Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образование как общественное явление и педагогический процесс. Культурно-гуманистические функции образования



2015-11-10 1563 Обсуждений (0)
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Культурно-гуманистические функции образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции и задачи педагогики. Связь педагогики с другими науками. Виднейшие деятели педагогической науки.

Функции педагогики : теоретическая ( описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности) и технологический (проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В.В. Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер; преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.)

Задачи педагогики: Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Связь с др.науками:

С философией: методологическая ф-ия философии (разрабатывает сист. общ. принципов и способов научного познания); явл. теоретич. платформой осмысления пед. опыта и создания пед. концепций.

С психологией: важнейший источник науч. обоснования образовательного процесса.

С биологией: проблема соотношения природных и соц. факторов развития чел., кот. явл. центральной и для педагогики.

С антропологией, гигиеной и медициной, социологией (планирование образования, выявление осн. тенденций развития слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности); политологией (образовательная политика явл. отражением гос. идеологии).


 

 


Педагогика как наука. Основные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, методика, технология). Педагогика начального образования.

Пед. наука – область исследований человеческих знаний, предметом которых являются закономерности процесса образования (наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития пед. проц. (образования) как фактора и средства развития чел. на протяжении всей его жизни).

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия. Основные категории педагогики:

Образование – система приобретенных в процессе обучения зунов, способов мышления.

Воспитание— в широком смысле слова — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта. В узком смысле — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.

Обучение - совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание.

Самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры.

Социализация-это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе и формирования индивидуальности.

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогическое взаимодействие-процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно–воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка

Педагогическая система - это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека

Методика - описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Технология - комплекс организационных мер, операции и приемов, направленных на достижение поставленной цели. Образовательная технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех пед.действий.


 

 


Образование как общественное явление и педагогический процесс. Культурно-гуманистические функции образования.

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в обществ. сознании соц. эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех индивидов. Поэтому оно есть прежде всего обществ. явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности возникло вместе с появлением общества и развивалось вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка.

Педагогический процесс с одной стороны обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс – это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях пед. процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. В. и О. обуславливают качественную характеристику образования – результаты пед. процесса, отражающие степень реализации целей образования. Культурно-гуманистические функции образования: развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия; формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам; обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации; овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья; создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

структура пед процесса.


 

 


 



2015-11-10 1563 Обсуждений (0)
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Культурно-гуманистические функции образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образование как общественное явление и педагогический процесс. Культурно-гуманистические функции образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)