Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА



2015-11-10 2553 Обсуждений (0)
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА 5.00 из 5.00 3 оценки




Экологическая безопасность автомобильных дорог достигается путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание технических решений,

ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально-экономических условий обитания людей. В процессе реализации проектной документации должны выполняться установленные правила природопользования и охраны окружающей среды (Руководство по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р). Основным методом определения уровня экологической безопасности принимаемых технических или организационных решений является оценка воздействий на окружающую среду, которая включает анализ состояния окружающей среды, выявление состава и характера воздействий и прогноз их последствий. ОВОС выполняется для расчетного (наименее благоприятного) состояния среды и сочетания влияющих факторов за расчетный период эксплуатации проектируемого объекта и включает определение существенного уровня всех выявленных воздействий и допустимого уровня каждого существенного вида воздействий для каждого компонента окружающей среды на пересекаемой дорогой территории. В результате проведения ОВОС делается вывод о допустимости (или недопустимости) строительства, необходимости применения защитных мероприятий и возможности или невозможности реализации намеченных решений. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее ).

- определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);

- анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

- выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;

- оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

- определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;

- оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

- сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта предлагаемого для реализации;

- разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов

Оценка экологической безопасности автомобильных дорог должна охватывать следующие группы и виды воздействий, различающиеся по источникам их возникновения:

а) транспортные загрязнения (выбросы) - выбросы транспортных средств, пользующихся дорогой: отработанные газы, транспортный шум, пылевидные (твердые) выбросы и продукты износа покрытий, загрязняющие воздух, почву и водные стоки на прилегающей территории;

б) изменения природных и хозяйственных систем вследствие внедрения дороги и входящих в ее комплекс инженерных сооружений: изъятие земель, переформирование рельефа, изменение стока, уровня и условий движения грунтовых вод, разделение биосистем и хозяйственных угодий, существующей инфраструктуры;

в) технологические воздействия при выполнении строительных или иных работ: загрязнение атмосферы, почвы и водоемов при работе дорожных машин, производственный шум, распространение пыли, временное изъятие, засорение земель.

Основными объектами воздействия автомобильных дорог на окружающую среду являются природные и социально- экономические компоненты (табл. 8)

Таблица 8 Характеристика объектов воздействия автомобильных дорог

(Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р)

Группа Компонент Показатели
  Воздух Загрязненность газами, пылью, уровень шума, микроклимат

 

Водные ресурсы Загрязненность поверхностного стока, водоемов, подземных вод, изменение уровня грунтовых вод
Земельные ресурсы, почва Стабильность грунтовых масс, сопротивляемость эрозии, плодородность почвенного слоя
Биологические ресурсы Растения, животные суши, водной среды, сельскохозяйственное производство

 

Социально-экономические Условия обитания населения Санитарные, психологические параметры

 

Экономические интересы сообщества, отдельных лиц Возможности экономического развития, рабочие места, сохранность жизненного уклада
Землепользование Жилье, сельское хозяйство, леса рекреация, дачное хозяйство), размещение промышленных и других предприятий
Транспортная инфраструктура Доступность социальных объектов, сохранность сложившейся системы связей
Объекты научного и духовного значения Памятники истории и культуры, археологические объекты, заповедные территории, природные феномены
Эстетика ландшафта Природного, окультуренного, урбанизированного

 

Результаты выполнения процедуры ОВОС, как правило, оформляются в самостоятельный раздел ОИ, который включает следующую информацию (Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р):

а) Определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду:

- строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ, носят, как правило, временный характер;

- эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта: воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения и воздействия автомобильного транспорта (передвижных источников воздействия).

б) Определение видов предполагаемых воздействий на окружающую среду в зависимости от характера предлагаемых мероприятий по развитию объекта и перечень основных видов воздействия автомобильных дорог и мостовых переходов на окружающую среду.

в) Анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта:

- наличие промышленных предприятий, состояние сельского хозяйства, обеспеченность транспортной сетью;

- местоположение существующих основных источников воздействия на природную среду в зоне влияния автомобильной дороги, состав, концентрация загрязняющих веществ, их распределение и тенденция изменения во времени и пространстве;

- закономерности и масштабы происходящих в регионе изменений окружающей среды;

- общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной среды, почв, вод, инженерно-геологических условий, животного и растительного мира, проживание людей;

- анализ воздействия рассматриваемой существующей автомобильной дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т. д.;

- общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки;

Таблица 9 Виды предполагаемых воздействий автомобильной дороги

Виды предполагаемых воздействий Возможные меры по исключению или смягчению воздействия Условия, при которых учет данного воздействия обязателен
Нарушение путей сообщения местных жителей, увеличение времени на дорогу к местам работы и отдыха, расчленение сельскохозяйственных Устройство подъездов, пересечений и примыканий. При проектировании автомобильных дорог I и11 категорий.
Ухудшение условий движения для сельскохозяйственной техники, гужевого транспорта, велосипедистов, прогона скота. Устройство тракторных путей, велосипедных дорожек, переездов и путепроводов для сельскохозяйственной техники, скотопрогонов, ограждение полосы отвода дороги. При проектировании автомобильных дорог I, II и III категорий при наличии требований и технических условий собственников земель.
Снос строений, переселение людей, связанное с отводом земель для развития автомобильной дороги. Обход населенных пунктов с исключением сноса строений и переселения людей, устройство защитных экранов и защитных сооружений, предоставление жилья и участков земель взамен изымаемых, выплата компенсаций. При проложении трассы автомобильной дороги через или вблизи населенных пунктов.
Расчленение ландшафта. Применение методов ландшафтного проектирования, исключение по возможности глубоких выемок и высоких насыпей, устройство декоративного озеленения, проложение трассы дороги вне зоны видимости больших групп людей. При проектировании новых дорог, реконструкции неблагоприятных участков.
Оползни, осыпи, сплывы, другие виды подвижек земляных масс вследствие их подрезки в процессе строительных работ. Исключение подрезок склонов при неблагоприятных геологических условиях, обеспечение водоотвода, другие инженерные сооружения. При проложении трассы в неблагоприятных условиях, установленных изысканиями и обследованиями.
Эрозия земель вследствие концентрации водных потоков искусственными сооружениями, кюветами и канавами. Укрепление русел и выходов из водоотводных сооружений, увеличение количества сбросов воды из систем водоотвода для уменьшения расхода воды.  
Изменение условий поверхностного стока. Проектирование соответствующих систем водоотвода. Особенно важно при пересечении болот, пойм рек, косогоров.
Изменение условий протекания грунтовых вод, осушение и переувлажнение почв. Отказ от устройства выемок при близком залегании грунтовых вод, проектирование насыпей из условия недопущения прерывания водоносных слоев. При близком залегании грунтовых вод и при проектировании глубоких выемок.
Нарушение гидрологического режима рек, изменение береговой линии, сечения водотоков, активизация русловых процессов. Устройство регуляционных сооружений, укрепление берегов, проектирование мостов с оптимальным стеснением русла. При наличии в проекте мостов.
Нарушение условий произрастания растений. Исключение подтопления и осушения земель, эрозии почв, деградации почв от транспортных загрязнении, рекультивация нарушенных при строительстве земель, устройство организованных площадок отдыха и стоянок для автомобилей, обход особо охраняемых территорий и ценных насаждений. При проектировании автомобильных дорог I иП категорий, на участках пересечения болот и территорий с необеспеченным поверхностным стоком и дорог с перспективной интенсивностью движения более 2000 авт./сут. вблизи ценных сельскохозяйственных угодий.
Нарушение условий обитания диких животных. Обход особо охраняемых территорий; мест обитания, питания и размножения охраняемых видов животных; обустройство пересечений путей миграции животных, установка дорожных знаков, предупреждающих о вероятности столкновения с животным, устройство скотопрогонов и путепроводов. При проектировании автомобильных дорог высших категорий и дорог с перспективной интенсивностью движения более 2000 авт./сут. вблизи мест обитания, питания и размножения, путей миграции охраняемых видов животных.
Нарушение условий обитания рыб при строительстве мостов. Обход мест нагула, нерестилищ. Проведение работ с учетом периода массового нереста и выклева рыб, применение шпунтовых ограждений, удаление строительных остатков. В соответствии с техническими условиями органов рыбоохраны.
Создание условий для размножения комаров, клещей. Планировка территорий, исключение мест застоя воды, своевременная уборка и захоронение порубочных остатков.  
Создание повышенной аварийности на автомобильной дороге и пересечениях с другими дорогами. Устройство ограждений, разметки, установка дорожных знаков, устройство тротуаров, пешеходных дорожек и переходов, освещения в населенных пунктах. Аварийно опасные участки.
Загрязнение воздушной среды, шумовое воздействие при движении потока транспорта. Проектирование дороги с параметрами, обеспечивающими оптимальный режим движения автомобилей, устройство защитных зеленых насаждений и экранов, строительство обходов населенных пунктов. При проектировании автомобильных дорог I и II категорий и дорог вблизи пунктов и объектов, чувствительных к данному виду воздействия (санатории, больницы, школы, т.д.).
Загрязнение почв соединениями свинца. Проектирование дороги с параметрами, обеспечивающими оптимальный режим движение автомобилей, устройство защитных зеленых насаждений и экранов. При проектировании автомобильных дорог I и11 категорий, а также дорог с перспективной интенсивностью движения более 2000 а/м вблизи населенных пунктов и ценных сельскохозяйственных угодий.
Вибрация зданий и сооружений от движущегося транспорта. Специальные инженерные мероприятия по защите зданий и сооружений от действия вибрации. При наличии специальных требований в случаях, когда здания и сооружения расположены ближе 30 м от кромки проезжей части дороги, в основании залегают связные грунты пластичной, текучепластичной консистенции.
Разрушение памятников истории и культуры, включая археологические памятники. Проложение трассы дороги в обход памятников истории и культуры, археологических памятников, специальные инженерные решения по защите памятников, раскопки и изъятие археологических ценностей до начала строительных работ. Мероприятия по защите памятников истории и культуры, археологических памятников предусматриваются при наличии у заказчика рекомендаций по обеспечению сохранности выявленных памятников, составленных специализированными организациями.
Запыление территории. Проектирование непылящих дорожных одежд, устройство защитных зеленых насаждений, мероприятия по обеспыливанию покрытий. При проектировании автомобильных дорог с пылящими типами покрытий вблизи населенных пунктов и ценных сельскохозяйственных угодий.
Загрязнение придорожной полосы бытовым мусором. Устройство организованных площадок отдыха и стоянок для автомобилей. При проектировании автомобильных дорог I hIII категории протяжением более 15 км, Шкатегории протяжением более 25 км.
Усиление наносов и заиливания русел водотоков продуктами размывов мест строительства, неукрепленного земляного полотна, а также при строительстве опор мостов, загрязнение русел бытовым и строительным мусором. Планировка, уплотнение и укрепление грунта на строительных площадках, применение шпунтовых ограждений при строительстве опор мостов, проведение рекультивационных работ, своевременная уборка мусора и строительных остатков. При проложении трассы дороги в поймах рек и строительстве мостов.
Загрязнение водных объектов поверхностным стоком с автомобильных дорог и мостов. Очистка вод поверхностного стока, отвод загрязненных вод за пределы пойм водотоков, рассредоточение сбросов по протяжению дороги. Для всех категорий автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Загрязнение грунтов и вод маслами, топливом автомобилей и дорожно­строительных машин на строительных площадках и предприятиях. Планировка территории, устройство канав и водоотводных систем для сбора и очистки вод, ограждение территории, организация заправки техники в специально установленных местах или на автозаправочных станциях общего пользования. При наличии в проекте приобъектных строительных площадок, притрассовых предприятий, карьеров и т.п.
Загрязнение территорий вблизи временных баз строительных организаций мусором, бытовыми отходами. Обустройство временных баз строительных организаций местами для сбора и уничтожения отходов и мусора, строительство туалетов, ограждение территории, рекультивация земель после окончания работ. При наличии в проектах временных баз строительных организаций.
Загрязнение воздушной среды на асфальтобетонных и цементобетонных заводах, других притрассовых предприятиях. Обустройство заводов оборудованием для очистки выбросов. При наличии в проектах притрассовых предприятий.
Загрязнение окружающей среды при работе строительных машин и механизмов. Принятие наиболее современной, экологически менее опасной строительной техники и технологии. Для мест сосредоточенных земляных работ, а также при применении машин и механизмов, выделяющих большое количество загрязнителей, вблизи территорий, чувствительных к загрязнению.

 

г) Анализ социального развития территории, включая:

- население района тяготения автомобильной дороги, наличие и размер населенных пунктов, в том числе в зоне непосредственного влияния объекта;

- состояние социальной среды, традиционное природопользование, состояние социально-бытовых условий;

- данные о наличии памятников истории, культуры и археологии;

- наличие таких мест или объектов, которые действующими законодательными актами признаны ценными для культуры, науки и культурных традиций и религиозных обычаев населения;

- наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию;

д) Краткий анализ природных условий на территории прохождения трассы автомобильной дороги, в том числе:

- климатическая характеристика, повторяемость того или иного класса погод, оценка солнечной радиации, температуры и влажности воздуха, роза ветров, режимы метелей, пыльных бурь, осадков;

- оценка микроклимата с учетом особенностей топографии местности;

- данные о грунтово-геологических и гидрогеологических особенностях, существующих нарушениях инженерно-геологических, в том числе грунтовых, геолого-литологических условий территории;

- анализ геохимических условий территории, наличие деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель в зоне влияния автомобильной дороги, возможность использования их при осуществлении мероприятий по развитию объекта;

- оценка состояния растительности, наличие видов, чувствительных к воздействию мероприятий по развитию объекта и функционированию автомобильной дороги после их осуществления, состояния лесов в зоне влияния объекта, состояния безлесных территорий;

- оценка состояния водных объектов;

- оценка состояния атмосферного воздуха в районе рассматриваемой автомобильной дороги;

- оценка видового состава и состояния животного мира (в том числе ихтиофауны и других гидробионотов) в районе проложения автомобильной дороги или мостового перехода, обращая особое внимание на редко встречающиеся, ценные, реликтовые, эндемичные, находящиеся под охраной государства, занесенные в Красную книгу виды, границы популяций и мест обитания, размножения, гнездования выявленных и подлежащих учету видов, характер и пути миграции;

- анализ особенностей ландшафта;

е) Прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в процессе функционирования рассматриваемой существующей и других автомобильных дорог в районе тяготения в случае отсутствия мероприятий по развитию автомобильной дороги (вариант отказа от развития);

ж) Прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в результате развития автомобильной дороги;

- зоны превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ от выбросов транспорта;

- зоны превышения предельного уровня шума;

- зоны превышения предельного уровня запыленности;

- изменение воздействия на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д. развития рассматриваемой автомобильной дороги;

- прогнозная оценка долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого развития;

з) Рекомендации по установлению требований и нормативов для проектирования основных элементов и сооружений автомобильной дороги, исключающих или снижающих воздействие на окружающую среду и условия жизни населения (оптимальная скорость движения, водоотвод, тип покрытия, необходимость сооружения обходов населенных пунктов, памятников архитектуры, культуры, археологии, охраняемых природных объектов и т.д.);

и) Рекомендации для дальнейшего проектирования природоохранных инженерных мероприятий, обеспечивающих соблюдение действующих нормативов природопользования и требований по защите окружающей среды и условий жизни населения (лесозащитные полосы, шумозащитные экраны, очистные сооружения в водо-охранных зонах, организация научных исследований, связанных с защитой памятников археологии и культуры и т.д.);

к) Примерный перечень мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды;

л) Предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, по решению социальных вопросов, в том числе связанных с охраной здоровья населения, созданием благоприятных условий для его проживания;

м) Предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатация объекта рыбным запасам при пересечении водных объектов и проложении трасс вблизи их;

н) Предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа.

Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя:

- определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.);

- организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений;

- установление защитных зон, в том числе ограничения застройки для обеспечения экологического благополучия населения, безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги;

- рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Строительство дороги, движение по ней автомобильного транспорта оказывают существенное влияние на состояние окружающей природной среды, вызывая в ней порой необратимые изменения. Масштабы и интенсивность их проявления зависит не только от состава и объема движения, но и от ряда дорожных факторов. В связи с этим особенно важно при проектировании дороги правильно оценивать возможный ущерб для окружающей среды. Наиболее значительными составными частями ущерба, вызываемого движением, являются:

- загрязнение окружающей среды отработавшими газами автомобилей;

- загрязнение окружающей среды пылью от стирания покрытий дороги и колес;

- повышенный уровень шума (имеет существенное значение главным образом в городах).

Кроме того, само проложение дороги на местности ведет к ряду изменений ландшафта: меняется гидрогеологический режим на прилегающих территориях. Существует еще ряд менее значимых факторов: загрязнение воды и почвы дорожными сточными водами, загрязнение полей сорными растениями с обочин дорог, изменение ландшафта и некоторые другие. Поскольку наибольший ущерб наносит загрязнение атмосферы, в первую очередь необходимы методы его количественного определения. Каждый автомобиль в отдельности выбрасывает в атмосферу сравнительно небольшой объем отработавших газов, содержащих около 200 различных компонентов. Отработавшие газы одиночно движущихся автомобилей рассеиваются в воздухе и не создают заметного его загрязнения. Однако с ростом их количества, плотности и скорости движения отработавшие газы отдельных автомобилей суммируются и образуют сплошной поток. Аккумулируясь в почве, химические соединения в большинстве случаев отрицательно влияют на развитие корневой системы растений. Ориентировочные подсчеты показали, что площадь «поражения» отработавшими газами только по Центральному экономическому району (он включает 12 областей) составляет 0,8-1,2 млн. га, а средняя величина ежегодного ущерба оценивается в 50-80 млн. руб.

Исследованиями установлено, что под воздействием многолетних атмосферных загрязнений на прилегающих к автомобильной дороге территориях изменяются физико-химические свойства почв. Это в конечном итоге отражается на урожайности возделываемых культур, в большинстве случаев снижая ее. Поскольку для выделения влияния на урожайность культур загрязнения атмосферы или почв требуются специальные исследования, условно вся величина потерь урожая может быть отнесена за счет совместного действия ингредиентов атмосферы и почв.

Научно-технический прогресс способствует внедрению более совершенных мер защиты окружающей среды. Современная наука работает на должном уровне. Но по-прежнему много сложностей с реализацией прогрессивных научных разработок на практике. Распространенная причина — отсутствие необходимых средств. К сожалению, практика показывает, что они находятся лишь тогда, когда медлить больше нельзя. Деньги-главное условие для обеспечения нашей экологической безопасности. Дополнительного финансирования требуют и подготовка квалифицированных экологических кадров, и оснащение их современными средствами контроля, и проведение мониторинга. Но всё же ключевым вопросом стоит считать отсутствие законодательной базы для обеспечения защиты окружающей среды, прежде всего в отношении принимаемых мер к тем, кто ее загрязняет. Сейчас в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях у нас существует система штрафов для таких нарушителей. Однако этого недостаточно. Принцип «загрязнитель платит», заложенный в закон об охране окружающей среды, пока не срабатывает из-за отсутствия другого закона — о плате за негативное на нее воздействие.

В то время как государственное финансирование на природоохранные цели должно ограничиваться созданием заповедников, особо охраняемых природных территорий, сохранением биоразнообразия, экологическим мониторингом, исследованиями и пропагандой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочник дорожных терминов/под редакцией д.т.н. проф. В.В.Ушакова М. «ЭКОН-ИНФОРМ» - 2005. - 256 с.

2. Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. «Высшая школа» Москва 1967. 123 с.;

3. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Луканина. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.;

4. ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв.расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. N ОС-1181-р);

5. Миронов А. А. Автомобильные дороги и охрана окружающей среды: Учебн. для вузов / А. А. Миронов - Томск, 1986 г. - 71 с.;

6. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий / В.П. Подольский, В.Г Артюхов, В.С. Турбин, А.Н. Канищев. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999.-261 с.;

7. Рязанов, Ю. С. Охрана окружающей среды при строительстве мостов: Учеб. Пособие / Ю.С. Рязанов. Хабаровск ДВГУПС - 2003. - 84 с.;

8. Паршина, Е. И. Охрана окружающей среды в дорожном строительстве: учебно - метод. комплекс для студ. всех формы обуч. спец. 270205 « Автомобильные дороги и аэродромы» / Е. И. Паршина . - Сыктывкар: СЛИ, 2007 - 72 с.;

9. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. (Согласованы с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 19.06.1995 №03-19/АА). М. 1995. –124 с.;

10. Рекомендации по последующим этапам разработки экологического обоснования (ООС). Автотранспортное загрязнение придорожных территорий/ В. П. Подольский, В. Г Артюхов, В. С. Турбин, А. Н. Канищев. - Воронеж: изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999. - 261 с.;

11. Бажанов, А. А. Социально-экономические аспекты влияния автотранспортоного комплекса на окружающую среду и здоровье населения [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.03. - M, 2008 - 161 с.;

12. Базаров Б. И. Экологическая безопасность автотранспортных средств/ Базаров Б. И. - Ташкент: ТАДИ, 2004. - 104 с.;

13. Бурков В.Н.,Щепкин,А.В.Экологическая безопасность/ В. Н.Бурков, А. В. Щепкин. - М. : ИПУ РАН, 2003. - 92 с.;

14. Елкина, Л. Г. Управление экологической безопасностью: принципы, способы и формы организации на предприятии: / Л. Г. Елкина, Р. Р. Набиуллина // Вестник УГАТУ. Экономические науки. Вып.1. 2009. - С. 1-8.;

15. ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв.расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. N ОС-1181-р.;

16. ОДМ 218.2.013-2011. Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (первая редакция). РОСАВТОДОР. Москва. – 2011;

17. Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды. Утв. расп. Минтранса России № ОС-339-р от 14.04.2003 г.;

18. Приказ МПР России «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды"от 15.06.2001 № 511.

19. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. М. ФДД Минтранс России. -1995;

20. Руководство по снижению воздействий на окружающую среду автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры". Утв. расп. Министерства транспорта РФ от 22.11.2001 N ОС-482-р.;

21. Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р.

22. Рябова, О. В. Техногенное воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы: дис. ... д-ра техн. наук / О. В. Рябова. - Воронеж, 2006. - 459 с.;

23. Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог «Высшая школа» . - Москва 1967. - 123 с.;

24. Трофименко Ю. В. , Евгеньев Г. И. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда. учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Ю. В. Трофименко, Г. И. Евгеньев; под ред. Ю. В. Трофименко. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.;

25. Экологическая доктрина Российской Федерации . Расп. Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р.;

26. Ясенков Е. П. Элементы автотранспортного комплекса и их воздействие на окружающую среду // Автомобильная промышленность. - 2007. - № 8. - С. 4 - 6.;

27. СН 2.2.42.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки;

28. ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.. –М.: Изд-во стандартов. – 21 с.;

29. ГОСТ 12.1.007-76. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности;

30. ГОСТ 17.5.1.01-83 - Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения;

31. ГОСТ 27593-88 (2005): Почвы. Термины и определения;

 



2015-11-10 2553 Обсуждений (0)
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2553)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)