Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 9: Социальная политика: сущность, модели, направления и органы регулирования в РФ



2015-11-10 1121 Обсуждений (0)
Глава 9: Социальная политика: сущность, модели, направления и органы регулирования в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Глава 1. Государственное регулирование экономики: сущность, цели, сущность, цели, объекты и инструменты.

1. Понятие и цели государственного регулирования экономики.2. Необходимость государственного регулирования экономики.3. Объекты и органы государственного регулирования экономики.4. Инструменты государственного регулирования экономики.5. О духовном подходе к формированию экономической и социальной политики государства.

Глава 2. Бюджетная и налоговая политика государства.

1. Бюджетная политика: содержание, цели, инструменты.

2. Проблемы и основные направления совершенствования бюджетной политики в РФ.

3. Налоговая политика: содержание, цели, инструменты.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации.

Глава 3. Кредитно-денежная политика государства

1. Кредитно-денежная политика в РФ: цели, основные направления, инструменты.

2. Проблемы кредитно-денежной политики в РФ. 3. Основные направления государственного регулирования банковского сектора в РФ.

Глава 4. Государственное социально-экономическое прогнозирование и планирование.

1. Государственное социально-экономическое прогнозирование: понятие и этапы развития.

2. Особенности планирования и его виды.

Глава 5. Антимонопольное регулирование и поддержка конкуренции.

 

1. Основные направления антимонопольной политики в РФ: понятие, инструменты, основные направления, органы регулирования.

2.Эволюция институциональной организации политики развития конкуренции в РФ.

3. Пути совершенствования антимонопольного регулирования и поддержки конкуренции в РФ.

Глава 6. Промышленная и инновационная политика государства.

1. Состояние и проблемы российской промышленности на современном этапе.

2. Промышленная политика РФ на современном этапе: понятие, субъекты, стратегии и инструменты.

3. Понятие инноваций, инновационный цикл, субъекты инновационной деятельности.

4. Особенности инновационной политики в РФ: сущность, инструменты, основные направления, органы регулирования.

Глава 7: Структурная и инвестиционная политика государства.

1. Особенности структуры российской экономики.

2. Структурная политика РФ на современном этапе.

3. Понятие инвестиций и инвестиционная политика в РФ.

Глава 8: Аграрная политика государства

1. АПК РФ: структура, современное состояние.

2. Аграрная политика в РФ: основные направления и инструменты.

3. Проблемы и предложения по совершенствованию аграрной политики России.

 

Глава 9: Социальная политика: сущность, модели, направления и органы регулирования в РФ.

1. Состояние социальной сферы в РФ.

2. Социальная политика: понятие, модели, направления.

Глава 10: Региональная политика государства1. Необходимость, задачи и принципы региональной политики государства.2. Проблемы и инструменты региональной экономической политики в РФ.

Глава 11: Государственный сектор и государственная собственность в РФ: сущность, масштабы и механизм управления.

1. История развития государственного сектора в России.

2. Сущность и масштабы государственного сектора экономики в современной России.

3. Механизм управления государственным сектором экономики в РФ.

4. Тенденции в развитии и проблемы в управлении государственным сектором РФ.

5. Проблемы в управлении государственной собственностью в связи с разграничением полномочий между федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями.

Введение

Данная монография посвящена проблемам государственного регулирования экономики в современной России. Несмотря на то, что существует большой массив литературы по проблемам государственного регулирования экономики, до сих пор многие аспекты остаются неразработанными. В современной экономической науке и практике государственного регулирования исторический опыт функционирования экономики России на предыдущих этапах исторического развития учитывается недостаточно. Более того, при разработке систем мер государственного регулирования экономики предпочтение отдается зарубежному опыту.

В монографии исследуются различные направления социально-экономической политики государства в рамках национальной экономики. Под национальной экономикой принято понимать народное хозяйство страны, совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она является продуктом исторического развития данного общества. Следует учитывать, что национальная экономика обладает как универсальными, так и специфическими чертами. Универсальными являются технологии производства, а специфические черты имеют, в основном, ценностный характер, в их основе лежит религиозный фактор.

В основу анализа нами положена концепция, согласно которой современная Россия является прямой продолжательницей тысячелетней православной российской цивилизации. Несмотря на то, что на протяжении ее тысячелетнего развития существовали различные социально-экономические системы (централизованное феодальное государство, раздробленные княжества, московское царство, империя, СССР и современная Россия), существуют базовые элементы, которые сохраняются на всех этапах. Таким базовым элементом цивилизации является тип верования. Н.Я. Данилевский считал, что именно религия является тем базисом, над которым вырастает вся надстройка и формируется определенный тип общества. Его заслуга заключается в том, что он первым разработал «закон непередаваемости». Он писал, что «начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает цивилизацию для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций».[1] Впоследствии эти идеи были разработаны Шпенглером и Тойнби.

Вторым базовым элементом российской цивилизации является государство и его особая роль во всех сферах жизни, в том числе, и в экономике. Это связано с целым рядом объективных факторов: большой территорией, низкой плотностью населения, многонациональностью, суровым климатом, высокими издержками производства и др.

Следует отметить, что государство всегда играло большую роль в модернизации экономики России. В XVII в. именно государство начало создавать российскую промышленность, организуя казенные мануфактуры. Оно занималось подготовкой рабочих, осуществляло поставки оборудования, готовило специалистов, давало различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки. Поддерживались все виды предпринимательской деятельности, если они способствовали развитию страны.

С началом рыночных реформ кардинальным образом изменились подходы к государству и его роли в экономике. За основу были взята западная концепция государства-корпорации, которое наряду с другими корпорациями оказывает услуги населению на коммерческой основе. Однако следует отметить, что масштабы государственного вмешательства в экономику в начале 90-х годов 20 века в России существенно сократились. Это привело к ряду серьезных проблем: отсутствию оборотных и инвестиционных средств у предприятий, изношенности основных фондов, низкой конкурентоспособности экономики в целом, уменьшении в экспорте доли продукции обрабатывающих отраслей, импортизации внутреннего рынка, неэффективности механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства.

Все эти факты свидетельствуют о необходимости переосмысления проблемы государственного регулирования экономики в современной России. Ключевым вопросом является разработка такой системы государственного регулирования экономики, которая бы способствовала усилению ответственности государства за развитие страны, наращиванию национального богатства.

В данной монографии предпринята попытка рассмотреть систему государственного регулирования экономики в современной России с учетом динамических изменений в самой экономике и в законодательной базе.

Структура монографии построена таким образом, что в первых параграфах рассматриваются действующая система государственного регулирования экономики и существующие проблемы, а в последних – дается авторская интерпретация некоторых направлений социально-экономической политики.


 

Глава 1. Государственное регулирование экономики:
сущность, цели, объекты и инструменты

1. Понятие и цели государственного регулирования экономики.2. Необходимость государственного регулирования экономики.3. Объекты и органы государственного регулирования экономики.4. Инструменты государственного регулирования экономики.5. О духовном подходе к формированию экономической и социальной политики государства.1. Понятие и цели государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство.

Государство в экономической системе выступает в различных качествах. 1) Как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и воздействующая своими обязательными предписаниями на условия функционирования рыночных субъектов. 2)Как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования. 3) Как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами.

Государственное воздействие на экономику осуществляется через:

§ правовое регулирование – принятие законодательных актов, регламентирующих хозяйственную деятельность, определяющих права и обязанности сторон, меру их взаимной ответственности;

§ формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка, и обслуживающих хозяйственные отношения (судебные, контрольные и надзорные органы);

§ выработку социально-экономической политики, определение и результативное применение механизмов ее реализации.[2]

§ непосредственное участие в хозяйственном процессе в качестве субъекта хозяйственной деятельности (государственный и смешанный сектор экономики, создание государственных предприятий и учреждений).

Важным моментом в системе государственного регулирования экономики является выбор целей развития. Цель - это осознанное и теоретически обоснованное видение на уровне правительства перспектив развития страны, а также совокупность мер по ее реализации. Вопрос о целях ГРЭ - это вопрос, прежде всего, об идеалах и ценностях власти. По мнению проф. Атаманчук Г.В. «единственной целью власти является управление жизнедеятельностью людей: сохранение целостности общества, государства; самореализация человека; реализация в правовых формах потребностей, интересов идеалов и ценностей людей. Субъекты власти постоянно стоят перед выбором как употребить власть для себя (собственное обогащение) или для общества, которым они управляют?»[3]

Следует отметить, что на выбор целей оказывает влияние целый ряд факторов:

1. идеология и мировоззрение управляющих субъектов (личностный фактор);
2. общественный строй, конкретная экономической ситуация и, уровень экономического развития страны;

3. уровень экономического мышления в стране (мировоззрение управляемых объектов);

4. избранная концепция государственного регулирования экономики.

Помимо этого на выбор целей влияет: размеры территории, плотность населения, державные задачи государства, хозяйственные задачи, национальный состав, религиозная принадлежность народа, социальный состав страны, культурный уровень народа, уклад народного хозяйства, уровень правосознания.[4]

В России цели ГРЭ определяются Президентом РФ и закрепляются в законах, концепциях, стратегиях.

Стратегические цели России определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», принятой указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 53, и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

Цели определяются также в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию, в Бюджетном послании.

Что же поставлено в качестве целей в данных документах? Как отмечается в пункте 3 общих положений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», в ней нашла отражение «система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики России»[5]. На базе этих стратегических приоритетов Россия должна развиваться в ближайшее время. Выделены следующие важнейшие цели. Первая и важнейшая из заявленных в стратегии целей – это создание условий для закрепления России в числе государств - лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда. Вторая цель - дальнейшая интеграция России в мировую экономику. Третья цель – повышение качества жизни и снижение уровня социального и имущественного неравенства населения.

Какие существуют проблемы в определении целей
в сфере государственного регулирования экономики?

1. Попытка при определении целей ориентироваться не на российские традиции управления и государственного регулирования, а на западный опыт.

2. Признание приоритетными материальных ценностей, вследствие чего основными целями государства являются: погоня за прибылью, безудержное господство рыночных принципов, государство используется в частных интересах, утрата общенациональных целей. Продолжается внедрение в систему государственного регулирования идей государства-корпорации: предусмотрен рост новых форм оказания государственных и муниципальных услуг на коммерческой основе.

3. Утрата нравственных критериев в оценке экономической деятельности. В настоящее время крупные государственные компании находятся фактически во владении элитных группировок, которые ведут борьбу за влияние. Основная борьба ведется за контроль над финансовыми потоками.

Наглядным примером такого поведения является «Газпром», который пока является монополистом на газовом рынке. По данным В. Иноземцева с 2002 по 2009 год издержки «Газпрома» на 1000 м³ выросли в 6,5 раз, а вложения в разведку и освоение новых месторождений упали и составили 20% от общего объема инвестиций. Стремление получить сиюминутную выгоду и гонка за прибылью осуществляются в ущерб стратегическим планам развития компании. Уже сейчас многие европейские страны предпочитают покупать более дешевый катарский сжиженный газ или разрабатывать собственные сланцевые месторождения. Вложения в строительство трех газопроводов – «Голубой поток», «Северный поток», «Южный поток» с размером инвестиций в 32-38 млрд. долл. могут вообще не окупиться. Объясняется такое нерациональное поведение тем, что строительство газопроводов выгодно тем, кто «осваивает» огромные государственные средства [6].

4. В качестве приоритетов выделены: достижение высоких стандартов жизнеобеспечения населения, экономический рост. Следует обратить внимание, что цель достижения экологического равновесия и сбалансированного потребления противоречит цели достижения высоких стандартов. Все принимаемые Правительством решения, связанные с коммерциализацией образования и здравоохранения, также противоречат цели достижения высоких стандартов жизни. В обеспечении государственной и общественной безопасности акцент сделан на расширении институтов: спецслужб, правоохранительных органов.

5. Декларируемые цели носят формальный характер и не выполняются. Государство, которое по российской Конституции является социальным, в то же время избавляется от социальных функций. Постепенно происходит формирование платного среднего и высшего образования, платного медицинского обслуживания. Пенсионная система также начинает формироваться за счет самих работающих граждан. Что же остается от социального государства?

6. Происходит изменение сущности государства. Нормальное государство построено по принципу иерархии. В современном мире иерархии противостоит сеть. Формирование глобальной сети приводит к разрушению государства. Происходит духовное разложение государственности, размывание власти и формирование множества центров управления государством. В аналитическом обозрении «Россия: третий Рим или новый Иерусалим?»[7] такая система названа анти-рархией. Цель сети – уничтожение государства, подмена духовных ценностей материальными, разгосударствление экономики, приватизация государства, ликвидация национального суверенитета, подчинение государства внешним центрам управления.

7. Происходит утрата государством своих регулирующих функций. Об этом свидетельствует многосубъектность системы управления, процесс делегирования полномочий на нижние уровни без достаточного финансового обеспечения, рост управленческих структур и трансакционных издержек, усложнение системы управления и потеря управляемости.

8. Наблюдается лавинообразный рост нормативно-правовых актов, правовая система постоянно меняется, усложняется и в конечном итоге законы не исполняются.

9. Предпринимается попытка все регламентировать, затрачиваются значительные средства на создание регламентов, в то время как хозяйственная практика требует принятия быстрых решений в меняющейся среде.

2. Необходимость государственного регулирования экономики

Необходимость ГРЭ в России обусловлена группой факторов:

1-я группа:

- несовершенство конкуренции, проявляющееся в тенденции к монополизации рыков;

- наличие внешних отрицательных эффектов, таких как загрязнение окружающей среды, несовершенство и неравный доступ различных рыночных субъектов к информации;

- неспособность рынка обеспечить граждан общественными товарами (содержание армии, организация управления и внутренней безопасности, образование, медицина, наука, культура);

- дифференциация доходов сверх разумной нормы, приводящая к социальной напряженности;

- наличие членов общества не имеющих средств к существованию (инвалиды, пенсионеры);

- безработица и инфляция;

- необходимость развития фундаментальной науки, так как она дает отдачу через много лет;

- наличие отраслей инфраструктуры, не приносящих больших доходов, требующих больших капиталовложений, но обеспечивающих общие условия функционирования экономики;

- становление новых отраслей экономики, которые вначале обычно малорентабельны;

- необходимость контроля за эффективным использованием природных ресурсов;

- принятие государственных стандартов качества товаров;

- эффективное использование земельных ресурсов;

- обеспечение экономики денежной массой и установление процентных ставок;

- необходимость создания благоприятных условий для ведения бизнеса.

2-я группа факторов связана с переходным характером экономики России и процессом глобализации мировой экономики:

- неустойчивость и многовариантность развития;

- кризисное состояние экономики;

- смена технологических и экономических укладов;

- структурные сдвиги в экономике.

- изменения в положении стран в международном разделении труда;

- формирование и распада интеграционных группировок;

- разрыв кооперационных связей и уход с освоенных рынков;

- возрастание конкурентной борьбы за лидерство на мировом рынке;

- обострение борьбы за ресурсы (минеральное сырье, энергетические ресурсы, лесные и биоресурсы, чистая вода);

- усиление процесса проникновения транснациональных корпораций на национальные рынки и возникновением угрозы вытеснения национальных товаропроизводителей.

3-я группа факторов связана c особенностями России как цивилизации: большой территорией, сильной дифференциацией регионов, многонациональностью, наличием различных религий.

Для согласования таких сложных проблем нужна объединяющая сила государства, основанная, с одной стороны, на традиции, с другой стороны, учитывающая сложности и динамизм современного периода.

 

3. Объекты и органы государственного регулирования
экономики в РФ

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, не разрешаемые рыночным механизмом, а требующие вмешательства государства.

Объекты ГРЭ

- экономический цикл;

- отраслевая и региональная структура экономики;

- занятость;

- денежное обращение;

- цены;

- условия конкуренции;

- социальные отношения;

- ВЭД;

- НИОКР;

- окружающая среда;

- подготовка и переподготовка кадров и др.

Органы ГРЭ

Президент РФ

- обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

- определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- взаимодействие с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

- общее руководство Правительством и другими звеньями исполнительной власти.

Государственная Дума – принимает законы, регулирующие ГРЭ.

Исполнительная власть – Правительство, состоящее их министерств, агентств и служб. Министерства определяют основные направления политики, агентства оказывают услуги, а службы осуществляют контроль.



2015-11-10 1121 Обсуждений (0)
Глава 9: Социальная политика: сущность, модели, направления и органы регулирования в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 9: Социальная политика: сущность, модели, направления и органы регулирования в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1121)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)