Виды объектов предпринимательской деятельности
По направлениям использования: - товары потребительского назначения, которые представляют собой совокупность предметов потребления, которые покупатель использует для удовлетворения личных (семейных) нужд и запросов. Товары потребительского назначения подразделяются на: - продовольственные, включающие широкий ассортимент продуктов питания; - непродовольственные, например, ткани, одежду, обувь, бытовые приборы и т.д.; - товары производственного назначения, которые представляют собой совокупность предметов, приобретаемых предпринимателями для использования в качестве основных или оборотных средств производства. Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяются на следующие группы: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье. По характеру потребления: - товары длительного пользования, выдерживающие многократное применение (бытовая техника, предметы мебели и др.); - товары кратковременного пользования, потребляемые за один или несколько приемов (продукты питания, бытовая химия и др.); - товары одноразовые. По характеру вторичного использования различают: - утилизируемые товары, т.е. подлежащие переработке после использования; - не утилизируемые- т.е. подлежащие уничтожению, захоронению. По характеру взаимодействия между собой выделяют: - товары-заменители, которые удовлетворяют одну потребность, но отличаются по составу; - товары-близнецы, удовлетворяющую одну потребность; - товары-производные- схожие на базе основного предшественника, более эффективно удовлетворяющие потребности.
Услуги как объекты предпринимательского оборота Услуга в широком смысле представляет собой комплекс различных видов полезной деятельности, направленных на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Услуга в узком смысле представляет собой конкретные блага, которые одна сторона может предложить другой стороне. К числу причин, обуславливающих динамичный рост международной торговли услугами относятся: - научно-технический прогресс и связанные с ним кардинальные сдвиги в международном разделении труда (при этом растут не только масштабы производства услуг, но и их многообразие); - рост общей открытости национальных экономик, в результате чего все большая часть услуг становится объектом международной торговли; - изменение структуры потребления населения современного мира, которое все больше ориентируется на потребление услуг; - переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и других государств к своевременному «новому информационному обществу», в основе которого лежит рост потребления услуг, особенно информационных; - растущая взаимосвязанность международной торговли различными видами услуг (многие из которых реализуются вместе- «в одном пакете»)[36]. Природа услуги состоит в следующем: - услуга как результат труда всегда представляет собой персональный, т.е. присвоенный человеком, не овеществленный полезный эффект труда; - без осуществления контракта между производителем и потребителем, даже если он осуществляется через определенную и пространственную протяженность, реализация услуги невозможна, т.е. истинное качество услуги возникает лишь в момент ее потребления; - оказание услуг содержит набор потребительских характеристик, который может быть реализован в данной сфере лишь при адекватном индивидуальном восприятии субъектом (в этом отличие услуг от иных благ). Услуги имеют ряд существенных отличительных особенностей в отличие от товара, а именно: - они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг нередко является основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым экспортом или импортом; - услуги неотделимы от своего источника; - производство и потребление услуг, как правило, неразрывны; - для услуг характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость; - торговля услугами, в т.ч. международная тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее; - в отличие от товаров не все виды услуг применяются в международном товарообороте. Например, некоторые виды коммунальных и бытовых услуг. Услуги характеризуются: - высокой степенью дифференциации как по потребительским характеристикам (дифференциация по горизонтали), так и по уровню качества (дифференциация по вертикали); - повышенной чувствительностью к экономической конъюнктуре и незначительным периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности; - выраженной сегментацией спроса на услуги в зависимости от доходов, цен, субъективной оценки потребителем значимости услуги, обеспеченности товарами длительного пользования, национальных традиций и особенностей потребления, стиля жизни и т.д.; - присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, медицина, образование и др.), производство и реализация которых требуют регулирующей роли государства и финансирования из общественного сектора; - большой степенью неопределенности результата на рынке услуг и наличием «информационной» асимметрии производителя, а также ценовой дискриминации различных видов; - большей территориальной привязанностью и локализованностью для мирового рынка услуг по сравнению с рынком товаров; - существенностью неценовых барьеров выхода на рынок, значительной емкостью рынка, а также абсолютными преимуществами уже действующих в той или иной отрасли предприятий. Виды услуг В предпринимательской практике услуги неоднородны, выделяют несколько их классификаций. В связи с субъектами услуги подразделяются: по мотивам приобретения пользователем (клиентом)- личные и деловые (маркетинговые, банковские и т.д.); по мотивам предоставления услуг поставщиком (производителем)- коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные); по степени связи между субъектами услуги- прямые и косвенные (через посредников); по значимости в хозяйственной деятельности- основные, сопутствующие, дополнительные; по времени использования и потребления- одномоментные, через небольшой отрезок времени; через значительный промежуток времени. Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификации, принятой ООН, включает: коммунальные услуги и строительство; оптовую и розничную торговлю, рестораны и гостиницы; транспортировку, хранение и связь, а также финансовое посредничество; оборону и обязательные социальные услуги; образование, здравоохранение и общественные работы; прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Как справедливо отмечается в литературе, большая часть услуг по этой классификации производится и потребляется внутри страны и не может быть объектом международной торговли[37]. Классификация МВФ, применяемая при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные с платежами между резидентами и нерезидентами: транспорт; поездки; связь; строительство; страхование; финансовые услуги; компьютерные и информационные услуги; роялти и лицензионные платежи[38]; другие бизнес-услуги; личные, культурные и рекреационные услуги; правительственные услуги. С точки зрения движения факторов производства, услуги подразделяются на: - факторные (factor services), которые возникают в связи с международным перемещением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы; - нефакторные (non factor services)- остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги). Кроме того, в ходе международных переговоров в рамках ГАТТ[39]/ВТО учитывается более 160 видов услуг, распределенных на 12 секторов: 1) деловые услуги (46 отраслевых видов услуг): - профессиональные услуги (архитектурные, бухгалтерские, медицинские, налоговые, правовые и др.); - компьютерные услуги (консультации, применение программ, обработка данных, ведение банка данных и др.); - научно-исследовательские услуги (естественные науки, социальные и гуманитарные науки, междисциплинарные науки); - услуги, связанные с арендой недвижимости; - услуги, связанные с арендой и лизингом; - другие деловые услуги (исследование рынков, консалтинговые, ремонтные, реклама и др.). 2) услуги связи (25 видов): - почтовые услуги; - курьерская служба; - телекоммуникационные услуги; - аудиовизуальные услуги (звукозапись, производство кассет и кинофильмов, радио и телевидение и др.); 3) строительные и инжиниринговые услуги (5 видов); 4) дистрибьюторские услуги (5 видов); 5) общеобразовательные услуги (5 видов); 6) услуги по защите окружающей среды (4 вида); 7) финансовые услуги (17 видов): - страхование; - банковские услуги; - другие виды финансовых услуг; 8) услуги по охране здоровья и социальные услуги (4 вида); 9) туристические услуги (4 вида); 10) услуги в области организации досуга, культуры и спорта (5 видов); 11) транспортные услуги (33 вида): - морские транспортные услуги (пассажирские перевозки, грузовые перевозки, аренда судов с экипажем, ремонт судов, буксировка, вспомогательные услуги); - услуги внутреннего водного транспорта; - услуги воздушного транспорта; - услуги, связанные с запуском и эксплуатацией спутников; - железнодорожные транспортные услуги; - наземный безрельсовый транспорт; - трубопроводный транспорт (транспортировка топлива, транспортировка других продуктов, вспомогательные услуги по всем видам транспорта); - другие транспортные услуги. 12) прочие услуги, не включенные в вышеперечисленные. ГАТС в рамках ВТО классифицирует международную торговлю услугами по способу их предоставления и выделяет следующие виды услуг: 1) трансграничная торговля услугами. Услуга перемещается через таможенную границу так же, как «обычный товар», а производитель и потребитель находятся по разные стороны таможенной границы, не перемещаясь за ее пределы. В качестве примера можно рассмотреть оказание почтовых, медицинских услуг, предоставление юридических консультаций из-за границы по средствам связи и т.п.; 2) передвижение потребителя в страну, где потребляется услуга (потребление за рубежом)- потребитель услуги из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В данном случае отличие от торговли товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только потребитель услуги. В качестве примера можно рассмотреть выезд за границу в туристических, образовательных целях, а также для лечения; 3) учреждение коммерческого присутствия в стране, где должна оказываться услуга. Фирма предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которую осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель, в данном случае через границу не перемещаются. В качестве примера можно рассмотреть фирмы, оказывающие финансовые, страховые и иные виды услуг; 4) временное перемещение физических лиц в другую страну для предоставления услуги иностранный производитель услуги сам временно перемещается на территорию другой страны, где расположен ее потребитель. В качестве примера можно рассмотреть приезд в страну из-за рубежа лиц, предлагающих образовательные услуги (чтение лекций в высших учебных заведениях), строительные и иные услуги. Согласно ГАТС перемещение физических лиц и их присутствие, связанное с оказанием услуг на зарубежном рынке труда, должны быть ограничены по времени и иметь целью оказание услуг[40]. В рамках данной классификации различные виды поставки услуг отличаются друг от друга по двум главным признакам: - место нахождения поставщика и потребителя услуги в момент оказания услуги; - гражданство или место регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги (первое касается физических лиц, второе- юридических)[41]. Кроме того, услуги как виды экономической деятельности подразделяются на четыре категории: - потребительские (рестораны, гостиницы, домашние услуги); - социальные (образование, медицинская помощь, благотворительные услуги); - производственные (инжиниринг, консультации, финансовые и кредитные услуги); - распределительные (торговые, транспортные, фрахт). В связи с тем, что торговля услугами и торговля товарами тесно связаны между собой, услуги также подразделяются на: - услуги, связанные с инвестициями- банковские, гостиничные, туристические и профессиональные услуги; - услуги, связанные с торговлей- транспорт, страхование; - услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей- связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные и рекреационные услуги, бизнес-услуги[42]. Объект услуги используется в качестве критерия и в классификации Ловелока, наряду со степенью осязаемости самой услуги (т.е. деятельности, а не ее результата)[43]. В зависимости от этого выделяют следующие группы услуг: - осязаемые действия, направленные на тело человека (здравоохранение, пассажирский транспорт, парикмахерские услуги и др.); - осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (грузовой транспорт, ремонт, прачечная, химчистка, ветеринарные услуги и др.); - неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио- и телевещание, музеи, театры и др.); - неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банки, страхование, юридические и консультационные услуги и др.).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1408)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |