Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вербализация пространственных представлений



2015-11-10 1484 Обсуждений (0)
Вербализация пространственных представлений 0.00 из 5.00 0 оценок




Используется следующая логика и последовательность анализа:

□ анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа (импрессивный уровень);

□ анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).

Целесообразно начинать работу с ребенком, выясняя, знает ли он предлоги и пространственные понятия, обозначающие расположение объектов — мате­риалом могут служить реалистические и абстрактные изображения (располо­женные в вертикали). Оценивается правильное владение ребенком такими предлогами и понятиями, как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между.

а) Вначале исследуется понимание пространственных предлогов на предметных изображениях.

Для этого ребенка просят показать, что изображено выше медведя (или лю­бого другого изображения на второй снизу полке), ниже медведя (рис. 5.1). После этого он должен показать, что нарисовано над и под медведем.

В этой же логике возможно исследование понимания предлогов вертикаль­ной оси на материале разноцветных геометрических фигур (рис. 5.2).

б) Таким же образом исследуется использование и понимание предлогов (слов, обозначающих взаиморасположение объектов) в пространстве по горизонтали (вперед от ребенка), исключая право-левую ориентировку.

Оценивается возможность ребенка ориентироваться в горизонтальной плоскости, ис­пользуя понятия: ближе, дальше, между, перед (чем-либо), за (чем-либо), спе­реди от, сзади от, как на предметных изображениях, так и при анализе распо­ложения объемных геометрических фигур (рис. 5.3), переходя в дальнейшем к анализу расположения персонажей сюжетной картинки (рис. 5.4).

в) Далее исследуется возможность самостоятельного употребления предло­гов и составления пространственных речевых конструкций. Например:

□ для конкретных изображений: «Где находится машина по отношению к медведю. Где находится елка по отношению к медведю» и т. п. (рис. 5.1);

□ для абстрактных изображений в горизонтальной плоскости: «Вот круг. А скажи, где крест ?» или (в более сложной форме) «Где находится крест по отношению к кругу», «Где находится ромб по отношению к треугольнику» и т. п. (рис. 5.3).

 

г) Только после этого может быть проанализи­ровано владение ребенком понятиями лево, пра­во, слева, справа, левее, правее и т. п. Прежде всего необходимо выявить знание этих параметров на собственном теле или относительно собственно­го тела, и лишь затем — на материале конкретных (сюжеты «Игрушки на полке», «Звери идут в шко­лу») и абстрактных изображений (« Тонированные геометрические фигуры») (рис. 5.1, 5.2, 5.4).

 

Рис. 5.3. Объемные геометрические фигуры (рисунок дан в уменьшенном масштабе и черно-белом варианте)

 

 

Примеры заданий: «Скажи, что находится на полке слева от ракеты?», «Что находится на полке справа от елки?», « Что находится слева от ромба ?», «Какого цвета фигура справа от креста?», «Какие фигуры правее, чем крест?», «Кто из зверей находится левее, чем собака,... правее, чем мышь?» и т. п.

д) В этом же ключе анализируются и понятия, характеризующие простран­ственный анализ взаиморасположения объектов при заданном направлении (вначале на конкретных, а затем на абстрактных изображениях). Анализиру­ются такие понятия, как: первый, последний, ближе всего к, дальше всего от, пред­последний, следующий за, предыдущий и т. п.



2015-11-10 1484 Обсуждений (0)
Вербализация пространственных представлений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вербализация пространственных представлений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)