Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лирика Лермонтова 1826-1836 гг. Трагедия романтической личности. Лирика Лермонтова 1837-1841 гг. Пути преодоления трагедии романтической личности



2015-11-10 3127 Обсуждений (0)
Лирика Лермонтова 1826-1836 гг. Трагедия романтической личности. Лирика Лермонтова 1837-1841 гг. Пути преодоления трагедии романтической личности 4.67 из 5.00 3 оценки




Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего "великого поприща". Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г . (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826 - 1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г., после того, как гневным стихотворением "Смерть Поэта" откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова - ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся "в стол", - все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.

Творчество Лермонтова - поступательное движение, суть которого - в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных "чертежей", создавшихся на предшествующем. Учитывая "спиралеобразный" характер творческого развития Лермонтова , можно выделить в нем три периода.

Юношеский период (1828-1831) - время первых литературных опытов.

Родители Лермонтова - отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни - "то ли чахотки, то ли сухотки". 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась. А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме "Сашка":

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее... и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье...

В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг - на нравственно-политическом отделении Московского университета.

Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. - время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм - "Последний сын вольности", "Ангел смерти", "Люди и страсти" и другие. Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация - стихотворение "Весна" в журнале "Атеней" - прошла незамеченной и значения для юного автора не имела. Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался "учебой" у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания. Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.

Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения. Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова , хотя этот принцип противоречил другому - стремлению поэта-романтика включить свои "подлинные", "достоверные" мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.

Переходный период (1832-1836) - от юношеского творчества к зрелому.

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, "действования". В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г . Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов , во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона - в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений "Парус", "Я жить хочу! Хочу печали...", "Моряк" (1832).

Ослабляется автобиографизм в лирике . Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, - создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в "Парусе" психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания "мятежного" лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж. Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения "Три пальмы", "Спор", "Утес" и др.)

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды. В неоконченном романе "Вадим"(1832-1834) и в поэме "Измаил-бей" (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, "частного" человека и ходом истории. В 1835-1836 гг. актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. - драма "Маскарад" (1835-1836).

Период творческой зрелости (1837-1841) - время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение "Смерть Поэта", распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы "Мцыри" и "Демон". Поэмы "Тамбовская казначейша" и "Сказка для детей" написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. "Песня.... про купца Калашникова" поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной "энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман "Герой нашего времени" (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Знаменитая ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову , он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого. 17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: "Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было". Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая могила меня ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв...



2015-11-10 3127 Обсуждений (0)
Лирика Лермонтова 1826-1836 гг. Трагедия романтической личности. Лирика Лермонтова 1837-1841 гг. Пути преодоления трагедии романтической личности 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Лирика Лермонтова 1826-1836 гг. Трагедия романтической личности. Лирика Лермонтова 1837-1841 гг. Пути преодоления трагедии романтической личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)