Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние эмоциональной значимости информации на память



2015-11-10 1865 Обсуждений (0)
Влияние эмоциональной значимости информации на память 0.00 из 5.00 0 оценок




Связь мнемических процессов с эмоциогенными механизмами, будучи оче­видной, не является простой (Симонов, 1981; 1993; Bower, 1981; Martins, 1987; Бехтерева, Кропотов, 1988; Christiansen е. а., 1991).

Впервые прямую зависимость эффективности воспроизведения от степе­ни эмоциональной значимости стимула экспериментально продемонстриро­вал Г. Эббингауз на собственном примере (1911). Позднее было показано, что связь эмоций и памяти не является столь однозначной и зависит как от каче­ства информации, так и от условий ее запоминания и воспроизведения (Hamm, 1991). Есть данные, что эмоции улучшают запоминание основной, сущност­ной информации, но ухудшают запоминание деталей (Burke e. а., 1992).

Линейный характер связи между памятью и эмоциями имеет место толь­ко для умеренно эмоциональной информации (субъективного понятия для каждого испытуемого) и объясняется тем, что эмоция повышает уровень внимания и таким образом улучшает воспроизведение (Strongman, Russel, 1988). Повышение эффективности воспроизведения эмоциональных сигна­лов может быть обусловлено тем, что эмоциональный компонент энграм-мы участвует в поддержании уровня активации ЦНС (Kukleta, 1984).


В определенных ограниченных пределах эта связь определявiuh делипит Йеркса-Додсона, т. е. умеренное возбуждение должно улучшать процессы памяти (Зыков, Мелехова, 1976). Это подтверждается экспериментами с за­писью психофизиологических коррелятов активационных процессов. По­казано, что слова, вызывающие большую амплитуду К.ГР или большие сдви­ги ЧСС, лучше сохраняются в памяти (O'Gorman, Jameson, 1978; Plouffe, Stelmack, 1982; Conte, Kinsbourne, 1988). Воспроизведенные слова имеют максимальную позитивность и наименьшие латентные периоды ВП в отве­дениях Cz и Pz (Munte e. а., 1990).

Есть исследования, в которых не подтверждается эта простая закономер­ность (Santley, LaCava, 1977). Предполагается, что зависимость воспроизве­дения от уровня активации подвергается действию других явлений, и конеч­ный результат исследования зависит от общей специфики построения экс­перимента (Geen, 1974). Например, А. Церна и Дж. Уиллинг (Cerna, Willing, 1977) считают, что активация отрицательно взаимосвязана с памятью крат­ковременной и положительно — с долговременной.

Изменение интенсивности эмоционального воздействия меняет зависи­мость как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения запоминания. Направленность этой связи зависит от знака эмоциональной окраски собы­тия (положительной или отрицательной) и в различных концепциях объяс­няется неодинаковым образом. Результаты многочисленных экспериментов противоречивы и в существенной мере зависят от типа предъявляемых сти­мулов, метода определения их эмоциональной значимости и почти всегда подтверждают изначальную позицию исследователя.

Большинство подобных работ исходит из гипотезы 3. Фрейда (1991) о су­ществовании специального механизма для вытеснения отрицательно окрашен­ной информации из области сознательного. Испытуемые лучше припомина­ют те события своей жизни, которые имеют положительную окраску (Colgrov, 1989) или в которых они достигли успеха (Koch, 1930; Kendler, 1943). На каче­ство припоминания оказывает влияние и предыдущая деятельность. Неуспех езко снижает эффективность последующего воспроизведения (Zeller, 1964).

Если человек припоминает не события своей жизни, а составляет список из -лов, которые вызывают у него приятные или неприятные ассоциации, то эф­фект лучшего припоминания приятных слов обнаруживается только при от­сроченном воспроизведении (Thompson, 1930). В одном из исследований точ­нее всего запоминались тексты сексуального содержания (из них точно воспро­изведено 74 % предложений), несколько хуже — нейтральные (69 %), мини­мальная точность отмечена для агрессивных текстов (62 %) (Zimmer, 1987).

Есть работы, свидетельствующие, напротив, о лучшем припоминании от­рицательно окрашенных событий (Блонский, 1964; Reynolds, Takooshain, 1988) или не выявившие никаких различий в эффективности воспроизве­дения слов различной эмоциональной окраски (Reisberg e. а., 1988). Исхо­дя из существующих данных пока невозможно ответить на вопрос о том, ка­кого знака информация лучше фиксируется в памяти. Это связано, по-ви­димому, с наличием дополнительных факторов, влияющих на эффектив­ность воспроизведения. Одним из таких факторов может быть завершен-


ность или незавершенность события, актуальность его для сегодняшней си­туации. Вне зависимости от окраски событие, имеющее продолжение в те­кущей деятельности, будет помниться и забудется, если утратила актуаль­ность его побудительная причина (Рубинштейн, 1949).

Важным фактором, определяющим эффективность запоминания эмоци­ональной информации или событий, являются обстоятельства ее заучивания и воспроизведения (Leight, Ellis, 1981). Среди них большое значение имеют условия подкрепления стимула. Изучение влияния различных форм словес­ного подкрепления на обучение, в котором испытуемые должны различать микроинтервалы времени, показывает, что после положительного подкреп­ления (слово “хорошо”) число правильных оценок в среднем на 10 % боль­ше, чем после отрицательного (слово “плохо”) (Иващенко, Рещикова, 1987).

В другом эксперименте (Beck e. а., 1987) ожидание удара током (о кото­ром предупреждали в инструкции, но который никогда не подавался в экс­перименте) снижало эффективность воспроизведения эротической инфор­мации. В одном из таких экспериментов (McGranachan, 1963) наказание у одних испытуемых актуализировало, а у других, напротив, тормозило нака­зуемые ассоциации. Следовательно, на результат запоминания влияет ин­дивидуальность испытуемого, а также его состояние. Эффективность про­цессов памяти выше, если при воспроизведении у испытуемых было то же настроение, что и при заучивании (Bower, 1981). Например, крайне непри­ятные слова лучше запоминаются испытуемыми в печальном настроении, индуцированном в процессе гипноза, очень приятные — в радостном (Rinck е. а., 1992). Этим же объясняется тот факт, что в плохом настроении чело­век больше вспоминает о своих неудачах, тогда как в хорошем жизнь выг­лядит проще и безоблачнее. Общий вывод из этих работ (Bower, 1981) гла­сит, что стимулы, конгруэнтные (соответствующие) настроению, воспроиз­водятся лучше, чем воздействия, не совпадающие с ним.

Однако этот эффект может быть обеспечен не настроением, а знанием че­ловека о своем настроении и, соответственно, непроизвольным повторени­ем тех стереотипов поведения, которые характерны для данного настроения, что было подтверждено в ряде экспериментов (Alexander, Guenther, 1986).

Существует еще один аспект, влияющий на эффективность воспроизве­дения эмоциональной информации. Показано, что запоминание эмоцио­нального переживания зависит от ориентированности предъявляемого ма­териала испытуемым на себя или другого человека (Mill, 1986). Лучшее за­поминание относящейся к себе информации названо эффектом личной ад­ресности (Maki, McCoul, 1985).

Успешность воспроизведения также непосредственно связана с уровнем мотивированности испытуемого (Lustig, Witryol, 1977).

Все эти дополнительные аспекты, меняющие эффективность восприятия и запоминания эмоциональной информации, по-видимому, опосредуются активацией лимбической системы, которая обеспечивает субъективный компонент переживаемых эмоций (Ploog, 1981). Р.Дж. Спиро (Spiro, 1981-1982), рассматривая влияние эмоций на воспроизведение текстов и собы­тий, приводит эмпирические доказательства в пользу того, что эмоции яв-


яются составной частью мнемических представлений, окрашивая их в за-исимости от переживаний при заучивании. Эмоции ставят метку на пред-тавлении, эта метка обычно сохраняется дольше, чем само содержание, [оследовательность восстановления в памяти такова: метка — эмоциональ-ый тон содержание информации. Эмоциональная окрашенность мнеми-:еского представления обеспечивает связность, интегрированность воспо-шнаний и их сохранение во времени.

Таким образом, в небольшом диапазоне оптимума активации, индиви­дуального для каждого испытуемого, обычно наблюдается линейная связь Процессов памяти и эмоций. Однако на конечный результат эксперимента лияют все его условия: качество стимулов, состояние испытуемого, харак­тер инструкций, тип воспроизведения, а также личностные качества участ-[•шков экспериментов. В то же время любое отклонение от среднего воспро-[{зведения с большой вероятностью указывает на субъективную значимость (срнкретной информации для человека.

Словарь

Амнезия

(буквально — отсутствие памяти) утрата энграммы вследствие ее повреждения. Выделяют анте-Ьоградную и ретроградную амнезии, различающиеся между собой тем, информация какого пе­риода по отношению к моменту повреждающего мозг воздействия исчезает из памяти. Антерог-радная амнезия — неспособность сформировать энграмму после воздействия, ретроградная ам­незия — утрата памяти на определенные события в период, предшествующий воздействию.

Имплицитная память

связана с медленным обучением, при котором испытуемый иногда сам не знает, чему и как он обучился. В этом типе обучения участвуют сенсорные и моторные области мозга, непос­редственно контролирующие сенсорные входы и двигательную активность, которые сочета­ются в том или ином задании. На нейрональном уровне имплицитная память обеспечивает­ся премодулирующим ассоциативным механизмом, при котором условный и безусловный раздражители представлены внутри одной клетки конвергенцией двух сигналов (например, кальция и серотонина) на одном и том же ферменте.



2015-11-10 1865 Обсуждений (0)
Влияние эмоциональной значимости информации на память 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние эмоциональной значимости информации на память

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)