Обучение информатике дошкольников
· Майкова Светлана Алексеевна, учитель информатики, заместитель директора по УВР
Разделы: Информатика
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Общество живет в мире постоянного умножения потоков информации, постоянного изобретения устройств для обработки этой информации. Решать практические задачи человеку помогает компьютер. “Завтра” сегодняшних детей – это информационное общество. И ребенок должен быть готов психологически к жизни в информационном обществе. Компьютерная грамотность становятся сейчас необходимыми каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам, в первую очередь, ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий.
В условиях информатизации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.
Решением данной проблемы является создание компьютерных классов на базе дошкольных образовательных учреждений. Так, в Государственном образовательном учреждении детском саде №2631, в котором я работаю, был создан компьютерный класс. Укомплектован класс современным оборудованием: 14 портативных компьютера Apple МасВоок (рабочие места учеников), моноблок Kraftway (рабочее место учителя), 5 графических планшетов, проектор и экран.
Программа занятий для средней и подготовительной групп была составлена на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы: А.В. Горячев, Н.В. Ключ).Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь). “Информатика для дошкольников” – это прекрасное практическое пособие для педагогов, где досконально расписаны задачи, ход занятий, подготовка к их проведению. В тетрадях много занимательных игр, заданий творческого характера. Я с удовольствием использую эту программу в своей работе.
По этой программе обучение дошкольников можно проводить без использования компьютеров. Я использую интеграцию: мы занимаемся и по рабочим тетрадям, и на компьютерах. Для каждой темы моего планирования я подбираю задания из различных обучающих компьютерных программ ([1]-[5]) согласно возраста детей.
Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю (для средней группы) и 2 раза в неделю (для подготовительной группы), в компьютерном классе с использованием тетради А. В. Горячева и компьютерной поддержки. Продолжительность занятий – 20 минут (средняя группа),30 минут (подготовительная группа). Время работы детей за компьютерами – 10 минут.
В результате изучения данного курса дети будут:
знать:
· названия и функции основных частей компьютера;
· технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
· понятие истинного и ложного высказывания;
· понятие симметрии;
уметь:
· использовать в работе клавиатуру и мышь;
· осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
· называть части компьютера;
· определять истинные и ложные высказывания;
· сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
· находить закономерности в изображении предметов;
· соотносить элементы двух множеств по признаку;
· составлять целое из частей;
· составлять симметричный узор;
· расставлять предметы в определенной последовательности;
· объединять множества.
Приложение 1
Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для средней группы)
Месяц
| Название занятия
| Программное содержимое
|
сентябрь
| 1. Сравнение предметов по свойству
| Знакомство со свойствами (“мягкое”, “сладкое”).
|
| 2. Сравнение предметов по свойству
| Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им, формирование умения устанавливать последовательность событий.
|
| 3. Подготовка к знакомству с отрицанием
| Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством.
|
| 4. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”
| Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
|
октябрь
| 5. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”
| Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
|
| 6.Отрицание по аналогии.
| Умение формулировать отрицание по аналогии.
|
| 7. Отрицание по аналогии.
| Выполнение перечисляемой последовательности действий.
|
| 8. Поиск закономерностей.
| Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
|
| 9. Поиск закономерностей.
| Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
|
ноябрь
| 10. Описание последовательности действий.
| Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству.
|
| 11. Описание последовательности действий.
| Самостоятельное описание своих действий.
|
| 12. Функции предметов.
| Знакомство с функцией предмета.
|
декабрь
| 13. Функции предметов.
| Умение сравнивать объекты по названному признаку.
|
| 14. Логическая операция “и”.
| Знакомство с логической операцией “и”.
|
| 15. Обобщение по признаку.
| Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”.
|
| 16. Обобщение по признаку.
| Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством.
|
| 17. Выделение главных свойств предметов.
| Закрепление умения выделять свойства предметов.
|
январь
| 18. Выделение главных свойств предметов.
| Умение подбирать иллюстрации, обозначающие объединении множеств.
|
| 19. Закономерность в расположении фигур и предметов.
| Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.
|
| 20. Упорядочение серии предметов по разным признакам.
| Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке.
|
| 21. Упорядочение серии предметов по разным признакам.
| Развитие памяти и воображения. Подготовка к знакомству с отрицанием.
|
февраль
| 22. Последовательность событий.
| Умение расставлять события в правильной последовательности.
|
| 23. Последовательность событий.
| Умение расставлять события в правильной последовательности. Знакомство с отрицанием.
|
| 24.Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение).
| Умение составлять истинные высказывания на тему “Мой дом” и строить на их основе ложные высказывания.
|
| 25. Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение).
| Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. Продолжение знакомства с функцией (действием).
|
март
| 26. Упражнения на развитие воображения.
| Умение выявлять и продолжать закономерность в расположении предметов. Развитие воображения.
|
| 27. Упражнения на развитие воображения.
| Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества одного и того же предмета.
|
| 28. Части-целое.
| Умение разделять действие – целое на действия – части.
|
| 29. Части-целое.
| Умение разделять действие – целое на действия – части.
|
| 30.Сравнение объектов. Отличия.
| Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
|
апрель
| 31. Сравнение объектов. Отличия.
| Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
|
| 32. Объединение множеств, задаваемых свойством.
| Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
|
| 33. Объединение множеств, задаваемых свойством.
| Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
|
| 34.Простейшие алгоритмы расстановки.
| Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.
|
май
| 35. Простейшие алгоритмы расстановки.
| Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.
|
| 36. Повторение темы “упорядочение”
| Умение продолжить заданную закономерность.
|
| 37. Повторение темы “последовательность действий”.
| Умение выполнять последовательность движений.
|
| 38. Повторение темы “логические операции”
| Умение определять истинность и ложность высказываний.
|
Тематическое планирование по разделу “Информатика” (для подготовительной группы)
Месяц
| Название занятия
| Программное содержимое
|
сентябрь
| 1. Знакомство с компьютером. Техника безопасности.
| Знакомство с компьютером. Техника безопасности.
|
| 2. Знакомство с компьютером. Устройство.
| Знакомство с компьютером, его устройством.
|
| 3. Рабочий стол.
| Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект.
|
| 4. Рабочий стол.
| Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект.
|
| 5. Сравнение предметов по свойству
| Знакомство со свойствами (“мягкое”, “сладкое”).
|
| 6. Сравнение предметов по свойству
| Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им.
|
| 7. Манипулятор “мышь”
| Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.
|
| 8. Манипулятор “мышь”
| Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.
|
октябрь
| 9. Подготовка к знакомству с отрицанием
| Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством. Умение выделять главные свойства.
|
| 10. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”
| Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
|
| 11. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”
| Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.
|
| 12.Отрицание по аналогии.
| Умение формулировать отрицание по аналогии.
|
| 13. Клавиатура
| Знакомство с основными клавишами, их назначением.
|
| 14. Клавиатура
| Знакомство с основными клавишами, их назначением.
|
| 15. Отрицание по аналогии.
| Выполнение перечисляемой последовательности действий.
|
| 16. Поиск закономерностей.
| Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
|
| 17. Поиск закономерностей.
| Умение восстанавливать нарушенную закономерность.
|
| 18. Подмножества с общим свойством.
| Знакомство с объединением множеств.
|
ноябрь
| 19. Часть и целое.
| Умение различать части и целое.
|
| 20. Описание последовательности действий.
| Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству.
|
| 21. Описание последовательности действий.
| Самостоятельное описание своих действий.
|
| 22. Функции (назначение) предметов.
| Знакомство с функцией предмета. Умение сравнивать объекты по названному признаку.
|
| 23. Функции (назначение) предметов.
| Знакомство с функцией предмета. Умение сравнивать объекты по названному признаку.
|
| 24. Логическая операция “и”.
| Знакомство с логической операцией “и”.
|
| 25. Обобщение по признаку.
| Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”.
|
| 26. Обобщение по признаку.
| Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством.
|
декабрь
| 27. Выделение главных свойств предметов.
| Закрепление умения выделять свойства предметов.
|
| 28. Выделение главных свойств предметов.
| Умение делить группу предметных картинок на множества.
|
| 29-30. Разбиение множества на подмножества.
| Умение называть объединение множества. Умение выделять главные свойства.
|
| 31. Повторение тем о свойствах.
| Закрепление понятия свойства.
|
| 32. Повторение тем о свойствах.
| Закрепление понятия свойства.
|
| 33-34. Повторение тем об обобщении по признакам.
| Закрепление понятия обобщение по признакам.
|
| 35-36. Графический редактор.
| Знакомство с графическим редактором, панель инструментов и задач.
|
январь
| 37-38. Вложенность множества предметов с общими свойствами.
| Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые – к родовому.
|
| 39. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
| Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.
|
| 40-41. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.
| Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.
|
| 42. Подготовка к введению понятия “алгоритм”.
| Познакомиться с алгоритмом игры. Умение сравнивать геометрические фигуры.
|
| 43-44. Закономерность в расположении фигур и предметов.
| Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.
|
февраль
| 45-46. Логическая операция “и”.
| Умение называть как можно больше свойств и признаков одного объекта.
|
| 47-48. Упорядочение серии предметов по разным признакам.
| Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке.
|
| 49-50. Последовательность событий.
| Умение расставлять события в правильной последовательности.
|
| 51-52. Расстановки и перестановки.
| Умение строить высказывания, отрицающие данные высказывания.
|
март
| 53-54.Знакомство с текстовым редактором.
| Знакомство с текстовым редактором. Панель инструментов, клавиатура.
|
| 55. Задачи-шутки
| Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок.
|
| 56. Упражнения на развитие воображения.
| Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества.
|
| 57. Повторение тем: упорядочение, последовательность действий.
| Закрепление понятий упорядочение, последовательность действий.
|
| 58. Повторение темы: логические операции.
| Закрепление понятия логические операции.
|
| 59-60. Части-целое.
| Умение разделять действие – целое на действия – части.
|
апрель
| 61.Сравнение объектов. Отличия.
| Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
|
| 62-63. Сравнение объектов. Отличия.
| Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.
|
| 64. Объединение множеств, задаваемых свойством.
| Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
|
| 65. Объединение множеств, задаваемых свойством.
| Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.
|
| 66-67. Вложенность множеств.
| Умение выделять этапы заданного действия.
|
| 68. Элементы кодирования.
| Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.
|
май
| 69. Элементы кодирования.
| Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.
|
| 70-71.Простейшие алгоритмы расстановки.
| Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.
|
| 72-73. Функции (назначение) предметов
| Умение называть предметы, выполняющие некоторую функцию.
|
| 74. Отображение множеств.
| Умения выявлять и изображать свойства группы предметов.
|
| 75. Выделение свойств
| Умения выявлять и изображать свойства группы предметов.
|
| 76. Повторение темы (простейшие алгоритмы расстановки).
| Умение анализировать простейшие алгоритмы.
|
Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
Список литературы
1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.
2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
3. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
4. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
6. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997
Компьютерные обучающие программы
1. Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.
2. Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.
3. Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.
4. “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.
5. Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”