Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ВОПРОС 3. Стилистические функции и синонимия различных типов простого предложения




ВОПРОС 1.Нормативно-стилистическая характеристика словосочетаний (синонимия предложных и беспредложных конструкций, нанизывание падежей, трудные случаи управления).

По структуре словосочетания делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).
В простых словосочетаниях имеет место распространение одного слова другим с различными смысловыми значениями и оттенками, например: высокий дом, книга студента, слушать лекцию, бегло читать и др. Такие словосочетания состоят из двух знаменательных слов, из которых одно является главным, а другое – зависимым. Сложные словосочетания представляют собою распространение слова целым словосочетанием, причем формы и связи составляющих их слов не всегда зависят от главного слова: напр., в словосочетании мой старший брат одно слово (мой) определяет целое словосочетание (старший брат). Существуют также трехчленные или многочленные словосочетания, в которых зависимые слова все подчинены главному слову, т.е. распространяют его в разных направлениях, напр.: любоваться по вечерам закатом (любоваться по вечерам - любоваться закатом), оклейка комнаты обоями (оклейка комнаты - оклейка обоями) и т.п.
Беспредложные конструкции вначале появились в профессионально-технической речи и только потом получили распространение в повседневной. При выборе вариантных беспредложных и предложных конструкций типа вытянуться линией - вытянуться в линию, собираться группами -- собираться в группы учитывается различие в смысловых оттенках: предложные сочетания в линию, в группы указывают на б о л ь ш у ю с т е п е н ь к о н ц е н т р а ц и и д е й с т в и я. Обычно предложные конструкции имеют б о л е е к о н к р е т н ы й х а р а к т е р, связь между словами уточняется. Напр.: лицо у девушки -- лицо девушки: в первом - более четкое выражение принадлежности и связь со сказуемым в контексте предложения (ср.: лицо у девушки побледнело).

В сочетаниях типа вернуться поездом - вернуться на поезде, ехать трамваем - ехать на трамвае предложные конструкции отличаются большей степенью сочетаемости с названиями транспортных средств; напр., обычное приехал на машине – неупотребительное приехал машиной.



В других случаях выявляется д о п о л н и т е л ь н о е с м ы с л о в о е р а з л и ч и е. Так, сочетания идти по полю, идти по лесу обозначают движение в отдельных местах названного пространства, а синонимические сочетания идти полем, идти лесом указывают на непрерывность линейного движения.

Сочетания типа работать вечерами - работать по вечерам различаются внутри каждой пары тем, что беспредложные конструкции указывают только на совершение действия в одни и те же отрезки времени, а предложные конструкции обозначают также регулярное повторение действия.

Предложная конструкция позволяет у с т р а н и т ь д в у з н а ч н о с т ь в конструкциях типа письмо матери (чье письмо? или письмо к кому?): в значении “письмо, адресованное матери” следует употреблять сочетание письмо к матери. При кажущейся синонимичности конструкций равноправны друг другу - равноправны друг с другом правильной является только вторая. Наоборот, правильна беспредложная конструкция оперировать чем, а не предложная оперировать с чем.

В других случаях различие между беспредложными и предложными конструкциями имеет с т и л и с т и ч е с к и й х а р а к т е р. В парах словосочетаний считать бездельником - считать за бездельника; что касается меня - что касается до меня; петь всю дорогу -- петь во всю дорогу вторые являются устаревшими. Разговорный оттенок присущ сочетанию представлять из себя при сравнении с сочетанием представлять собой.

Нанизывание падежей - расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм: Дом племянника жены кучера брата доктора (Пешковский). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъект, а другую — родительный объект. Возможно также нанизывание форм творительного падежа, напр., Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами, дательного падежа, напр., Приступили к подготовке к экзаменам, и предложного падежа, напр., Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Существуют трудные случаи управления, рассмотрим основные.

 

ВОПРОС 3. Стилистические функции и синонимия различных типов простого предложения.

1) синонимия односоставного и двусоставного предложений ( часы пробили 8. – пробило 8.) 1-составные предложения- особая примета рус текстов. Односоставные предложения способствуют динамике действия.

Односоставные предложения :

- определенно-личные. Главный член – сказуемое 1 или 2 л ед или мн ч изъяв или повел наклонений. Употребляется почти во всех стилях. Закон речевой экономии. Оф-дел – встречается в заявлениях( я прошу). В объявлениях - не влезай – убьет! Добавление субъектов в неопр-личн предложения – речевая избыточность. Если субъект поставить после глаг - ожесточает ( сиди ты!)

- неопред-личн – 3 л мн ч . для экономии усилий( необязательно указывать на источник инфо). В газете неопр-личн предложения позволяют создавать фантомных членов социума, на чье мнение упирается журналист.

В оф-дел стиле таких предложений очень мало. Возможны в объявлениях ( у нас не курят).

-обобщенно-личные – 2 л ед ч или 3 л мн ч.

2 л ед ч употребляется в газетно-публицистическом стиле ( позволяет создать обобщение).

3 л мн ч – научный стиль.- для обобщения- рецепты, инструкции.

- безличные предложения – широко распространяется в РР, в оф-дел, научном стилях.

Инфинитивные предложения могут выражать приказ( молчать!), упрек( нет ,чтобы позвонить),похвалу( так держать!)

-назывные предложения . главный член предложения- подлежащее. Характерны для книжно-письменного языка. Вносят динамику в описания.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)