Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология правосознания (правопонимания) и правовая культура



2015-11-10 1792 Обсуждений (0)
Психология правосознания (правопонимания) и правовая культура 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социализация (от лат. socialis общественный) – это усвоение индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества к которому он принадлежит, а также сосредоточения всех средств производства и земли в руках общества.

Правовая социализация – это … усвоение законов, правовых знаний, требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенного овладения необходимыми соцальными навыками. Осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложившихся взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами.[107]

Процесс усвоения правовых норм осуществляется путем:

- непосредственного их познания в практической деятельности;

- наблюдение за поведением людей в различных ситуациях;

- бесед с другими людьми, чтения книг, каналов средств массовой информации.

Процесс социализации связан с правосознанием (правопониманием).

а). Психология правосознания.

Последнее время термин “правосознание” подменяется понятием правопонимание – это систематическая целенаправленная мыслителая деятельность человека , направленная на познание права, его восприятие и оценку, а также отношение к нему как объективному социальному явлению

Анализируя субъект правопонимания (гражданин, юрист-профессионал, ученый и др.), объект (право в широком и узком смысле), содержание правопонимания. (знание субъектом своих прав и обязанностей, правовых запретах и дозволениях, оценка правовых норм и т.д.) приходить к убеждению, что правопонимание и правосознание идентичные (тождественные) понятия. Понимание права (правосознание) осуществляется в следующих направлениях: естественно-правовом; позитивистском; нормативистском; психологическом; социологическом.

а). Естественно-правовой подход позволяет выявить связь права и морали (нравственности); справедливые начала в праве, заложенные самой природой в человеке; существующие различия между правом и законом; естественным и позитивным правом.

б). Позитивистское направление отождествляет право и закон, утверждает возможность установления стабильного правопорядка; требует детального изучения структуры правовой нормы; оснований юридической ответственности и др.

в). Нормативисская теория подчеркивает, что право это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах;

г). Психологические аспекты применения права раскрывают психологическую реальность – правовые эмоции и чувства человека /переживания позитивного (государственного) и личного права; учет при подготовке и издании законов правовой культуры общества и психологии индивида и др.)

д). Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей и обществе.[108]

Термин “правосознание” подчеркивает неразрывную связь “права” и “сознания”, т.е. права и психологии. Поэтому, раскрывая психологические особенности понимания права, целесообразно пользоваться понятием “правосознание”.

Важнейшим элементом правосознания является – сознание.

Сознание – это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку.

Сознание – это не только отражение, но и отношение человека к окружающему: при этом отношения взаимосвязаны. Наиболее отчетливо отношение проявляется в волевых актах. Воля – форма психологического отражения, в которой отражаемым являются объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия, мешающие ее достижению; отраженным (субъективным) становиться субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие, результатом – действие и удовлетворение достижением цели.[109]

Волевые акты, связанные с осознанием права (правовых норм) всегда опираются на волевые усилия, т.е. на переживании. Без переживания усилий не возможно волевое действие.

Волевые аспекты показывают субъективное отношение людей к объективной действительности.

Субъективный компонент человеческой психики – это и есть сознание, а личность – человек как носитель сознания. Различают низший уровень сознания (спутанное сознание) и высший (самосознание). Ясность сознания существенно влияет на эффективность юридической деятельности.

Сознание является продуктом взаимоотношений человека с объективной действительностью. Сознание проявляется в деятельности, ее структура соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком.[110]

Системно-структурная характеристика сознания состоит из следующих элементов: познания, переживания, усвоения, отношения.

Слова «познание», «сознание» связаны между собой и со знанием». Знания – это совокупность понятий, усвоенных человеком. Понятия – это сумма знаний и умений, в частности, правовых. В основе знаний лежат психологические понятия мышление и память. Мышление – характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности с помощью речи (письменной, устной). Мышление дает возможность понимать то, чего мы не наблюдаем, и предвидеть результаты будущих действий. Мышление связано с анализом (например, правовой нормы), синтезом (обобщением существующих правовых предписаний), сравнением (сопоставлением правовых норм).

Память – психический процесс сохранения и воспроизведения правовой и другой информации. Память позволяет накапливать опыт (прошлых поколений, личный), расширять свои знания, навыки, умения в области юриспруденции, психологии и др.

Переживание – компонент сознания, отражающий мир в форме удовольствия или неудовольствия, напряжения или раздражения, возбуждения или успокоения. Переживания являются простейшими эмоциями и чувствами. Эмоции влияют на правомерное поведение. Практически невозможно понять правомерное поведение без анализа эмоциональной сферы человека. Сильное душевное волнение человека существенно влияет на оценку его неправомерного поведения.

Осознание правовых понятий невозможно без усвоения.

Усвоение – это психологические особенности понимания, запоминания и использования определенных правовых, психологических и других сведений.

Отношение – это связь человека с окружающим миром. Эмоции и чувства постоянно сопровождают отношения и проявляются в волевых актах. Психическое отношение людей к окружающему миру изучается психологией.

Правосознание – это совокупность представлений, знаний, теорий, убеждений, а также чувств, эмоций, настроений, ценностных ориентаций, оценок, установок людей, выражающих их отношение к действующему или желаемому праву, правовым явлениям, процессам с точки зрения их соответствия (либо несоответствия) критериям справедливости, свободы, равенства, нравственности.[111]

Правосознание характризует «включенность» людей в правовую жизнь, в правовые отношения между собой, между государством и обществом в целом.

Правосознание людей определяется:

- правовыми устоями общества;

- практикой правоприменением;

- реальными условиями жизни людей;

- нравственным опытом;

- традициями общества;

- системой оценочных отношений к правозначимым явлениям…;

- сферой правозначимых установок, которые вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.[112]

Структура правосознания состоит из:

а) правовой идеологии (правовые знания, убеждение в полезности права, законов и др);

б) правовой психологии (правовые эмоции, чувства уважения к законам и др.);

в) правовых оценок (например, поведения – правомерного или неправомерного, справедливого или не справедливого);

г) правовых установок (готовность действовать в соответствии со своей правовой идеологией и психологией.

В зависимости от особенностей субъекта правосознание подразделяется на несколько видов:

- общественное (носителям его выступает все общество, классы и др.);

- групповые (например, правосознание профессиональных работников – юристов);

- индивидуальное(правосознание, присущее всякой личности).

По своему уровню правосознание может быть обыденным (проявляется в повседневной жизни людей); специализированным (профессиональным), характерным для юристов-ученых и практиков;

Теоретическим (научным), субъектами которого выступают только ученые юристы, занимающихся исследованиями в области права.

По своей ценностной направленности (т.е. полезности для человека) правосознание может быть правомерно ориентированным, нигилистическим либо противоправно ориентированным.

Правомерно-ориентированное правосознание является основой одобряемого правомерного поведения. Противоправное – ориентированное правосознание выступает главной причиной совершения правонарушений противоправных проступков. Дефекты правосознания – это негативное отношение индивида к праву.

В правосознании существуют три взаимосвязанных элемента: познавательный, оценочный и регулятивный.

Познавательный элемент связан с отражением в сознании человека реально существующих правовых ценностей. Уровень правосознания зависит от объема правовой информации. Пробелы в правосознании вызваны неактуализированной частью правосознания, которая способна к активизации в результате коммуникации или припоминания, обеспечению эффективности системы правосознания. Пробелы правосознания бывают двух видов. Первый пробел: а) полное отсутствие у субъекта информации (т.е. ее наличие в какой-либо из частей общественного правосознания);

б) возможность получения такой информации;

в) отсутствие ситуации получения даже незначительной и искаженной информации;

Второй пробел: (связан с процессами забывания и воспроизведения).

а) наличие в правосубъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и ее последующие забывание.

б) реальная возможность последующей актуализации содержания такого пробела посредством более или менее длительной процедуры припоминания;

в) присутствие ситуации актуализации «вторичного» пробела.[113]

Представляется, что если в процессе припоминания субъекту удается вспомнить даже незначительную часть заботой правовой информации, позволяет активизировать представление о ситуации.

Оценочная сторона связана с личностным отношением человека к правовым явлениям, т.е. уяснению их сущности. Получив информацию о законе, человек оценивает, сопоставляет его с другими сведениями о праве. С учетом такого сопоставления и оценки закона, человек строит свое поведение в правовом поле применительно к собственным интересам. Следовательно оценочный элемент правосознания мотивирует действительный поведенческий акт (индивидуальное правосознание). Область психологических явлений, обозначаемая понятиями мотив, мотивация, традиционно признается одним из важных объектов познания правовых наук. Например, мотив преступления рассматривается в качестве существенного психологического обстоятельства, характеризующего личность преступника и определяющего степень его общественной опасности.

Мотив – это «осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личных интересов».[114]

Регулятивный элемент правознания – это контроль правозначимого действия и анализ его результатов. Регулятивная сторона связана с интересом и волей.

Интерес – одна из форм направленности личности: окрашенное положительной эмоцией сосредоточением внимания на определенном, вызывающем интерес феномене.[115] Эмоции (возбуждать) особая форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях. Применительно к правосознанию эмоции проявляются как компонент чувств относительно тех или иных правозначимых явлений и соответствует правомерному поведению человека.

Содержание интереса, эмоций обусловлено представлением людей о справедливости, равенстве, свободе, материальных и духовных (нематериальных) ценностях. Модели поведения людей строятся в зависимости от:

а) солидарности личности с правом;

б) с правовым негативизмом – отрицанием правовых ценностей.

Волевая сторона действий человека определяется пониманием своих поступков применительно к сущности закона. Человек использует закон в своих интересах или пытается его «обойти» (например, найти правовые активы, которые отвечают его интересам и потребностям).

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, т.е. психологической направленностью, готовностью человека действовать по привычке, безоговорочному исполнению норм права и решительным действиям по предупреждению их нарушений.

Повышение правосознания возможно за счет устранения внутренних и внешних противоречий. Внутренних противоречий. Внутренние противоречия – это противоречия между структурными составляющими самой системы правосознания (например, правовой идеологией и правовой психологией, общественным правосознанием и индивидуальным), а также противоречия внутри каждого элемента системы, обусловленные неравномерностью их развития (например, в сфере социально-правовой психологии).

К внешним противоречиям необходимо отнести противоречия между, правосознанием и социальной действительности (например, правосознанием и экономическим состоянием общества).

Следует согласится, что правосознание не является обособленным психическим образованием. Правосознание человека определяется его общей ценностной ориентацией в отношении общества, ее способностью к соционормативной саморегуляции.[116]

Порой между правовыми воззрениями личности и общественным правовым сознанием общества возникают противоречия, которые являются причинами противоправного поведения личности, в том числе для совершения различных преступлений и правонарушений.

Практически благодаря знаниям норм права, эмоциональным особенностям их переживания, волевым действиям по психическому осознанию правовых установок постепенно правосознание переходит у человека в существенные правовые убеждения и неукоснительные убеждения и неукоснительное их исполнение.

Правосознание личности обусловлены политическими, социально-экономическими и моральными факторами. Правовые нормы подлежат моральной оценке. Сфера права уже чем сфера морали.

б) Психология правовой культуры.

Основы правосознания закладываются в детстве, развиваются и закрепляются на протяжении всей жизни и деятельности человека.

Правосознание членов общества определяется правовой просвещенностью (знанием права) и уровнем правовой культуры. Культура исторически определенный уровень развития творческих сил человека или коллектива, совокупность материальных и духовных возможностей общества.

Алексеев С.С. справедливо отмечал: «именно через право воплощается главное, что заложено в предназначении культуры, - потенциал накопленных духовных богатств, призванных и способных оградить и защитить человека от непреклонных демонических сил природы и общества…»[117]

Культурный потенциал права коренится в особенностях правовой материи – в письменных текстах, в систематическом повышении в ней интеллектуальных элементов. Особое внимание уделяется культуре речи. Умение использовать языковые средства в различных условиях общения, юридической деятельности.

Под правовой культурой понимается совокупность всех ценностей, главным образом духовного характера, созданных в сфере права, в процессе исторического развития человечества. Правовая культура общества обусловлена социально-экономическим и политическим строем, уровнем нравственно-правовой ответственности людей за свои поступки в сфере права, содержанием и качеством юридического обучения и образования в учебных заведениях, характером защиты основных прав и свобод граждан государством и др.

Таким образом, правовая культура общества есть отражение в конкретных поступках людей их правового сознания, его практическая реализация. Необходимо говорить не только о правовой культуре общества, но и о правовой культуре отдельных социальных групп и о правовой культуре личности. Правовая культура личности – это непосредственно, обусловленное правовой культурой общества степень и характер прогрессивного развития личности, обеспечивающие ее правомерное поведение.[118] Основными категориями оценки правовой культуры личности являются:

- знание основных принципов права;

- уважение к праву;

- волевые действия людей в правовой сфере, направленные на соблюдение предписаний;

- активная жизненная позиция личности в сфере права и др.

Важнейшими элементами правовой культуры являются:

а) уровень развития правовой деятельности (теоретической деятельности ученых-юристов, образовательной деятельности студентов юридических вузов, колледжей и т.д.); практической деятельности – правотворческой и правореализующий).

б) уровень развития правового сознания населения;

в) уровень развития всей системы актов (документов), в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Все составные части правовой культуры существуют благодаря своего субъекта; человека, группы людей, населения в целом.

На правовую культуру влияют принципы права, которые имеют психологическую или нравственную основу.

Принцип справедливости – понятие морально-психологическое, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека, его прав и обязанностей, играющее большую роль в социально-политическом, правовом сознании человека.

Справедливо все нравственное – несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие.

Принцип уважения к праву подчеркивает убежденность человека в справедливость правовых норм, предписаний закона.

Принцип волевых действий людей в правовой сфере выражает привычку людей соблюдать правовые предписания, творческий подход к проблемам правопорядка (например, подготовка мер по борьбе с преступностью и др.)

Принцип активной жизненной позиции личности в сфере права проявляется в направленности, убеждениях, ценностных ориентациях, установках и др. ставшие мотивами правовой деятельности личности.

Социальным и правовым явлением правосознанию и правовой нигилизм. Лицо, которое выступает носителем нигилизма, негативно оценивает действующее право и законодательство, либо относится к тем безразлично и равнодушно. Это проявляется непосредственном в его правосознании, правовом мышлении и в волевых поступках в т.ч. и в правонарушениях. Правовой нигилизм выступает в двух формах: а) теоретическое обоснование правового нигилизма (идеологической); б) реализация указанных взглядов и учений на практике (практическая).

Правовая культура тесно связана с правовым воспитанием и обучением.

 


 

Глава 7



2015-11-10 1792 Обсуждений (0)
Психология правосознания (правопонимания) и правовая культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология правосознания (правопонимания) и правовая культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1792)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)