Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Семинар 1. Теоретические основы культуры речи




Федеральное агентство связи

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАТИКИ»

 

Е.В. Решетникова

 

Русский язык и культура речи

Методические указания

Новосибирск – 2012

УДК 4Р

Кфн., доцент Елена Васильевна Решетникова. Русский язык и культура речи. Методические указания/ Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. — Новосибирск, 2012. — 18 с.

 

 

В методических указаниях представлены темы семинарских занятий, темы докладов, Интернет-источники, вопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи». Материалы методических указаний предназначены для подготовки к семинарским занятиям и к зачету по курсу.

 

 

Кафедра философии и истории

Рецензент: Матвеева Е.Ю.

Для студентов технических специальностей дневной формы обучения СибГУТИ.

 

Утверждено редакционно-издательским советом СибГУТИ в качестве методических указаний.

 

 

© Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….
Темы семинарских занятий……………………………………………...
Семинар 1. Теоретические основы культуры речи…………………..
Семинар 2. Нормы современного русского литературного языка…
Семинар 3. Особенности функционирования языка в научном, официально-деловом стилях…………………………………………….
Семинар 4. Этика в деловом общении…………………………………
Семинар 5 . Реклама в деловой речи…………………………………..
Семинар 6. Особенности функционирования языка в газетно-публицистическом, художественном, разговорном стилях………….
Семинар 7. Основы речевого взаимодействия………………………
Семинар 8. Логические основы речевого общения…………………..
Семинар 9. Логико-речевое доказательство…………………………..
Методические разработки к семинарам………………………………..
Методическая разработка к семинарам 1,2,3,6………………………..
Методическая разработка к семинарам 4,5,7………………………….
Методические разработки к семинарам 8,9………………………………...
Вопросы к зачету по курсу «Русский язык и культура речи»………

ВВЕДЕНИЕ



 

Дисциплина «Русский язык и культура речи» ориентирована на выработку системы умений и навыков, необходимых для практики эффективной устной речи и для создания грамотных письменных текстов.

Курс включает в себя 4 дидактических единицы: «Культура речи», «Стилистика», «Риторика», «Деловой русский язык».

 

В результате изучения курса студент должен знать:

· теоретические основы культуры речи, лингвистические словари русского языка, нормы современного русского литературного языка (нормы ударения, орфоэпические нормы, нормы лексической сочетаемости, лексические нормы фразеологизмов);

· особенности функционирования языка в различных стилях: научном, официально-деловом, газетно-публицистическом, художественном, разговорном;

· основы речевого взаимодействия, особенности подготовки речи и публичного выступления, типы ораторов и аудитории, логические основы речевого общения (основные формы мышления, законы формальной логики, виды логических связей);

· особенности служебно-делового общения, основы делового письма, специфику рекламного дискурса в отрасли связи.

 

В результате изучения курса студент должен уметь:

· анализировать тексты различных стилей;

· композиционно правильно составлять научный текст, деловую документацию;

· находить и исправлять логические ошибки в устном и письменном текстах;

· составлять текст с элементами доказательства и опровержения;

· подготовить ораторское выступление.

 

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Теоретические основы культуры речи

1. Язык и речь: отличительные признаки.

2. Лингвистические словари русского языка.

 

Языккак знаковая система. Структура и формы языка. Жаргон, просторечие, литературный язык, диалекты, термины, интернационализмы. Выразительные средства языка.Фигуры речи: градация, парафраз, литота, параллелизм, антитеза и др.. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха и др..Основные характеристики языка:инвариантность, абстрактность, объективность, статичность.

Речькак употребление языка. Когнитивный, коммуникативный, этический аспекты речи.Выразительность, чистота, понятность, точность речи.

Словари омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, толковые, орфоэпические, акцентологические, этимологические и др..

Темы докладов:

1. Каким вы видите русский язык сегодня?

2. В какой форме в современном русском языке используются пословицы и поговорки?

3. Что такое мужской и женский язык, что сегодня происходит с языком мужчин и женщин?

4. Какие фразы из фильмов, художественных произведений стали цитатами, афоризмами для вас?

5. В какой сфере человеческой жизнедеятельности, на ваш взгляд, необходимо в совершенстве владеть современным русским языком?

6. В чем состоит разница языка, на котором мы говорим и языка, на котором мы думаем?

7. Современные лингвистические словари.

8. Лексический анализ модных слов.

9. Роль языка в будущей профессии.

Задание:проанализировать выступления с точки зрения использования языковых средств, достижения коммуникативных целей.

Литература:

1.Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - 13-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 539с.

2.Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] : словарь / С. И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1989. - 747с.

3.Современный толковый словарь русского языка [Текст] : словарь / Авт.-сост. А.Н.Чемохоненко. - Минск : Харвест, 2002. - 511с.

4.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т.1. А-Д [Текст] : словарь / пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. - 4-е изд., стереотип. - М. : Астрель-АСТ, 2004. - 588с.

Интернет-источники:

1. http://www.philology.ru/linguistics2/bykov-94.htm

2. http://www.childlit.ccn.org.ru/dokl10.htm

3. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0

4. http://www.gramma.ru/ZIP/virazit.pdf?PHPSESSID=08357d0cc75360af52848dcf36da16c4

5. http://www.mista.ru/pogovorki.htm

6. http://www.follow.ru/article/150

 





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)