Смирницкий и Щерба о составляющих словесной коммуникации (о языке и речи) и их взаимоотношениях
Пытались решить противоречия Соссюра. Щербав статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» обосновывает различение речевой деятельности (процесс говорения и понимания), языковой системы и языкового материала. Я буду называть процессы говорения и понимания речевой деятельностью (первый аспект языковых явлений), всячески подчеркивая, что процессы понимания, интерпретации знаков являются важными в языке. Языковые системы (словарь и грамматика). Это то, что объективно заложено в данном языковом материале и что проявляется в «индивидуальных речевых системах», возникающих под влиянием этого материала.
Все языковые величины, к-рыми мы оперируем в словаре и грамматике, будучи концептами, в непосредственном опыте не даны, а могут выводиться нами лишь из процессов говорения и понимания, которые я называю в такой их функции языковым материалом. Это не деятельность отдельных индивидов, а совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или другую эпоху жизни донной общественной группы. Но языке лингвистов это тексты.
По Щ. языковая система = язык. Языковая система – центр этой триады. Язык интегрирует все текты на данном языке. По Соссюру язык в головах индивида, было идеалистич. понимание. У Щербы материалистическое – языковая система объективно заложена в языковом материале.
РД по Щ. – условие реализации языковой системы в языковой матиремл. !!! Щ. увидел языковой материал, т.е. тексты. М/у концепциями Щ и Соссюра нет противоречий. Языковые ед-цы существуют и в головах, и в текстах. Они взаимообщусловлены. Живой язык и в головах, и в текстах.
Смирницкий «О языке и речи» 40е гг. «Объективность существования языка». Полемизирует с «Курсом общей лингвистики» Соссюра. См. принимал идею двойственности языка. Но вариант разграничения языка и речи не нравился. Считает, что деление Соссюра методологически не точно. Критикует Соссюра за идеализм, доказывает, что язык, как его видит С., не м.б. средством общения.
«Язык сущ-ет в речи как объективно данное общественное явление. И будучи особым ингредиентом речи, средством, применяемым в ней, он м.б. выделен из нее, обособлен как предмет специального исследования». Наличие у языка реальной языковой материи, а только ее отображения (звукового образа) является необходимым условием, чтобы язык был тем, что он есть – явлением общественным, важнейшим средством общения.
У Соссюра язык в головах, у Щербы в текстах. Смирницкий не отрицает существование языка в сознании, ни доказывает, что язык есть и в речи. Т.О. язык оказывается материально-идеальным явлением.
Слово – единство значения и звукового образа (Соссюр) В речи он становится реальной цепочкой звуков.
По См.
См. называет речью процессы говорения и понимания, а тж все, что говориться и понимается в разных бессчетных актах общения (т.е. и процессы, и что получилось) Речь по См. – язык в широком смысле. Язык – важнейший ингредиент речи. Сверхязыковой остаток – все в речи, что не язык. Сюда попадают очень разные вещи – психич. стороны, инд. особ-сти произношения и проч. инд. вещи. Недостатки определений Смирницкого - недостаточно определил «язык» и «языковой остаток» - См. обсуждал объект лингвистики. Что это язык. Если у Соссюра хоть упоминается лингвистика речи, то См. от нее отказался, очень сузив проблему. Достоинства Одним из первых понял, что текст не предмет лингвистики. Увидел в тексте и языковое и неязыковое. Содержание текста не входит в язык.
Понятие о знаке. Свойства знака. Типология знаков. Быть знаком – функция какого-то объекта. Причем, как правило, функция вторичная, если он только не сделан, чтобы быть знаком. // роза – знак любви, семафор Логич словарь Знак – материальный, чувственно воспринимаемый объект, к-рый символически, условно представляет и отсылает к обозначаемому им предмету, явлению, действию или событию, связи отношению, св-ву предметов действительности или событий. Семиотич. определение. Знак – материальный носитель социальной информации. Информация - след, оставленный объектом системы А в объекте системы Б. Общая теория систем. Знак – некое материальное явление А, замещающее при его восприятии некое явление Б и информирующее о нем. Св-ва знака 1) материальность 2) информативность (носитель информации) 3) замещающий характер информации. Знак информирует не о себе, а о чем-то другом. Но при этом, конечно, он информирует и о себе, но просто эта информация не важна. Соссюр выделил 4 с-ва знака
Структура знака Соссюр: 2х членная структура. Знак – единство означающего и означаемого.
Типология знаков По характеру соотношений м/у означаемым и означающим. Этот признак не заявлен и не выдержан строго. 1. знаки-симптомы, знаки-признаки Симптомы. Естественно существующие объекты, которые используются людьми как знаки. Связь м/у ними естественная. Семиотики не считают эту разновидность знаком. // при болезни, погода 2. знаки-сигналы Самый распространенный тип знаков. Знаки сознанные. Конвенциональная (условная) связь м/у означаемым и означающим. Предполагает договор м/у. Связь немотивированная, разной природы. 3. знаки-символы Условна, п.ч. ее выбирает человек, к-рый ее создает. Но в опредленной мере мотивирована. У означающего и означаемого есть какое-то сходство. // знак олимп движения, 1й конгресс мира – голубь Пикассо, герб – двуглавый орел. 4. знаки языка В языке есть знаки мотивированные и немотивированные. В этом нерядоположенность
Гл. недостаток классификации – все знаки уравнивает. Знаки языка – первичные знаки. Остальным созданы с помощью языка. Знаки первичные – знаки языка Знаки вторичные естественные искуственые знаки сигналы знаки признаки
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |