ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Экологическая безопасность автомобильных дорог достигается путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально-экономических условий обитания людей. В процессе реализации проектной документации должны выполняться установленные правила природопользования и охраны окружающей среды (Руководство по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р). Основным методом определения уровня экологической безопасности принимаемых технических или организационных решений является оценка воздействий на окружающую среду, которая включает анализ состояния окружающей среды, выявление состава и характера воздействий и прогноз их последствий. ОВОС выполняется для расчетного (наименее благоприятного) состояния среды и сочетания влияющих факторов за расчетный период эксплуатации проектируемого объекта и включает определение существенного уровня всех выявленных воздействий и допустимого уровня каждого существенного вида воздействий для каждого компонента окружающей среды на пересекаемой дорогой территории. В результате проведения ОВОС делается вывод о допустимости (или недопустимости) строительства, необходимости применения защитных мероприятий и возможности или невозможности реализации намеченных решений. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее ). - определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности); - анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.); - выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив; - оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий); - определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации; - оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий; - сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта предлагаемого для реализации; - разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов Оценка экологической безопасности автомобильных дорог должна охватывать следующие группы и виды воздействий, различающиеся по источникам их возникновения: а) транспортные загрязнения (выбросы) - выбросы транспортных средств, пользующихся дорогой: отработанные газы, транспортный шум, пылевидные (твердые) выбросы и продукты износа покрытий, загрязняющие воздух, почву и водные стоки на прилегающей территории; б) изменения природных и хозяйственных систем вследствие внедрения дороги и входящих в ее комплекс инженерных сооружений: изъятие земель, переформирование рельефа, изменение стока, уровня и условий движения грунтовых вод, разделение биосистем и хозяйственных угодий, существующей инфраструктуры; в) технологические воздействия при выполнении строительных или иных работ: загрязнение атмосферы, почвы и водоемов при работе дорожных машин, производственный шум, распространение пыли, временное изъятие, засорение земель. Основными объектами воздействия автомобильных дорог на окружающую среду являются природные и социально- экономические компоненты (табл. 8) Таблица 8 Характеристика объектов воздействия автомобильных дорог (Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р)
Результаты выполнения процедуры ОВОС, как правило, оформляются в самостоятельный раздел ОИ, который включает следующую информацию (Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р): а) Определение типов и характера вероятных воздействий автомобильной дороги на окружающую среду: - строительные воздействия, т.е. воздействия, связанные с ведением работ, носят, как правило, временный характер; - эксплуатационные воздействия, т.е. воздействия, проявляющиеся в течение длительного периода эксплуатации объекта: воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения и воздействия автомобильного транспорта (передвижных источников воздействия). б) Определение видов предполагаемых воздействий на окружающую среду в зависимости от характера предлагаемых мероприятий по развитию объекта и перечень основных видов воздействия автомобильных дорог и мостовых переходов на окружающую среду. в) Анализ антропогенной нагрузки на территорию предполагаемого размещения объекта: - наличие промышленных предприятий, состояние сельского хозяйства, обеспеченность транспортной сетью; - местоположение существующих основных источников воздействия на природную среду в зоне влияния автомобильной дороги, состав, концентрация загрязняющих веществ, их распределение и тенденция изменения во времени и пространстве; - закономерности и масштабы происходящих в регионе изменений окружающей среды; - общее влияние хозяйственной деятельности на состояние воздушной среды, почв, вод, инженерно-геологических условий, животного и растительного мира, проживание людей; - анализ воздействия рассматриваемой существующей автомобильной дороги на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т. д.; - общая оценка характера и интенсивности антропогенной нагрузки; Таблица 9 Виды предполагаемых воздействий автомобильной дороги
г) Анализ социального развития территории, включая: - население района тяготения автомобильной дороги, наличие и размер населенных пунктов, в том числе в зоне непосредственного влияния объекта; - состояние социальной среды, традиционное природопользование, состояние социально-бытовых условий; - данные о наличии памятников истории, культуры и археологии; - наличие таких мест или объектов, которые действующими законодательными актами признаны ценными для культуры, науки и культурных традиций и религиозных обычаев населения; - наличие и положение зон, чувствительных к шумовому воздействию; д) Краткий анализ природных условий на территории прохождения трассы автомобильной дороги, в том числе: - климатическая характеристика, повторяемость того или иного класса погод, оценка солнечной радиации, температуры и влажности воздуха, роза ветров, режимы метелей, пыльных бурь, осадков; - оценка микроклимата с учетом особенностей топографии местности; - данные о грунтово-геологических и гидрогеологических особенностях, существующих нарушениях инженерно-геологических, в том числе грунтовых, геолого-литологических условий территории; - анализ геохимических условий территории, наличие деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель в зоне влияния автомобильной дороги, возможность использования их при осуществлении мероприятий по развитию объекта; - оценка состояния растительности, наличие видов, чувствительных к воздействию мероприятий по развитию объекта и функционированию автомобильной дороги после их осуществления, состояния лесов в зоне влияния объекта, состояния безлесных территорий; - оценка состояния водных объектов; - оценка состояния атмосферного воздуха в районе рассматриваемой автомобильной дороги; - оценка видового состава и состояния животного мира (в том числе ихтиофауны и других гидробионотов) в районе проложения автомобильной дороги или мостового перехода, обращая особое внимание на редко встречающиеся, ценные, реликтовые, эндемичные, находящиеся под охраной государства, занесенные в Красную книгу виды, границы популяций и мест обитания, размножения, гнездования выявленных и подлежащих учету видов, характер и пути миграции; - анализ особенностей ландшафта; е) Прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в процессе функционирования рассматриваемой существующей и других автомобильных дорог в районе тяготения в случае отсутствия мероприятий по развитию автомобильной дороги (вариант отказа от развития); ж) Прогноз изменения состояния окружающей среды и условий жизни населения в результате развития автомобильной дороги; - зоны превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ от выбросов транспорта; - зоны превышения предельного уровня шума; - зоны превышения предельного уровня запыленности; - изменение воздействия на условия жизни населения в населенных пунктах, загазованность территорий, уровни шума, аварийность движения и т.д. развития рассматриваемой автомобильной дороги; - прогнозная оценка долговременных последствий от воздействия на окружающую среду намечаемого развития; з) Рекомендации по установлению требований и нормативов для проектирования основных элементов и сооружений автомобильной дороги, исключающих или снижающих воздействие на окружающую среду и условия жизни населения (оптимальная скорость движения, водоотвод, тип покрытия, необходимость сооружения обходов населенных пунктов, памятников архитектуры, культуры, археологии, охраняемых природных объектов и т.д.); и) Рекомендации для дальнейшего проектирования природоохранных инженерных мероприятий, обеспечивающих соблюдение действующих нормативов природопользования и требований по защите окружающей среды и условий жизни населения (лесозащитные полосы, шумозащитные экраны, очистные сооружения в водо-охранных зонах, организация научных исследований, связанных с защитой памятников археологии и культуры и т.д.); к) Примерный перечень мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды; л) Предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации объекта населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, по решению социальных вопросов, в том числе связанных с охраной здоровья населения, созданием благоприятных условий для его проживания; м) Предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатация объекта рыбным запасам при пересечении водных объектов и проложении трасс вблизи их; н) Предложения по разработке программы производственного мониторинга реализации планируемых мероприятий по развитию автомобильной дороги и плана послепроектного экологического анализа. Перечень рекомендуемых мероприятий по приведению придорожной полосы в состояние, обеспечивающее оптимальные условия движения, экологическое благополучие населения и защиту окружающей среды, должен включать в себя: - определение необходимости специальных почвенных обследований для выявления деградированных земель, их консервацию или включение в полосу отвода автомобильной дороги, рекомендации по их использованию (устройство лесополос, полос для аварийной остановки автомобилей и т.п.); - организацию пересечения автомобильной дороги людьми и животными, при необходимости ограничение доступа к дороге с прилегающих территорий, вынос из полосы отвода сооружений и препятствий, влияющих на безопасность движения, снос строений; - установление защитных зон, в том числе ограничения застройки для обеспечения экологического благополучия населения, безопасности движения, нормальной эксплуатации дороги с учетом возможности дальнейшего развития автомобильной дороги; - рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель и неиспользуемых участков существующей дороги. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Строительство дороги, движение по ней автомобильного транспорта оказывают существенное влияние на состояние окружающей природной среды, вызывая в ней порой необратимые изменения. Масштабы и интенсивность их проявления зависит не только от состава и объема движения, но и от ряда дорожных факторов. В связи с этим особенно важно при проектировании дороги правильно оценивать возможный ущерб для окружающей среды. Наиболее значительными составными частями ущерба, вызываемого движением, являются: - загрязнение окружающей среды отработавшими газами автомобилей; - загрязнение окружающей среды пылью от стирания покрытий дороги и колес; - повышенный уровень шума (имеет существенное значение главным образом в городах). Кроме того, само проложение дороги на местности ведет к ряду изменений ландшафта: меняется гидрогеологический режим на прилегающих территориях. Существует еще ряд менее значимых факторов: загрязнение воды и почвы дорожными сточными водами, загрязнение полей сорными растениями с обочин дорог, изменение ландшафта и некоторые другие. Поскольку наибольший ущерб наносит загрязнение атмосферы, в первую очередь необходимы методы его количественного определения. Каждый автомобиль в отдельности выбрасывает в атмосферу сравнительно небольшой объем отработавших газов, содержащих около 200 различных компонентов. Отработавшие газы одиночно движущихся автомобилей рассеиваются в воздухе и не создают заметного его загрязнения. Однако с ростом их количества, плотности и скорости движения отработавшие газы отдельных автомобилей суммируются и образуют сплошной поток. Аккумулируясь в почве, химические соединения в большинстве случаев отрицательно влияют на развитие корневой системы растений. Ориентировочные подсчеты показали, что площадь «поражения» отработавшими газами только по Центральному экономическому району (он включает 12 областей) составляет 0,8-1,2 млн. га, а средняя величина ежегодного ущерба оценивается в 50-80 млн. руб. Исследованиями установлено, что под воздействием многолетних атмосферных загрязнений на прилегающих к автомобильной дороге территориях изменяются физико-химические свойства почв. Это в конечном итоге отражается на урожайности возделываемых культур, в большинстве случаев снижая ее. Поскольку для выделения влияния на урожайность культур загрязнения атмосферы или почв требуются специальные исследования, условно вся величина потерь урожая может быть отнесена за счет совместного действия ингредиентов атмосферы и почв. Научно-технический прогресс способствует внедрению более совершенных мер защиты окружающей среды. Современная наука работает на должном уровне. Но по-прежнему много сложностей с реализацией прогрессивных научных разработок на практике. Распространенная причина — отсутствие необходимых средств. К сожалению, практика показывает, что они находятся лишь тогда, когда медлить больше нельзя. Деньги-главное условие для обеспечения нашей экологической безопасности. Дополнительного финансирования требуют и подготовка квалифицированных экологических кадров, и оснащение их современными средствами контроля, и проведение мониторинга. Но всё же ключевым вопросом стоит считать отсутствие законодательной базы для обеспечения защиты окружающей среды, прежде всего в отношении принимаемых мер к тем, кто ее загрязняет. Сейчас в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях у нас существует система штрафов для таких нарушителей. Однако этого недостаточно. Принцип «загрязнитель платит», заложенный в закон об охране окружающей среды, пока не срабатывает из-за отсутствия другого закона — о плате за негативное на нее воздействие. В то время как государственное финансирование на природоохранные цели должно ограничиваться созданием заповедников, особо охраняемых природных территорий, сохранением биоразнообразия, экологическим мониторингом, исследованиями и пропагандой. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Справочник дорожных терминов/под редакцией д.т.н. проф. В.В.Ушакова М. «ЭКОН-ИНФОРМ» - 2005. - 256 с. 2. Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. «Высшая школа» Москва 1967. 123 с.; 3. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная экология. Учебник для вузов. Под ред. В.Н. Луканина. М.: Высшая школа, 2001. 273 с.; 4. ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв.расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. N ОС-1181-р); 5. Миронов А. А. Автомобильные дороги и охрана окружающей среды: Учебн. для вузов / А. А. Миронов - Томск, 1986 г. - 71 с.; 6. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий / В.П. Подольский, В.Г Артюхов, В.С. Турбин, А.Н. Канищев. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999.-261 с.; 7. Рязанов, Ю. С. Охрана окружающей среды при строительстве мостов: Учеб. Пособие / Ю.С. Рязанов. Хабаровск ДВГУПС - 2003. - 84 с.; 8. Паршина, Е. И. Охрана окружающей среды в дорожном строительстве: учебно - метод. комплекс для студ. всех формы обуч. спец. 270205 « Автомобильные дороги и аэродромы» / Е. И. Паршина . - Сыктывкар: СЛИ, 2007 - 72 с.; 9. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. (Согласованы с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 19.06.1995 №03-19/АА). М. 1995. –124 с.; 10. Рекомендации по последующим этапам разработки экологического обоснования (ООС). Автотранспортное загрязнение придорожных территорий/ В. П. Подольский, В. Г Артюхов, В. С. Турбин, А. Н. Канищев. - Воронеж: изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999. - 261 с.; 11. Бажанов, А. А. Социально-экономические аспекты влияния автотранспортоного комплекса на окружающую среду и здоровье населения [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук : 22.00.03. - M, 2008 - 161 с.; 12. Базаров Б. И. Экологическая безопасность автотранспортных средств/ Базаров Б. И. - Ташкент: ТАДИ, 2004. - 104 с.; 13. Бурков В.Н.,Щепкин,А.В.Экологическая безопасность/ В. Н.Бурков, А. В. Щепкин. - М. : ИПУ РАН, 2003. - 92 с.; 14. Елкина, Л. Г. Управление экологической безопасностью: принципы, способы и формы организации на предприятии: / Л. Г. Елкина, Р. Р. Набиуллина // Вестник УГАТУ. Экономические науки. Вып.1. 2009. - С. 1-8.; 15. ОДН. Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка. утв.расп. Минтранса России от 31 декабря 2002 г. N ОС-1181-р.; 16. ОДМ 218.2.013-2011. Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам (первая редакция). РОСАВТОДОР. Москва. – 2011; 17. Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды. Утв. расп. Минтранса России № ОС-339-р от 14.04.2003 г.; 18. Приказ МПР России «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды"от 15.06.2001 № 511. 19. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. М. ФДД Минтранс России. -1995; 20. Руководство по снижению воздействий на окружающую среду автомобильных дорог, объектов дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры". Утв. расп. Министерства транспорта РФ от 22.11.2001 N ОС-482-р.; 21. Руководство по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов дорожного хозяйства 2001. № ос-482-р. 22. Рябова, О. В. Техногенное воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы: дис. ... д-ра техн. наук / О. В. Рябова. - Воронеж, 2006. - 459 с.; 23. Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог «Высшая школа» . - Москва 1967. - 123 с.; 24. Трофименко Ю. В. , Евгеньев Г. И. Экология: Транспортное сооружение и окружающая среда. учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Ю. В. Трофименко, Г. И. Евгеньев; под ред. Ю. В. Трофименко. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с.; 25. Экологическая доктрина Российской Федерации . Расп. Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р.; 26. Ясенков Е. П. Элементы автотранспортного комплекса и их воздействие на окружающую среду // Автомобильная промышленность. - 2007. - № 8. - С. 4 - 6.; 27. СН 2.2.42.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки; 28. ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.. –М.: Изд-во стандартов. – 21 с.; 29. ГОСТ 12.1.007-76. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности; 30. ГОСТ 17.5.1.01-83 - Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения; 31. ГОСТ 27593-88 (2005): Почвы. Термины и определения;
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2553)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |