Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Лабораторная работа № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ ТОЧЕК И ОРИЕНТИРНЫХ УГЛОВ НАПРАВЛЕНИЙ ПО КАРТЕ




ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ ТОЧЕК И ОРИЕНТИРНЫХ УГЛОВ НАПРАВЛЕНИЙ ПО КАРТЕ

Цель работы: приобретение навыков в определении координат и ориентирных углов по карте.

Принадлежности:топографическая карта, масштабная линейка, циркуль измеритель, микрокалькулятор.

 

Задание 1. Определить с помощью циркуля и масштабной линейки географические (φ, λ) и прямоугольные (X, Y) координаты точек (табл. 5) на прилагаемой карте (для второй точки только прямоугольные). Полученные данные представить в табл. 4.

 

Таблица 4

Координаты точек

Номера точек Географические координаты Прямоугольные координаты
φ λ X Y
         
         

 

Таблица 5

Линии

Вариант Линия Вариант Линия Вариант Линия Вариант Линия Вариант Линия
1-4 5-8 6-13 23-25 16-11
1-6 6-8 13-20 20-21 12-19
6-4 8-3 20-17 19-20 15-7
4-2 10-8 23-24 18-14 23-24
5-4 11-6 25-20 14-19 22-13

 

Задание 2. Измерить истинный азимут (Аи) и дирекционный угол (α) линии (табл. 5). Вычислить по измеренному истинному азимуту дирекционный угол и магнитный азимут (Ам). Определить румб (r). Результаты определений занести в табл. 6.

 

Таблица 6

Значения ориентирных углов направлений

Линия δ γ Аи Ам α r
измер. вычисл.
               

Задание 3. Прямая геодезическая задача. По известным координатам начальной точки линии (XА, YА)(табл. 4), дирекционному углу направления αА-В (табл. 6) и определённому горизонтальному проложению линии (SА-В) вычислить координаты конечной точки (XВ, YВ). Вычисленные значения сравнить с измеренными их значениями. Результаты определений занести в табл. 7.

 

Таблица 7

Решение прямой геодезической задачи

Линия XА YА α А-В SА-В X Y XВ YВ
                 

 

Задание 4.Обратная геодезическая задача. По известным координатам заданных точек (табл. 4) определить дирекционный угол и горизонтальное проложение линии. Вычисленные значения α и S сравнить с измеренными их значениями. Результаты вычислений занести в табл. 8.



 

Таблица 8

Решение обратной геодезической задачи

Линия XА YА XВ YВ X Y tg α α А-В SА-В
вычисл. измерен. вычисл. измерен.
                       

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое координаты?

2. Какие системы координат применяются в геодезии?

3. Что называют ориентирным углом?

4. Дать определение истинного и магнитного азимутов, а также дирекционного угла направления.

5. Что называют румбом?

 

 

Лабораторная работа № 3

РЕШЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С УЧЁТОМ РЕЛЬЕФА МЕСТНОСТИ

Цель работы: научиться определять отметки высот по карте, строить рельеф и решать инженерно-геодезические задачи с учётом рельефа местности.

 

Принадлежности: топографическая карта 1:10 000, калька, карандаш, циркуль-измеритель, масштабная линейка.

 

Задание 1.Изучить рельеф местности по топографической карте. В результате изучения дать краткую характеристику заданного участка с указанием его типа (равнинный, всхолмлённый, горный) и зарисовать образцы основных форм рельефа.

Задание 2.Определить высоты заданных точек (табл. 5) и превышение между ними.

 

ТочкаН = м.

h = м.

ТочкаН = м.

Задание 3.Определить уклон ( i ) между заданными точками (табл. 5) и угол наклона (ν).

 

i = tg ν = h / S = = = % = ‰.

 

ν = arc tg h / S =

 

Задание 4.Построить рельеф местности (рис. 2) по заданным отметкам (табл. 9) путём интерполирования с помощью палетки. Высота сечения рельефа h = 1 м.

Рис. 2. Рельеф

Чтобы получить отметку высоты точки по варианту необходимо к заданной отметке прибавить номер варианта. Например, для варианта №5 Н1В = Н1З + 5 = 100 + 5 = 105.

 

Таблица 9

Отметки высот точек

Номер точки
Отм. высоты задан., м 100,0 100,5 101,2 105,5 106,0 106,5
Отм. высоты по варианту, м            

Задание 5.Построить профиль местности по заданному направлению (табл. 5).

 

Масштабы: горизонтальный 1:10 000

вертикальный 1:_______


  Высоты Н, м  
Расстояния S, м  
Номера точек

 

 

Задание 6.Провести линию между точками (табл. 5), чтобы уклон не превышал 0,021.


Контрольные вопросы

1. Что относят к характерным точкам и линиям рельефа?

2. Перечислить основные формы рельефа.

3. Как определить отметку точки, расположенной между горизонталями?

4. Что называется превышением?

5. Дать определение горизонтали, заложения и высоты сечения рельефа.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №4

РАБОТА С ТЕОДОЛИТОМ

Цель работы: изучить устройство теодолита 2Т30М; освоить правила обращения с прибором; приобрести навыки выполнения поверок; освоить методику измерения горизонтальных и вертикальных углов, а также расстояний.

Принадлежности:Теодолит 2Т30М, нивелирные рейки.

 

Лабораторная работа выполняется бригадным методом – 2-3 студента.

 

Задание1. Изучить устройство теодолита. Указать на рис. 3 основные оси и части теодолита и подписать их названия.

 

Рис. 3. Теодолит 2Т30М

Задание 2. Произвести поверку цилиндрического уровня на алидаде горизонтального круга:

 

а) формулировка _____________________________________________________________________________________

б) производство

 

Задание 3. Произвести поверку места нуля (МО) вертикального круга:

 

а) формулировка_____________________________________

б) производство

 

 

МО = 0,5(КЛ + КП - 180˚) =

Задание 4. Измерить два угла наклона. Результаты записать в журнал (табл. 10).

Таблица 10

Журнал измерения углов наклона

 

Дата...........……....... Теодолит 2Т30М Наблюдал........…….........

Видимость.......………..... N ................. Вычислял........……..........

Точки Отсчёты по вертикальному кругу Место нуля МО ' " Угол наклона ν   ˚ ' "
стояния визирования КЛ ˚ ' " КП ˚ ' "
           
           

 

 

Задание 5. Измерить два горизонтальных угла способом приемов. Результаты измерений записать в журнал (табл. 11).

Таблица 11

Журнал измерения горизонтальных углов

 

Дата...........……....... Теодолит 2Т30М Наблюдал........…….........

Видимость.......………..... N ................. Вычислял........……..........

Точки   Круг Отсчет по горизонтальному кругу ° ΄ ″ Угол в полуприеме   ° ΄ ″ Среднее значение угла ° ΄ ″ Схема расположения точек  
стояния визирования
             
   
       
   
             
   
       
   

 

 

Задание 6. Определить расстояние нитяным дальномером.

Дополнить поле зрения трубы теодолита (рис. 4) изображением рейки.

Вычислить расстояние по разнице отсчётов верхней и средней, средней и нижней, верхней и нижней нитей.

 

Отсчет по верхней нити В =............ мм

Отсчет по средней нити С =........... мм

Отсчет по нижней нити Н= ........... мм

S1 = м

S2

S3

Рис. 4. Поле зрения трубы теодолита

Контрольные вопросы

1. Опишите порядок установки теодолита в рабочее положение.

2. Сформулируйте геометрические условия, которым должно отвечать взаимное расположение осей теодолита.

3. Что называется местом нуля вертикального круга?

4. Что называется осью цилиндрического уровня?





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)