Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение и основные этапы развития письма



2015-11-10 2110 Обсуждений (0)
Происхождение и основные этапы развития письма 5.00 из 5.00 4 оценки




Сравнительно со звуковой речью письмо является дополнительным средством общения. Письмо возникло из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма — это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого общества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись его функции.

Значение письма в истории общества. Возникновение и существование письма как особого средства общения имело и имеет огромное значение: письмо помогло людям преодолеть пространство и время, сохранило и сохраняет человеческий опыт, передавая его от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может опираться на опыт человечества, используя и умножая его. Возможность передачи сообщения на расстояния способствовала тому, что каждое крупное политическое, культурное и научное явление, возникнув в одной точке, становилось достоянием всего народа.

Объединяющая роль языка в этих условиях значительно повышалась; большее значение стали играть единые административно-хозяйственные документы, художественная и научная литература. Велика роль письма для развития научного мышления. Будучи зафиксированными в формулировках, научные положения становятся доступными для всех желающих. Возникшая на базе буквенного письма научная символика играет исключительную роль в ускорении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства. Современные виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длительного совершенствования первоначально созданного.

Первоначальными средствами удержания в памяти были п редметы п р и р о д ы. Сюда относятся о х о т н и ч ь и п р е д у п р е д и т е л ь н ы е з н а к и и с и м в о л и к а с а м и х п р е д м е т о в, умение читать по следам: “...На второй день утром Дерсу действительно нас догнал. По следам он узнал все, что произошло у нас в отряде: он видел места наших привалов, видел, что мы долго стояли на одном месте – именно там, где тропа вдруг сразу оборвалась, видел, что я посылал людей в разные стороны искать дорогу. Здесь один из стрелков переобувался. Из того, что на земле валялся кусочек тряпки с кровью и клочком ваты, он заключил, что кто-то натер ногу и т.д.”

Некоторые предметы начинают выступать как символы. Широко известно, что символом мира являлась трубка, которую поочередно курили представители враждующих племен. Символом дружбы и знаком добросердечного приветствия у славянских племен было и сохраняется у современных народов поднесение гостю хлеба и соли. Геродот рассказывал, что скифы отправили персам лягушку, мышь, птицу и пять стрел. Это “предметное ” послание читалось: “Если вы, персы, не умеете летать в небесах, как

птица, скакать по болотам как лягушка, и прятаться под землей, как мышь, вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами”.

 

Пиктография.Предметная символика была предысторией письма. Первым историческим

типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы — единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, на скалах и камнях на рогах и костях животных, на бересте.

Различны и сами начертания пиктограмм, отражая этим разнообразие человеческой истории. Классическим примером пиктографического письма может служить прошение семи индейских племен, поданное в январе 1849 г. президенту США

Племена представлены их тотемами — племенными названиями: журавль, три куницы, медведь, морской человек и морской кот. Впереди — предводитель журавлиного племени.

Небольшая черточка от глаз главы делегации вперед обращена к президенту, а линия, идущая от глаз назад к озерам, указывает на предмет просьбы. Племена просят разрешить им переселиться с верхнего озера (оно изображено в виде длинной голубой линии, над которой помещены все фигуры) на нижние озера, которые изображены внизу. Чтобы показать, что между племенами в этом вопросе полное единодушие и все они смотрят на это дело точно так же, как глава делегации, глаза и сердца всех шести фигур соединены с глазами и сердцем журавля.

Пиктографическое письмо еще сохраняет связь с живописью выражая мысль посредством символического осмысления изображенных лиц, предметов, явлений. Следовательно, пиктограмма сохраняет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отличается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение.

Собственно письмо начинается тогда, когда при помощи специальных графических знаков (графем) обозначается что-то (предмет, понятие, слог, звук).

Пиктограмма сейчас не используется, как основной тип письма. Однако широко используются на витринах, рекламах, фестивалях, как дорожные знаки.

 

Идеография. Утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированный знак, пиктограмма становится идеограммой, а пиктография - идеографией. Она возникает тогда, когда возникают государства, нуждающиеся в письме для управления и учета государственного и храмового хозяйства, для записей законов и культовых текстов. Древнейшими идеографическими системами письма являются египетская, шумерская, китайская, ацтекская, майя.

Образцом древнейшего египетского письма может быть шиферная табличка фараона Нармера. Фараон изображен в короне Верхнего Египта, он занес булаву над головой поверженного врага. Этот рисунок имеет пиктографо-идеографическую надпись: шесть стеблей папируса; над ними сокол, держащий в лапе веревку, которая продета сквозь губы человеческой головы; прямоугольник с волнистыми линиями; изображение остроги; изображение рыбы и булавы.

 

Элементы данной композиции не поддаются буквальному осмыслению. Необходима дешифровка, т.е. прочтение текста как составленного из пиктограмм, идеограмм и ключей, указывающих на слова (в данном случае имя фараона).

Советский египтолог Б.А.Тураев дешифровал надпись следующим образом. Сокол – символ фараона: он держит веревку, продетую сквозь губы человеческой головы, и это означает, что фараон вывел, как пленников, людей завоеванной им страны. Пленников было 6000, поскольку стебель обозначал цифру 1000. Острога указывает на название завоеванной страны, которое омонимично слову “острога”;волнистые линии в прямоугольнике как символ воды означают, что завоеванная страна Шиферная таблица фараона Нармера расположена на берегу моря. Имя фараона передано изображением рыбы и булавы , читается: Нар- мер.

Всю надпись можно прочитать так: “Фараон Нармер вывел из завоеванной им морской страны шесть тысяч пленников”.

Анализ древнейшего идеографического письма показывает, что идеограмма возникла на базе рисунка и пиктограммы, особенно при изображении конкретных понятий, таких, например, как дом, человек, вода. Так, в египетском иероглифическом письме и шумерской клинописи понятие горы передавалось схематическим изображением двух гор, между которыми пролегает долина или ущелье, понятие воды — волнистой линией, напоминающей изображение волн; понятие солнца — в шумерском (как и китайском) письме изображалось кружком с точкой. Возникновение идеограммы из пиктограммы прослеживается на древнейших и поздних идеограммах китайского письма; особенно это ясно на иероглифах: солнце, гора, собака, рыба, глаз.

Наиболее устойчивым и распространенным дошедшим до нашего времени идеографическим письмом является китайское, чему немало способствовала история Китая и однослоговой характер китайских слов. Китайское письмо возникло давно: уже в XV в. до н. э. иньские племена имели развитую систему письма. Однако государственное закрепление и систематизация иероглифов произошли при объединении Китая в централизованное государство во времена циньской и особенно ханьской династий, когда Сюй Шэнь в I—II вв. создал каталог китайских иероглифов — “Об элементах и сложных знаках” (“Шо-вэнь цзецзы”): в этой работе приведено 10,5 тыс. иероглифов.

Китайское письмо состоит из основных знаков (иероглифов) и дополнительных смысловых и фонетических определителей (их называют “ключами”). Сложение иероглифов (основных элементов) отражает основной способ словообразования — сложение корней.

Например, сложение элементов «рот» и «собака» дает «лаять»; элементов «рот» и «дитя» дает «кричать»; элементов «рот» и «корабль» означает «болтать». В полных словарях китайского языка насчитывается более 40 тыс. иероглифов, в современных текстах — от 2 до 5 тыс. Обучение китайской грамоте требует много усилий и времени. Идеографический принцип письма получил широкое применение при записи счета и алгебраических понятий, что и привело к созданию цифр и научной символики (алгебраической, химической, логической и т. п.).

Древнейшие цифры появились в Вавилонии и Египте. При возникновении алфавитов цифры обозначались буквами; например, буква альфа (аз) в древности обозначала цифру 1. В настоящее время более распространенными цифровыми системами являются арабская и римская, причем написание цифр более или менее унифицировано: 1986=MCMLXXXVI. Арабские цифры возникли в Индии, в Европу они были занесены арабами (отсюда их вторичное название).

Фонография. В отличие от пиктограмы и идеограмы, буква не имеет предметно-понятийного содержания. “Значение” буквы является указанием на звук или слог, который необходимо произнести, чтобы назвать слово или его часть. Например, русская буква ч обозначает звук [ч'], а буква е (если она находится в начале ударного слога) означает два звука []'э]. Тип письма, который отражает произношение слов, называется ф онографией.

Имеется множество систем фонографии; сложна и длительна ее история. Фонография подразделяется на два основных вида: консонантно- звуковое (слоговое ) и вокально-звуковое (звуковое) письмо. Вокально-звуковым (или буквенно-звуковым) письмом являются, например, русское и английское, так как буквы обозначают здесь в основном звуки речи.

Примером слогового письма может служить индийское письмо деванагари, арабское и эфиопское письмо, японское письмо кана, корейское письмо кунмун. Деванагари имеет 50 знаков: 13 для обозначения гласных и дифтонгов в начале слова и слога, 33 слоговых знака и 4 вспомогательных. Слоговые знаки означают сочетание различных согласных с кратким [а], которое употребляется очень часто. Например, губные согласные обозначались следующим образом: Ц [pa], ~Cjf£ [пха], Щ [ба], "Я [бха], 7Т[ма].

Для передачи слогов с другими гласными используются другие знаки: слоги с несколькими согласными или несколькими слогами покрываются сверху общей горизонтальной чертой (лигатурой) — ярким внешним признаком деванагари.

Например: VIcT [пати] — господин, 4\ri [пхала] — плод. Количество основных и лигатурных знаков в деванагари достигает 600, многие знаки очень сложны — все это вызывает трудности и при овладении данным письмом. Деванагари используется в языках Северной Индии — хинди, маратхи и т. п., в санскрите; близки деванагари и другие шрифты Индии. В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква — знак вокально-звукового письма. Например, египетский иероглиф <$£ ±Ь обозначал голову быка, финикийская буква “Ф называлась “алеф”, что имело значение 'вол', древнегреческая буква А называлась “альфа” и обозначала гласный [а] (в финикийском алфавите эта буква обозначала особый согласный звук — гортанный взрыв). Древнеегипетский иероглиф Q обозначал голову человека, финикийская буква с^ называлась “реш”, что имело значение 'голова', древнегреческая буква Q называлась “ро” и обозначала согласный [р].

Хотя стремление упростить написания букв, сделать процесс письма более быстрым является важным моментом развития, вызванным потребностями общества, история письма — это все же не только история начертания букв, но вместе с тем и история становления современных алфавитов, графики и орфографии языков, имеющих буквенно-звуковое письмо.

 



2015-11-10 2110 Обсуждений (0)
Происхождение и основные этапы развития письма 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Происхождение и основные этапы развития письма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2110)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)