Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Языкознание, как наука. Основные разделы лингвистики



2015-11-10 1226 Обсуждений (0)
Языкознание, как наука. Основные разделы лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок




Языкознание – наука, изучающая языки.

Языкознание разделяется на частное и общее.

Частное языкознание изучает особенности строения, функционирования, свойства одного конкретного языка или группы родственных языков. Частное языкознание может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории, или диахроническим, прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.

Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также об общих законах строения и развития всех знаков мира. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, направленное на выявление общих закономерностей языка. Общее и, в частности, типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии, т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии).

Абсолютными универсалиями являются, например, следующие утверждения:

1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки;

2) на всех языках люди говорят предложениями;

3) во всех языках есть имена собственные; 4) если в данном языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу.

Прикладное языкознание решает как частные задачи, касающиеся одного языка, так и задачи, прилагаемые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации.

Языкознание – это комплекс наук. Оно включает разные разделы, каждый из которых изучает определенный уровень языка.

Язык представляет собой единство трех систем:

1. фонетический строй

2. грамматический строй

3. лексика – совокупность слов языка, слова, состав языка.

Фонетический строй языка изучают фонетика и фонология.

Звуки языка изучаются в трех аспектах:

1-ый – физиологический или артикуляционный;

2-ой – физический или акустический;

Эти два аспекта изучает фонетика.

3-ий – функциональный или собственно-лингистический – этот аспект изучает фонология.

Фонологию интересует роль звуков в процессе смыслоразличения слов, интересует то, как звуки функционируют в языке.

Словарный состав языка изучает лексикология, - учение о слове, как основной единице языка.

Лексикология – комплекс наук. В неё входят:

1) симасиология – учение о значении, изучает весь спектр значения слова;

2) этимология – наука о происхождении слова (имеет признак, кот. положен в основу)

3) ономастика – наука об именах собственных. В ономастике выделяется наука антропонимика – наука об именах людей; топонимика – названия географ. объектов.

4) фразелогия – наука об устойчивых сочетаниях слов (по структуре – словосочетание, по функции – слово)

5) лексикография - наука о составлении словарей.

Грамматический строй языка изучает грамматика – наука о способах соединения слов в словосочетаниях и предложениях.

Грамматика включает в себя:

1) Морфология – наука об изменениях слов, учение о форме слова,

2) Синтаксис – учение о словосочетании и предложении,

3) Дериватология – учение о словообразовании.

 

Язык, как общественное явление. Основные функции языка.

Современная лингвистика изучает язык, как социальное явление, язык создается и развивается обществом, является и возникает, как средство общения.

Существенным признаком языка, как общественного явления выступает его способность отражать и выражать общественное сознание.

Язык способен отражать изменение в жизни общества во всех его сферах, что существенным образом отличает его от всех других общественных явлений.

Язык зависит от характера экономических формаций и формы государства. Например, для эпохи феодализма был характерен распад стран на множество мелких ячеек. Каждый феод и монастырь с прилегающими к нему деревнями представлял государство в миниатюре. Такая структура общества способствовала появлению мелких территориальных говоров. Местные территориальные говоры были основной формой существования языка в феодальном обществе. Различие социальной организации общества в прошлом может отражаться на состоянии диалектов, существующих в настоящее время. На территории старых южных губерний (Центральной Черноземной полосы), где было развито помещичье землевладение, и в настоящее время сохранилось большое количество мелких местных говоров.

Общественно-экономическая формация создает определенный жизненный уклад общества, что отражается и в языке.

Человеческое общество не представляет абсолютно однородного коллектива. В нем наблюдается дифференциация: дифференциация по классовому, сословному, имущественному и профессиональному признаку, которая, естественно, отражается в языке.

Наряду со специфической профессиональной лексикой, связанной с потребностями определенной отрасли производства, появляется особая лексика, типичная для различных арго, жаргонов и т.п., ср., например, студенческий, воровской, солдатский и др. жаргоны.



2015-11-10 1226 Обсуждений (0)
Языкознание, как наука. Основные разделы лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Языкознание, как наука. Основные разделы лингвистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)