Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Базовые экономические понятия



2015-11-10 1637 Обсуждений (0)
Базовые экономические понятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребности людей и их ранжирование по степени важности для жизни и степени напряженности. Эластичные и неэластичные потребности.

Блага и их виды. Свободные и экономические блага. Субституты и комплементы, настоящие и будущие блага. Прямые и косвенные блага. Полезность благ. Общая и предельная полезность благ и их динамика. Закон убывающей предельной полезности благ (Первый закон Госсена). Парадокс Смита. Закон максимизации общей полезности (Второй закон Госсена). Увеличение общей полезности благ в обмене. Ценность и стоимость благ. Закон возрастания стоимости благ.

 

Условием жизни человека как физиологического существа является удовлетворение им своих материальных, духовных, социальных и других потребностей. Совокупность потребностей человека – это совокупность условий его существования.

Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо;

– это нужда в чем-либо, что необходимо для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Существует множество классификаций потребностей человека, но наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой все потребности располагаются в иерархическом порядке.

 

Основной смысл теории А. Маслоу состоит в том, что потребности более высокого уровня не возникнут, если не удовлетворены потребности более низких уровней.

Непрерывное возрастание потребностей в течение определенного периода называется законом возрастания потребностей.

С учетом очередности удовлетворения потребностей их делят на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). К первичным потребностям относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может, причем они не могут быть заменены другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо — грибами, животное масло — растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.

Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация в большей части связана с предыдущей. В самом деле, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.).

Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.

Потребности удовлетворяются соответствующими благами. Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий ту или иную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям и устремлениям людей.

Для понимания благ большое значение имеет их классификация.

 

 

Блага бывают прямые и косвенные. Прямые блага (или настоящие) — это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы, используемые в процессе производства.

Взаимодополняемые (комплементы) и взаимозаменяемые (субституты) блага. Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом. Это блага (товары или услуги), которые потребитель не может использовать по отдельности.

Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага (готовые), но и производственные – то есть ресурсы: капитал и труд, печь и топливо, швейная машина и ткань и т.д.

Взаимодополняемые блага иначе называются комплементарными товарами (от английского complementary – дополнительный, добавочный, взаимно дополняющий) или благами – комплементами.

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ-комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра – машина начнет двигаться и в том, и в другом случае. В чай можно добавить любое количество ложек сахара в зависимости от индивидуальных предпочтений. При абсолютной взаимодополняемости одному благу в дополнение требуется определенное количество другого, а при относительной – нет.

Взаимозаменяемые блага. Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют одинаковые потребности, т.е. используются только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы.

Взаимозаменяемые блага иначе можно назвать благами-заменителями или субститутами (от английского substitute – замена, заменитель, заместитель).

По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Например, выбирая вид культурного отдыха на вечер буднего дня, я могу позволить себе купить билеты либо в цирк, либо на киносеанс, а за обедом могу выпить две чашки кофе или одну чашку кофе и одну чашку чая.

 

Каждое благо приносит полезность. Но по мере потребления новых единиц блага темп нарастания полезность падает. Для обозначения полезности употребляется термин предельная (маржинальная) полезность, а само учение – теория предельной полезности.

Эта теория гласит: полезность, приносимая каждой новой единицей блага, снижается, полезность блага определяет наименьшая полезность, приносимая каждой очередной единицей блага (первый закон Госсена).

Сумма предельных полезностей потребляемых благ называется общей полезностью, максимизация которой является основной целью рационального потребительского поведения. Потребительское равновесие (максимизация полезности, оптимум потребителя) (второй закон Госсена) – это точка где достигается максимизация полезности всех товаров из набора, приобретаемого за счет личного бюджета, т.е. когда общая полезность не может быть увеличена и потребитель перестает создавать новые комбинации в своем потреблении. Это происходит тогда, когда предельная полезность на 1 рубль одного блага равна предельной полезности, получаемой потребителем на каждый рубль другого блага.

Это можно выразить через уравнение: и т.д.

где MU- предельная полезность блага, Р- цена блага

 

В экономической науке рассматривается так называемый парадокс стоимости – это парадокс, сформулированный А.Смитом в книге "Богатство народов", и заключающийся в том, что вода, имеющая для человека значительно большую непосредственную пользу, стоит гораздо меньше, чем алмазы, имеющие для человека пользу безусловно меньшую. Данное противоречие находит свое разрешение в теории предельной полезности; стоимость порождается не просто полезностью продукта, а предельной или дополнительной полезностью последней дополнительной единицы данного продукта, получаемой обществом (то есть низкая стоимость воды определяется большим совокупным предложением воды и гораздо меньшим совокупным предложением алмазов).

 

 



2015-11-10 1637 Обсуждений (0)
Базовые экономические понятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Базовые экономические понятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1637)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)