Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ошибки в сложных предложениях



2015-11-10 1289 Обсуждений (0)
Ошибки в сложных предложениях 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. Р а з н о т и п н о с т ь ч а с т е й с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я проявляется в различной форме:

а) в качестве однородных конструкций употребляются придаточное предложение и член простого предложения, например: «На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость» (см. также § 208, п. 10). В художественной литературе такие конструкции могут использоваться для придания высказыванию разговорного характера; ср.:Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга? (Чехов);

б) при общей подчиняющей части выступают в качестве однородных синтаксических элементов двусоставное предложение и односоставное назывное предложение, например: «Докладчик выдвинул два положения: 1) все большее значение приобретает пропаганда знаний в массах; 2) роль в этой работе широких слоев русской интеллигенции»;

в) без должного основания устанавливается различный порядок слов в соподчиненных придаточных предложениях, например: «К числу достижений преподавательского коллектива школы следует отнести то, что в ней успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены, из года в год повышается успеваемость учащихся» (во втором придаточном предложении следовало тоже использовать обратный порядок слов).

  1. С м е щ е н и е к о н с т р у к ц и и может найти свое выражение в том, что главное предложение «перебивается» находящимся внутри его придаточным, например: «Главное, чему необходимо уделить внимание, это идейной стороне произведения» (вместо: Главное, чему необходимо уделить внимание, – это идейная сторона произведения); «Последнее, на чём следует остановиться, это на композиции книги» (вместо: Последнее, на чём следует остановиться, – это композиция книги). Перебой конструкции в этих случаях заключается в том, что именное сказуемое главного предложения, оторванное от своего подлежащего, ставится в том падеже, какого требует сказуемое придаточного предложения. Такие конструкции имеют разговорный характер.

Сложное предложение может «перебиваться» включением главного предложения в состав придаточного (в нормативном плане главное предложение может находиться впереди придаточного, после него или включать в себя придаточное, но не включаться в состав последнего); например: «Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал» (вместо:Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты). Подобные конструкции также имеют разговорный характер. Ср. их использование в языке художественных произведений: Впрочем, обе дамы нельзя сказать, чтобы имели в своей натуре потребность наносить неприятность…(Гоголь); Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала (Герцен); Вышла замуж за недворянина и вела себя нельзя сказать, чтобы очень добродетельно (Чехов).

  1. Н е п р а в и л ь н о е у п о т р е б л е н и е с о ю з о в и с о ю з н ы х с л о в проявляется в различных случаях:

а) союз или союзное слово заменяется другим союзом или союзным словом, которые не подходят для данного контекста, например: «Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий» (вместо наречия где при отвлеченном существительном положениями следовало употребить союзное слово в которых); «Создалась обстановка, когда мало что благоприятствовало улучшению работы» (слово когда с присущим ему значением времени не подходит для контекста; нужно было сказать: Создалась обстановка, которая мало благоприятствовала улучшению работы);

б) встречается постановка рядом однозначных союзов, например: «Условия для дальнейшего подъема экономики страны были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило»;

в) союз оказывается лишним после вводного слова, которое ошибочно принимается за часть главного предложения, например: «Докладчик привел новые данные, которые, кажется, чтогде-то частично были уже опубликованы»;

г) лишним может оказаться соотносительное слово (указательное местоимение в главном предложении), например: «Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки» (кратчайшее расстояние может быть только одно);

д) не следует повторять частицу бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в форме условно-сослагательного наклонения (получаются сочетаниячтобы… бы, если бы… бы), например: «Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между российскими и зарубежными деятелями науки и культуры, получили бысвое дальнейшее развитие»; «Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничто не изменилось бы, разве что была бы создана комиссия по инвентаризации вооружения». Такие конструкции придают высказыванию разговорный характер. Ср.: Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту (Короленко);

е) отступлением от литературной нормы является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений, например: «Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного»; «Комиссия отказалась принять ряд объектов, на строительствокоторых были отпущены необходимые средства, которые, однако, в значительной мере были использованы не по назначению».

  1. Н е п р а в и л ь н ы й п о р я д о к с л о в в сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания. Например, в предложении: «Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован» – союзное слово который может иметь двоякую соотнесенность (был реконструирован один из цехов или завод в целом?), хотя по правилу слова который, какой, чей замещают ближайшее к ним существительное в форме того же рода и числа.

Правка в одних случаях достигается заменой придаточного предложения причастным оборотом. Ср.: 1) …в одном из цехов завода, недавно реконструированном; 2) в одном из цехов завода, недавно реконструированного.

В других случаях в главное предложение вводится указательное местоимение тот или такой, соотносительное союзному слову который или какой, например: Посетители выставки подолгу задерживались у тех картин наших молодых художников, которые показывают радость человеческого бытия.

Наконец, возможно повторение существительного, определяемого придаточным предложением, например: Многих читателей наших «толстых» журналов в первую очередь интересуют теоретические статьи экономистов и социологов, статьи, которые ставят проблемные вопросы.

  1. С м е ш и в а н и е п р я м о й и к о с в е н н о й р е ч и находит свое выражение в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов), например: Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге; Не признавая критики по своему адресу, он всегда отвечал, что пусть бы лучше не вмешивались в его дела. Такие предложения имеют разговорный характер. Ср.: Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за старое (Гоголь); Приехал один важный господин из столицы и купил у Гросса жилетку, а теперь увидел вашу и кричит, что непременно подавай ему точь-в-точь такую же, как ваша! (Бунин).

 

ВОПРОС 10. Синонимия разных типов сложного предложения. Синонимия сложных и простых предложений. Ошибки в построении сложных предложений. Период.

 

Если сопоставить два и более простых предложений и построенных на их основе различных типов сложных предложений, то можно обнаружить грамматические, смысловые и стилистические различия между этими синонимическими конструкциями. Рассмотрим следующие примеры:

1) Тут раздался лёгкий свист. Дубровский умолк.

2) Тут раздался лёгкий свист, и Дубровский умолк.

3) Тут раздался лёгкий свист – Дубровский умолк.

4) В тот момент, когда раздался лёгкий свист, Дубровский умолк.

Выбор одного из предложений зависит от текстовой ситуации. В первом случае два простых предложения конструируют последовательность событий, воспринимаемых объективно, наблюдателями, незнакомыми с ситуацией. Во втором случае сложносочинённое предложение с союзом и акцентирует внимание на внутренней связи этих событий (напр., на том, что свист – это условный знак, сигнал чего-то). В третьем случае сложное бессоюзное предложение акцентирует внимание на быстроте реакции Дубровского. И, наконец, в четвёртом случае сложноподчинённое предложение обращает внимание на момент времени, когда одно событие сменяет другое. Поскольку в данной текстовой ситуации важно обратить внимание на развитие событий, на то, что одно событие следует из другого, Пушкин выбрал второй вариант.

Бессоюзные и союзные предложения также могут выступать как синонимические конструкции. В союзном предложении его части выступают как равнозначные и не допускают двоякого толкования, поэтому такие предложения преобладают в официально-деловом и научном стилях, требующих чётко логического выражения и аргументирующим высказанные тезисы.

Существует определённая зависимость употребления конкретных видов сложных предложений от типа речи, т.е. рассуждение или описание. В рассуждениях, независимо от стиля речи, преобладают сложноподчинённые и бессоюзные предложения, передающие различные логические связи между высказываниями. В описаниях же преобладают сложносочинённые предложения и бессоюзные перечислительного характера.

В связи с важностью выбора определённых типов сложных предложений для стилистики текста, необходимо упомянуться понятие периода – гармонической по форме сложной синтаксической конструкции, характеризующейся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Период состоит из двух частей – в первой из них интонация повышается, во второй – плавно понижается. По содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывает её. Период состоит из нескольких однотипных, соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы и сходное грамматическое построение. Их повторение создаёт ритмический рисунок речи. Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят в начале.Наиболее употребительны в периоде придаточные времени, условия, уступки, причины, образа действия. Реже употребляются распространённые члены предложения.

Необходимо также подробно остановиться на самых распространённых ошибках, появляющихся при построении сложного предложения.

1) Разнотипность частей сложного предложения. 1 случай – в качестве однородных конструкций употребляется придаточное предложение и член простого предложения: На совещании обсуждались вопросы качества продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. – обсуждались вопросы качества продукции и возможность снижения её себестоимости. 2 случай – при общей подчиняющей части в качестве однородных синтаксических элементов выступают двусоставное и односоставное безличное предложения: Докладчик выдвинул два предложения: 1) всё большее значение приобретает приватизация, 2) необходимо повысить роль в этом процессе трудовых коллективов. 3 случай – в соподчинённых предложениях без должного основания используется разный порядок слов: К числу недостатков преподавательского коллектива школы следует отнести то, что внеклассная работа ведётся плохо, недостаточно проводится воспитательная работа, успеваемость учащихся снижается.

2) Смещение конструкции. Когда, например, сказуемое главного предложения оторвано от своего подлежащего, то оно порой ошибочно ставится в том падеже, которого требует сказуемое придаточного: Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения. – жанровая сторона произведения. Это и называется смещением конструкции. Оно возникает, когда главное предложение «перебивается» стоящим внутри него придаточным или же наоборот, когда придаточное «перебивается» главным: Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал. – Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты. Такие предложения возможны только в разговорной речи.

3) Неправильное употребление союзов и союзных слов. 1 случай – когда выбранные союзы или созные слова не подходят для данного контекста: Создалась обстановка, когда… - обстановка, которая… 2 случай – постановка рядом однозначных союзов: однако тем не менее. 3 случай – лишний союз после вводного слова: данные, которые, кажется, что… 4 случай – лишнее соотносительное слово: то кратчайшее расстояние (кратчайшее расстояние может быть только одно). 5 случай – повторение частицы бы в придаточных предложениях. 6 случай – загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений: Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного.

4) Неправильный порядок слов. В сложном предложении с придаточным определительным порождает двузначность или искажает смысл высказывания: цех завода, который был реконструирован. Слово который может иметь двоякую соотнесённость. Чтобы исправить эту ошибку, нужно либо ввести слова который, тот, такой, какой, либо повторить определяемое существительное.

5) Смешение прямой и косвенной речи. Возникает, когда придаточное предложение, выражающее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи: Он всегда говорил, что бы пусть бы лучше вы не вмешивались в его дела. Такую ошибку исправить проще всего.

 

 

ВОПРОС 11параллельные синтаксические конструкции.

Конструкции, близкие по значению, но выраженные различными синтаксическими единицами (ср.:синонимические конструкции). Обычно параллельные синтаксические конструкции образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще всего — обособленными оборотами. Ученики, которые окончили восьмилетнюю школу — ученики, окончившие восьмилетнюю школу — ученики, окончив восьмилетнюю школу — ученики по окончании восьмилетней школы— ученики, после того как окончили восьмилетнюю шкоду. Внутри такого ряда выделяются конструкции, более близкие между собой по выражаемому ими содержанию и грамматической функции; 1) придаточное , предложение определительное и причастный оборот;

2) придаточное предложение обстоятельственное и деепричастный оборот (к ним примыкает конструкция с отглагольным существительным).

Параллельные конструкции отличаются одна от другой смысловыми оттенками и стилистической окраской. Придаточные предложения обладают большей смысловой нагрузкой, так как они образуют предикативную единицу в составе сложного предложения, тогда как параллельные им обособленные обороты выступают в функции членов простого предложения. Это связано с ролью глагола в предложении; в придаточном предложении, независимо от его типа, сказуемое обычно выражается личной (спрягаемой) формой глагола, которой присущ ряд глагольных категорий (категория лица, категория числа, категория времени, категория наклонения), поддерживающих значение действия-состояния (ср.; ученики, которые окончили восьмилетнюю школу; ученики, послетого какокончили восьмилетнюю школу). В деепричастном обороте (ученики, окончив восьмилетнюю школу) глагол выполняет уже функцию второстепенного сказуемого и имеет только категорию вида с оттенком временного значения. В причастном обороте (ученики, окончившие восьмилетнюю школу) значение действия еще более ослаблено, так как в гибридной форме причастия существенную роль играет значение ’ предметного признака, обычно выражаемого именем прилагательным. Наконец, в отглагольном существительном (ученики по окончании восьмилетней школы) глагольность еще больше убывает, значение действия носит отвлеченный характер и на первый план в этой конструкции выдвигается значение времени.

Стилистические различия между параллельными конструкциями связаны с их использованием в различных речевых стилях. Обособленные обороты являются главным образом достоянием книжной речи; книжный, иногда канцелярский характер придает высказыванию употребление отглагольных существительных;

придаточные предложения представляют собой межстилевые конструкции.



2015-11-10 1289 Обсуждений (0)
Ошибки в сложных предложениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ошибки в сложных предложениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)