Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Лексическое значение слов



2015-11-10 1340 Обсуждений (0)
III. Лексическое значение слов 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Омонимы— это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Напри­мер, клуб — шарообразная лету­чая дымчатая масса (клуб дыма) и клуб — культурно-просветительское учреждение(клуб железнодорожников). Использо­вание омонимов в тексте — это специ­альный стилистический приём.

2.Синонимы— это слова, близкие друг другу по значению. Си­нонимы образуют синоними­че­ский ряд, например, предположение — гипотеза— догадка— допущение.

3.Антонимы— это слова, противоположные по значению: верх-низ, день-ночь.

Как синонимы, так и антонимы могут быть контекстными (или контекстуальными): хруп­кость-сила, парижские туалеты - суровый свитер.

4.Фразеологизмы - Фразеологизмы устойчивые, меткие выражения, обладающие целостным значением. Крылатые слова - вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из литературных произведений, изречения известных людей.

Волк в овечьей шкуре; делать из мухи слона. Быть или не быть вот в чём вопрос. (У. Шекспир)

Служить бы рад прислуживаться тошно. (А. Грибоедов). А Васька слушает, да ест (И. Крылов).

Основные признаки фразеологизмов:

1)сложные по составу; 2) семантически неделимы; 3) характеризуются постоянством состава (хотя у некоторых фра­зеологизмов есть варианты, например, «от всего сердца — от всей души»); 4) воспроизводимость в речи (слово «закадычный» влечёт за собой слово «друг»); 5)непроницаемость структуры (нельзя добавить или удалить ка­кие-нибудь элементы);

6) устойчивость грамматической формы (у каждого члена предло­жения есть определённая грам­мати­ческая форма, которую нельзя менять, например, «бить баклуши», но нельзя сказать «битьбаклушу»); 7)закреплённый порядок слов.

5. Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика- слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмотивная окраска или оценка.

С Россией кончено... Напоследях Мы её прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, пропле­вали, Замызгали на грязных площадях. (М. Волошин) Такая лексика служит для создания речевой характеристики персонажа и достоверного образа.

6.Стилистически ограниченная лексика.Включает в себя сниженную лексику (разговорную и просторечную), а также книжную. С помощью «столкновения» стилистически неодно­родных лексических средств автор усиливает эффект воздействия, создаёт более выразительную картину.

Подобно земнородной деве, Не скрестит две руки крестом -Дщерь,выношенная во чревеНе ма­теринском, а морском! (М. Цветаева)

IV. Фигуры речи- особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата. Фигуры речи разделяют на три группы. Первая группа включает фигуры, в кото­рых структура фразы определяется соотношением значений слов - понятий в ней: антитеза, гра­дация.Вторая - объединяет синтаксические фигуры, обладающие свойством облегчать слушание, понимание и запоминание речи: повтор, единоначалие, параллелизм, период.Третья группа объединяет риторические формы, которые используются как приёмы диалогизации монологиче­ской речи, привлекают внимание слушателя: обращение, риторический вопрос, вопросно-ответ­ный ход.

1. Антитеза(греч. antithesis «противоположение») - приём, основанный на сопоставле­ние противоположных явлений и признаков. В форму антитезы облекаются афористичные суждения. пословицы, поговорки: Ученье- свет, а неученье - тьма. Как аукнется, так и откликнется. Из груди извлечёт не речь, но стон; И не привет, упрёк услышит он (М. Лермонтов)

С помощью контраста в изображении события или явления, в столкновении явлений противопо­ложных, «крайних» автор создаёт необходимую эмоциональную окраску. в предметах открыва­ются новее свойства, мир предстаёт во всей сложности, противоречивости.

Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Полюбил хороший - вредную, Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)

2.Оксюморон(греч. oxymoron «остроумно-глупое») - соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга: ледяной огонь вина (В. Брюсов), чужбина-родина (М. Цветаева). О, как мучительно тобою счастлив я! (А. Пушкин) (Пышное природы увяданье, убогая роскошь наряда, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Оксюморон позволяет автору получить новый, неожиданный смысловой эффект, новое значение.

3.Градация(лат. gradatio «постепенное повышение» от gracilis «ступень, степень») - расположение слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоциональ­ного значения: Не жалею, не зову, не плачу... (С.Есенин: Два бешеных винта, два трепета земли. Два грозных грохота, две ярости, две бури. Сливая лопасти с блистанием лазури. Влекли меня вперед. ( Заболоцкий) (Вошли в свои тем­ные, душные, скучные комнаты).

Благодаря градации нарастает общее впечатление от описываемого, что придаёт речи большую выразительность описываемому образу или усиливает воздействие утверждаемой идеи.

3.Анафора- повторение слов или группы слов в начале смежных строк поэтического текста: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть желтые дожди... ( К. Си­монов.) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза (С. Есенин). («Имя твоё – птица в руке. Имя твоё - льдинка на языке.» (М. Цветаева).

Анафора придаёт ритм речи, позволяет настроить на определённую модель, схему фразы или текста.

4.Эпифора- (греч epi «после» + phoros «несущий») - повторение слов или словосочетаний в конце строк: Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза... (М. Цветаева).

 

 

Функции эпифоры такие же, как у анафоры. Кроме того, эпифора способствует усилению выска­зывания, приданию речи динамичности.

5.Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, распростране­ние в них сходных членов предложений: В каком году - рассчитывай. В какой земле угадывай... (П. Некрасов). («Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на прошлое с тоской.»).

Параллелизм делает высказывание стройным, упорядоченным, передаёт страстную настойчи­вость речи, усиливает её эмоциональную окраску.

6.Инверсия(лат. inversions «перевёртывание», «перестановка») - расположение слов в предложе­нии в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики: Роняет лес багряный свой убор. Сребрит мороз увянувшее поле... (А. Пушкин).

Инверсия помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.

7. Риторическое восклицаниеотмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом, помогает создать эмоцио­нальную окраску речи. О времена! О нравы! (Цицерон)

8. Риторический вопрос - ставится не с целью получить на него от­вет, а чтобы привлечь внима­ние к тому или иному явлению, он не требует ответа, а служит для утверждения или от­рицания чего-либо: Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л. Толстой). Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? (С. Есенин). (Знаете ли вы, как красиво море во время шторма?).

Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Риторический во­прос может изображать сомнения и раздумья говорящего и одновременно сообщать о результатах этих раздумий. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? (В. Непомнящий)

9. Риторическое обращение:Подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, призван­ное привлечь внимание, выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характе­ристику, усилить выразительность речи. Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть. Прощай, моя молодость, милый сыночек. (П. Антокольский)

Риторическое обращение позволяет сымитировать диалог автора с читателем, включить чи­тателя в пространство повествования: За мной, мой читатель! И я покажу тебе такую любовь. (М. Булгаков)

11. Гипофора- вопросно-ответный ход. Это отрезок монологической речи, объединяющий рито­рический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них. Вопросно-ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушающих, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Применяется гипофора как действенное сред­ство в скрытой полемике.

12. Полисиндетон (многосоюзие) - распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами.

И сердце бьётся в упоенье, И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слёзы, и любовь. (А. Пушкин)

Полисиндетон усиливает выразительность речи, подчеркивая и выделяя каждое слово в ряду однородных членов. И ты, и я, и он.

13. Асиндетон(бессоюзие) - построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова. Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутёмная; Разговоры, споры упорные, На две­рях занавески нескромные. (М. Кузьмин) Асиндетон придаёт речи динамику, оживляет и усили­вает её: Пришёл, увидел, победил (Ю Цезарь)

14.Эллипсис (греч. ellipsis «выпадение» «опущение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Пороша. Мы встаём, и тотчас на коня, И рысью по полю

При первом свете дня (А. Пушкин). Пропущено: садимся и скачем.

( Сначала - в упор, ну а после - штыками добили. За что? За веснушки его? За глаза за его голу­бые? (Е. Евтушенко) Употребляется для выразительности речи, усиления образа, интонационного выделения за счёт пропуска сказуемого.

15. Парцелляция (лат. частичный) - предложение интонационно разбивается на самостоятель­ные, очень короткие части, графически выделенные как самостоятельные предложения. (У него беда стряслась. Большая.). (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. (А. Блок) Парцелляция позволяет расширить пространство повествова­ния. Акцентировать внимание на каждом отдельном действии, явлении, признаке, тем самым делая речь более выразительной.



2015-11-10 1340 Обсуждений (0)
III. Лексическое значение слов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Лексическое значение слов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)