Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Медицинское обслуживание подрастающего поколения



2015-11-10 994 Обсуждений (0)
Медицинское обслуживание подрастающего поколения 0.00 из 5.00 0 оценок




В Республике Беларусь охрана здоровья подрастающего по­коления является главным звеном в системе профилактического здравоохранения и обеспечивается обширной сетью детских ме­дицинских учреждений.

В организации и проведении лечебных и профилактических мероприятий участвуют медицинские работники поликлиниче­ских отделений детских больниц, школьные врачи и медицин­ские сестры, врачи и медицинские сестры подростковых кабине­тов, летних оздоровительных учреждений, санаторно-лесных школ и детских санаториев, физкультурных диспансеров, а так­же врачи и фельдшера центров гигиены и эпидемиологии.

Дети до 14 лет включительно находятся под наблюдением детских поликлиник. При детских поликлиниках организованы школьно-дошкольные отделения, имеющие участкового педиат­ра, школьного врача, врачей узких специальностей, а также средний медицинский персонал.

За ребенком на 1-м месяце жизни участковый педиатр и ме­дицинская сестра наблюдают на дому, посещая его не менее 2 раз. В течение 1-го года жизни мать с ребенком посещает детскую поликлинику ежемесячно. Детей 2-го года врач осматривает не реже одного раза в квартал, а с 3-7 лет - не менее 2 раз в год.

Перед поступлением ребенка в детское учреждение врач не ранее чем за 1-2 дня обследует его и выдает справку о состоя­нии здоровья и возможности посещения детского учреждения. Одновременно мать ребенка представляет справку об эпидеми­ческом благополучии в доме, где проживает ребенок.

Школьный врач и медицинская сестра осуществляют плано­вую ревакцинацию школьников. С их участием проводятся ме­роприятия по физическому и трудовому воспитанию, гигиене обучения и профориентации. Медицинская сестра и фельдшер в детском саду и школе вместе с врачом проводят углубленные и профилактические осмотры, проверяют соблюдение детьми пра­вил личной гигиены, контролируют выполнение режима дня в учреждении, организацию питания, хранение продуктов и т. д.

Школьники старше 15 лет, а также учащиеся профессиональ­ных учебных заведений и работающие подростки наблюдаются в подростковых кабинетах.

В сельской местности дети обслуживаются медицинскими работниками сельских врачебных участков и фельдшерско- акушерских пунктов. При отклонениях в состоянии здоровья ребенок наблюдается в санаторно-лесных школах, детских сана­ториях и других оздоровительных учреждениях.

В дошкольных учреждениях 2 раза в год проводят углублен­ные медицинские осмотры детей. Перед поступлением в школу дети 6-7 лет проходят осмотры с участием врачей-специалистов. Один раз в год проводятся медицинские осмотры школьников. На каждого ребенка составляются история развития и индивиду­альная карта. На диспансерный учет берутся дети с туберкулез­ной интоксикацией, ревматизмом, нервно-психическими заболе­ваниями, длительно и часто болеющие, а также дети с дефекта­ми опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи. Они находятся под медицинским наблюдением на протяжении всего учебного года, а весной подвергаются дополнительному углуб­ленному осмотру.

По результатам медосмотра выделяют отдельные группы для физического воспитания, закаливания, а также определяют объ­ем физической нагрузки для каждого школьника. Всем детям ежегодно проводится санация полости рта. С этой целью в до­школьных учреждениях и школах организуются стоматологиче­ские кабинеты.

Важным разделом работы медицинских работников дошко­льных учреждений и школ является гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков и формирование здорового об­раза жизни. При проведении гигиенического обучения и воспи­тания в детских дошкольных учреждениях основное внимание уделяется формированию сознательных гигиенических навыков. Широко практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур. С 1-1,5 лет детей приучают принимать пищу самостоятельно, участвовать в сервировке стола, мыть ру­ки перед едой, тщательно пережевывать пищу.

Программа гигиенической подготовки школьников предусмат­ривает последовательное расширение гигиенических знаний и на­выков по физической культуре и закаливанию, гигиене умственного и физического труда, общественной и личной гигиене, предупреж­дению инфекционных болезней, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиеническим аспектам полового воспитания.

Медики должны также проводить гигиеническое воспитание персонала детских и подростковых учреждений и родителей.

В формировании здорового образа жизни важное значение имеет личная гигиена - раздел гигиены о сохранении и укрепле­нии здоровья конкретного человека. Личная гигиена включает вопросы сохранения индивидуального здоровья в трудовом про­цессе, быту и питании, а также гигиену кожи, зубов, полости рта.


 

гигиену одежды и обуви, гигиену физического воспитания и ле­жит в основе почти всех компонентов здорового образа жизни.

Личная гигиена, в узком смысле этого понятия, устанавлива­ет правила по уходу за телом, т. е. чистотой кожи, волос, ногтей, полости рта. Чистота кожи и волос является важным условием здоровья и хорошего самочувствия. Для проведения личной ги­гиены широко используются различные косметические средст­ва - мыла, шампуни, лосьоны, кремы, пудры и т. д.

Важным для детей и подростков является уход за руками и ногтями, так как грязные руки могут способствовать передаче возбудителей некоторых заболеваний. С этой целью необходимо следить за их чистотой и регулярно стричь ногти.

Для ухода за зубами используют зубные порошки и пасты, зубочистки и зубные нити. Зубные порошки обладают хорошим чистящим эффектом. Зубные пасты содержат специальные анти­кариозные и антисептические вещества и часто готовятся на ос­нове минеральных солей.

Одежда и обувь должны соответствовать условиям окру­жающей среды, состоянию организма и производимой работе, составлять не более 10% от массы тела, а также иметь покрой, не затрудняющий кровообращение и не стесняющий дыхание и движения. Одежда должна легко очищаться от пыли и других загрязнителей, обеспечивать комфортный микроклимат. Для по­шива одежды используются ткани с хорошей теплопроводностью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью и влагоемкостью.

Для детей ясельного возраста наиболее подходящими явля­ются хлопчатобумажные ткани. Для дошкольников возможно частичное включение искусственных и синтетических тканей. У детей школьного возраста должно быть два типа одежды: про­изводственная (школьная форма) и бытовая.

Обувь для детей дошкольного возраста изготавливается только из натуральной кожи. В обуви для старших школьников синтетические материалы должны использоваться лишь для каб­лучка, задника, перемычек. Обувь должна быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствовать естественной форме ноги, с каблуком 1,5-3 см. В летнее время наиболее целесообразна обувь из воздухопроницаемой ткани с прорезями или обувь из текстильных материалов.

Головные уборы должны быть легкими и не нарушать крово­обращения. Летние головные уборы делают с высоким верхом. Их шьют из легких светлых тканей, обладающих хорошей воз­духопроницаемостью.

Период обучения и воспитания в детском дошкольном учре­ждении, школе, средних и высших учебных заведениях характе­ризуется чрезмерной информационной нагрузкой, уплотненным рабочим днем и ускоренным темпом жизни. Увеличиваются все виды деятельности учащихся, усложняются межличностные взаи­моотношения в коллективе, что может обусловить нервно-психи- ческие расстройства. В связи с этим в настоящее время интенсив­но развивается психогигиена, которая изучает влияние факторов среды на психическое здоровье человека и разрабатывает меро­приятия по его сохранению и укреплению, а также по созданию благоприятных взаимоотношений в коллективе, предупреждению возникновения и развития нервно-психических заболеваний.

Все мероприятия по предупреждению изменений психиче­ского здоровья именуются психопрофилактикой. Первичная психопрофилактика включает мероприятия по укреплению и сохранению психического здоровья у здоровых. Вторичная про­филактика направлена на выявление начальных форм нервно- психических заболеваний с целью предупреждения их дальней­шего развития, а третичная - на предупреждение рецидивов за­болеваний и реабилитацию нервно-психических больных.

Гигиенические требования к планировке, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию и содержанию дошкольных учреждений и школ

Детские дошкольные учреждения и школы размещаются в селитебной зоне и образуют учебно-воспитательный центр мик­рорайона. Они обслуживают детей и подростков, проживающих на расстоянии 0,3-0,5 км. Земельный участок выбирают с чис­той, сухой почвой и уровнем стояния грунтовых вод не менее 1,5 м от поверхности земли. Он должен хорошо проветриваться и инсолироваться, быть достаточным по размеру (30-50 м2 на 1 ребенка), располагаться в отдалении и с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения воздуха и шума. Шум на участке не должен превышать 45 дБ.

На земельном участке детского дошкольного учреждения выделяют зоны групповых площадок, общей физкультурной площадки, огорода-ягодника, зеленых насаждений, а также хо­зяйственную зону с площадкой для мусоросборника. На участке проектируется главный вход и хозяйственный въезд. Земельный участок ограждается и по периметру обсаживается полосой зеле­ных насаждений. Зеленые насаждения должны составлять не ме­нее 50%, а застройка - не более 12-15% от всей площади участка.

Групповая площадка устраивается достаточной по размеру (5-7 м" на 1 ребенка), оборудуется песочницей, скамьями, тене­вым навесом и изолируется зеленой изгородью. Оборудование подбирается соответственно возрасту детей.

Детские сады-ясли размещают в одно-, двухэтажном здании блочного типа с четырьмя входами. В здании выделяют группо­вые ячейки, общие помещения (музыкальный и гимнастический зал), медицинскую комнату, прачечную, пищеблок, кабинет за­ведующей и другие служебно-бытовые помещения.

Групповые ячейки ясельных групп рассчитываются на 10-15 мест. Они включают приемные, игральные, спальни, туалетные и буфетные. Групповые ячейки садовых групп планируются на 20 мест и имеют в своем составе раздевалки, групповые с зоной отдыха, туалетные и буфетные.

Групповая ячейка изолируется от других помещений и обо­рудуется отдельным входом. Основными помещениями в груп­повой ячейке являются групповая и игральная, где дети играют, принимают пищу, занимаются. Площадь игральной - 4,3 м", групповой - 4 м: на 1 ребенка.

Медицинская комната включает кабинет врача и медицин­ской сестры, процедурную и размещается рядом с изолятором, состоящим из двух и более палат.

Отделка помещений детских садов-яслей осуществляется ма­териалами, разрешенными к применению Министерством здра­воохранения. Полы в основных помещениях должны быть глад­кими с отделкой, допускающей мытье и дезинфекцию. Стены должны иметь матовую фактуру светлых тонов и быть доступ­ными для влажной уборки и дезинфекции. Стены пищеблока и туалетных на высоту 1,5 м покрывают глазурованной плиткой либо окрашивают влагостойкими материалами, а полы выстила­ют керамической, мозаичной или шлифованной плиткой. При­менение полимерных материалов в групповых, игральных и спальнях запрещено.

Основные помещения зданий детских дошкольных учрежде­ний должны иметь естественное освещение. Коэффициент есте­ственной освещенности в групповых, игральных, спальнях, му­зыкальном и гимнастическом залах проектируется не менее 1,5%, глубина помещений групповых при одностороннем осве­щении - не более 6 м.

Искусственное освещение устраивают общее с использовани­ем светильников рассеянного света. При использовании люми­несцентных ламп освещенность групповых с зонами отдыха, игральных, музыкальных и гимнастических залов должна со­ставлять не менее 300 лк, в спальнях, палатах изолятора - 150 лк, а ламп накаливания - 150 лк и 75 лк соответственно.

Детские дошкольные помещения оборудуют водопроводом, горячим водоснабжением и канализацией. Качество воды долж­но удовлетворять гигиеническим требованиям.

Отопление проектируется центральное, отопительные прибо­ры ограждаются съемными деревянными решетками. В основ­ных помещениях устраивается естественная, а в прачечной, пи­щеблоке и гимнастическом зале - механическая приточно- вытяжная вентиляция. Параметры микроклимата представлены в табл. 11.4.

Таблица 11.4.Параметры микроклимата в детских дошкольных учреждениях (СанПиН 14-31-95)

Помещение Температура. "С
Игральная, приемная, спальня ясельной группы
Групповая, раздевалка дошкольной группы
Зона отдыха дошкольной группы, гимнастический  
зал. музыкальный зал
Буфетная
Медицинские помещения

 

Относительная влажность в помещениях с пребыванием де­тей должна быть в пределах 30-60%, скорость движения возду­ха - 0,1-0,25 м/с, кратность воздухообмена - 1,5.

Оборудование помещений детских дошкольных учреждений должно соответствовать росту и возрастным особенностям де­тей, учитывать гигиенические и педагогические требования. В игральных и групповых устанавливаются столы и стулья по числу детей в группах. Выделяют следующие группы мебели:

00 - для детей ростом до 85 см;

0 - для детей ростом 85-100 см;

1 - для детей ростом 100-115 см;

2 - для детей ростом 115-130 см;

3 - для детей ростом выше 130 см.

Каждая группа мебели имеет свою цветовую маркировку. При расстановке мебели столы устанавливаются у светонесущей стены через 0,5 м друг от друга. Расстояние от первых столов до доски должно быть 1,6-2,4 м. Рассаживают детей с учетом роста, остроты зрения и слуха, корректировку рассаживания проводят 2 раза в год. Спальни оборудуются кроватями, размеры которых должны также соответствовать возрасту детей.

Помещения и участок детского дошкольного учреждения должны содержаться в чистоте и подвергаться регулярной убор­ке. Оборудование участка следует ежедневно протирать, а песок в песочницах менять 1 раз в месяц. Уборка участка производится утром перед приходом детей и по мере загрязнения. В теплое время года осуществляется полив участка.

У входа в здание устанавливают скребки, решетки и щетки, которые регулярно очищаются и моются. Уборка всех помеще­ний проводится ежедневно влажным способом с использовани­ем моющих средств. Полы следует мыть не менее 2 раз в день, а мебель, радиаторы, подоконники и детские шкафчики для одеж­ды ежедневно протирать и еженедельно мыть.

Генеральная уборка всех помещений с мытьем и дезинфекцией полов, окон, дверей, стен и осветительной арматуры проводится ежемесячно. Ковры ежедневно очищаются пылесосом или влаж­ной щеткой, столы до и после приема пищи моются горячей водой с мылом. Уборочный инвентарь маркируется, используется строго по назначению и хранится в специальном шкафу. Моющиеся иг­рушки моют горячей водой с мылом 1 раз в день, а набивные - дезинфицируют в течение 30 мин бактерицидными лампами.

Земельный участок школы планируется размером 0,3^t га в зависимости от количества учащихся. На участке выделяют учеб­но-опытную, спортивную, хозяйственную зоны и зону отдыха. Учебно-опытная зона составляет 6-10%, спортивная - 35^Ю%. хозяйственная и отдыха - 6-8% площади всего участка. Зеленые насаждения занимают 50%, а застройка - 10-12% всей площади.

Учебно-опытная зона включает участки овощных и плодовых культур, цветов, метео- и географическую площадку. Зона отды­ха хорошо озеленяется, засевается травой и оборудуется пло­щадками для подвижных игр и тихого отдыха. В спортивной зоне выделяются легкоатлетическая, гимнастическая, баскет­больная и другие площадки. Каждая площадка по периметру ограждается зелеными насаждениями.

Здание школы строится обычно в 1-3 этажа, где выделяют секции для 1, 2-4 и 5-11 классов. В здании устраивают три- четыре выхода.

Основные помещения школы включают учебные классы, учебные кабинеты (языка, литературы, истории, географии, ма­тематики, черчения и рисования), лаборатории (химии, физики и биологии), мастерские по обработке древесины и металла, спор­тивный зал и др.

В состав вспомогательных помещений входят рекреационные залы и коридоры, вестибюль с гардеробом, столовая и буфет, актовый зал, библиотека, лабораторные, раздевалки и душевые, комнаты для учебных пособий, туалеты и другие помещения, а служебных - кабинет директора и завуча, учительская, канцеля­рия, кабинет врача.

Площадь классной комнаты обычно 50-54 м2 при глубине 6- 6,3 м и длине 8-8,4 м. Объем помещения составляет 6 м3 на од­ного учащегося при высоте 3-3,5 м. Минимальная площадь на 1 человека в классе - 2 м2. Учебные кабинеты проектируются пло­щадью 50-66 м2, лаборатории и мастерские - 66-70 м2, спортивные залы - 162-450 м2.

Кабинет врача включает две комнаты, одна из них отводится под кабинет стоматолога.

Здания школ оборудуют отоплением, вентиляцией, холодным и горячим водоснабжением и канализацией в соответствии с гигиени­ческими требованиями. Система горячего водоснабжения обеспе­чивает общеобразовательные учреждения горячей водой круглосу­точно независимо от отопительного сезона. Качество питьевой во­ды должно соответствовать гигиеническим нормам. Для организа­ции питьевого режима учащихся в каждой секции здания устраи­вают питьевые фонтанчики с ограничительными кольцами.

Направление основного светового потока естественного осве­щения в учебных помещениях должно быть левостороннее. При глубине учебных помещений более 6 м предусматриваются устрой­ства для правостороннего подсвета или угловое расположение окон. При боковом левостороннем естественном освещении коэффици­ент естественной освещенности в наиболее удаленной от окон точ­ке помещения должен быть не менее 1,5%, в кабинетах черчения и рисования - не менее 2%. При организации естественного освеще­ния следует соблюдать соотношения яркости между тетрадью и партой в среднем 3:1, тетрадью и классной доской -6:1.

Рабочие поверхности парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светлых тонов. Класс­ная доска окрашивается в зеленый, темно-коричневый или тем- но-голубой цвет.

Отделочные материалы и покрытие стен, потолков и полов учебных помещений должны иметь матовую поверхность теп­лых тонов, потолок должен быть белого цвета. При отделке по­мещений используются отделочные материалы, разрешенные Министерством здравоохранения.

Искусственная освещенность помещений школы представле­на в табл. 11.5.

Таблица 11.5.Искусственная освещенность помещений школы, лк (СанПиН 14-46-96)
11омешение Освещенность
Лампы Люминесцент­
  накаливания ные лампы
Учебный класс, учебные кабинеты языка, лите­    
ратуры. истории, географии и математики, ла­    
боратории химии, физики и биологии 2(Х)
Кабине! черчения, кабине! рисования, мастер­    
ские по обработке металла и древесины 3(Х) 5(H)
Кабинет врача, библиотека, учительская

 

Для создания комфортных условий рекомендуются следую­щие параметры микроклимата: температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах и лабораториях - 18-20 °С, спортивном зале - 15-18 °С, кабинете врача - 21-23 °С. Относи­тельная влажность воздуха во всех помещениях должна быть в пределах 30-60%, скорость движения воздуха - 0,1-0,25 м/с. Кратность воздухообмена в классах и лабораториях должна быть 16, в спортивных залах - 80 м3/ч на человека.

Школьная рабочая мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела детей и подростков. Для учащихся выпускается 5 номеров парт и 6 номеров столов и стульев (табл. 11.6).

Таблица 11.6.Размеры школьной мебели
Рост (см) Номер парты Номер стола и стула
100-115  
116-130 А
131-145 Б
146-160 В
161-175 Г
свыше 175 д

 

Столы и парты устанавливаются у светонесущей стены при обязательном левостороннем естественном освещении, как пра­вило, в три ряда. Расстояние между партами, партами и стена­ми - 0,5-0,65 м, первой партой среднего ряда и доской - 1,6-2 м, а крайних рядов - 2,4 м. Школьников с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, а с высо­ким ростом - в 1-й и 3-й ряды. Корректировку рассаживания проводят 2 раза в год. •

Все помещения школы подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Ежемесячно проводится гене­ральная уборка. Уборочный инвентарь маркируют, используют по назначению и хранят в специальных шкафах. Учебные поме­щения тщательно проветривают во время перемен, а рекреаци­онные - во время уроков. До и после занятий, а также между первой и второй сменами осуществляют сквозное проветривание помещений. Участок убирается утром до прихода детей и со­держится в чистоте.

Учебные пособия также должны соответствовать гигиениче­ским требованиям. Шрифт должен быть четким, разборчивым. Минимальная высота букв для учебников старших классов не менее 1,75 мм, для учебников младших классов - 2,1-2,4 мм. Нормируется также расстояние между отдельными буквами, словами, строками.



2015-11-10 994 Обсуждений (0)
Медицинское обслуживание подрастающего поколения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Медицинское обслуживание подрастающего поколения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)