Общество создает язык, контролирует созданное и закрепляет его в системе коммуникативных средств
Каждое слово и каждая форма создаются вначале каким-нибудь отдельным индивидом. Созданное отдельным индивидом может быть либо принято и утверждено, либо отвергнуто обществом. 1. Коммуникативная – функция общения. Это основная функция. 2. Когнитивная – функция мыслительная. Язык – средство выражения мысли. 3. Номинативная – функция назывная. 4. Гносеологическая – познавательная. Язык выступает, как средство накопления человеческого опыта, знаний и как средство передачи этих знаний следующим поколениям. Вспомогательные функции: 1. экспрессивная 2. эстетическая (создание словесных произведений) 3. магическая (заклинания, молитвы, песнопения) Язык и речь. Язык и речь – одна из языковых антиномий («противоречий»). Антиномии – это глубинные противоречия, которые заложены в самой сущности языка. Понятие ввел Фердинанд Де Соссюр (1857-1913) В языке определяют несколько антиномий: - антиномия языковых функций (когда одна функция противоречит другой): коммуникативная – релятивная («делегировать полномочия») - антиномия системность – асистемность языка (нарушение системы, например, неполная парадигма – нет формы «победю», в англ. яз. – неправил. глаголы) - антиномия синхронии-диахронии (одновременности - разновременности)
Синхрония – состояние языка в определенный период развития. Относительная временная стабильность. Диахрония – смена состояния языка; язык в его историческом развитии. Каждая диахрония – последовательная смена синхроний. Каждая синхрония с одной стороны является результатом предыдущих этапов развития языка, а с другой в ней закладываются предпосылки для новых диахроний.
Современная синхрония: Р.п. лесов коней сапог.. *о* *i* *й* Соссюр определял язык, как нечто общее социальное, а речь, как явление индивидуальное, присущее индивидууму. «Исторически факт речи всегда предшествует языку» Соссюр, кроме языка и речи, выделял также речевую деятельность. язык (данность) --------- речь (продукт)
речевая деятельность (процесс)
Речевая деятельность – это процесс, а речь – результат этого процесса.
Язык – средство общения взятое в отвлечении от какого бы то ни было конкретного применения. Речь – те же самые средства общения, но конкретно примененные, вступившие в связь с конкретным содержанием. («Ветер» - слово; «Ну и ветер!!!» - речь) Язык - средство обещния в возможности, в потенции. Речь те же самые средства в реализации; все случаи использования языка. Язык – сущность. Речь – явление.
Язык и речь существуют в единстве, но имеют существенные различия: - они оперируют разными единицами:
Язык и речь различаются как какое-то установление и процесс. Язык – средство, орудие общения. Речь – процесс общения с помощью языка. В речи есть характеристики, которыми не может обладать язык: скорость, тембр, частотность, отдел. единицы могут приобретать свойства, которых у них нет в языке: «Он подошел, он жмёт ей руку, смотрят его гляделки в ясные глаза» Блок. (В языке эти слова не могут быть антонимами).
В речи могут быть слова, которых нет в языке: «мерзопакостный» (Чехов)
Язык одновременно является и основой речи и её продуктом. Язык необходим, чтобы речь была понятна, а речь необходима, чтобы язык мог развиваться. Развитие языка обнаруживается в речи. Речь – форма существования и развития языка.
Язык и мышление. Язык и мышление - два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. "Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества" ("Философский энциклопедический словарь", 1983). Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии: - практически-действенном, - наглядно-образном и - словесно-логическом. "Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)". Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление по своей первичной природе физическое, материальное. Выяснение степени и конкретного характера связи между Языком и мышлением составляет одну из центральных проблем теоретического языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения - от прямого отождествления Я. и м. (Ф. Э. Д. Шлейермахер, И. Г. Гаман) или их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиоризм, неогумбольдтианство, неопозитивизм) до отрицания непосредственной связи между ними (Ф. Э. Бенеке) или, чаше, игнорирования мышления в методике лингвистического исследования (лингвистический формализм, дескриптивизм). Диалектич. материализм рассматривает взаимоотношение Я. и м. как диалектическое единство. Язык является непосредственной материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчете на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда язык выступает именно как "непосредственная действительность мысли" (К. Маркс), выражается, как правило, уже сформированная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного или наглядно-образного мышления). Словесно-логический вид мышления обеспечивается двумя специфическими особенностями языка: естественно не мотивированным, условным характером исторически установившейся связи слов как знаковых единиц с обозначаемыми сущностями и членением речевого потока на относительно ограниченные по объему, формально размежеванные и внутренне организованные отрезки - предложения. Слова, в отличие от наглядных психических образов предметов и явлений, не обнаруживают, за исключением звукоподражаний, никаких сходств с естественными, чувственно воспринимаемыми особенностями обозначаемых объектов, что позволяет создавать на основе слов и ассоциировать с ними не только обобщенные представления о предметах, но и понятия любой степени обобщенности и абстрактности. Предложения, исторически восходящие к элементарным высказываниям, обусловили выделение в потоке мышления отдельных относительно отграниченных друг от друга единиц, условно подводимых в логике и психологии под различные виды суждений и умозаключений. Однако прямого соответствия между единицами мышления и соотносительными с ними единицами языка нет: в одном и том же языке одна мысль или ее компоненты - понятия и представления - могут быть оформлены разными предложениями, словами или словосочетаниями, а одни и те же слова могут быть использованы для оформления разных понятий и представлений. Кроме того, служебные, указательные и т. п. слова вообще не могут обозначать понятий или представлений, а, например, побудительные, вопросительные, и подобные предложения рассчитаны только на выражение волеизъявлений и субъективного отношения говорящих к к.-л. фактам. Многовековой процесс оформления и выражения мыслей посредством языка обусловил развитие в грамматическом строе языков ряда формальных категорий, частично соотносительных с некоторыми общими категориями мышления, например, подлежащее, сказуемое, дополнение и определение приближенно соответствуют смысловым категориям субъекта, предиката (в разных их пониманиях), объекта и атрибута; формальные категории имени существительного, глагола, прилагательного, числительного и грамматические категории числа приближенно соответствуют смысловым категориям предмета или явления, процесса (в т. ч. действия или состояния), качества и количества; формальные категории союзов, предлогов, падежей и грамматических времен приближенно соответствуют смысловым категориям связи, отношения, времени и т. д. Категории, имеющие свое основание в одних и тех же свойствах действительности, формировались в мышлении и языке неодинаково: общие категории мышления - прямой результат развития самого мышления, а формальные категории языка - результат не контролируемого мышлением длительного процесса стихийного обобщения языковых форм, использовавшихся для образования и выражения мыслей. Вместе с тем в грамматическом строе языков развиваются обязательные для определенных частей речи и конструкций предложения формальные категории, не имеющие никакого соответствия категориям мышления или соответствующие к.-л. факультативным его категориям. Напр., категории грамматического рода, определенности/неопределенности, вида глагола возникают в результате обусловленного системным характером языка распространения на все слова определенной части речи формальных признаков, свойственных в истории языка лишь отдельным словам и не всегда актуальных для мышления. Другие категории, как, напр., категория модальности, отражают субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, третьи, как, напр., категория лица, обозначают типичные условия устного языкового общения и характеризуют язык не со стороны его мыслительной, а со стороны коммуникативной функции, Грамматическая семантика таких категорий (рода, вида и т. п.) говорящими не осознается и в конкретное содержание мысли практически не включается. Если между семантикой грамматической категории и требующим выражения конкретным содержанием оформляемой мысли возникает противоречие (напр., при несоответствии грамматического подлежащего субъекту мысли), в языке изыскиваются другие средства для адекватной передачи соответствующего компонента содержания (напр., интонация). Поэтому свойственные различным языкам семантические особенности грамматических категорий никогда не вносят существенных межъязыковых различий в содержание оформляемых при их помощи мыслей об одних и тех же объективных сущностях. В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два первоначальных его вида - практически-действенный и наглядно-образный - новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся главным образом в расширении значений слов, в количеств, росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации синтаксических средств выражения смысловых отношений.
Основные понятия фонетики. Фонема и звук. Фонетические и исторические чередования.
Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работупроизносительного аппарата, а такжеакустическуюхарактеристику звуковых явлений и восприятие их носителямиязыка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (822)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |