходе которого должен проводиться ЮТМЬНЫЙ разбор методики обследования. В дальнейшем меТОДЖЯ обязан систематически поддерживать контакты с обследованной библиотекой, помогать ей советами.

Несмотря на то, что обследования являются одной из основных форм методической помощи библиотекам, биб­лиотекарями приезд методиста в библиотеку зачастую оценивается довольно низко по сравнению с другими формами методической помощи.

Причины такого отношения заключаются в том, что оценки библиотекарей отражают объективно существующее противоречие между тем, что хочет библиотекарь получить при посещении библиотеки методистом, и тем, что дает ему методист. Библиотекари видят наибольшую ценность посещения библиотеки методистом в информации о новом в библиотечном деле и оказании практической помощи.

Поэтому не следует забывать, что основной целью обследования является не проверка, а анализ деятельности библиотеки, на основе которого и устанавливается, в какой конкретной методической помощи она нуждается. На этой осно­ве разрабатываются методические пособия и рекомендации, осуществляется повышение квалификации библиотекарей.

Восходящий от библиотек поток информации, выявлен­ные сведения об их работе кумулируются в информационной базе методического мониторинга, в информационно-поисковом аппарате, позволяющем оперативно вводить и извлекать необходимые данные.

Для методической практики важными являются про­блемы:

— создания информационной базы методического мо­ниторинга, т. е. путей получения сведений по инте­ресующим методистов вопросам;

— кумулирование этих сведений в методическом центре;

— построение поискового аппарата, позволяющего оперативно вводить и извлекать из системы необхо­димые данные.

Решение этих проблем требует создания автоматизи­рованной базы данных, включающей как "электронное досье" на каждую библиотеку (ее реквизиты; статистические данные о ее деятельности; сведения о кадрах; фактографические данные о ее работе и нововведениях и т.п.), так и постоянно пополняемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактографические и библиографические сведения о новшествах и их распространении в библиотеках.

Идеальным является создание такой ИПС, которая объединяет сведения о всех объектах такого мониторинга, что позволит следить за всеми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней для принятия как опера­тивных, так и прогнозных методических решений

В основе принятия таких решений лежит аналитическая деятельность, направленная на анализ развития и сос­тояния деятельности как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. На этой основе осуществляется методическое влияние на работу библиотек в целях методического обеспечения их деятельности, разработка методических рекомендаций, оперативная консультацион­но-методическая помощь библиотекам и т.д.

Библиотеки — методические центры осуществляют анализ как на основе непосредственного ознакомления с работой библиотек и библиотечных сетей, так и косвен­ным путем через изучение отчетных, плановых, информа­ционных и других документов библиотек.

Анализ деятельности библиотек и библиотечных систем позволяет оценить уровень их работы, выявить положительные

и негативные стороны деятельности, наметить пути ликвидации недостатков и улучшения работы

Аналитическая деятельность методических центров служит предпосылкой для повышения их организующей роли и научного уровня работы, принятия наиболее оптимальных решений и выработки перспектив дальнейшего совершен­ствования библиотечного дела. Результаты анализа исполь­зуются в перспективном планировании методического обеспечения деятельности библиотек, в подготовке для библиотек различных методических пособий и рекоменда­ций, в мероприятиях по повышению квалификации биб­лиотечных кадров.

Анализ библиотечной практики включает:

— выявление существенного и типичного в собранном фактическом материале о деятельности библиотек;

— установление места каждого факта в общей системе библиотечной практики;

— сравнение фактов для установления связей между явлениями.

Главная задача анализа — выделить из массы собран­ного фактического материала о деятельности библиотек действительно передовое, достойное распространения. Анализ должен привести к обобщенным выводам о ценности опыта библиотеки, к практическим рекомендациям по применению этого опыта в работе библиотек. Наряду с этим в анализе большое место занимает выявление конкретных недостатков библиотечной практики.

Анализ библиотечной практики - это анализ всей работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности.

При анализе содержания работы основное внимание направляется на активный характер деятельности библиотек, на связь их работы с жизнью, на место работы по изучаемой теме в общем комплексе деятельности библиотеки.

Содержание работы библиотек находит свое выраже­ние в тематике их деятельности. Поэтому анализ содер­жания — это прежде всего анализ тех тем и вопросов, которые нашли отражение в практической деятельности библиотек

Однако тематика сама по себе, как бы полно она не отвечала задачам, стоящим перед библиотекой, еще не определяет качества ее работы. Тематика отражается во всем комплексе деятельности библиотеки, в применении ею разнообразных методов и рациональных организационных форм работы. Поэтому при анализе библиотечной практики важно не только проанализировать тематику работы биб­лиотеки, но и пути, которыми она осуществлялась в ее деятельности.

Анализ методов имеет своей целью выявить, в каких конкретно формах выражается работа библиотеки, какими путями она решает поставленные задачи, раскрыть систему ее работы. При этом важно выявить особенности изучаемой библиотеки, своеобразие применения в ее практике раз­личных форм и методов.

Важнейшее место в анализе библиотечной практики занимает анализ результатов работы, так как только на его основе можно делать обобщающие выводы о том, является ли данный опыт передовым, заслуживающим распространения по всей сети библиотек. При этом важно установить связь между изменениями, внесенными в практику библиотеки, и достигнутыми результатами.

В изучении библиотечной практики используется сочетание методов количественного и качественного ана­лиза.

Количественный анализ библиотечной практики опи­рается на методы, выработанные библиотечной статис­тикой. Многообразная деятельность библиотеки выражается в различных числовых показателях (абсолютных, отно­сительных, средних), характеризующих библиотеку как с количественной, так и с качественной стороны. Эти показа­тели неравноценны по своему объему и содержанию, а, следовательно, и по значению, для анализа библиотечной практики. Одни из них регистрируют отдельные факты работы библиотеки. Другие отражают работу библиотеки за длительный период, обобщают массу отдельных фактов.

Статистика, анализируя обобщающие показатели, устанавливает связи и зависимости изучаемых явлений биб­лиотечной практики и таким образом отражает тенденции ее развития. На фоне средних статистических величин легко сопоставлять факты, легко увидеть новое и передовое, редкое и распространенное. Следуя статистическим правилам, можно с достоверностью говорить на основе выборочного изучения фактов о всей их совокупности.

Количественный анализ работы библиотеки должен не только сравнивать однотипные обобщающие показатели с плановыми, раскрывать их динамику, но и показывать взаимосвязь различных обобщающих показателей, их влияние друг на друга. При анализе библиотечной практики необходимо абсолютные, относительные и средние вели­чины рассматривать в сочетании, т. е. сравнивать одни величины с другими; выводы, полученные на основе анализа одних величин, проверять выводами, получен­ными с помощью других величин. Только при этом условии можно дать объективную оценку деятельности библиотеки, сделать обобщенные выводы, которые и являются резуль­татом количественного анализа.

Количественный анализ деятельности библиотеки дает возможность сделать обобщенные выводы об объеме и содержании ее работы, о достигнутых результатах, устано­вить связь между явлениями в библиотечной практике. Он позволяет выявить передовые библиотеки, добившиеся наилучших результатов в своей деятельности. Однако при анализе библиотечной практики мы не можем ограничи­ваться только количественным анализом деятельности библиотек. Это относится к анализу как методов биб­лиотечной практики, так и достигнутых результатов.

Изучение явлений библиотечной практики состоит прежде всего в выявлении их качественной природы. Если бы мы всегда оперировали только обобщающими пока­зателями для всего изучаемого процесса в целом, то многие индивидуальные факты, имеющие особо прогрессивное значение, остались бы незамеченными. Отклонения, выходя­щие за рамки "статистического среднего", свидетельствуют, как правило, о появлении нового. Для изучения этих качест­венно новых явлений необходимы не только количественно-статистические, но и соответствующие качественные методы.

Совершенно недостаточен количественный анализ и при определении результатов деятельности библиотеки. Ее работу нельзя оценивать только по количеству выданных книг или проведенных массовых мероприятий. Количественные показатели, отвечая на вопрос, что сделано, что достигнуто, не могут дать ответа на другой, на менее важный вопрос — как это достигнуто. Поэтому количественный анализ может дать правильные объективные выводы только в том случае, если он сочетается с тщательным и всесторонним качественным анализом.

Качественный анализ дает возможность оценить как совокупность фактов деятельности библиотеки, так и

отдельный, индивидуальный факт, отражающий новое в библиотечной практике. Его задача - ра юбраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначимого; выделить конкретное, своеобразное в работе библиотеки. Важнейшей задачей качественного анализа является объяснение фактов биб­лиотечной практики, раскрытие их значения.

Сложность объяснения фактов библиотечной практики связана с многогранностью ее явлений. Этим обуслов­ливается необходимость применения совокупности качес­твенно различных методов анализа в зависимости от цели и объекта изучения.

Большое значение в анализе библиотечной практики имеет структурно-функциональный анализ. В нем объект изучения рассматривается как система, соответственно расчлененная на составные части, причем определяются функции каждой. Так при изучении практики проведения читательских конференций анализируются отдельные элементы подготовки и проведения этого массового меро­приятия, их место и значение для читательской конфе­ренции в целом.

Большое значение имеет анализ по аналогии, т.е. сравнение сходных по характеру или происхождению фактов деятельности библиотек. Такое сравнение может быть проведено как на фактическом материале о дея­тельности одной библиотеки, так и на собранном из практики ряда библиотек. Посредством этого метода устанавливается сходство или различие изучаемых явлений, их соответствие выдвинутым теоретическим положениям и методическим рекомендациям. Например, в приведен­ном примере путем анализа по аналогии сравниваются между собой отдельные читательские конференции, устанавливаются те общие элементы, из которых они состоят, определяются существенные различия.

Важное значение имеет также причинно-следственный анализ. Он позволяет раскрыть взаимодействие фактов, пока­зать, как один факт(причина) влияет на другой факт (след­ствие). В нашем примере такой анализ поможет выяснить, как применение тех или иных методов подготовки и прове­дения читательской конференции отразилось на ее результатах.

Применение различных методов качественного анализа для объяснения фактов библиотечной практики позволяет всесторонне рассмотреть явления практики и оценить их Методы количественного и качественного анализа тесно связаны между собой, взаимно обусловливают друг друга. Как невозможно только по числовым показателям дать обоснованную оценку качества деятельности библиотеки, так нельзя по отдельным фактам или даже их совокуп­ности, без количественного анализа, дать обобщенные выводы о работе библиотеки. Количественный и качес­твенный анализ — это две стороны единого процесса ана­лиза библиотечной практики. Важным этапом анализа библиотечной практики является систематизация фак­тического материала. Она предполагает известную упоря­доченность ряда фактов, их группировку по тем вопросам, по которым осуществлялся анализ.

Одним из средств такого перехода от непосредственных данных анализа к их систематизации являются статистичес­кие методы обработки. Применение их к более или менее значительному ряду фактов, выявленных в процессе анализа, позволяет получить вместо множества единичных фактов обобщенный факт. Итоги такого подсчета отражаются в статистических сводках, диаграммах и графиках и служат основой для последующего анализа.

Статистические сводки ежегодно составляются мето­дическими центрами в целях количественной и качест­венной характеристики деятельности библиотек на обслу­живаемой территории на основе статистических отчетов библиотек. Все итоги отражаются в сводках, как правило, в сравнительных числовых показателях (в сравнении с планом, с прошлым годом и т.д.). При этом используются как абсолютные, так и средние и относительные пока­затели, которые даются, как правило, по каждой биб­лиотеке и итоговые по сети библиотек.

Статистические сводки включают и текстовую часть (объяснительную записку), в которой анализируются и оценива­ются количественные показатели и их динамика, даются конкретные предложения, адресованные библиотекам.

Другим итогом аналитической деятельности являются ежегодно составляемые заключения по отчетам и планам библиотек. Заключение дается на отчет и план конкретной библиотеки или ее структурного подразделения (филиала).

Составляя заключение по плану и отчету, методист анализирует, насколько правильно и конкретно определе­ны задачи библиотеки на текущий год, как они выпол­нены, какими мероприятиями обеспечена их реализация, какова эффективность работы библиотеки, какие сущест­венные недостатки имеются в ее деятельности, насколько удачно по форме составлен план или отчет. В конце заключения даются предложения, направленные на совершенствование деятельности библиотеки.

Другим методом систематизации материалов анализа библиотечной практики являются обзоры деятельности библиотек. Они могут охватывать как все стороны рабо­ты библиотек, так и отдельные



2015-11-10 11008 Обсуждений (0)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11008)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)