Анализ признаков альтерации в мажоре и миноре
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Ладовая альтерация в мажоре и миноре. Цель: овладеть умениями и навыками анализа признаков ладовой альтерации в мажоре и миноре, гармонизации мелодии с использованием двойной доминанты. Подготовительная работа: изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности: § хроматизм и альтерация; § альтерация в мажоре и миноре: характерные изменения ступеней лада; аккорды, образованные в результате альтерации ступеней лада (субдоминанта гармоническая в мажоре и доминанта гармоническая в миноре); § двойная доминанта: характерные признаки, группы аккордов двойной доминанты, роль и приготовление, разрешение двойной доминанты в каденции (в К46, D) и внутри построений (в аккорды доминантовой группы, проходящий Т46 и диссонирующие аккорды субдоминантовой группы); § альтерация в двойной доминанте: группа аккордов альтерированной DD, их приготовление, разрешение в К46 и D; § применение аккордов альтерированной DD с увеличенной секстой в окружении T, T6 и К46. Практические задания: Задание 1.Приведите примеры из музыкальной литературы на проходящие и вспомогательные хроматизмы в мелодии, письменно проанализируйте в этих моментах функции аккордов. Задание 2.Запишите и исполните следующие гармонические обороты в тональностях гармонического мажора и минора с двумя ключевыми знаками: 1) 2/4 T – D34 | T6 – S | II56 – DD56 | К46 – D2 | T6 ||; 2) 2/4 II34 – DDVII56 | К46 – D76 | T ||; 3) 3/4 S6 – DDVII6 | К46 – D7 – T ||; 4) 3/4 T – VI – DDVII56 | К46 – D76 | T – S46 – T ||. Задание 3.Письменно гармонизуйте мелодии с использованием аккордов группы двойной доминанты: а)(аккорды группы DD в каденции)
б) (аккорды группы DD внутри построений)
в)(альтерация аккордовгруппы DD)
Задание 4.Cделайте письменный гармонический анализ фрагментов, указав условия применения аккордов двойной доминанты (см. лаб. работу 1, задание 4): а)Р. Шуман. «Отчего?» из фортепианного Цикла «Пять пьес», № 3, ор. 12 Langsam und zart
б)Р. Шуман. «Тема» из фортепианного цикла «Альбом для юношества», № 34 Langsam. Mit inniger Empfindung
в) Ф. Мендельсон. Две песни без слов. «Весенняя песня» Allegretto grazioso
Контрольные вопросы для самопроверки: 1. Что такое хроматизм и альтерация? 2. Какие ступени подвергаются альтерации в мажоре и миноре, каким образом? 3. В результате альтерации какой ступени лада образуются аккорды двойной доминанты? 4. Что такое двойная доминанта? Какое функциональное значение она имеет в музыкальном построении? 5. Какие аккорды двойной доминанты наиболее часто применяются? 6. Каким образом они обозначаются, где строятся и какова их роль? 7. Каким образом в каденции приготавливается двойная доминанта? Каковы правила ее разрешения непосредственно в доминантовое трезвучие и через К46? 8. Какие разновидности DD применяются внутри построения? 9. В чем особенность приготовления DD и ее разрешения: в D, проходящие Т46 и S46 внутри построений? 10. В чем отличия приготовления DD внутри построения от ее приготовления в каденции? 11. Какие аккорды входят в группу альтерированной DD, и какой интервал образуется между их крайними голосами при типовом расположении данных гармоний? 12. Может ли DD переходить в диссонирующие аккорды субдоминантовой группы? 13. Какая при этом должна быть субдоминанта в мажоре, и что происходит в голосоведении? 14. Какие ступени лада изменяются при альтерации аккордов DD? 15. В каком виде преимущественно используется альтерированная DD, и какой интервал образуется между крайними звуками его обращений? 16. Как приготавливаются и разрешаются в К46, T46 и D альтерированные аккорды DD c увеличенной секстой? Литература: 1. Алексеев Б.К., Мясоедов А.Н. Элементарная теория музыки. М.: Музыка, 1986. С. 189–193 (гл. IX). 2. Бершадская Т.С., Масленникова Л.М., Незванова Б.А., Фрейндлинг Г.Р. Курс теории музыки /Под ред. А.Л. Островского, Л.: Музыка, 1978. C. 95–101 (гл. IX). 3. Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии. М.: Музыка, 2005. С. 211–234.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1511)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |