Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Степень разработанности проблемы




 

Изучение нами имеющейся литературы по проблеме исследования показало, что на сегодняшний день в отечественной историографии отсутствуют обобщающие труды, посвященные научному и творческому наследию В. Ф. Каховского. Первые работы, посвященные видному ученому – историку, археологу, этнографу, организатору науки и образования В. Ф. Каховскому, появились в середине 1970-х гг. Их авторами были профессор В. Д. Димитриев[1] и И. Я. Тенюшев[2]. В статьях, посвященных 60-летнему юбилею ученого освещены жизненный путь и профессиональная деятельность В. Ф. Каховского, проанализирована научно-педагогическая деятельность. В 1985 г. вышла в свет статья профессора В. Д. Димитриева[3], в которой автор рассмотрел научно-исследовательскую и общественно-педагогическую деятельность В. Ф. Каховского, проанализировал исследования ученого в области археологии и этнографии[4]. Автор в своей статье подчеркивает важность археологических открытий, сделанных В. Ф. Каховским на территории Чувашского Поволжья, дал им высокую оценку, отметив, что «они представляют собой крупный вклад в решение проблем древней и средневековой истории чувашского народа, а также народов Среднего Поволжья и Приуралья»[5]. В. Д. Димитриев кратко характеризует ряд работ В. Ф. Каховского[6], посвященных отдельным важным темам истории и этнографии чувашей: о древней рунической письменности чувашей; о прогрессивном влиянии русского народа на хозяйственное и культурное развитие чувашского народа; о вопросах религии и синкретизации языческих верований чувашей. В. Д. Димитриев характеризует В. Ф. Каховского как педагога, лектора, воспитателя молодого поколения, участвовавшего в подготовке более двух тысяч учителей истории, отдавшего более 40 лет преподавательской деятельности в вузах республики. Автор отмечает, что на протяжении всей своей трудовой деятельности В. Ф. Каховский активно участвовал в общественной жизни Чувашской республики, занимая разные должности.

На рубеже XX – XXI вв. в печати появился ряд статей, посвященных памяти историка-археолога. К ним можно отнести работы сына ученого Б. В. Каховского[7], Т. С. Сергеева[8], Е. П. Михайлова[9], Г. Б. Матвеева[10], Л. А. Ефимова[11] и др., характеризующие общественно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность ученого, его вклад в развитие археологии Чувашского Поволжья, а также в разработку проблем этногенеза чувашского народа. Б. В. Каховский дает глубокий анализ его вклада в археологическое изучение памятников древней истории Чувашского края. Он указывает на недостаточное изучение педагогической и общественно-политической деятельности В. Ф. Каховского. Учитывая это, мы в диссертационном исследовании попытались восполнить этот пробел и посвятили этой проблеме целый раздел.



Е. П. Михайлов[12] попытался показать очевидные заслуги ученого в изучении древностей чувашского края. Он подробно характеризует первую научную историко-археологическую экспедицию ученого совместно с П. Г. Григорьевым в 1954 г., в результате которой были выявлены и изучены десятки археологических памятников. Автор статьи сообщает о том, что в 1956 – 1957 гг. В. Ф. Каховский работал в отрядах Н. В. Трубниковой и Н. Я. Мерперта в составе Чувашской археологической экспедиции, руководимой видным советским археологом А. П. Смирновым, а с середины 1960-х гг. самостоятельно руководил этой археологической экспедицией. Е. П. Михайлов отмечает, что в результате исследования памятников эпохи бронзы археолог присоединился к точке зрения О. Н. Бадера о самостоятельности балановской культуры, и посвятил памятникам этой культуры статью (в соавторстве с Б.В. Каховским) [13]. Автор статьи показал вклад ученого в изучение проблем абашевской культуры. В. Ф. Каховский считал, что эта культура была одним из основных компонентов ананьинской культуры I тыс. до н. э., что ее наследие проявилось в погребальном обряде, керамике и украшениях последующих финно-угорских культур. Раскопки археологом курганов у деревень Пикшихи, Тохмеево, Станъялы Чебоксарского, Верхние Олгаши Моргаушского районов и д. Таушкасы Цивильского района Чувашской Республики обогатили материалы по абашевской культуре. Е. П. Михайловым рассматривается изучение В. Ф. Каховским болгарских памятников, средневековых чувашских языческих могильников и г. Чебоксары. В статье указывается, что результатом археологическогоизучения г. Чебоксары стал выпуск в 1978 г. (в соавторстве с Ю. А. Красновым) в издательстве «Наука» монографии «Средневековые Чебоксары»[14].

Г. Б. Матвеев[15] характеризует научно-педагогическую деятельность В.Ф. Каховского и его вклад в разработку проблем этногенеза чувашского народа. Автор рассматривает становление В. Ф. Каховского как педагога, начало его педагогической деятельности. В статье освещены учеба В. Ф. Каховского в Чувашском пединституте на факультете естествознания и на историческом факультете Московского института истории, философии и литературы им. Н. Г. Чернышевского, деятельность В. Ф. Каховского в ЧГПИ им. И. Я. Яковлева и ЧГУ им. И. Н. Ульянова. Автор справедливо указывает, что главным направлением его исследований являлись проблемы этногенеза и этнической истории чувашского народа и своеобразным итогом этих исследований явилась монография «Происхождение чувашского народа: основные этапы этнической истории»[16]. Автор отмечает, что «научный мир с большим вниманием воспринял этот фундаментальный труд – аналога по народам Урало-Поволжья до него не было. Он сыграл весьма позитивную роль, мобилизовав усилия исследователей региона на изучение этногенеза других народов Поволжья и Приуралья. В 1960 – 1980 гг. появляется значительный объем литературы по данной проблеме. В этом несомненная заслуга В. Ф. Каховского. Ученый значительно расширил хронологические и территориальные рамки этнической истории чувашского народа: исследовал не только средневолжский, но и центральноазиатский и северокавказский этапы этногенеза чувашей. Он обобщил большой объем материала, добытого наукой в XVIII – XX вв. в различных областях, использовал комплексный метод исследования проблемы, успешно проводил опыт сравнительного анализа на лингвистических, этнографических, фольклорных данных и сведениях письменных источников. Им сделаны достаточно убедительные выводы и обобщения, которые поддерживают большинство современных ученых»[17].

Довольно подробно и обстоятельно исследовали жизненный путь и творческую биографию ученого Т. С. Сергеев[18] и Л. А. Ефимов[19]. Авторы отразили основные этапы научно-исследовательской и общественно-педагогической деятельности ученого в ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, ЧГУ им. И. Н. Ульянова, на посту министра просвещения ЧАССР, в ЧНИИ ЯЛИЭ, охарактеризовали наиболее важные в научном отношении археологические экспедиции, которыми руководил археолог. Они дали глубокий анализ и высокую оценку монографии В. Ф. Каховского «Происхождение чувашского народа». Авторы справедливо отмечают, что «разработка проблемы происхождения чувашского народа, столь скрупулезно и глубоко выполненная В.Ф. Каховским, является его научным подвигом. Это исследование имеет большое научное и познавательное значение, обогащает культуру народа, рассеивает мифологические представления и инсинуации относительно древней истории народа, что особенно важно в период обострения межнациональных трений и конфликтов, нередко разрешаемых силой оружия. Работа помогает выделить положительные тенденции, которые могут быть полезными для современной жизни. Раскрытие исторических связей предков чувашей с другими народами способствует укреплению дружбы и интернациональных связей чувашского народа с народами России и зарубежных государств»[20].

Важные сведения о родине В. Ф. Каховского содержатся в работе А. Д. Бикалова «Атнашево и атнашевцы»[21]. Автор приводит интересные факты, связанные с датой рождения ученого и происхождением фамилии «Каховский». Он отмечает, что в метрической книге Шихазанской Богородицкой церкви за 1916 г. в связи с рождением В. Ф. Каховского имеется следующая запись: «20 декабря 1915 г. у крестьян д. Нюргечи Филиппа Павлова и законной его жены Анны Васильевой, оба православного вероисповедания, родился сын Василий». О дате рождения В. Ф. Каховского свидетельствует архивная выписка из метрической книги о родившихся, выданной ГИА ЧР от 2 декабря 1988 г. за № 1559. В ней значится, что Василий родился 20 декабря 1915 г[22].

А. Д. Бикалов отмечает, что на одном из уроков истории по теме: «Восстание декабристов» роли были распределены добровольно, и в Атнашеве появились свои «декабристы». Василий Филиппов, например, стал Каховским. Фамилию Каховский взял и старший брат Александр[23].

Богаты материалами статьи, помещенные в сборнике научно-практической конференции, посвященной 90-летию В. Ф. Каховского и 50-летию Чувашской археологической экспедиции, у истоков которой он стоял. Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные проблемы археологии Поволжья и научное наследие В. Ф. Каховского» прошла 19 – 20 декабря 2006 г. в Чебоксарах в Чувашском государственном институте гуманитарных наук, где ученый трудился заведующим отделом археологии в последние годы жизни. Работа конференции внесла существенный вклад в изучение жизни и деятельности В. Ф. Каховского. В сборнике статей[24],изданных по итогам конференции, дан глубокий анализ научной, общественной, педагогической и археологической деятельности ученого по основным направлениям его исследований: история древнего мира; археология Чувашского Поволжья; проблемы этногенеза чувашского народа; сравнительно-исторические параллели этнической культуры различных народов СССР и Европы; проблемы преподавания истории и обществознания в средней и высшей школе; история промышленных предприятий и т. д. В работе конференции приняли участие научные сотрудники, преподаватели, аспиранты научных учреждений и вузов, студенты, музейные работники, краеведы, педагоги, представители общественности городов Чебоксары, Йошкар-Ола, Казань, Елабуга, Ульяновск, Оренбург, Алатырь, районов Чувашской Республики. В дни проведения конференции состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме № 31 по улице Ленинградской г. Чебоксары, где в 1968 – 1993 гг. жил В. Ф. Каховский.

На пленарном заседании с докладами выступили заведующий кафедрой всеобщей истории ЧГУ им. И. Н. Ульянова к.и.н., доцент Т. Н. Иванова, декан исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, к.и.н., доцент Б. В. Каховский, заведующий отделом археологии Чувашского государственного института гуманитарных наук Е. П. Михайлов.

В статье Т. Н. Ивановой[25] раскрыты взгляды ученого на всеобщую историю и предприняла попытка дать историографический обзор и анализ работам В. Ф. Каховского по эпохе античности. Автор отмечает, что среди обширного научного наследия его труды по всеобщей истории занимают важное место[26]. В советской историографии 30 – 50-х годов XX века особое внимание уделялось классовой и социальной борьбе. В связи с этим одной из популярных тем стало аграрное движение в Римской республике братьев Гракхов. Новизна темы кандидатской диссертации В. Ф. Каховского тогда была очевидна. Проблемы всеобщей истории, в дальнейшим хотя и не являлись основными в научной деятельности ученого, оказали большое влияние на формирование его научного мировоззрения[27]. Б. В. Каховский в своей статье также затрагивает основные вехи жизни и профессиональной деятельности отца[28].

Статья В. М. Константинова посвящена научно-исследовательской работе кафедры всеобщей истории ЧГУ им. И. Н. Ульянова, бессменным заведующим которой в течение 1967 – 1988 гг. был В. Ф. Каховский[29]. Автор отмечает, что за это время была проделана огромная научная работа, создана научная школа, которая способствовала становлению кафедры и ее успешной педагогической и научной деятельности[30]. Отечественная история является частью мирового исторического процесса, поэтому она рассматривается в связи и в сравнении с зарубежной. В годы руководства кафедрой, наряду с огромной научно-исследовательской и педагогической работой, В. Ф. Каховским была создана и подготовлена к научной деятельности целая группа историков (Т. Н. Иванова, Ю. Б. Лебедев, А. П. Данилова, В. М. Михайлов, К. Н. Сидорова, Е. Г. Беляев, Д. Д. Шуверов, А. И. Лявукин и др.), которые внесли свой весомый вклад в становление исторической науки в Чувашии, в изучение археологии Чувашии, в рассмотрение вопросов отечественной и зарубежной историографии[31].

В работах Е. К. Минеевой[32] и Л. А. Красновой[33] показан вклад ученого в разработку вопросов школьного национального образования и в повышение национального самосознания чувашского народа. Е. К. Минеева подробно анализирует учебное пособие для учащихся средних школ В. Ф. Каховского – «Родной край»[34], подчеркивая его роль в самоидентификации и самосознании нации. По ее мнению своим содержанием учебное пособие демонстрирует в его авторе довольно редкое в жизни сочетание теоретика-исследователя и педагога-практика. Учебное пособие, являвшееся неотъемлемой частью школьной и студенческой учебной литературы той эпохи, акцентируя внимание на определенной тематике, формировало сознание единой социальной общности – советского народа, что неизбежно соответствовало идеологии СССР[35].

В статье Л. А. Красновой показан вклад В.Ф. Каховского в разработку вопросов школьного национального образования[36]. По мнению автора, изучение школьниками истории и культуры родного края является основой этнического компонента содержания школьного обучения. Включение элементов национально-регионального компонента в школьное обучение способствует полноценному усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национальной культуры в сознание школьника, формированию у него национального самосознания. Л. А. Краснова видит ценность В. Ф. Каховского для школьного национального образования в том, что он, как ученый и как личность, видел необходимость этнического образования, сумел привлечь единомышленников к разработке учебных пособий в республике и тем самым взял на себя ответственность за содержание школьного национального образования. Безусловной заслугой В. Ф. Каховского является то, что в созданных им учебных пособиях по истории и культуре родного края для школы нашло отражение понимание ученым глубинной гуманистической сущности национального, его конструктивной перспективности и необходимости воплощения и развития в сознании школьника. В его учебных пособиях представлена целостная картина, воссоздающая национальную историю и культуру. Л. А. Краснова считает, что несмотря на влияние советской идеологизации на историческую науку и школьное образование, на необходимость подчинения учебного материала официальным установкам, В. Ф. Каховский оставался надклассовым историком. Его учебные пособия содержат авторскую идеологию гражданственности и патриотизма, веру в лучшее будущее своего народа. Они достойно выдержали проверку временем и дают основу преемственности в деле развития школьного национального образования[37].

Л. А. Ефимов в своей статье «Анашево – родина В. Ф. Каховского», используя широкий круг исторических источников, восстановил краткую историю родины В. Ф. Каховского – д. Атнашево Канашского района Чувашской Республики, выявил истоки не только села, но и родословной династии, которая ведет свое начало с XVIII в[38].

Вклад В. Ф. Каховского в развитие исторического краеведения в Чувашии исследовал профессор Т. С. Сергеев[39]. Им проанализирован ряд работ В.Ф. Каховского, представляющих интерес для краеведов и любителей старины[40].

Л. А. Ефимов и А. Л. Ефимов, используя материалы из личного архива ученого (фотографии, наградные материалы, боевая характеристика), текущих архивов ЧГИГН, ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, ЧГУ им. И. Н. Ульянова, в статье «Боевой путь В. Ф. Каховского на фронтах Великой Отечественной войны» [41] проследили боевой путь, воссоздали военную биографию гвардии майора Каховского В. Ф.

М. А. Козлова[42], используя дневники и отчеты экспедиций, которые хранятся в Чувашском национальном музее и Археолого-этнографическом музее им. В. Ф. Каховского при историческом факультете ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, попыталась охарактеризовать археологическое изучение В. Ф. Каховским г. Чебоксары.

А. В. Сидорова посвятила статью ученикам-археологам В. Ф. Каховского и его научной школе[43]. Среди учеников она выделила три поколения: 1) воспитанники 1950-х гг. (А. П. Петров – первый секретарь Чувашского обкома ВЛКСМ, первый секретарь Чувашского обкома КПСС, председатель Президиума Верховного Совета Чувашской АССР; Т. С. Сергеев – д.и.н., профессор, Заслуженный работник культуры ЧР; П. П. Павлов, С. В. Владимиров, Ю. П. Смирнов – профессор, декан исторического факультета ЧГУ им. И. Н. Ульянова и др.); 2) ученики 70 – 80-х гг. XX в. (А. П. Данилова – заведующая кафедрой социальных и правовых дисциплин филиала Волго-Вятской Академии государственной службы; Б. В. Каховский – декан исторического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, доктора исторических наук, профессора Л. А. Ефимов, Г. И. Тафаев, археологи Е. П. Михайлов, А. И. Соколов и др.); 3) студенческая молодежь 90-х гг. XX в. – начала XXI в., которая учится на научных трудах, книгах ученого и продолжает славные традиции, заложенные учителем.

Таким образом, в анализируемых трудах дается широкое представление об объекте исследования, что позволяет выявить новые черты его многогранной личности, осмыслить научное и творческое наследие ученого. Историографический обзор литературы по проблеме исследования показывает, что на сегодняшний день нет комплексной работы, в которой давалась бы разносторонняя характеристика личности и деятельности В. Ф. Каховского. Имеющиеся в настоящее время работы освещают отдельные стороны деятельности В. Ф. Каховского, однако единое всестороннее исследование его жизни и творчества отсутствует до настоящего времени. Это обстоятельство усиливает актуальность проблемы и позволяет создать целостное исследование о человеке, внесшем столь существенный вклад в развитие отечественной исторической науки и образования Чувашии.

 

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)