Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность финансового контроля



2015-11-10 4722 Обсуждений (0)
Понятие и сущность финансового контроля 4.60 из 5.00 5 оценок




Тема: «Финансовый контроль»

 

Цель – изучить основы проведения финансового контроля.

Задачи:

- рассмотреть понятие, элементы, значение, задачи, содержание и сущность финансового контроля;

- раскрыть основные виды и методы финансового контроля;

- охарактеризовать основы проведения государственного финансового контроля;

- рассмотреть органы финансового контроля и раскрыть их функции.

 

План лекции

1.Понятие и сущность финансового контроля

2.Виды и методы финансового контроля

3.Органы финансового контроля

 

Понятие и сущность финансового контроля

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных механизмов, и одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системой является финансовый контроль.

Финансовый контроль - это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль - это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства, выявление нарушений финансовой дисциплины. Это прежде всего важнейшая функция управления финансовыми, а через них и экономическими процессами, имеющая специальную целевую направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) как регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины;

2) как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Как неотъемлемая функция процесса управления и как самостоятельный процесс контроль содержит следующие элементы:

- субъект контроля - тот, кто осуществляет контроль;

- объект контроля - тот, в отношении кого проводится контроль;

- предмет контроля - деятельность, применительно к которой осуществляется контроль.

Значение финансового контроля в том, что он позволяет выявить соблюдение установленного законодательства, экономическую обоснованность и эффективность проводимой финансово-экономической деятельности.

Задачи финансового контроля:

-проверить выполнение финансовых обязательств перед государством, организациями, гражданами;

-проверить правильность использования финансовых ресурсов, в первую очередь, бюджетных средств;

-проверить соблюдение законности совершения расчетов и хранения денежных средств;

-обеспечить выявление внутренних резервов производства;

-обеспечить не только устранение последствий нарушений, но и предупредить их дальнейшее появление;

-выявить недостатки в ведении учета и наметить мероприятия по их устранению.

Финансовый контроль включает (содержание):

1) соблюдение требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения валового продукта;

2) рациональность составления и использования бюджета (бюджетный контроль);

3) эффективность использования ресурсов;

4) своевременность и полноту платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Системная сущность финансового контроля раскрывается со следующих позиций:

- финансовый контроль как система институтов, инструментов и методов;

- финансовый контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов;

- финансовый контроль как совокупность действий и операций;

- финансовый контроль как многоаспектная межотраслевая система;

- финансовый контроль как составная часть общего механизма управления экономикой.

Таким образом, финансовый контроль - контроль за соблюдением законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.

Правовую основу государственного финансового контроля в РФ составляют: Конституция РФ, ГК РФ, БК РФ, НК РФ, ТК ТС, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О Счетной палате РФ», иные федеральные законы, указы Президента РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые органами - участниками бюджетного процесса, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ.

Основными проблемами финансового контроля являются:

1. Неопределенность (незаконченность) основных направлений организации ГФК.

2. Не представлена в этой сфере системная нормативная правовая база.

3. До сих пор не отлажен порядок взаимодействия между органами государственного, аудиторского финансового контроля и правоохранительными органами.

4. ГФК реализуется во многом дублирующими друг друга органами, каждый из которых стремится к достижению лишь своей собственной задачи и использует даже в сходных областях контрольной деятельности собственные методы осуществления контроля. Отсутствие единых методик и принципов осуществления государственного контроля приводит к несовместимости и несравнимости результатов контрольных мероприятий. Именно поэтому в ряде случаев результаты работы контрольных органов не позволяют дать общую объективную картину деятельности государства в части оценки реальной эффективности системы государственного финансового контроля.

5. Отсутствие законодательно установленных обязательных каналов обмена информацией между этими органами.

6. Отсутствие единых информационных баз по объектам контроля препятствует эффективному обмену информацией о результатах проведенных проверок и координации дальнейших планов проведения соответствующих контрольных мероприятий.

 

 

2.Виды и методы финансового контроля

 

Классификация финансового контроля:

1.По времени проведения:

-предварительный,

-текущий,

-последующий.

2.По сфере финансовой деятельности:

-бюджетный,

-налоговый,

-страховой,

-валютный,

-таможенный,

-правовой,

-кредитный,

-инвестиционный,

-контроль за денежной массой.

3.По субъектам контроля:

-государственный (президентский; представительных органов власти и местного самоуправления; исполнительных органов власти);

-финансово-кредитных органов;

-ведомственный;

-аудиторский;

-общественный (различный ассоциаций и обществ).

4.По форме проведения:

-внешний,

-внутренний,

-обязательный,

-инициативный.

В целом финансовый контроль в зависимости от связей между субъектами и объектами контроля разделяется на две большие группы: внешний и внутренний контроль (рисунок 1).

 

┌───────────────────┐

│Финансовый контроль│

└──────┬─────┬──────┘

┌─────────┘ └─────────────────────┐

\│/ \│/

┌──────────────────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Внешний финансовый контроль │ │Внутренний финансовый│

│ │ │ контроль │

└──────────┬────────────────────────┬──────────┘ └─────────┬───────────┘

│ │ │

\│/ \│/ │

┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ │

│ Государственный │ │ Негосударственный │ │

│ финансовый контроль │ │ финансовый контроль │ │

└──────────┬──────────┘ └──────────┬──────────┘ │

│ │ │

\│/ \│/ \│/

┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐ ┌─────────────────────┐

│Государственный аудит│ │ Корпоративный │ │ Внутренний аудит │

│ │ │ финансовый контроль │ │ │

├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤

│ Налоговый контроль │ │ Внешний аудит │ │ Управленческий │

│ │ │ │ │ финансовый контроль │

├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤ ├─────────────────────┤

│ Бюджетный контроль │ │ Иные виды │ │ Иные виды │

├─────────────────────┤ └─────────────────────┘ └─────────────────────┘

│ Ведомственный │

│ финансовый контроль │

├─────────────────────┤

│ Валютный контроль │

├─────────────────────┤

│ Таможенный контроль │

├─────────────────────┤

│ Банковский надзор │

├─────────────────────┤

│ Страховой надзор │

├─────────────────────┤

│ Правовой финансовый │

│ контроль │

├─────────────────────┤

│ Иные виды │

└─────────────────────┘

 

Рисунок 1 - Общая структура видов финансового контроля

 

В свою очередь внешний финансовый контроль включает: государственный и негосударственный.

1.Государственный финансовый контроль (ГФК). Его субъектами являются государственные контролирующие органы, объектами - органы государственной власти, организации, физические лица, предметом - финансовая деятельность объектов в различных аспектах. Многообразие финансовых отношений обусловливает многочисленность видов государственного финансового контроля.

Государственный аудит - вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти. На федеральном уровне органом государственного аудита является Счетная палата РФ; на региональном уровне - органы, аналогичные Счетной палате РФ, подотчетные органам законодательной власти субъектов РФ; на местном уровне - органы государственного (муниципального) аудита, подотчетные местным органам представительной власти.

Налоговый контроль - это контроль со стороны государственных контролирующих органов за правильностью начисления, правильностью и своевременностью уплаты в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Уполномоченным органом по проведению налогового контроля являются Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (управления в субъектах РФ, инспекции на местах).

Бюджетный контроль - контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов. Органами бюджетного (государственного (муниципального) финансового) контроля являются:

- Счетная палата РФ;

- контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

- контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

Ведомственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый министерствами, ведомствами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств в отношении подведомственных организаций, предприятий, учреждений и т.п. Его проводят не только органы исполнительной власти, но и органы, не относящиеся к исполнительной власти (например, Департамент организации судебной деятельности Верховного Суда РФ). Он предусматривает осуществление предварительного, текущего, последующего контроля за использованием бюджетных средств: рассмотрение и утверждение смет, лимитов бюджетных обязательств, иных плановых документов подведомственных организаций; санкционирование их наиболее крупных расходов; проведение проверок и ревизий деятельности подведомственных организаций. Кроме контроля за использованием бюджетных средств, в ходе осуществления ведомственного контроля министерства и ведомства отслеживают использование государственного и муниципального имущества подведомственными организациями: использование имущества по назначению, предусмотренному уставными целями, сдача подведомственными организациями имущества в аренду, передача в залог, выполнение иных обязательств в отношении имущества, продажа и ликвидация государственного и муниципального имущества. Ведомственный контроль также проводит мониторинг подведомственных организаций, выполняемых ими иных операций, не связанных с использованием бюджетных средств, государственного и муниципального имущества.

Валютный контроль - контроль со стороны государственных контролирующих органов за соблюдением валютного законодательства РФ, рассматривающего вопросы использования иностранной валюты на территории РФ и российской валюты - за пределами ее территории. Органами валютного контроля в РФ являются: ЦБ РФ (Банк России), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), агентами валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, профессиональные участники РЦБ, держатели реестра ценных бумаг, таможенные и налоговые органы. Контроль за проведением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет ЦБ РФ, резидентами и нерезидентами (не являющимися кредитными организациями) - Росфиннадзор, таможенные и налоговые органы. Росфиннадзор обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля, взаимодействие с ЦБ РФ. Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с агентами валютного контроля. Уполномоченные в качестве агентов валютного контроля банки передают органам валютного контроля, таможенным и налоговым органам информацию о валютных операциях.

Таможенный контроль - контроль, выполняемый государственными контролирующими органами, за соблюдением таможенного законодательства, связанного с пересечением имуществом, товарами, денежными средствами и обязательствами таможенной границы РФ. Органом, осуществляющим таможенный контроль, является Федеральная таможенная служба (ФТС России).

Правовой финансовый контроль (финансовый контроль правоохранительных органов) проводится правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности (ФСБ России), органами внутренних дел.

Проводятся и иные виды государственного финансового контроля.

К основным принципам осуществления государственного финансового контроля РФ относятся:

1) принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных законодательством РФ. Распространяется он на все без исключения органы, осуществляющие ГФК, и их должностные лица;

2) принцип независимости гласит, что органы ГФК независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от других органов государственной власти. На них не могут оказывать влияния ни органы местного самоуправления, ни политические, ни любые общественные организации и объединения;

3) объективность - принцип, который означает, что ГФК осуществляется квалифицированными специалистами. В своей работе они должны использовать только фактические документальные данные в установленном законодательством порядке и применять методы и приемы, обеспечивающие получение полной и достоверной информации;

4) ответственность - означает, что к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры воздействия в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства. Причем как к юридическим, так и к физическим лицам. Работники органов ГФК несут в свою очередь ответственность за совершенные ими в области ГФК противоправные действия в соответствии с законом;

5) принцип гласности означает открытость и доступность для общества и СМИ сведений о результатах контрольно-ревизионной деятельности органов ГФК. Но с обязательной поправкой: при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны;

6) принцип системности говорит о единстве правовых основ деятельности органов ГФК. Этот постулат подразумевает нормативно закрепленную организацию взаимодействия между ними в процессе осуществления их деятельности и нормативно установленную периодичность осуществления контрольно-ревизионных мероприятий.

 

┌───────────────────────┐

│Контроль за исполнением│

│ федерального бюджета │

│ и бюджетов федеральных│

│ внебюджетных фондов │

└────────────┬──────────┘

┌────────────────┐ /│\ ┌───────────────┐

│ Контроль │ │ │ Контроль за │

│ за состоянием │ ┌─────────┴─────────┐ │предоставлением│

│государственного│<───┤ Государственный ├───>│ финансовых и │

│ внутреннего и │ ┌──┤финансовый контроль├──┐ │налоговых льгот│

│ внешнего долга │ │ └─────────┬─────────┘ │ │ и преимуществ │

└────────────────┘ │ │ │ └───────────────┘

\│/ \│/ \│/

┌───────────┴──┐ ┌───────┴───────┐ ┌──┴───────────┐

│ Контроль за │ │ Контроль │ │ Контроль за │

│ организацией │ │ за состоянием │ │использованием│

│ денежного │ │государственных│ │ кредитных │

│ обращения │ │ резервов │ │ ресурсов │

└──────────────┘ └───────────────┘ └──────────────┘

 

Рисунок 2 - Структура ГФК

Классификация ГФК:

1. В зависимости от времени проведения:

- предварительный - осуществляется до совершения финансовых операций на стадии принятия управленческих решений по формированию и утверждению бюджетов, финансовых планов, смет доходов и расходов, договоров, обязательств и других соглашений. Его целью является эффективное использование государственных средств на основе законодательных, нормативно-правовых актов, стандартов и правил. Направлен он на предотвращение возможных финансовых нарушений на стадии рассмотрения и оценки обоснованности формируемых доходов и целесообразности предполагаемых расходов.

- текущий - осуществляется на стадии совершения финансовых операций по формированию, распределению и использованию государственных финансовых ресурсов. Цель, которую он преследует, - соблюдение финансовой дисциплины и предотвращение финансовых нарушений.

- последующий осуществляется уже по итогам совершения финансовых операций путем анализа и ревизии (проверки) финансовой и бухгалтерской документации проверяемой организации.

Все виды ГФК в РФ вне зависимости от времени проведения по основаниям назначения являются обязательными.

2. По характеру взаимоотношений контролирующей и контролируемой организаций:

- внешний - осуществляется специально созданными государственными контрольными органами, организационно и функционально независимыми от контролируемых объектов;

- внутренний - осуществляется специально созданным структурным подразделением ведомства. Его контрольная деятельность распространяется на подведомственные организации и структурные подразделения.

 

2. Негосударственный финансовый контроль. Его субъектами являются собственники (акционеры, учредители, участники) и независимые контролеры (аудиторы). Можно выделить два вида негосударственного финансового контроля:

1. Корпоративный финансовый контроль - это контроль, выполняемый в рамках крупных негосударственных объединений (корпораций, холдингов и т.п.) в отношении дочерних и зависимых организаций, входящих в структуру данных объединений. Очень часто в отношении органов корпоративного контроля употребляется термин «внутренний аудит».

Подразделения, осуществляющие корпоративный финансовый контроль, проводят проверки и ревизии дочерних и зависимых предприятий, входящих в структуру объединений, выявляют недостатки в их деятельности, содействуют проведению внешних аудиторских проверок, вырабатывают рекомендации для высшего руководства объединений, руководства дочерних и зависимых организаций.

Внутренний контроль выполняется в рамках отдельных организаций органами управления и структурными подразделениями.

Внутренний контроль может осуществляться в различных видах.

Внутренний аудит - контрольная деятельность, проводимая внутри организации ее специализированным подразделением (службой, департаментом, отделом, управлением внутреннего аудита). Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности деятельности иных служб внутреннего контроля.

Одним из важных условий деятельности службы внутреннего аудита является обеспечение ее объективности и самостоятельности.

Управленческий финансовый контроль выполняют органы управления организацией: высшее руководство, дирекция, менеджмент. В ходе управленческого контроля достигнутые результаты деятельности сравниваются с данными за прошлые периоды, с показателями других организаций, среднеотраслевыми показателями; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки и ошибки деятельности. Большая роль отводится изучению использования резервов повышения эффективности производства, рационализации, экономному использованию ресурсов, внедрению передового опыта научной организации труда, новых технологий, предупреждению излишних затрат.

2. Независимый внешний финансовый контроль (внешний аудит) - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций и предпринимателей. Цель аудита - выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемых организаций и предпринимателей и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности бухгалтерской отчетности, осуществляемого органами налогового контроля, валютного, таможенного и других видов государственного контроля.

Методы финансового контроля

1. Проверки – на основе финансовой документации и документов расходования средств рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры по устранению выявленных нарушений.

2. Обследование – охватывает более широкий круг финансовых показателей, чем проверка для определения финансового состояния и перспектив развития.

3. Надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на какой-либо вид финансовой деятельности и предполагает соблюдение ими установленных норм и нормативов.

Банковский надзор - постоянный контроль со стороны государственных органов за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор осуществляет Банк России. Он проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, применяет санкции в отношении нарушителей. Он может отозвать у кредитной организации лицензию на выполнение банковских операций.

Страховой надзор осуществляется в целях соблюдения участниками страхового рынка страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений с их стороны страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор выполняет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), подотчетная Минфину России. Он включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев, ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок деятельности и достоверности представленной отчетности, контроль за обеспечением страховщиками финансовой устойчивости и платежеспособности, выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на открытие представительств иностранных страховых организаций. Основной формой страхового надзора является лицензирование субъектов страхового дела.

4. Анализ финансовой деятельности – предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и эффективности использования собственного капитала.

5. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

6.Ревизия - форма бюджетного контроля, представляющая собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых путем документального и фактического контроля и направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций и выделения бюджетных средств, на изучение соблюдения финансовой дисциплины, сохранности государственной собственности, на определение достоверности ведения учета и отчетности в целях выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта.

В ходе ревизии осуществляется контроль за законностью, достоверностью, целесообразностью, финансово-экономической эффективностью совершаемых хозяйственных операций, за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований, материальных и трудовых ресурсов, выполнением намеченных показателей по доходам и расходам бюджета. С помощью ревизии государственные и хозяйственные органы получают достоверную информацию о полной мобилизации и положительных или негативных сторонах использования материальных, трудовых и финансовых резервов. Предназначение ревизии также заключается в профилактике выявленных нарушений и злоупотреблений.

Основными задачами ревизии являются:

- проверка соблюдения финансовой дисциплины;

- изучение экономного и целевого использования бюджетных средств;

- выявление резервов роста доходной базы бюджета и собираемости налогов;

- проверка сохранности материальных и финансовых ресурсов, их эффективного использования;

- проверка своевременного и правильного прохождения всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

- установление правильности ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

- пресечение фактов бесхозяйственности, расточительности и других видов нарушений.

Объектами ревизии выступают:

- государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;

- производственно-коммерческие и акционерные учреждения, организации с государственным участием;

- учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;

- государственные внебюджетные фонды.

Классификация ревизий.

1. По полноте (широте) охватадеятельности ревизуемого объекта:

а) полная документальная - предполагает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля,

б) частичная - отдельных сторон или участков этой деятельности либо определенных статей затрат, например расходов на канцелярские принадлежности и др.

в) самые распространенные и прогрессивные - комплексные ревизии, включающие проверку всех участков и сторон деятельности ревизуемого учреждения (организации). В ходе нее проверке подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность учреждения, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета и отчетности, соблюдение налоговой и финансовой дисциплины и т.д. В случае необходимости для проверки узкоспециальных вопросов привлекаются независимые эксперты. Этим достигается полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению эффективности проведения ревизии.

г) тематическая - предполагает проверку определенного участка (темы) деятельности ревизуемого учреждения (организации).

2. По глубине проведения:

а) сквозная - проверке подвергается деятельность отраслей национальной экономики, управлений, филиалов. Она проводится одновременно в вышестоящих и нижестоящих учреждениях (организациях) по одинаковым и взаимосвязанным программам;

б) локальные - проводятся только на одном объекте или на нескольких, но по различным и невзаимосвязанным программам.

3. По отношению к плану:

а) плановые - предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих органов;

б) внеплановые - проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности учреждений и финансовой дисциплины, злоупотреблениях, а также по требованию правоохранительных и других властных органов.

4. По степени охвата данных финансово-хозяйственных операций:

а) сплошные - предполагают проверку всех операций и данных на определенном участке деятельности ревизуемого учреждения и за весь ревизуемый период. Ей обычно подвергаются кассовые операции, операции по расчетному, валютному и другим счетам. Она дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет выявить большее количество недостатков и нарушений, чем выборочная. Но такая ревизия дорогая и трудоемкая, поэтому в учреждениях с большим объемом финансово-хозяйственной деятельности и большим документооборотом может проводиться:

б) комбинированная ревизия, в ходе которой одни участки подвергаются сплошной проверке, а другие – выборочной;

в) выборочная - проверяется часть документов на выборку за определенный период. Обычно проверке подвергаются наиболее интенсивные и ответственные моменты совершения финансово-хозяйственных операций: последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, время выплаты отпускных учителям и другим служащим и т.д. В случае если в ходе выборочной ревизии выявляются факты нарушений и недостатков, хищений и подлога, правомерен переход к сплошному методу проверки ревизуемого участка.

5. По очередности исследования одних и тех же вопросов:

а) первичные - проводятся по определенной программе впервые;

б) дополнительные и повторные ревизии назначаются в том случае, если в ходе предыдущей проверки не раскрыты все вопросы, включенные в программу, или результаты их ревизии нечетко отражены в акте проверки и они признаются недоброкачественными, либо по требованию следственных органов для подтверждения фактов, отраженных в итоговом документе первичной ревизии.

6. По характеру проверяемого материала:

а) документальная - проводится на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации. К основным ее приемам относятся:

- формальная и арифметическая проверки документов;

- встречная проверка документов или записей;

- юридическая, экономическая и финансовая оценки совершенных хозяйственных операций;

- сплошное и выборочное наблюдение;

- способ обратного счета;

- приемы экономического анализа (сравнения, сопоставления, балансовая увязка и т.д.);

- технико-экономические расчеты.

б) фактическая. К приемам фактической ревизии относятся:

- инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;

- экспертная оценка фактического объема и качества выполненных работ и оказанных услуг, правильности списания основных средств, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т.д.;

- визуальное наблюдение путем обследования помещений и производственных подразделений (например, контрольный обмер отапливаемой площади в школе, установление налогового поста на ликеро-водочном заводе и т.д.);

- проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.

Для проведения фактической ревизии обычно привлекаются специалисты узкого профиля. Главное - фактор внезапности.

Организация и проведение ревизии представляют довольно сложный, последовательный процесс, начинающийся с планирования и подготовки к ее проведению и заканчивающийся контролем за выполнением предложений по акту ревизии. Ревизионный процесс обычно включает четыре самостоятельных этапа, которые подразделя



2015-11-10 4722 Обсуждений (0)
Понятие и сущность финансового контроля 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность финансового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)