Артикуляционный аспект изучения звуков речи
Современный русский язык. Фонетика
Методические рекомендации для студентов-филологов
Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» 050302 – «Родной язык и литература»
Пермь ПГПУ
УДК 808.2(075.8) ББК Ш 141.12 – 923 Ф 776
Р е ц е н з е н т: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Пермского государственного педагогического университета Л.В.Федорова
Составитель: ст. преп. кафедры русского языка О.Е.Соловьева
Современный русский язык. Фонетика:методические рекомендации для студентов-филологов Ф 776 Специальности: 050301 – «Русский язык и литература» и 050302 – «Родной язык и литература» / сост. О.Е.Соловьева; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009.
Методические рекомендации содержат темы лекций, разработки практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии с указанием списков литературы, необходимой для усвоения материала. Приложение включает образцы фонетической транскрипции, фонетического анализа слова, фонематической транскрипции, а также фонетико-смыслового анализа поэтического текста. Адресовано студентам-филологам всех отделений, изучающим курс фонетики.
УДК 8087.2(075.8) ББК Ш 141.12 - 923
Печатается по решению учебно-методического совета Пермского государственного педагогического университета
© Соловьева О.Е., составление, 2009 © ГОУ ВПО «Пермский государственный
Предисловие
Методические рекомендации включают в себя темы лекций, разработки практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии с указанием учебной и научной литературы, необходимой для усвоения того или иного раздела. Приложение содержит образцы фонетической, фонематической и морфофонематической транскрипции, фонетического анализа слова, а также фонетико-смысловой анализ поэтического текста. Использование предлагаемых материалов поможет студентам дневного, заочного и коми-пермяцко-русского отделений педагогического университета как в самостоятельной подготовке, так и непосредственно во время проведения практических и семинарских занятий по курсу «Фонетика».
Темы лекций
1. Предмет и задачи фонетики; связь с другими разделами современного русского языка, а также с другими предметами. 2. Основные принципы артикуляционной классификации гласных и согласных. 3. Основные синтагматические законы русского языка. Позиционные мены и позиционные изменения гласных и согласных звуков. 4. Сегментные и суперсегментные единицы речи. 5. Интонация, её основные компоненты и функции. ИК, разработанные Е.А.Брызгуновой. 6. Современная русская орфоэпия. Нормы литературного произношения в области гласных и согласных. 7. Фонология русского языка и её связь с фонетикой. Фонологические школы. 8. Звук и фонема. Дифференциальные и интегральные признаки фонемы. Архифонема. Гиперфонема. 9. Состав и система гласных и согласных фонем современного русского языка. 10. Русская графика; её основные принципы. 11. Русская орфография; морфонологический принцип написания и отступления от него.
Практические и семинарские занятия
Фонетика как научная и учебная дисциплина
Вопросы: 1. Фонетика как наука о звуковой стороне языка, её предмет и задачи. 2. Место фонетики в науке о языке; её связь с другими разделами современного русского языка и другими дисциплинами. 3. Фонетическая транскрипция; её цели и задачи. 4. Фонетический анализ в вузе и школе.
Список литературы : 1. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. Гл. 1. С. 9 – 11. Гл. IХ. С. 195 – 202. 2. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3 ч. Ч. 1. М., 1995. С. 15-16. 3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 5-15, 44-51. 4. Мизин О.А. Русская фонетическая транскрипция. М., 1986. Русская грамматика. М. , 1980. Т. 1. С. 15-16. 5. Современный русский литературный язык /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982. С. 80-83. 6. Суперанская А.В. Теоретические основы практической транскрипции. М., 1978. С. 5 – 41.
Задания : 1. Произвести школьный и вузовский анализ слова одурманиваться . 2. Затранскрибировать текст, произвести фонетический анализ выделенных слов:
Закат налился темной кровью, и потемнела бирюза. Сначала было предгрозовье, потом как грянула гроза! Белым-бело от молний стало, совсем исчезла синева, И засучила, закатала гроза по локоть рукава! И ветер шел, глаза зажмурив, и низко-низко тучи гнал. И в нем немало было дури, а сколько точно, он не знал! Гроза промчалась, лишь раскаты гремели где-то за Невой, Как будто мчались вихрем сваты совсем разбитой мостовой!
Артикуляционный аспект изучения звуков речи
Вопросы : 1. Какие аспекты изучения звуков речи существуют в научной практике? 2. Как вы понимаете положение, что звук речи представляет собой единство трех сторон : биологической, акустической и функциональной ? 3. Что изучает артикуляционный аспект фонетики? Что такое артикуляция? 4. Какие органы называются активными, а какие пассивными? 5. На каких признаках строится артикуляционная классификация гласных в русском языке? 6. На каких признаках строится артикуляционная классификация согласных в русском языке? 7. Какой признак лежит в основе деления согласных на сонорные и шумные? 8. Какие элементы артикуляции согласных являются основными, а какие дополнительными? Что такое «йотовая» артикуляция?
Список литературы : 1.Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1970. С. 40 – 47; 51 – 69. 2. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык. Учебное пособие. М., 2007. С. 245 – 267. 3. Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Щеболева И.И. Современный русский язык: в 3 ч. Ч.1. Ростов н/Д, 1997. С. 12 – 27. 4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 61 – 63, 64 – 65, 66 – 82, 212 – 158. 5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. С. 21 – 41. 6. Современный русский литературный язык. Фонетика /Под ред. П.А.Леканта. М., 1982. С. 84 – 90.
Задания : 1.Основываясь на артикуляционной классификации, назвать слова по их признакам: а) Согл. шумн., звонк., заднеяз., взрывн., мягкий Ударный гласный переднего ряда, средн. подъема, нелаб. Согл. сонорный, переднеяз., зубн., смычно-прох., нос., твердый Редуц. гласн. среднего ряда, средн. подъема Согл. шумн., звонк., переднеяз., зубно-зубн., щел., мягкий Безуд. гл. передн. ряда, верхн. подъема, нелаб. Согл. шумн., глух., зубно-зубн., щел., твердый
б) Согл. шумн., глух., переднеяз., небно-зубной, щел., мягк., долгий Безуд. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема, нелаб. Согл. шумн., зв., губно-зубн., щел., мягкий Уд. гл. передн. ряда, средн. подъема, нелаб. Согл. сон., зубн., смычно-прох., боковой, мягкий Согл. шумн., зв., губно-губн., взрывн., твердый Редуц. гл. средн. ряда, средн. подъема Согл. сон., зубн., смычно-прох., боковой, твердый Безуд. гл. средне-задн. ряда, нижне-ср. подъема, нелаб. Согл. шумн., зв., губно-зубн., щел., твердый Ударн. гл. средн. ряда, нижн. подъема, нелаб. Согл. шумн., глух., переднеяз., зубн., взрывн., мягкий
в) Согл. шумн., глух., зубно-зубн., щел., мягкий Безуд. гл.передн. ряда, верхн. подъема, нелаб. Согл. сон., губно-губной, смычно-прох., нос., мягкий Безуд. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема, нелаб. Согл. шумн., гл., зубн., взрывн., твердый Согл. сон., альвеолярн., вибрант, мягкий Ударн. гл. передн. ряда, верхн. подъема, нелаб. Согл. сон., среднеяз., щел., палатальный Редуц. гл. передн. ряда, верхне-ср. подъема
2. Затранскрибировать текст. Выявить, какие глухие согласные в этом тексте отсутствуют; выявить щелевые звуки:
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1125)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |