Зарождение когнитологии. Предмет и задачи когнитивной лингвистики. Понятие ментальной репрезентации. Схема,Фрейм,скрипт
ЛИНГВИСТИКА КОГНИТИВНАЯ — направление в языкознании, сложившееся в 70-х гг. 20 в и приобретшее широкую популярность в США и в Европе. Когнитивная лингвистика — направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия. Вообще, когнитивизм есть совокупность наук, объединяющая исследования общих принципов, управляющих мыслительными процессами. Таким образом, язык представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества, его мышление; язык — познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию. Объектом когнитивной лингвистики является язык как механизм познания. В задачи когнитивной науки«входит и описание/изучение систем представления знаний и процессов обработки и переработки информации, и - одновременно - исследование общих принципов организации когнитивных способностей человека в единый ментальный механизм, и установление их взаимосвязи и взаимодействия» (Кубрякова, 2004, с. 8-9). Центральная задача когнитивной лингвистики состоит в описании и объясненииязыковой способности и/или знаний языка как внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего-слушающего, рассматриваемого как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных модулей и соотносящая языковую информацию на различных уровнях.Существуя как новая область теоретической и прикладной лингвистики, когнитивная лингвистика оказывается связанной с исследованием когнитивных аспектов лексических, грамматических и пр. явлений.В этом смысле она занимается как репрезентацией собственно языковых знаний в голове человека и соприкасается с когнитивной психологией в анализе таких феноменов, как словесная или вербальная память, внутренний лексикон, а также в анализе порождения, восприятии и понимания речи, так и тем, как и в каком виде вербализуются формируемые человеком структуры знания, а, следовательно, она вторгается в сложнейшую область исследования, связанную с описанием мира и созданием средств такого описания.. МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ — внутренний (психический, ментальный) образ или формат кодирования. Исходным в психологии было представление о психической (ментальной) репрезентации как об отражении некоторых качеств внешнего мира. Такое понимание разрабатывалось в экологическом подходе, в котором постулировалась, что организм отражает во внутренних состояниях изменения, происходящие во внешнем мире. В информационном подходе, где центральными объяснительными конструктами были процессы кодирования и декодирования, под М. р. понимался результат, или содержание декодирования. В когнитивном подходе в объяснительные схемы впервые вводится допущение о том, что знания, хранящиеся в памяти, оказывают влияние на процессы когнитивной переработки. Логическим следствием такого допущение стала констатация неизоморфности между параметрами стимула и элементами ментального образа. Зарождение неокогнитивистского подхода связывается с появлением новых объяснительных схем. Центральной является идея о необходимости учета (при исследовании содержания психического отражения) не только имеющихся предварительных знаний, но и тех целей, на выполнение которой направлен процесс познания.
Фрейм, сценарий, скрипт. Наши знания о мире, по мнению исследователей, представляют собой совокупность фреймов. Фрейм - это структура знаний, представляющая собой пакет информации об определенном фрагменте человеческого опыта. Количество слотов, которые составляют фрейм, соответствует количеству элементов, выделяемых в данном фрагменте опыта (Кобозева, 2000). Организованное посредством «схем», «скриптов» или «фреймов» знание о реальном мире является неотъемлемым компонентом «базы знаний», используемой человеком для понимания языка. Знания, используемые при «декодировании» языка, отнюдь не ограничиваются знаниями о языке. В их число входят также знания о мире, социальном контексте высказываний, умение извлекать хранящуюся в памяти информацию и многое другое (Герасимов, Петров, 1988).Каждая группа является лексическим представителем некоторой единой схематизации опыта или некоторого знания. В каждом случае, для того чтобы понять смысл одного из членов группы, необходимо до некоторой степени понять, что все они значат. Знание, которое лежит в основе значений слов каждой группы, постигается как целостная сущность.Такие группы слов удерживает вместе то, что они мотивируются, определяются и взаимно структурируются особыми унифицированными конструкциями знания или связанными схематизациями опыта (Филмор,1988). У.Л. Чейф называет такие модели схемами. Схема - это стереотипная модель, с помощью которой организуется опыт, и в более специфическом значении - модель, которая диктует способ расчленения определенного большого эпизода на меньшие. Опыт по большей части интерпретируется с помощью схем. Эти схемы определяют нашу концептуальную организацию опыта, наше отношение к нему, связанные с ним ожидания, а также то, как мы будем о нем рассказывать (Чейф, 1983).Каждый скрипт включает определенное число ролей. Когда скрипт подтверждается повествованием, действующие лица последнего берут на себя исполнение ролей скрипта. Если действующее лицо специально не называется, его присутствие все равно считают установленным фактом и вместо персонажа описания используется приписанное ситуации по умолчанию действующее лицо (Shank, Abelson, 1977). Структуры знаний, именуемые фреймами, схемами, сценариями, планами и тому подобное, представляют собой пакеты информации (хранимые в памяти или создаваемые в ней по мере надобности из содержащихся в памяти компонентов), которые обеспечивают адекватную когнитивную обработку стандартных ситуаций. Эти структуры играют существенную роль в функционировании естественного языка. Наконец, они «поставляют» контекстные ожидания, позволяющие прогнозировать будущие события на основе ранее встречавшихся сходных по структуре событий (Герасимов, Петров, 1988).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2688)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |