Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Лекция 8. Правовые и этические нормы работы журналиста




 

В своей повседневной деятельности журналист постоянно сталкивается с нормами права, да и сама журналистская деятельность сегодня достаточно регламентирована, или, как говорят юристы, под нее подведена законодательная база.

 

В период “партийного руководства” СМИ, в условиях тоталитарного государства специального законодательства в области прессы попросту не существовало. В стране царило так называемое “телефонное право”: любое указание любого партийного функционера более или менее заметного ранга, переданное главному редактору издания, как правило, по специальной телефонной связи (“вертушке”) воспринималось как закон, не подлежащий обсуждению. В СССР царила жестокая цензура, осуществляемая весьма секретной организацией с загадочным названием Главлит и ее филиалами на местах, соответственно называвшимися обллитами. Без разрешения цензора, удостоверенного печатью и особым номером, не могла печататься ни одна газета, не выходили в эфир теле- и радиопрограммы. Дело доходило до курьезов: теле- и радиожурналисты вынуждены были представлять цензорам “расшифровки” будущих интервью, проводить которые планировалось в прямом эфире, то есть наперед придумывать, что может сказать гость студии, отвечая на тот или иной вопрос. Не желающие рисковать и вступать в конфликты со всемогущим ведомством цензуры чиновники от журналистики предпочитали отказываться от какой бы то ни было импровизации, а значит, и естественности и заставлять людей говорить по бумажке. Так на отечественном телевидении на долгие годы утвердилась трансляция программ только в видеозаписи: в итоге на экране все было гладко, вылизано, правильно – и неправда.

 

Прорыв был сделан в 1990 г., когда Верховный Совет СССР принял первый Закон “О печати и других средствах массовой информации”. Несовершенства этого документа были частично устранены в российском Законе “О средствах массовой информации”, принятом 27 декабря 1991 г., с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 15 декабря 1994 г., 12 мая 1995 г. и 16 июня 1995 г.



 

Главным принципом функционирования СМИ в правовом государстве является свобода массовой информации. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г., заложила этот принцип в часть 5 статьи 29, использовав краткую, но емкую формулу: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”. В этой же статье Конституции каждому гражданину гарантируется “свобода мысли и слова” (часть 1) и “право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом” (часть 4).

 

Среди конституционных гарантий свободы массовой информации следует назвать также признание идеологического разнообразия. Опыт тоталитарного прошлого дает все основания утверждать, что свобода массовой информации и связанный с нею информационный плюрализм просто логически несовместимы с идеологическим монополизмом, коммунистической моноидеологией, надолго превратившей нашу страну в тоталитарное государство. Поэтому столь важное значение для обеспечения свободы массовой информации имеет статья 13, гласящая:

 

“1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

 

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

 

Тем поразительнее недосмотр советников Президента Российской Федерации, допустивших призыв Б.Н. Ельцина к тем, кто обеспечил его победу на выборах 1996 г., создать в течение года некую государственную идеологию. Одно дело говорить о национальных ценностях, идеалах, приоритетах, другое – о национальной государственной идеологии. Если бы призыв Ельцина все-таки был осуществлен, это значило бы возрождение всего того, против чего так настойчиво и решительно боролся первый Президент России.

 

В качестве конституционных гарантий свободы массовой информации выступают также нормы, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие “фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей” (часть 3 статьи 41). Во время аварии на Чернобыльской АЭС подобной законодательной базы не существовало, что позволило властям длительное время преступно скрывать масштабы и возможные последствия трагедии. Впрочем, и через десять лет после Чернобыля не были опубликованы достоверные карты заражения, и, надо сказать, журналисты не проявили должной настойчивости в реализации этого конституционного права.

 

Вам, будущим журналистам-экологам, наизусть следует знать статью 42 Конституции Российской Федерации, закрепившую право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Если в своей последующей профессиональной деятельности вам придется столкнуться с такими правительственными чиновниками или хозяйственными руководителями, которые отказываются сообщить интересующие вас сведения под предлогом сохранения государственной тайны, укрывают факты промышленного загрязнения воздуха, водоемов, земельных площадей, не информируют общественность о работе вредных для здоровья людей и окружающей природы производств, напомните им об уголовной ответственности за нарушение Конституции и законов государства, в котором они живут и которому служат.

 

Укажем также на часть 1 статьи 44, провозглашающей свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности. Вы вольны творить, сообразуясь с собственными убеждениями; все, что вами создано, принадлежит только вам. Но то, что создано другими, ни при каких обстоятельствах не может быть вашим: для честного журналиста недопустим не только откровенный плагиат, но и косвенные формы заимствований: использование чужих тем, образов и сравнений, “перепев” мыслей, идей, сюжетных ходов, придуманных другими журналистами.

 

В Конституции изложены основные положения государственного устройства. Более подробно та или иная сфера жизнедеятельности общества регламентируется соответствующими законами. Задолго до начала практической работы в органах массовой информации будущим журналистам необходимо внимательно изучить Закон “О средствах массовой информации”, многие его статьи и положения знать, что называется, как таблицу умножения.

 

Первая статья Закона содержит общие положения, формулирует основные понятия: что такое массовая информация, что такое СМИ и какова его продукция, что такое редакция и кто такой журналист. В статье 1 подчеркивается, что в Российской Федерации “не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством... поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими... распространение продукции средств массовой информации...”.

 

Хотите выпускать газету, открыть новую радиостанцию или телекомпанию, закон разрешает это каждому желающему при соблюдении законом же предусмотренных условий. Каковы эти условия, рассказывает вторая глава Закона о СМИ, где говорится, кто может быть учредителем (“гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган” – ст. 7), как осуществляется регистрация СМИ (ст. 8), в каких случаях возможен отказ в регистрации (ст. 13) либо прекращение и приостановление деятельности СМИ (ст. 16).

 

Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом. Основанием для судебного решения являются неоднократные нарушения редакцией статьи 4 Закона о СМИ. Эта статья – одно из дополнений к первоначальному тексту Закона и называется она так: “Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации”. Закон запрещает использовать СМИ “в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну” (вот она – лазейка для тех самых чиновников и хозяйственных руководителей, которые под предлогом законной тайны укрывают сведения о загрязнении окружающей среды и многое другое, о чем общественности, налогоплательщикам следует знать).

 

Запрещено использование СМИ “для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны”.

 

Закон уже есть, но пользоваться им по-настоящему у нас еще не умеют. Весь перечисленный в предыдущем абзаце “букет” самым явным образом фигурировал практически в каждом выпуске “газеты духовной оппозиции” – “День”. После неоднократных письменных предупреждений Министерства печати в соответствии со статьей 16 Закона о СМИ судом в порядке гражданского судопроизводства было принято решение о прекращении издания. Тот же учредитель немедленно зарегистрировал газету “Завтра”, и та же редакция под руководством того же главного редактора в том же оформлении и – увы – с тем же содержанием продолжила выпуск крайне агрессивного, злобного издания, явно злоупотребляющего свободой массовой информации.

 

Эта же статья Закона запрещает “распространение передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости”. Думается, эта формулировка нуждается в некотором уточнении. Судите сами: распространять нельзя, а производить можно? Указание на распространение передач подчеркивает ответственность электронной прессы, а как это относится к печатной периодике?

 

В то же время еще одно дополнение к Закону, сформулированное в последнем абзаце этой статьи, представляется крайне актуальным и своевременным: “Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье”. Речь идет о пресловутом психотропном воздействии, существование которого пока проблематично, и весьма конкретных рекламных ухищрениях, когда при демонстрации фильмов включают “лишний” двадцать пятый кадрик, не воспринимаемый зрением, но действующий на подсознание.

 

Запомните, что во второй главе Закона о СМИ определяется статус учредителя, издателя, редакции, оговариваются их права и обязанности, фиксируемые в редакционном уставе либо договоре, заключаемом между ними.

 

В третьей главе речь идет о распространении массовой информации. Обратите внимание на статью 27, где перечисляются обязательные выходные данные любого печатного издания, радио- и телепрограммы. Среди дополнений к этой главе – статьи 30 и 31 – важные для тележурналистов, поскольку речь в них идет о Федеральной комиссии по телерадиовещанию и выдаче лицензий на вещание.

 

Вспомнив о “глушилках”, перекрывавших ранее вещание таких радиостанций, как “Голос Америки”, “Немецкая волна”, “Свободная Европа” и т.п., обратите внимание на статью 33, где говорится: “Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио, телепрограмм... влечет ответственность в соответствии с законодательством”. Если же слушать радио или смотреть телепрограммы вам мешают так называемые индустриальные помехи, возникающие при эксплуатации технических устройств в процессе хозяйственной деятельности, имейте в виду, что законом предусмотрено устранение таких помех за счет лиц, владеющих источником искусственных помех.

 

Наконец, упомянем две последние статьи третьей главы. Статья 36 “Распространение рекламы” определяет, что в средствах массовой информации, не зарегистрированных как рекламные, платные материалы не должны превышать 40 процентов отдельного номера периодического печатного издания и 25 процентов вещания для радио- и телепрограмм. Предостерегает закон и от так называемой скрытой рекламы: “Редакция не вправе взимать плату за помещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала”. Понятно, что журналист, получающий деньги или подарки от лиц или организаций, о которых он пишет, нарушает не только этические, но и правовые нормы.

 

Статья 37 пытается дать определение столь зыбкому понятию, как “эротическое издание” и предписывает распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала только с 23 часов до 4 часов по местному времени, а розничную продажу эротических изданий в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях.

 

Главы: IV – “Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями”, V – “Права и обязанности журналиста” и VI – “Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации” – нужно было бы привести целиком, ибо каждая статья здесь имеет принципиальное значение для каждодневной работы любого журналиста. Хочется надеяться, что вы не ограничитесь написанным в этом курсе лекций, и не раз и не два перечитаете закон в оригинале. Мы же на этих страницах обратим ваше внимание на самое главное.

 

“Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц, – гласит статья 38. – Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица, – говорится далее, – предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах”.

 

Выступая на состоявшемся 1 сентября 1995 г. Форуме демократической прессы, Президент России Б.Н. Ельцин говорил о том, что многие государственные органы скрывают от журналистов общественно значимую информацию, требовал повысить информационную открытость властных структур. Ничего нового журналистам Президент не сказал, но сам факт обращения главы государства к этой теме свидетельствует об остроте проблемы. Никто не оспаривает права государства засекречивать некие сведения, составляющие государственную или военную тайну, равно как понятно желание коммерсантов не разглашать тайну коммерческую. Но как часто просимая журналистом информация к тайнам никакого отношения не имеет! Более того, обнародование таких сведений является обязанностью должностных лиц (говоря об этом, мы еще и еще раз привлекаем внимание будущих экологов к важному для них вопросу).

 

В то же время сами журналисты плохо знают свои права и не умеют их отстаивать. Жалоб на то, что журналистам не дают необходимых для подготовки материалов сведений, множество, но до сих пор ни одно должностное лицо не было привлечено к ответственности за отказ в предоставлении информации.

 

В Законе о СМИ оговорены допустимые причины отказа или отсрочки в предоставлении информации, говорится о праве граждан и организаций на публичное опровержение сведений, несоответствующих действительности либо порочащих их честь и достоинство, а также о праве на ответ (комментарий, реплику).

 

В соответствии с законом журналист имеет право:

 

– искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

 

– посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения либо их пресс-службы;

 

– быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

 

– получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

 

– производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

 

– посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;

 

– проверять достоверность сообщаемой информации;

 

– излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах за его подписью;

 

– отказаться от подготовки за своей подписью материалов, противоречащих его убеждениям, либо снять свою подпись в том случае, если его мнение было искажено в процессе редакционной подготовки.

 

Наконец, закон напоминает, что вы можете обнародовать свои произведения, подписав их собственным именем, либо псевдонимом, либо вообще без подписи.

 

Закон о СМИ оговаривает также обязанности журналиста. Среди них:

 

– проверять достоверность сообщаемой им информации;

 

– указывать на источник информации либо сохранять его конфиденциальность в зависимости от пожелания людей, с которыми журналист сотрудничал;

 

– получать согласие на распространение сведений о личной жизни (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов);

 

– ставить в известность о проведении аудио- и видеозаписей, кино- и фотосъемок (ст. 50 называет несколько случаев скрытой записи, допускаемой законом);

 

– при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию предъявить редакционное удостоверение.

 

Государство гарантирует журналисту защиту его чести и достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. В то же время закон запрещает злоупотребление правами журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица или организаций, не являющихся средством массовой информации. Запрещается распространение информации с целью опорочить кого-то исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

 

Важная часть юриспруденции, имеющей отношение к журналистскому труду, – авторское право. Мы упоминали эту проблему, когда говорили об интеллектуальной собственности и правах журналиста. Здесь вы должны еще познакомиться с понятием копирайта. В библиографических карточках ваших будущих книг и статей рядом с именем автора будет стоять значок ©. Это означает, что авторские права на публикацию принадлежат вам и никому другому – пока вы их не продадите (передадите) киностудии, издательству, литературному агенту. Но, разумеется, право копирайта других авторов столь же неприкосновенно, как и ваше.

 

Если правовые нормы – это совокупность установлений и санкционированных государством общеобязательных правил, запретов, дозволений, регулирующих общественные отношения, то Закон о СМИ, с которым мы так подробно познакомились, как раз и является правовой базой журналистской деятельности. Но кроме права есть еще и этика – свод неписаных законов, регламентирующих нормы человеческого поведения с учетом требований нравственности, морали и обычаев общества.

 

В конечном счете профессиональная этика журналиста есть общечеловеческая этика, но еще более строгая и взыскательная, прежде всего, к самому себе, потому что забвение этических принципов журналистом чревато подчас непредсказуемыми последствиями. Многие зарубежные органы массовой информации имеют собственные этические кодексы, преступить которые не дано никому из штатных сотрудников (нарушение влечет за собой немедленное увольнение без возможности обжалования) либо нештатных авторов (в противном случае с ними без предупреждения прерывают сотрудничество). В последнее время предпринимаются попытки создания нравственных кодексов ряда отечественных СМИ. В самом общем виде рекомендации здесь могут выглядеть так.

 

Журналист свободен в своем творчестве. Однако свобода, в данном случае профессиональная свобода журналистского творчества, предполагает высокую степень личной ответственности, нравственной ответственности перед:

 

– обществом;

 

– аудиторией – читателями, слушателями, зрителями;

 

– перед героями журналистских произведений;

 

– журналистским коллективом, который представляет автор;

 

– перед самим собой.

 

Таковы грани этических норм, предписывающих журналисту помнить о возможных социальных последствиях его творчества, о судьбах его героев, об авторитете представляемого им органа массовой информации, наконец, о собственном добром журналистском имени.

 

Журналист не вправе что-либо скрыть от своих читателей, теле- и радиоаудитории. Но он должен ясно представлять ту черту, после которой сообщаемая им информация приобретает негативную окраску и вызывает нежелательные последствия. Например, сообщая о готовящихся общественных беспорядках и сообщая их время и место, не выступает ли журналист этаким подстрекателем, который подталкивает неустойчивую часть людей к участию в этих беспорядках?

 

Мы не ведем речь о сокрытии общественно значимой информации, мы говорим о социальной ответственности журналиста, понимаемой им как ответственность этическая.

Неэтично распространять слухи (что еще довольно часто встречается в отечественных СМИ), неэтично чье-то, а тем более собственное мнение выдавать за объективный факт, неэтично на радио и ТВ использовать инсценировку как средство воссоздания реальных событий. Согласитесь: все эти нормы профессиональной этики имеют прямое отношение к вопросам профессионального мастерства. И это не случайно: хороший человек не может быть безнравственным, квалифицированный журналист не преступает этические нормы профессии.

 

А сколько такта требуется журналисту, освещающему этнические конфликты, религиозные разногласия, политическое противостояние! Как легко здесь обидеть большие группы людей, и сколь непоправимыми могут быть в этом случае журналистские ошибки. Новейшая история нашей страны и отечественной журналистики знает немало таких примеров. Чего стоит, к примеру, устоявшийся журналистский штамп “лица кавказской национальности” в сравнении с трагическими событиями в Чечне, Северной Осетии, Абхазии, Нагорном Карабахе. Да и журналист-эколог, “живописуя” последствия загрязнения окружающей среды, должен скрупулезно взвешивать слова и выражения, чтобы еще более не усугубить страдания людей. Снова и снова подчеркнем: никто не посягает на свободу слова, гласность как основополагающий принцип журналистской деятельности. Но есть информация и информация. Негативная информация имеет право на существование. Закон ее не запрещает. И здесь лишь этические нормы и чисто человеческая совесть журналиста-профессионала подскажут, как решить это противоречие.

 

Если вы цитируете чье-то мнение, неэтично не назвать источник информации, автора высказывания. Неэтично вмешиваться в личную (частную) жизнь героев журналистских произведений. Даже добровольное согласие героев на такое вмешательство (не ведают, что творят) не всегда дает журналисту моральное право “рыться в чужом белье”.

 

Журналист должен заботиться о репутации своих героев и своей собственной. Писать надо так, чтобы на следующий день после публикации вашего материала было не стыдно встретиться с героями. Всегда старайтесь поставить себя на место героя вашей публикации, взвешивайте: хотите ли вы, чтобы о вас сказали (написали) так же и то же. Наконец, вспомните еще раз пушкинское: журналисты “страшатся унижать себя в глазах публики недобросовестностью, переметчивостью, корыстолюбием или наглостью”.

 

Как видим, правовые и этические нормы, а также слагаемые профессионального мастерства перекликаются, пересекаются, а нередко полностью совпадают. Таковы особенности журналистской деятельности. В этом сложность и сила и благородство нашей профессии.

 

Лекция 9. Экологическая тематика в СМИ

Человек – часть живой Природы. Мы не просто живем, обитаем в природной среде – мы связаны с ней тысячами нитей, мы неотделимы от среды обитания. В “золотой век” человечества взаимодействие Природы и человека было, что называется, равновесным – этот период называют эколого-равновесным обществом. Однако по мере развития трудовой деятельности, расширения потребления и уровня комфортности жизни появляются признаки отрицательного воздействия человека на среду обитания. Единство человека и Природы диалектически противоречиво: развитие общества невозможно без научного и технического прогресса, которые вкупе с индустриализацией производства ведут к истощению природных ресурсов планеты, к исчезновению целых отрядов (видов) животных и растений, созданию “парникового эффекта”, возникновению “озоновых дыр” в атмосфере Земли. Таким образом, человечество вступает в эпоху эколого-кризисного общества.

 

Лучшие умы человечества давно предупреждали об опасности бездумного, нередко преступного отношения к Природе, однако общество проявило известное легкомыслие, за которое теперь расплачивается множеством экологических катастроф. Проблемы экологии приобрели планетарный характер. Естественно, что журналистика не смогла остаться в стороне от животрепещущей проблемы современности. Так появляется экологическая журналистика – надо признать, появляется с опозданием, а в России – с очень серьезным опозданием. Фактически грамотных, специально подготовленных журналистов-экологов у нас еще нет. Этот недостаток призван устранить факультет журналистики Международного независимого эколого-политологического университета. Для вас, его студентов, будет прочитан специальный курс лекций об истоках, сущности и современном состоянии экологической науки, где вы узнаете о содержательном наполнении терминов “экология” (Геккель), “биосфера” (Зюсс), “ноосфера” (Вернадский). Вы познакомитесь с этапами развития и трансформации основных положений экологии от чисто биологической науки к общечеловеческой концепции выживания и развития, с идеей единства биосоциального человека и природной среды. Все это поможет вам в будущей профессиональной деятельности. Здесь же мы расскажем о становлении экологической тематики в отечественной журналистике, об основных направлениях журналистской деятельности в этой области, о некоторых профессиональных методах и гранях мастерства журналиста-эколога.

 

Спрос рождает предложения: экологические издания в настоящее время возникают (и исчезают) с непостижимой быстротой. Появляются различные газеты, журналы, информационные агентства – общероссийские и региональные, теле- и радиопрограммы, целиком посвященные экологической тематике. Зачастую они разобщены, как и журналисты, пишущие на эту тему. Многие органы массовой информации не выдерживают конкуренции, тяжелого экономического бремени, не находят своего читателя и нужных спонсоров – короче, вспыхнув на небосклоне экологической журналистики, вскоре гаснут, уступая место другим смельчакам, благородным борцам за экологическое здоровье планеты. И все же экологическая журналистика в России набирает силы, упрочивает свой авторитет, повышает эффективность своей деятельности.

 

До начала 80-х гг. в СССР не было ни одного экологического издания. Редкие публикации экологической проблематики можно было встретить в журналах “Наука и жизнь”, “Техника – молодежи”, “Юный натуралист” и некоторых других. В 1981 г. появился первый журнал экологической направленности “Природа и человек”, который в жестких цензурных условиях мог говорить лишь об “отдельных экологических противоречиях” в нашей стране.

 

Перестройка и гласность резко увеличили поток негативной экологической информации, но только после принятия первого Закона о печати (1990 г.), провозгласившего свободу слова, стало возможно беспрепятственное развитие экологической прессы. В апреле 1990 г. начала издаваться первая российская еженедельная экологическая газета “Зеленый мир”. В ноябре вышла в свет “Экологическая газета”. В феврале 1991 г. появилась Всесоюзная экологическая газета “Спасение”, которая и сегодня распространяется во всех государствах СНГ.

 

Здесь же следует назвать и экологические журналы “Свет” (так теперь называется журнал “Природа и человек”, пионер в разработке экологической тематики), “Зеленый крест”, “Экос-информ”, “Евразия-Мониторинг”, международный детский экологический журнал “Фонарик”. Эти издания осуществляются в Москве, но и бывшие советские республики не остались в стороне: в Россию поступают номера “зеленых” газет “Авенатура” (Кишинев), “Набат” (Минск), “Экокурьер” (Алма-Ата), “Оазис” (Джамбул) и ряда других.

 

Среди местных экологических изданий можно назвать “Наш Байкал” (Иркутск), “Зеленый колокол” (Калуга), “Ключ земли” (Екатеринбург), “Бумеранг” (Воронеж), “Луч” (Пермь) и др.

 

Следует признать, что мы называли издания, отличающиеся, по крайней мере, более или менее удачным названием. К сожалению, большинство экологических журналов и газет названы столь бесцветно и однотипно, что начинаешь сомневаться не только в творческой фантазии их создателей, но и желании привлечь внимание аудитории. “Экологический вестник” и “Вестник экологии” (в лучшем случае – “Эко-вестник”), “Экологический дневник”, “Экологическая газета”, “Экологический бюллетень” или “Экология Заполярья (Краснодарья и т.д.)” – вот амплитуда “профессионального поиска” нынешних журналистов-экологов.

 

То же самое можно сказать и о названии рубрик в ряде местных газет. Разумеется, это очень хорошо, что здесь выходят “экологические полосы”, но почему они так однообразно озаглавлены? “Человек и природа” (“Алтайская правда”), “Природа и мы” (“Приокская газета”), “Экология и мы” (“Липецкая газета”). А в газете “Кавказская здравница” (Пятигорск) экологическая страница называется “Экология – сфера жизни курорта”. Будем надеяться, что новое поколение журналистов-экологов проявит большую изобретательность.

 

Однако беды современной отечественной экологической журналистики отнюдь не исчерпываются однотипными изданиями. В большинстве своем экологические публикации можно назвать еще и однополюсными: как правило, сообщаются негативные экологические новости. Но ведь надо не только “клеймить и обличать”, надо пропагандировать положительный опыт, в экологической журналистике столь важна организаторская функция СМИ.

 

На этих страницах мы не раз говорили, что журналистское произведение, не нашедшее дороги к своей аудитории, словно бы и не существует вовсе. Однако приходится признать, что несмотря на значительное количество экологических изданий названные нами газеты и журналы редко появляются в киосках “Союзпечати”, а у частных распространителей прессы их вообще не бывает. Это объясняется и малыми тиражами изданий, и незаинтересованностью торговцев в такой “некоммерческой” продукции. Не высоки рейтинги экологических программ телевидения и радио. Вам, будущим журналистам-экологам, предстоит радикально изменить ситуацию.

 

Для этого в процессе учебы предстоит сформировать современное экологическое мировоззрение, экологическое сознание студентов, помочь им в приобретении необходимой и достаточной суммы экологических знаний, сориентировать в актуальных экологических проблемах мира, помочь в выборе своего направления, собственной тематики и проблематики в многогранной экологической журналистике, отработать профессиональные навыки, необходимые для подготовки качественного экологического текста.

 

Среди важнейших задач экологической журналистики – достоверное экологическое информирование аудитории, экологическое образование людей и организация практического действия, общественного контроля за принятием и исполнением природоохранных мер. Какие бы практические вопросы ни затрагивала экологическая журналистика, она неизменно упирается в такие глобальные проблемы, как экологизация сознания, экологизация нравственности и экологизация экономики.

 

В мировой экологической журналистике сегодня выделяют следующие тематические направления.

 

Политико-правовое направление – представляет собой социальный и политический анализ экологических проблем, а также их международный аспект. Здесь и вопросы совершенствования природоохранного законодательства, и проблемы международного сотрудничества в сфере экологии.

 

Познавательное направление – ставит перед собой задачу экологического ликбеза. Разумно и грамотно взаимодействовать с природой может лишь тот, кто обладает необходимым запасом знаний о законах функционирования общества и среды его обитания. Знание рождает отношение, а отношение формирует линию поведения.

 

Эти два направления способствуют экологизации сознания людей.

 

Биоэкономическое направление – освещает и анализирует экологические проблемы через призму взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества экологии и экономики. Сюда относятся публикации, пропагандирующие положительный опыт по рациональному использованию окружающей среды, ратующие за экологическое обоснование экономических проектов, любой хозяйственной деятельности.

 

Обратите внимание: сегодня девять десятых всех экологических публикаций относятся к этому направлению, способствующему экологизации экономики – наиболее сложному и болезненному процессу. Разрешение биоэкономических проблем видится в закрытии вредных производств, внедрении безотходных технологий, экологически чистого производства.

 

Экологизация нравственности – эту проблему решает нравственно-эстетическое направление экологической журналистики. Гармонизация отношений между человеком и природой напрямую зависит от нравственного, интеллектуального и культурного уровня человека. Зависимость здесь весьма непростая. Духовный рост, безусловно, связан с дальнейшим социальным и научно-техническим развитием; в то же время экологизация сознания, мышления, нравственности влечет за собой возврат к тем ценностям, на которых тысячелетиями строились отношения людей ко всему живому на Земле. В сущности, мы ничем не можем заменить общечеловеческие заповеди, известные издревле, – да это и не надо. Подумайте, какими средствами можно создать эстетический образ природы. Над этим вам придется работать всю жизнь.

 

Мастерство журналиста-эколога требует мастерского владения традиционными методами профессиональной деятельности, о которых мы подробно говорили на предыдущих страницах. Но это не все. Вам предстоит освоить дополнительные приемы работы, усовершенствовать известные жанры и формы журналистских произведений.

 

Универсальный метод журналистского наблюдения в экологической журналистике получает свое дальнейшее развитие – и здесь он особенно важен. Различают виды наблюдения: открытое и скрытое, прямое и косвенное, включенное и невключенное.

 

Важное место в журналистской деятельности занимает работа с документами. Журналист-эколог в этом плане должен быть особенно настойчивым, внимательным, дотошным, изобретательным в получении необходимых документов, оперативным в их изучении, профессионально разносторонним в анализе материалов.

 





Читайте также:





Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.065 сек.)