Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 7.Психофизиологические состояния как системная реакция личности спортсмена в процессе деятельности



2015-11-10 5195 Обсуждений (0)
Глава 7.Психофизиологические состояния как системная реакция личности спортсмена в процессе деятельности 4.67 из 5.00 3 оценки




Понятие «состояние» и причины возникновения психофизиологических состояний спортсмена

Деятельность спортсмена сопровождается работой большин­ства функциональных систем организма — центральной нервной системы с участием волевых механизмов, вегетативной системы с участием эмоций и др., в результате чего изменяется состоя­ние всех участвующих систем и человека в целом.

Проблему состояний в советской психологии выдвинул Н.Д. Левитов. Однако до сих пор сущность состояний и ме­ханизмы их развития изучены недостаточно. Поэтому остановим­ся на основных характеристиках состояний, проявляющихся в процессе спортивной деятельности.

В повседневной жизни понятие «состояние» используется очень широко и в разных значениях. В одном случае говорят: «Я не в состоянии это сделать», имея в виду, что сделать что-то невозможно в силу каких-то причин. В другом случае останав­ливаются на «состоянии дел в данный момент», т. е. констати­руют положение вещей на производстве, в коллективе и т. п. Нас интересует другое понятие состояния, характеризующее осо­бенности работы функциональных систем и организма спортсме­на в целом. Но даже и при таком ограничении понятие остается довольно широким.

Например, врачи говорят о состоянии здоровья, тренеры — о состоянии тренированности спортсмена, физиологи — о со­стоянии возбуждения и торможения, о состоянии покоя, о рабо­чем состоянии функциональных систем и организма, психоло­ги — о состояниях стресса, монотонии, фрустрации и т. п., которые отличаются друг от друга прежде всего качественно, в свя­зи с переживаниями (эмоциями) человека.

Итак, что же следует понимать под состояниями человека?

Состояние в самом широком смысле — это реакция функцио­нальных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организ­ма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания.

Из всего многообразия состояний мы ограничимся рассмот­рением в основном психофизиологических состояний спортсмена, под которыми понимаются целостные реакции личности на внеш­ние и внутренние стимулы, направленные на достижение полез­ного результата.

Причины, приводящие к возникновению и развитию состоя­ний, могут быть самыми разнообразными. Одни состояния воз­никают как следствие физической или умственной работы (на­пример, утомление), другие в результате оценки ситуации и воз­можных последствий (например, страх), третьи — в результате общения людей, очного или заочного (например, гнев, радость, обида, неловкость, стыд и т.п.). Наличие причины, однако, не означает, что состояние, вызываемое ею, уже возникло, так как функциональные системы обладают устойчивостью к действию внешних и внутренних факторов (раздражителей).

Устойчивость к формированию неблагоприятных состояний - более позднее их появление, глубина неблагоприятных сдви­гов - зависит как от физиологических, в значительной мере при­рожденных факторов (например, от типологических особенно­стей свойств нервной системы, от биохимических особенностей, в частности способности тканей организма потреблять кисло­род, так и от социальных (эмоционального настроя) и приобре­тенных факторов (уровня тренированности).

Важно иметь в виду и то, что одна и та же причина (напри­мер, монотонная деятельность) может вызвать различные со­стояния, подчас противоположные.

Например, существуют три формы проявления страха, две формы фрустрационного состояния — актив­ная (агрессивная) и пассивная. Фактор однообразия (моно­тонии) может привести к состоянию монотонии, связанному с торможением психической активности человека, и к психиче­скому пресыщению, связанному с большим психическим воз­буждением.

Различные реакции людей на один и тот же фактор обус­ловлены тем, что эти факторы вызывают состояния, так сказать, опосредованно, преломляясь через особенности индивида и лич­ности, в частности типологические особенности проявления свойств нервной системы и свойства темперамента (Н. Д. Скря­бин, Н. П. Фетискин и др.). Не случайно Р.Лазарус подчерки­вает, что диагностика состояния должна опираться на знание индивидуального реактивного стереотипа.

Помимо личностных особенностей, определенную роль в возникновении различных состояний при наличии одной и той же причины играет ситуация, в которой находится человек. Это бы­ло показано Г. Хольмбергом, который наблюдал у одного и то­го же испытуемого при воздействии эпинефрином то эйфорию, то гнев. Эти данные совпадают с полученными нами фактами, что возникновение состояния обусловлено уровнем активности функциональных систем в данный момент.

Специфика состояния зависит также от длительности воз­действия одного и того же фактора. Например, Н. П. Фетискин установил, что если работа, связанная с воздействием монотон­ного фактора, продолжается на фоне развившегося состояния монотонии, то последнее может сменяться состоянием психиче­ского пресыщения.

 

Психофизиологические состояния как системные реакции

Психофизиологическое состояние — это причинно обуслов­ленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом. Если рассматривать человека как сложную систему, обладающую способностью экстренной самоорганиза­ции, динамически и адекватно приспосабливающуюся к изме­нению внешней и внутренней среды, то и состояние человека сле­дует понимать как системную реакцию. Понятие о состоянии как сложной системе определяет методологические позиции, позволяющие подойти с единой точки зрения к различным пси­хофизиологическим состояниям человека.

Состояния как системные реакции включают в свою струк­туру различные функциональные системы и уровни регулирова­ния, начиная с вегетативных и двигательных систем и кончая высшими психическими уровнями регулирования, связанными с мотивами, волей и т.п.

О состояниях, как правило, судят в повседневной жизни по сопутствующим им переживаниям различных чувств: устало­сти, скуки, страха и т. п. Переживание различных чувств явля­ется важным объективным диагностическим признаком при рас­познавании состояний. Академик А.А. Ухтомский писал, что не следует пренебрегать «субъективными» проявлениями утомле­ния. Так называе­мые «субъективные» показатели столь же объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и расшифровы­вать.

Но переживания — лишь один из поверхностных признаков состояний, мало говорящий о «глубинных» изменениях, о том, что же происходит в различных функциональных системах и на разных уровнях управления и регуляции поведением и деятель­ностью спортсмена. Один из крупных специалистов по изучению состояний Н. Д. Левитов считает, что если свести психи­ческое состояние к переживаниям, то мы не выйдем из круга той субъективности, при которой и переживание может быть понято неправильно.

Наряду с переживаниями спортсмена, связанными с психо­физиологическими состояниями, в организме возникает целый комплекс изменений: в одном случае усиливается возбуждение в двигательных центрах, в другом случае оно ослабляется и от­мечается превалирование процесса торможения; эти изменения уровня возбуждения могут сопровождаться усилением влияния либо симпатического, либо парасимпатического отделов веге­тативной нервной системы. Изменяется вследствие этого и пове­дение спортсмена, причем одному и тому же переживанию мо­гут соответствовать разные формы поведения, обусловленные особенностями личности. Поэтому в одной и той же ситуации при одних и тех же переживаниях разные спортсмены могут на­ходиться в различных формах одного и того же состояния и ве­сти себя по-разному.

Итак, психофизиологическое состояние как целостная реак­ция личности на определенные стимулы (ситуацию) связано с формированием определенной и специфичной для данной си­туации функциональной системы (по П. К. Анохину), включаю­щей психические (переживание), вегетативные (гуморальная ре­гуляция со стороны эндокринной и вегетативной нервной систе­мы) и двигательные уровни. Качественное своеобразие этих уровней создает специфическую качественную характеристику определенного состояния; степень выраженности переживаний и наблюдающихся сдвигов в функциональных системах — глу­бину этого состояния, а длительность этих сдвигов — устойчи­вость состояния. И переживания и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т.е. всегда сопутствуют друг другу. Например, усталость, апатия и т.п. сопровождаются изменением ряда физиологических функций (пульса, времени реакции и др.), так же как физиологические признаки соответствующих состоя­ний сопровождаются чувством усталости, апатии и т.п.

Это не значит, однако, что чувство усталости всегда должно совпадать по времени с моментом изменения физиологических функций. Если состояние утомления совпадает с другим состоя­нием (воодушевления и т. п.), одно чувство, например подъема, может «маскировать» и «отодвигать» время появления другого чувства — усталости.

В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиле­ния парасимпатических влияний, может быть чувство апатии и скуки, а при развитии состояния утомления причиной появления чувства усталости могут быть возникающие физиологические из­менения в двигательных нервных центрах или мышцах.

Итак, распознать то или иное состояние можно лишь с уче­том ряда показателей, отражающих уровень активности основ­ных функциональных систем (психических, вегетативных, дви­гательных) и особенности переживаний и поведения человека. Поэтому основным принципом диагностики состояний является комплексность и многофункциональность.

 

Характеристика и развитие состояний

Состояния могут характеризоваться по длительности проте­кания, по степени активированности функциональных систем, по глубине и качественным особенностям развития.

Длительность (устойчивость) состояний. Каждое состояние временно, оно сменяется другим состоянием. Именно по времен­ной характеристике ученые пытаются отдифференцировать со­стояния от процессов: первые более длительны, вторые быстро­течны. Однако этот критерий весьма относителен, как и деле­ние самих состояний на устойчивые и неустойчивые, длительные и кратковременные.

В практических целях принято говорить о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хрони­ческих. В.М. Зациорский, В.А. Запорожанов и И.А. Тер-Ованесян применительно к спортивной практике эти три группы назвали по-другому: оперативные, появляющиеся при однократ­ном воздействии, текущие— при нескольких воздействиях (на­пример, после ряда тренировочных занятий) и перманентные, длящиеся недели и месяцы (например, состояние высокой тре­нированности). Каждое качественно своеобразное состояние (тревожность, страх, утомление, монотония и другие) при опре­деленных условиях может быть оперативным, текущим и перма­нентным. Даже такое, казалось бы чисто перманентное, состоя­ние, как тренированность, при известных условиях может быть текущим: например, наличие эффекта суперкомпенсации и фазы экзальтации после однократной тренировочной нагрузки.

Возможность перехода состояний из текущих в перманент­ные имеет как положительные стороны (например, при разви­тии состояния тренированности), так и отрицательные (при раз­витии хронического утомления — переутомления, хронической монотонии). Следовательно, в одном случае нужно стимулиро­вать переход текущего состояния в перманентное, а в другом — не допускать этого перехода. При этом нужно иметь в виду, что перманентные состояния могут развиваться подспудно, без ост­рого состояния, поэтому можно не уследить за их течением.

Степень активированности функциональных, систем. Это ка­чество характеризует уровень функционирования систем. В от­ношении уровня сознания степень активированности мозговых структур и сопутствующие ей состояния можно представить в виде следующей схемы: от сна к бодрствованию в состоянии покоя и дальше к психическому пресыщению и возникновению эксцитаторных фаз (по Н. И. Красногорскому), о которых говорилось выше. Подобный линейный подход к классификации эмоциональных состояний (как континууму состояний, ранжиро­ванных по степени активации аппарата эмоций) осуществил Д.Линдсли.

Следует, однако, подчеркнуть, что попытки создать клас­сификацию состояний (в том числе и эмоциональных) только на основании этого линейного параметра признаны неудачными. Помимо интенсивности физиологических и психических процес­сов, необходимо учитывать и другие характеристики, в том числе качество процессов, эмоций и т. п. Другими словами, схема клас­сификации состояний должна быть многомерной.

Качество состояний. По типу (знаку) переживаемых эмоций состояния делят на положительные и отрицательные. Однако с точки зрения их влияния на эффективность деятельности такое название может не соответствовать роли состояний. Так, поло­жительные с точки зрения переживаемых эмоций состояния (благодушное настроение спортсмена) могут снижать настой­чивость в достижении цели, отрицательные эмоциональные со­стояния, связанные, например, со спортивной злостью, могут стимулировать деятельность.

Глубина состояний характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций. Состояния человека независимо от покоя или работы всегда активны по своей физиологической природе. Во-первых, состоя­ние — это деятельность функциональных систем, их реакция на определенную ситуацию. Во-вторых, состояние возникает в про­цессе регуляции (саморегуляции) функциональных систем. По­мимо физиологической активности, в ряде случаев наблюдается психологическая активность — активное возникновение состоя­ний — саморегуляция через самовнушение и т.д.

Активная роль состояний не всегда была очевидна для уче­ных. Например, долгое время многие зарубежные ученые рас­сматривали покой как бездеятельное состояние, с энергетиче­ской точки зрения равное нулю. Академиком А.А. Ухтомским покой стал рассматриваться как скрытая физиологическая дея­тельность, выражающаяся в смене соотношений скрытого воз­буждения и торможения. В последующем многочисленными электрофизиологическими исследованиями установлено, что да­же при отсутствии специально направленных раздражений ре­цепторы посылают в центральную нервную систему редкие асин­хронные импульсы возбуждения (фоновая афферентная импульсация). В свою очередь, нервные клетки также периодически отправляют асинхронные импульсы возбуждения к другим нерв­ным клеткам (фоновая межцентральная импульсация) и в исполнительные органы (фоновая эфферентная, или субординационная, импульсация). Эта фоновая импульсация снижает воз­будимость клеток, организуя таким образом определенный уро­вень покоя (Н. В. Голиков).

В настоящее время установлено, что даже сон является опре­деленным образом организованной активностью мозга, а не пас­сивным состоянием.

Таким образом, развитие состояний — это не капитуляция организма перед воздействующим на него стимулом, а оборона, причем не только пассивная, но и активная. Так, с одной сто­роны, развитие состояния связано с повышением устойчивости к воздействующему раздражителю за счет понижения чувстви­тельности к нему — повышения порогов, за счет сдвига нейродинамики (при длительных воздействиях), в направлении, обес­печивающем большую устойчивость (сопротивляемость) по от­ношению к развивающемуся состоянию. Например, при длитель­ном воздействии на обучающихся однообразного тренинга у них усиливается инертность нервных процессов и происходит повышение уровня активации покоя, что способствует большей устойчивости к действию монотонного фактора (Н.Е. Высотская и А.М. Сухарева). Правда, это наблюдается лишь при многолетнем воздействии фактора.

С другой стороны, при возникновении и стабилизации состоя­ний включаются механизмы не только пассивного, но и активно­го противодействия: увеличение сенсорного потока с мышц (им­пульсов от проприорецепторов при активизации двигательной деятельности) при дефиците возбуждения в мотивационно-эмоциональной сфере регулирования и уменьшение этого потока — при избыточности возбуждения.

Подробно системный анализ происходящих в организме изме­нений при развитии психофизиологических состояний рассмотрен на примере состояния монотонии.

Конечно, действие пассивных и активных механизмов сопро­тивления воздействующему фактору небеспредельно. В ка­кой-то момент эти механизмы иссякают, и тогда развиваются более глубокие, более устойчивые и не всегда полезные для ор­ганизма и для эффективной деятельности изменения. Вот тогда наблюдается снижение работоспособности, по которому можно, например, судить без всяких обследований об утомлении.

Таким образом, развитие состояний характеризуется этапностью, что отметил еще Г. Селье при описании состояния стресса. Он выделил следующие этапы, стадии: шок, противошок, резистентность, торможение. Действительно, после первой реакции на раздражитель начинается противодействие этому стимулирующему воздействию, в результате чего появляется на определенное время устойчивость (резистентность) к изменив­шимся условиям жизнедеятельности. Заканчивается же состоя­ние стадией торможения противодействующих механизмов, ес­ли действие раздражителя не прекращается.

Всякая реакция возбудимых систем имеет задержку в сво­ем проявлении — скрытый, или латентный, период. Это же отно­сится и к психофизиологическим состояниям. Задержка в раз­витии состояний, исчисляемая иногда не минутами, а часами (а если речь идет о состоянии тренированности, то и месяца­ми), связана с несколькими причинами:

· с преодолением инертности предыдущего состояния;

· с периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы до «верхнего предела», по достижении кото­рого организм начинает включать защитные, или компенсатор­ные, механизмы;

· со временем, необходимым для формирова­ния функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и т.п.

Длительность скрытого периода для различных состояний различна и порой исчисляется секундами, например, при разви­тии некоторых эмоциональных состояний, первичной причиной развития которых являются возникающие у человека эмоции. Но часто развитие так называемых хронических состояний тре­бует недель и месяцев.

Часто можно встретиться с точкой зрения, что при наличии какого-то фактора, причины, вызывающей состояние, должно быть и это состояние. В действительности же причина еще не означает, что состояние, ею вызываемое, уже развилось. На практике это приводит к терминологической путанице, так как одним словом обозначают и состояние, и ситуацию, привед­шую к нему. Например, в двух смыслах говорят о гиподинамии, о монотонии, о фрустрации.

Ограничение двигательной актив­ности, обозначаемое как гиподинамия, не свидетельствует еще о том, что у человека уже развилось состояние гипокинезии. Точно так же наличие фрустрационной ситуации (когда человек не достигает цели) еще не говорит о том, что у человека развилось состояние фрустрации, для этого неудачи должны повторить­ся многократно. Нужна определенная, пороговая длитель­ность действия какого-либо фактора, чтобы возникло опреде­ленное состояние. Величина этого порога определяет устойчи­вость человека к развитию неблагоприятных состояний. Именно в этом смысле говорят о фрустрационном пороге.

 

Роль психофизиологических состояний в деятельности спортсмена и пути их сознательной регуляции

Психофизиологические состояния оказывают на деятельность спортсмена и положительное и отрицательное влияние. Возник­новение предстартового возбуждения способствует настрою спортсмена на предстоящую деятельность, помогает мобилизо­вать к работе вегетативные функции. В то же время чрезмерное возбуждение перед стартом может играть и отрицательную роль, нарушая стереотип, навыки, снижая внимание, память и другие процессы и функции. Утомление, ухудшая спортивный результат на соревнованиях, в тренировочном процессе необхо­димо, так как без него не будет реакции сверхвосстановления, а следовательно, и роста тренированности.

Таким образом, одно и то же состояние в зависимости от обстоятельств, может играть и положительную, и отрицательную роль. Однако, оценивая биологическую роль каждого состояния, нужно рассматривать его как реакцию функциональной системы и искать полезный для нее результат. Необходимо иметь в виду биологическую це­лесообразность возникновения того или иного состояния. Воз­никновение состояния страха может неблагоприятно отразиться на деятельности спортсмена, однако оно является целесообраз­ной и полезной для организма реакцией на угрожающую си­туацию.

Регуляция состояний. В связи с тем, что ряд состояний при­водит к снижению работоспособности и эффективности дея­тельности спортсмена, необходимо их регулировать и умень­шать дезорганизующее влияние. Однако не всякое обеспечение надежности деятельности спортсмена следует рассматривать как регуляцию состояния, так как дезорганизующее влияние может быть уменьшено за счет волевых проявлений.

В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, беседа тренера со спортсменом перед стартом, воздействие психолога на спортсмена при исполь­зовании психорегулируюшей тренировки и т. п.), либо через, внутренние воздействия: самовнушение, самоубеждение, самоприказы.

В ходе регуляции состояний могут возникать три задачи: сохранения имеющегося у спортсмена уровня активности и эмо­ционального тонуса, увеличения или уменьшения уровня актив­ности, а также повышения или снижения эмоционального тонуса. Последние две задачи, согласно представлениям американ­ского ученого Г. Фримена и советского физиолога А. А. Крауклиса, реализуются, с одной стороны, через дополнительное гене­рирование нервной энергии и повышение возбуждения центров, а с другой — через срочный и эффективный разряд чрезмерно большой нервной энергии по эффекторным каналам, т.е. через словесные (речевые), идеомоторные, двигательные и висцераль­ные реакции.

Конкретные способы регуляции состояний спортсмена весь­ма разнообразны. О них подробно будет говориться в последую­щих главах, когда речь пойдет о конкретных психофизиологиче­ских состояниях. Однако следует иметь в виду, что успешность их использования зависит от опыта, умения спортсмена и тре­нера пользоваться этими методами. Кроме того, необходимо си­стематическое их использование: одноразовое применение может не дать желаемого результата. Наконец, необходимо, чтобы спортсмен верил в эффективность этих методов.

Преодоление отрицательного влияния неблагоприятных с точки зрения эффективности деятельности состояний осущест­вляется спортсменом и с помощью действий, в которых прояв­ляются волевые качества. Регуляции каждого неблагоприятного состояния соответствует какое-либо волевое качество: состоянию неуверенности (тревожности) - решительность, страха - сме­лость, монотонии и утомления - терпеливость, фрустрации - настойчивость. Проявление волевых качеств не устраняет воз­никшее состояние, однако переключает сознание на регуляцию деятельности. Переживания таким образом отодвигаются в со­знании на задний план.

В связи с этим следует подчеркнуть, что одному и тому же переживанию у лиц с различным развитием волевого качества могут соответствовать разные формы поведения (Н. Д. Леви­тов) и, наоборот, может наблюдаться сходное внешнее выраже­ние различных состояний (У. Кеннон).

 

 



2015-11-10 5195 Обсуждений (0)
Глава 7.Психофизиологические состояния как системная реакция личности спортсмена в процессе деятельности 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Глава 7.Психофизиологические состояния как системная реакция личности спортсмена в процессе деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)