Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет №3. Мотивировка слова. Мотивированные и немотивированные слова



2015-11-10 5494 Обсуждений (0)
Билет №3. Мотивировка слова. Мотивированные и немотивированные слова 5.00 из 5.00 8 оценок




Билет №1. Синтаксис и его основные единицы. Понятие синтаксической модели.

Синтаксис - грамматическое учение о связной речи, о единицах более «высоких», чем слово. Синтаксис начинается там, где мы выходим за пределы слова или устойчивого сочетания слов, где начинается связная речь с ее свободной комбинацией лексических единиц в рамках переменного словосочетания и предложения. Конечно, эпитет «свободная» не означает отсутствия правил. Комбинация лексических единиц осуществляется по определенным законам и моделям, изучение которых и составляет задачу синтаксиса. все синтаксические модели принадлежат языку только как абстрактные модели, а их конкретное наполнение той или иной лексикой бесконечно разнообразно. В компетенцию синтаксиса входит рассмотрение и однословных предложений вроде Пожар!, так как в них к лексическому и грамматическому значениям, заключенным в данной словоформе, присоединяется специфически синтаксическое грамматическое значение, выраженное интонацией предложения. Центральным понятием синтаксиса является предложение — основная ячейка, в которой формируется и выражается человеческая мысль и с помощью которой осуществляется речевое общение людей. Специфика предложения по сравнению с «нижестоящими» языковыми единицами заключается в том, что оно есть высказывание, оно коммуникативно. Это значит, что оно1) соотнесено с определенной ситуацией и 2) обладает коммуникативной установкой на утверждение (или отрицание), на вопрос или на побуждение к чему-либо. По своей структуре предложения очень разнообразны. Они могут реализоваться с помощью одного слова (Пожар! Воды! Светает. Иду! Великолепно! Домой?) От слова однословное предложение внешне отличается интонацией. Посодержанию же между словом пожар и однословным предложением Пожар! —громадное различие. Слово пожар есть просто название определенного класса реальныхявлений (и соответствующего понятия), способное в речи обозначать и каждое отдельное явление этого класса. Предложение Пожар! — уже не просто название, а утверждение о наличии данного явления, т. е. пожара, в данной конкретной ситуации, в данный момент времени, утверждение, сопровождаемое также теми или иными эмоциональными коннотациями. Можно сказать, что слово иду (также светало и т. д.) лишь потенциально соотнесено с любой подходящей ситуацией, тогда как предложение Иду! (Светало и т. д.) сре а л ь н о соотнесено с какой-то ситуацией, действительной или вымышленной, имеющей или имевшей место в определенный момент времени, в определенной точке пространства и т. д. Словоформа иди выражает побуждение, но побуждение, потен-циально обращенное к любому собеседнику, а предложение Иди! — побуждение, реально обращенное к определенному адресату, в определенной ситуации, в определенный момент времени, притом конкретизированное (интонацией) как просьба, настойчивое требование, категорический приказ и т.д. словосочетание определяется как любое соединение двух или более знаменательных слов, характеризуемое наличием между ними формально выраженной смысловой связи. Словосочетание может совпадать с предложением или быть частью предложения, а предложение, как сказано, может реализоваться в виде снабженного той или иной интонацией словосочетания, ряда связан-ных между собой словосочетаний или отдельного слова. Образцы, по которым говорящий строит, а слушающий воспринимает высказывания, называются синтаксическими моделями. Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.

Билет №3. Мотивировка слова. Мотивированные и немотивированные слова.

мотивировка — заключенное в слове и осознаваемое говорящими «обоснование» звукового облика этого слова, т. е. его экспонента,— указание на мотив, обусловивший выражение данного значения именно данным сочетанием звуков, как бы ответ на вопрос «Почему это так названо?». Например, в русском языке известная птица называется кукушкой потому, что кричит (приблизительно) «ку-ку!», а столяр называется столяром потому, что (в числе прочей мебели) делает столы. О таких словах мы скажем, что они «мотивированы в современном языке», или имеют в нем «(живую) мотивировку». В противоположность этому орел, слесарь и множество других слов русского языка (земля, вода, хлеб, белый, нести, очень, два, ты и т. д.) принадлежат к немотивированным, т. е. не имеют живой (= ясной для носителей языка) мотивировки: факты современного языка не дают никакого основания для ответа на вопрос, почему птица орел называется орлом, слесарь — слесарем и т. д. Каждый предмет, каждое явление действительности имеет множество признаков. Кукушка не только кричит «ку-ку!», но имеет определенную окраску перьев, форму головы, клюва, определенные повадки. Но включить в название птицы указание на все эти признаки невозможно, да и не к чему. Достаточно указать какой-то один признак, и слово, построенное на его основе, закрепившись за предметом, будет вызывать в сознании представление о предмете «в его тотальности», в целом. В данном случае мотивирующим признаком, т. е. объективной основой наименования, послужил характерный крик, издаваемый птицей. Иногда название строится на сочетании двух мотивирующих признаков. Таковы, например, английское название цветка колокольчика — blue-bell букв. 'синий колокол* (признаки цвета и формы).Мотивировка, виды: реальная, фантистическая. есть примеры чисто формальной мотивировки; ясно, от какого слова образовано данное слово, но непонятно, почему. Ср. такие названия, производные от имен собственных, как антоновка (яблоко), анютины глазки.. Разными могут быть и способы языкового выражения мотивирующего признака. «Звуковая материя» языка создает возможность «изобразительной мотивированности», позволяя в той или иной мере имитировать характерное звучание предмета. Так возникают звукоподражательные слова вроде приведенного выше кукушка или пинг-понг, мяукать, мычать, каркать, кудахтать, бренчать, хихикать и т. д. В этих словах, точнее, в их корнях передача природного звучания носит, конечно, довольно приблизительный характер, что легко обнаруживается при сравнении звуко-подражательных слов в разных языках. Ср., например, глагол, соответствующий русск. Храпеть.англ. snore. Значительно чаще, чем «изобразительная», встречается «описательная мотивированность», т. е. «описание» мотивирующего признака с помощью обычного (незвукоподражательного) слова. Это можно наблюдать 1) при употреблении слова в переносном значении, 2) в производных и сложных словах. Переносное значение мотивировано сосуществующим с ним прямым (переносное «второй степени» — переносным «первой степени» и т. д.), как в словах окно, зеленый и др. (§110 и след.). Производные и сложные слова мотивированы связью с теми, от которых они образованы. Это видно в приведенных выше столяр, одуванчик, диалектных пухлянка, летучка, молочник, в сложных существительных рыболов, пылесос. Описательная мотивированность» относительна, ограничена: в конечном счете она всегда опирается на немотивированное слово. Так, столяр или столовая мотивированы, но стол — нет. В мотивировке раскрывается подход мысли человека к данному явлению, каким он был при самом создании слова, и потому мотивировку иногда называют «внутренней формой слова». нередко слова с разными значениями имеют одинаковую или очень сходную мотивировку. Например, белок, беляк (заяц), бельё, бельмо, белка, белуга мотивированы одним и тем же признаком белого цвета; русск. ценный и сербскохорв. ценан мотивированы связью с ценой (сербскохорв. цена), но значения у этих прилагательных почти противоположные—русское значит 'имеющий большую цену', а сербскохорватское—'дешевый, доступный по цене'. Мотивировка слова бывает связана с его эмоциональными коннотациями. Это проявляется в сознательном отталкивании от слов с «неприятной» мотивировкой. Так были изгнаны из употребления прислуги и жалованье, заменившись соответственно домашней работницей и заработной платой. В процессе функционирования слова мотивировка имеет тенденцию забываться, утрачиваться. В результате мотивированное слово постепенно переходит в разряд немотивированных. Конкретные причины утраты мотивировки разнообразны. В одних случаях выходит из употребления то слово, от которого произведено данное слово, либо утрачивается прямое значение. Так, в русском языке перестали употреблять слово коло 'круг, колесо' (оно было вытеснено расширенными, суффиксальными формами того же слова, давшими современное колесо), в результате немотивированными стали кольцо (первоначально уменьшительное образование от коло, т. е. 'кружок, колесико', ср. сельцо, словцо, письмецо и т. п.) и предлог около. Равным образом теперь стреляют, неиспользуя стрел, в слове чернила связь с черный еще достаточно очевидна, но мы о ней никогда не вспоминаем, так как признак черного цвета перестал быть характерным для чернил. Этимология. К немотивированным словам относятся также и заимствованные слова.

 



1.Синтаксис и его осн единицы.Синтаксис- раздел лингвистики,изучающий строение предл и словосочет.(-грамматика связной речи,и единиц,больших чем слово).синтаксические единицы-конструкции,в кот.элементы объединены синтаксическими связями и отношениями.Словосочетание-низная единица синтаксиса,это сочет двух или неск самостоят-ых слов,связанных между собой по смыслу и грамматически.Предложение-основная синтакс-ая ед,кот содержит сообщение о чем-либо,вопрос или побуждение.Предл представляет собой отдельное высказывание,т.е обладает смысловой законченностью. Синтаксическая модель(конструкция)-любое сочетание слов или группы слов,обладающих непосредственной связью.(связь между лекс единицами). От слова однозначное предл отличается интонацией.Хар-ся синтаксич связью.грам.категории1)ж.р2)ср.р3)м.р Род,число,падеж. 2) Принципы классиф. Согл. Звуков. Классиф. согл. более сложна, чем гласных, потому что согласных в языках мира больше. Основанием классиф. согл. служат 4 осн-ых артикул. признака: 1) способ артикуляции;2) активный орган;3) место артикуляции;4) работа голос. связок. Способом артикуляции согласн. назыв-ся характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. Различ. 2 осн-ых способа артикуляции согл-ых – смычка и щель (смычные и щелевые согл. по спос. артикул.). Смычные согл. образ-ся путем взрыва воздушной струей преграды ([п],[б] и т.д.). Щелевые согл. образу-ся трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи (фрикативные согл.). Наряду с чистыми смычными и щелевыми согл. существуют сложные согл.: сонорные; аффрикаты; аспираты. Сонорными явл-ся носовые [м],[н] также [л] и дрожащий [р]. При произнесении носового согласного смычка не нарушена.Образование аффрикат и аспират, связанных с длительностью согласного и его дополн. артикуляцией. Двойные согл. возникают на стыке морфем и в корнях заимств. слов. Длительность согласного связана с образованием аффрикат, артикуляция кот-ой начинается со смычки, а затем происходит щелевое преодоление смычки. Аспираты обладают сложной артикуляцией, начинающейся со смычки. Но 2-й компонент образ-ся трением воздуха о связки при прохождении через щель. Это трение дает щель. По активному органу согл. делятся на губные, язычные и заязычные. Губные согл. бывают губно-губн., губ-зубн., и щелевые (ф,в). Язычные согл. бывают передн-, средн-, заднеязычные. Перед.языч. согл. по месту артикул. бывают зубными и передненебными. Зубные наз-ют свистящими, а перелн.небные – шипящими. Переднеяз. согл. образу-ся всеми способами артикул. В зависимости от положения кончика языка переднеяз. делятся на доросальные, апикальные и какуминальные. Среднеяз. согл. обр-ся сближением средн. части языка с палатумом ( j ). Заднеяз. согл. делятся на увулярные, фаренгатальные и гортанные.Работа голосовых связок явл-ся обязательным признаком согл. По этому признаку согл. делятся на шумные, сонорные. Способ артикул., активн. орган, место артик., работа гол. связок – это основные артикул. признаки. Имеются дополнит.: лабиализация, палатализация, веляризация. 3 Мотивировка слова.Мотивированные и немотив-ые слова. Составной частью содержания слова яв-ся его мотивировка-указание на мотив,почему это так названо.Мотив-ые слова имеют «живую» мотивировку. (Прим-кукушка кричит ку-ку).Немотивированные-не имеют ясной для носителей языка мотивировки.Прим.-почему птица орел названа орлом. 4 Знаменательные и служебные части речи.1)служебные слова-лексически несамостоятельные слова,не имеющие в языке номинативной ф-ии(не называют предметов,св-в,отношений)и выражающие синтаксические отношения между словами,предл и частями предл.(предлог,союз,частица).Они чаще употреб-ся,чем знаменате-ые слова,но уступают им по численности. Характеристика:1)в фонетическом отношении они,как правило,безударны.(искл в рус языке-частицы да и нет)2)непроизводны3)не членятся на морфемы4)не способны быть членами предл.(однако могут входить в их состав). По происхождению служ слова делятся:1)производные(в течение,несмотря на то,что,пускай,давай).Бывшие знаменательные слова,утратившие ноинативное знач.2)непроизводные(в,к,при,и,а,или, бы,же,уж).Знаменательные слова.(полнозначные,самостоят-е)-слова,обладающие самостоят лексич значением,выполняющие номинативную ф-ию,т.е.служащие названиями предметов,действий,качеств,св-в,отношений в окр нас действит-ти.(имя сущ,гл,прил,числ,нар,мест,прич,дееприч)Междметия-занимают особое положение среди частей речи.они не наз-ют ни предметов,ни действий,ни признаков,не выражают отнош между самостоят словами и служат для связи слов.(как служ части речи).Междометия передают наши чувства(ах,ох,ух-изумление,восторг,бр-р-р-страх)Характерна синтаксич обособленность,отсутствие формальных связей с предшествующими и последующими словами.
5 Принципы классификации гласных звуков.Все гласные являются сонорными и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не могут быть основанием деления гласных. Основанием классификации служат ряд и подъем языка, работа губ.. Ряд определяется по части зыка, которая приподнимается при образовании данного гласного.по раб языка: передние,задние,смешанные.по степени подъема языка:открытые,закрытые,по работе губ:огубленные,неогубл,..по раб небной занавески: носовые,неносовые.Гласные делятся на носовые и чистые. В современном русс. яз. Носовых гласных нет. Носовые отличаются от неносовых тем, что при их произношении поток воздуха, идущий из гортани, попадает в полость носа где и создаются дополнительные колебания, придающие звуку "носовое" звучание. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной зановеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно поподает в полость рта и носа. В некоторых языках гласные делятся в зависимости от длительности их звучания. Долгие и краткие гласные встречаются в русской речи в разных фонетических условиях. Система гласных многих языков различает долготу гласного, образуя пары гласных по длительности. Кроме того в языках мира существуют дифтонги-- гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие. 6 Системные отношения единиц фразеологии (синонимия,антонимия) Фразеологизмы-устойчивые сочетания со сдвигом в значении.Фразеология-наука,изучающая фразеологизмы. Синонимия-тождественность или близость значения значения слов,морфем,словосочет,предл.Синонимами называют слова,обычно принадлежащие к одной части речи, с одинаковым или общим значением.(смелый-храбрый).Антонимия-семантическая противоположность по значению.антонимами наз-ют слова,протипоставленные друг другу по смысловому принципу,который составляет ядро их значения.(горячий-холодный) 7 Две стороны языкового знака Языковой знак-любая единица языка,служащая для обозначения предметов или явлений действит-ти.Языковой знак:1)означающего(фонема)2)означаемого(смысловое сод-е-экспонент знака. 8 Полисимия (многозначность слов).Это наличие у языкового знака более одного значения.полисемию также наз-ют многозначностью.напр-окно1)в стене2)между парами. Синекдоха-перенос названия с части на целое.(с предмета одежды на человека «он бегал за каждой юбкой».Значения-прямое,переносное.
9 Основный св-ва фразеолог единиц. 1)семантические св-ва:многозначность,синонимия,антонимия. 10 Понятие парадигмы слова.Парадигма-совокупность всех окончаний.словообразовательная парадигма выступает образцом того,как строятся словоизменительные формы для целых классов лексем.(окончаний чущ,спряжений,глаголов)Пр:парадигмы русского склонения записывают в виде падежей.(И-Р-Д-В-Т-П)рука,руки,руке. 11 Системные связи между знач-ми отдельных слов(синонимия,антонимия) Семантическое поле-большее или меньшее множество слов,связанных с одним и тем же фрагментом действительности.Лексические микросистемы-1)антонимические пары(объединяют антонимы добрый\злой)2)синонимические ряды(может содержать 2 или более синонимов,смотреть-глядеть-взирать) 12 Понятие субстрата и суперстрата в ист разв языков.суб-под,супер-над,ад-около.при конвергентном развитии языков возн-ют яв-я:субстрат-совокупность элементов языковой системы,несвязанных с законами развития данного языка,а восходящих к языку рапространенному раннее на данной тер-ии,т.е это своеобразные «следы»побежденного языка в системе языка победителя.субстрат предполагает широкое этническое смешение и языковую ассимиляцию:местное население постепенно принимает язык пришельцев.Суперстрат-совокупность элементов языковой системы,несвязанных с элементами данного языка, а вводимых из языка пришлых этн-их групп,ассимилированных исходным населением,т.е это своеобр-е следы исчезнувшего языка прищельцев,принявшего на себя язык местного населения.Адстрат-совокупность элементов языковой системы,несвязанных с законами развития данного языка,а отражающих рез-т влияния одного яз на др в условиях длит существования контакттов носителей этих яз-ов.(возн-ют при длительном соседстве(турецкий адстрат в балканских языках.)
13 Парадигматические отношения-отношения взаимной противопоставленности в системе языка между ед-ми одного уровня,связанными по смыслу.Пр:на этих отнош-ях основываются парадигмы:ворон-вОрона-вОрону(грамматическая падежная парадигма,в кот противопоставлены др другу окончания падежей)кричу-кричишь-кричит(гр-ая личная парадигма,др другу противопосто-ся личные окон-я.ворон-сокол-ястреб-лексич парадигма,др другу противопост слов,обозн хищных птиц) -Синтагмачиские отношения-отнош,в кот вступаю единицы одного уровня,соединяясь др с др в процессе речи или в составе единиц более высокого ур-ня. -Самый факт сочетаемости(ворон соед с формой кричит,но не с формами кричу,кричишь). -во вторых,имеются в виду смысловые отношения,между ед,совместно присутствующими в речевой цепи.(Пр.в старый ворон слово старый служит определением к ворон).Между языковыми ед одного ур-ня(словом и словом,морфемой и морфемой)сущ-ют отн-ия двух видов:П и С. 14 См билеты №5 и №2 15 Заимствование слов и фраз-мов из др.яз.Среди заимст-ой лексики выделяется особый класс интернационализмов,т.е слов,получивших распространение во многих языках мира.напр.революция, революшн(англ)революкшн(исп). 16 Слог и его разновидности Слог-минимальная произносительная(артик-ая)единица речи.Образует единое целое из одного звука,либо из неск звуков,соседствующих в речевой цепи.Периферия слога-согласная.Разновидности:откр/закр, Долгий гласный.
17 Слова и фр-мы обозначающие национ реалии.О России посл-цы,поговорки.1Хуже горькой редьки-это значит ужасно сильно надоесть,опротиветь2.След простыл-значит сбежал,исчез,скрылся.3.звонить во все колокола-значит всем и всюду рассказывать о каком-либо событии.4.Заткнуть за пояс-превзойти smb в smth.поговорки:глаза бояться,а руки делают.Держи голову в холоде,живот в голоде,а ноги в тепле.Слово-серебро,молч-золото.Не умничай.умнее тебя в тюрьме сидят. 18 Три аспекта изучения звуков языка. Акустический(физич-ий).Занимается рассмотрением физ-их св-в колебательных движений,кот.вызваны произносимыми нами звуками и передаются через упругую среду и воспринимаются человеч слухом.биологический.занимается рассмотр-ем звуков языка и речи с т.з. процессов, происходящих в организме при произ-ии этих зв-ов и при их восприятии.функциональный аспект.Звук выполняет опред ф-ии в языке и речи, яв-ся фоном в потоке речии фонемной системе языка.Яз служит орудием об-ия и обмена мыслями т.к.морфемы и слова материализуются в звуках,произносимых говорящим и восприним-х слушающим.Фонема-миним ед звукового строя языка,служащая для складывания и различения ед-ц языка морфем,слов. 19 Понятие табу и эвфемизма.Эвфемизм(смягчающие выражения),стилистически нейтр-е слово, употреб-ое вместо синонимичной языковой единицы,кот представляется грубой,неприличной,нетактичной.(говорить неправду вместо врать,либерализация цен вместо повышение цен,старый-почтенного возраста).Табу-социальный культурный запрет,подкрепляемый религиозными санкциями(употреб каких-либо предметов,произнесение слов)не называть зверя на охоте. 20 Классиф-ия фразеолог единиц по их происхождению.(устойчивое сочетание слов,кот в качестве готовой воспроизводимой единицы языка пришло в русский извне и упот-ся в том виде,как в языке- источнике.)1)исконно-русские «медвежья услуга», «фома неверующий»,такое сочет слов,кот в качестве воспроизводимой языковой единицы возникло в рус.языке.»а воз и ныне там».2)заимствованные.a babe in the woods (наивный чел,простофиля), a bleeding heart(чел кот излишне сочувствует слабому).Из ДрГреции-перейти Рубикон,колесо фортуны,олимпийское спокойствие.Из старославянского(Библия)-блудный сын,камень преткновения,корень зла. 3.Фразовые кальки-устойч.сочетание слов,возникшее в рус яз в рез-те дословного перевода иноязычного фразеологизма.(борьба за жизнь-struggle for life)
21 Аналитические формы слов-сочетание знаменательного и служебного слова-аналитическая форма.Функционирует как одно знаменательное слово.-Описательные сложные словосочетания,состоящие из вспомогательного и полнозначного слова.(буду читать)-аналит формы буд вр глаг «читать», (самый красивый)-аналит форма превосходной степени прил «красивый» 22 Функциоанальный аспект в изучении языков.Понятии фонемы.Фонема-это как бы «кирпичики» из кот строятся экспоненты значащих единиц языка,в первую очередь морфем,а тем самым и слов.в русском языке около 40ка фонем.комбинируюясь между собой,они дают тысячи сочетаний,служащих экспонентами для значащих единиц языка.2 функции:констутивная и дистинктивная. Звук,произносимый в речи,не только колебание воздушной среды и рез-т работы наших произносит органов.он выполняет разл фун-ии в языке и речи,и в этом качестве он яв-ся фоном в потоке речи и фонемой в системе языка.В сочет с др звуками он выступает как материальное,чувственно воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли.Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому,что значащие ед-цы языка(морфемы,слова и тд)материализуются в звуках,произносимых говорящим и воспринимаемых слушающим. Фонемой наз-ся кратчайшая звуковая ед. данного языка,способная быть в нем единст-ым внешним различителем экспонентов морфем и слов. 23 Основные структурно-семантические типы фразеологических ед-ц. 1.класс номинативных( a busy body,wounded heart) 2.класс коммуникативных(absence makes the heart grow fonder) 3.класс номинативно-коммун-ых(to break one’s heart,a keep a stiff under lip) Семанатические типы(классиф-ия Виноградова)По структуре:соответствующие предложению:1)номинативные-наз-ют то или иное явление действит-ти.(кот наплакал,куры не клюют.)2)коммун-ые-передающие цели предложения(састливые часов не наблюдают,на сердитых воду возят) Соответствующие сочетанию слов:1)прил+сущ(битый час,белая ночь)2)сущ+сущ в р.п.(яблоко раздора,точка зрения)3)предл+прил+сущ(на седьмом небе,у разбитого корыта)4)гл+сущ(закинул удочку,пустить корни) 24 Актуальное членение предложения-понятие,разработанное в трудах Пражского лингвистического кружка в 1930-е годы для описания функциональных компонентов повествоват предложения-ремы,или сообщаемой части(слова,раскрывающие смысл темы)и темы,отправной точки сообщения(то,что явилось предметом разговора, «сподвигло»его.Согласно теории актуального членения,в предложении «Студенты на первом курсе хорошие» Ремой яв-ся слово хорошие. А первая часть-тема. Тема не имеет единого средства выражения,а рема всегда выражается падением.Тема линейно предшествует реме-«объективный порядок движения от известного к неизвестному,но бывает субъективный»
25 Язык как знаковая система.Знак-своеобразная материальная единица(морфема,слова,словосочет,предл),кот создает язык как явление. -знак должен быть материальным -знак не имеет значения,но направлен на значения.Для этого он сущ-ет. -содержание знака не совпадает с его материальной характер-ой,тогда как содержание вещи исчерпывается ее матер характеристикой - содержание знака определяется его различительными признаками,аналитически выделяемыми и отделимыми от неразличительных. 26 Основные процессы в развитии лексики,архаизмы.Неологизм-слова,словосочет,недавно появившиеся в языке(новообразованные,отсутствовавшие ранее).Неология-(наука о неологизмах)(пр:референдумкоммуникатор,мобильник,имиджмейкер) Историзмы-слова,словосчет,означающие название существовавших когда-то,но исчезнувших предметов,яв-ий(смерды,боярин,продналог).Архаизмы-устаревшее и вышедшее из употребления слово(в поэзии-для создания высокого стиля),которое заменено синонимом(чело-лоб,уста-губы) 27 Разновидности гласных звуков Монофтонг-гласный звук,не распадающийся на два элемента.Во время произношения звука монофтонга,артикуляция речевого аппарата стабильна и неизменна весь период звучания.(a,e,I,o,u,y-читаются эти монофтонги также,как и пишутся)(sun) Дифтонг-двугласный звук,состоящий из двух элементов,произносимые вместе.(noise) Трифтонг-сочет трех глас звуков в одном слоге.(fire)Полифтонг-неск рядом стоящих глас звуков образующих один слог.двоякая трактовка полифтонгов:1-сочетание фонем,2-отдельные фонемы). 28 Особенности употреб-ия фразеолог-ов в речи.1)воспроизводимость-они не создаются в процессе речи,а исп-ся такими,какими закрепились в языке. 2)сложны по составу:они образуются соединением неск-их компонентов(вверх тармашками,кровь с молоком)3)постоянство состава:Одно слово нельзя заенить другим(кот наплакал-кошка наплакала) 4)непроницаемость структуры:не допускается включение в них новых слов(потупить голову-НИЗКО потупить голову)5)Устойчивость грамматич.строения.Обычно не меняются граммат-ие формы слов.(бить баклуши-бить баклушУ)6)Строго закрепленный порядок слов.
29 Денотат (референт) –обозначаемый словом,именем собст,нариц-ым,предмет(собст имя Волга) Коннотации(созначения)-эмоциональные,экпрессивные,стилистические «добавки»к основному значению,придающие слову особую окраску.(лиса-хитрость,коварство. Ветер-непостоянство,быстрота). 30 Индоевроп.семья языков.Самая распр-ая в мире яз семья.число носителей превышает 2.5 млрд.Термин был выведен Томасом Юнгом в 1813г.Гипотеза о месте зарождения-Вост Европа,Передняя Азия 1)индоиранская2)балтославянская3)праиндоевропейский язык(5-6 тыс лет назад) 1)иранская группа:персидский,таджикский,сарматский,скифский,сакский,боктрийский,осетинский.2)индийская:санскрит,урду,хинди,цыганский3)фракийская-армянская группа:армянский4)балтийская: литовский,латышский,5)славянская(болгарский, сербо-хорватский, чешский, польский,русский, белор, укр.6)древнегреческая:македонский, койнэ.7)германская:готский,бургундский,исландский,норвежский,англ,нем,идиш. 31 Семантическая классификация фразеологизмов по В.В.Виноградову. 1)фразеологические сращения-когда фразеолог оборот невозможно разделить(Пр:сломя-голову,безрассудно)2)фразеолог сочетания.(Пр:закадычный друг)Слово друг имеет свободное употребление,а слово закадычный,как бы прикреплено к слову друг и может употребляться только с ним.3)Фразеологические выражения-в процессе речи они не образуются говорящим,а воспроизводятся как готовые единицы с постоянным значением.(кто старое помянет-тому глаз вон)4)Фразеологические единства-семантически неделимые,но части фраз-ма могут отделяться др от др вставками других слов.(я умираю от скуки,не знаю,что мне делать) 32 Синтаксические связи слов в предложении.Синт-ая связь-всякая формально выраженная смысловая связь между лексическими единицами(словами,устойчивыми словосочет.),соединившимися др с другом в речи,в акте коммуникации. Синтаксич.связь:1)Сочинение а)равноправность элементов б)связанные элементы однородны(пр: я и ты,стол и стул)2)Подчинение(пр:ножка стола,подушка из пуха)-один элемент яв-ся главенст-им,зависимым,уточняющим знач первого.Выражение синтак-ой связи морфолог-им путем,т.е с помощью морфем слова:1)согласование-повторение одной или неск граммем одного слова в другом,связанном с ним в слове(гл.слово согласуется с зависимым в роде,числе и падеже. 2)Управление-одно слово вызывает в связанном с ним др слове появление опред граммем,не повоторяющих,однако,граммем первого слова(жажда знаний, исключение из правила) 3)сочетание согл и упр.-в рус яз: числ+сущ,где числ упр-ет сущ-ым, требуя его постановки в одних случаях в род пад,мн числе(пять столов),и одновременно согласуется с ним(пяти столам,пятью столами) Выражение синт связей с помощью аранжировки(порядка слов):1)соположение(постановка рядом)-выражение смысл связи слов через их позиционную близость.Когда сопложение-единств-й вид синт связи его наз-ют позиционным примыканием.(он громко спорил) 2)тенденция к закреплению опред мест в предл за опред членами предл.(но в рус язе возможна инверсия) 3)порядок слов харак-ет типы предл: The house has a garden(повест-ое) Has the house a garden.(вопр-ое)
33 Слово как двусторонняя единица языка.Слово-1)обозначает понятие 2) обозначает предмет или явление,послужившее базой для формирования данного понятия. Слово-одна из основных,структурных ед языка,кот служит для наименнования предметов,их качеств и характеристик их взаимодействий,а также именование мнимых понятий,создаваемых человеч воображением. 34 Генетическое родство языков(языковые семьи,ветви,группы) Семьи:1)индоевропейская языковая семья2)уральская3)офразийская4)полиазиатская5)австрай-ая 6)америндейские языки.Индоевроп-ая яз семья ветви:славянская:1)востоная(рус,белорус,украинский)2)южная(болгарс,макед)3)западная(пльский,чешский) 35 Синтаксические ф-ии частей речи в предл. Сущ-объединяет в себе название самых различных предметов и яв-ий.ф-ии подлежащего,именного сказуемого и доп-я.Сущ ситаксически подчиняет себе согласуемое опред-е.Прил-выступает в качестве опред-ия или именной части составного именного сказуемого.Числ- в предл чаще всего выст-ет в роли подлеж,сказ,опред.-самостоят часть речи,кот обозначает кол-во и порядок предметов при счете.Причастие-неспрягаемая форма глагола,которая обозн признак предмета по действию,совмещает в себе признаки гл и прил.В предл может быть опред или именной частью составного имен сказ. Деепричастие-самост ч.р. обозн признак предмета по его действию.1)примыкает к глаголу и яв-ся обстоятельством.2)примыкает к именному сказуемому.Глагол-сказуемое,действие предмета. 36 см билет №2
37 Фразовая интонация и мелодика речи.Интонация-все периодические яв-я,наблюдаемые в рамках синтакс-их единиц.(просодические-наслаиваются на цепочку сегментов-слогов,слов,фраз,предл)Компоненты интонации-мелодика-это движение основного тона голоса.1)Мелодика и 2)интенсивность использ-ся для подчеркивания частей высказывания.в понятие интонации входит фразовое уд-е.3)темп речи4)паузирование. 38 Процессы конвергенции и дивергенции.Дивергенция-в рез-те этого процесса в языке возникают диалекты, превращающиеся при опред усл-ях в родственные языки.Эти расхождения вызваны изменением соц-исторических условий,миграция,геогр-ие и полит-ие обособления.Процесс образования новых семей языков после распада общего для них языка.(пример-славянские языки после распада индоевроп языка).Логическим процессом завершения дивергенции яв-ся появление самостоя-го языка.Древнерусский-1)украинский2)русский3)белорусский. Конвергенция(интеграция)-процесс,ведущий к тесному контакту между языками.у них появ-ся новые элементы и св-ва. 39 Основные функции языка. (назначение,роль яз в чел об-ве).1)коммуникативная(обмен мыслями)2)познавательная3)манипулятивная4)экспрессивная5)ф-ия памяти 6)историческая7)эстетическая8)мыслеформирующая Карл Бюллер:1)экспрессивная(выражать состояние говорящего)2)аппелятивная(призыв)3)представления(репрезентативная) Реформатский:номинативная (наз-ет вещи окр действ-ти),коммун-ая,и экспрессивная. 40 Словесное ударение. Его разновидности.Словесное ударение-выделение одного или более слогово в слове.Ударный слог произносится более энергично, с большИм напряжением органов речи.Слоги,несущие уд-е наз-ют ударными,ост-е – безударные.Словес уд-е:1)динамическое(силовое)2)количественное(удлиненное з счет гласного)3)музык-ое(тоническое,повыш/пониж тона голоса).4)качественное(особое качество звуков)
41 Логическое ударение -это выделение посредством уд-я какого-либо слова в предл сильнее всех ост-х слов.Логическое уд-е исп-ся для противопост-ия одного слова другому или для усиления знач слова.(Он видел эту картину-Hesaw the picture)Практически при произнесении каждого предл может быть столько вариантов логич уд-я,сколько в нем слов.Всё зависит от того, какое слово говорящий хочет выделить,а это,в свою очередь зависит от цели высказывания и ситуации общения. 42 Морфема(ее класы): 1)корни(основная значимая часть слова)2)аффиксы(вспомогательная часть слова,присоединяемая к корню и служащая для образования новых слов).(приставки-префиксы,суффиксы-постфиксы) 43 Явление суплетивизма.-образование словоизменительной формы некоторого слова уникальным для языка образом(от др корня или при помощи уникального чередования).Такая форма наз-ся суплетивной.(в рус.язе-он-его, хорошо-лучше, сделать-сделал, в англ:be-am-is-are,good-better-the best) 44 Стилистические различия в языке. Обслуживая общество в самых различ обл-х его жизни и деят-ти и как бы приноравливаясь к разл формам и случаем человеч общения,язык обнаруживает один тип внутр-их различий-стилистические.Каждый стиль хар-ся прежде всего своими особыми,стилистически окрашенными словами,выражениями,оборотами.Так в рус.язе для высокого стиля хар-ны такие слова:година(вместо нейтрального время),гордыня(вместо гордость),отчизна,возмездие,чаяния.В науч и науч-попул-ом стилях исп-ся в большом кол-ве элементы спец терминологии(являться(тем то),представлять собой,состоять из,по определиню и т.д.В газетно-публ стиле:поднять/поставить вопрос,взять обязательство,в центре внимания,реагировать на критику.В офиц-дел стиле:проживать(вместо жить),жилплощадь,место жительства,на повестке дня,академическая задолженность.Разг стиль:белиберда,околесица,проныра,пустомеля и др.Сленг-стиль,хар-ный сознательным,нарочитым отказом от принятых норм,ироническим переименованием некот понятий(предки вместо родители) Литературный язык-высшая форма наддиалектного общенародного языка,рез-т речев
2015-11-10 5494 Обсуждений (0)
Билет №3. Мотивировка слова. Мотивированные и немотивированные слова 5.00 из 5.00 8 оценок









Обсуждение в статье: Билет №3. Мотивировка слова. Мотивированные и немотивированные слова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)