Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Эпоха Средневековья (5-15 века)




Античная философия.

Древнегреческая традиция.

Впервые тема культуры, проблема бытия человека в обществе обнаруживается в философии софистов (Протагор, Горгий), а также в философии Сократа.

В древнегреческой философии аналогом понятия «культура» выступало понятие «пайдейя» (воспитание, образование).

Культура как процесс воспитания и образования предполагала культивирование в человеке религиозности, патриотизма, гражданственности, свободы.

 

Эпоха Средневековья (5-15 века).

В эпоху Средневековья доминирующим становится христианское мировоззрение.Осмысление культуры приобретает богословское звучание.Богословы эпохи Средневековья (Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский) полагали, что:культура возникает через осознание человеком духовного родства с Богом, через духовное самосовершенствование.

В основе средневекового представления о культуре лежит аскетический идеал личности (в его основе – образ человека духовного, страдающего, жаждущего искупления своих грехов).

Философия эпохи Нового времени (17- первая пол. 19 века)складывается под влиянием новаций и идей эпохи Возрождения (гуманизм, антропоцентризм).Идеи и ценности, определившие понимание культуры в философии эпохи Нового времени:приоритет научного знания;идеалы гуманизма (признание человека высшей ценностью общественного развития);идея прогрессивного развития обществаавтономность морали и личности по отношению к религии.

В философии эпоху Нового времени формируется «классическая модель культуры» (И. Кант, Г. Гердер).

Типология динамика, функции культуры.
понятия культурная динамика означает изменения которые происходят в культуре и человеке под воздействием различных факторов.

выделяют внешние и внутрение факторы культурной динамики
1) антропологические
2) демографические
3) социальные
4) экономические
5)аксеологические

основные модели динамических изменений в культуре:
-поступательно-линейная модель
в её основе прогрессивное развитие культуре
- стадиальная модель
развития культуры была основана в рамках такого направления культурологи как эволюционизм: согласно данной модели развития человека осуществляется на следуйщей стадии дикость-варворство - цивилизация
- бифрукационая или взрывная модель
даноямадель культуры была основана и предложена Лотманом в его работе «культура и взрыв»



один из вилов культурной динамикикультурогенез (т.е. порождения новых форм культуры, их последуещее формирования в систему культуры).
Концепция возникновения культуры:
- религиозная (Н. Бердяеев, А. Мень)
-позновательная (Э. Тайлор)
-орудионотрудавая (Ф. Энгельс)
- психоаналитическая ( З.Фрэйд)

В зависимости от временной протяжоности все социокультурные изменения (процессы) можно разделить на 3 группы:
-Макромаштабные процессы
- Среднемаштабные Процессы
- Микромаштабные процессы

 

Типология культуры:
Типологизация культур предпологает
их распределение, классификацию по каким-либо основаниям, общим признакам.
Типология культур по их отношению к традиции:
Согласно данной типологии выделяют
традиционные и современные культуры.

 

Традиционые культуры .
-Для культур данного типа характерна ориентация на воспроизводство веками слолжившегося образа жизни, ценностей, стереотипов поведения.
- В традиционных культурах господствуют мифологические, религиозные представления о мире.
-Для традиционных культур характерно достаточно медленный тэмп изменения во всех сферах общественной жизни, коллективизм.

Современные культуры:
- Для култур данного типа характерен динамизм, прогрессивность развития, ориентации на новое, научная картина мира и ориентация на достижение науки и техники.
-В культурах современного типа преобладают тенденции демократизма и гуманизма, происходит выделение индивида из коллектива.
-Данный тип культуры начинает складыватся в европейской культуре эпохи Нового времени (начиная с 17в.)

Социальная типология культуры.
Согласно данной типологии в жизне общества выделяются Доминируящая культура, субкультуры и контркультура.

Доминирующая культура – совокупность мировоззренческих установок, ценностей , идеалов, убеждений, которые принимаются большинством общества.

Субкультура– автономное и целостное образование внутри господствующей культуры. Субкультура это локальная культура, культура малых групп.

Контркультура – совокупность мировоззренческих программ, поведенческих установок, противостоящих официальному миропониманию и доминирующей культуре

 

функции культуры:

Трансляционная– способствует накоплению и передаче социального опыта от одного поколения людей к другому.

Коммуникативная – способствует передаче значимой информации от одной социальной группы к другой, от культуры к культуре.

Аксиологическая – отвечает за производство новых материальных и духовных ценностей и идеалов.

Адаптационная – способствует приспособлению, адаптации человека к нормам и ценностям того общества, в котором ему приходится жить.

Культуры и цивилизация
цивилизация
– с лат. Государственный гражданский.
данный термин использовали философы эпохи просвещения (18 век. Гольбах, Гельвеций) для обозначения гражданского общества, в котором господствует справедливость, свобода, правовой строй.

Термин цивилизация был введён для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.
Подходы к пониманию термина цивилизация:
1) Цивилизация – это ступень развитии общества и его культуры, где взаимодействия между различными сторонами жизни регулируются при помощи выработанных норм, установок, законов (стадиальный подход).
2) Цивилизация – социально образование, имеющее общий временной и пространственный ареал.
3) Цивилизация – совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.
4) Цивилизация – это идеал прогрессивного развития человечества (унитарный подход)

характерные черты цивилизации:
1) устойчивость
2) внутренняя неоднородность частей
3) объективность
4) единый культурный архитип

Типология цивилизации

По регионально географическому признаку выделяют цивилизации Востока и западные цивилизации

По технико-экономическому признаку доиндустриальные (аграрно-ремесленные)
индустриальные и постиндустриальные

По принципу взаимодействия с другими цивилизациями – открытые и закрытые

По ценностно-мировозренческомуомнованию- арабо-масульманскому, индо-буддийская, христианская и т.д.

Хранологические– последовательно сменяющее друг друга.

Индустриально-камуникотивные – обеспечивающие обмен цивилизации, дописьменные, письменные, комьпьютерные.

Цивилизация мировой- европейская, мировая, национальная, региональная.

Существует несколько точек зрения по вопросу о соотношении понятий культуры и цивилизации.
1) цивилизация тождественна понятию культуры
2) цивилизация рассматриваеца как специфическая социокльтурноеоброзование.
3) Цивилизация – это результат развития в форме города, следовательно культура и Цивилизация сопоставляются.

Локально-исторические концепции цивилизации.
концеация Н.Я. Данилевского.
Основной труд: «Росия и европа» (1870)
Основные идеи:
1) Единой для всего человечества непрерывной мировой истории не существует, а существует уникальные культуры с неповторимым содержанием.
2) Центральным понятием концепции Данилевского является понятие «Культурно-исторический тип».
3) культурно исторический тип- это самобытная культура, создавшая неповторимую культурую цивилизацию. Всего Данилевский насчитывал 10 культурно исторических типов.
4) В развитии каждого культурно исторического типа выделяется 3 этапа: Этнографический, политический, цивилизация.
5) Цивилизация – это этап расцвета культуры, на коором она проявляет себя в основных 4-х Творческих сферах:
Религиозной, государственной(политической), собственно культурной (сфере искусств)

Концепция О. Шпенглера.
Основной труд – «закат европы» (1918)
основные идеи:
1) шпенглер отрицает духовное единства человечества пологая что всемирную историю составляет история неповторимых культур, со своей логикой развития и символикой ( всего Шпенглер насчитывает 8 таких культур)
2) Отрицание возможности продуктивного диолога между разными культурами
3) В основе любой культуры лежит просимвол, который и является источнико её своеобразия, создавая то, что называется «душой культуры».
4) Идея соотношения понятия «культура» и «жизнь»
культура, как и любой живой организм, проходит в своём развитии проходит через ряд жизненых циклов:
-Фаза детства (мифологический этап)
-фазазрелости (метофизико-религиозный этап)
- фаза старости ( этап, называемы цивилизацией)

Шпенглр также предлогает рассматривать жизненный цикл культуры по анологии с циклами природы (весна лето – осень – зима).
тема: Основные стратегии современной культурологической мысли.
Основателем психоанализа является З. Фрейд.

Согласно Фрейду психика человека состоит из следующих уровней:

Бессознательное Оно (сфера инстинктивной жизни);

Сверх-Я (нормы и запреты социокультурного характера);

Сознательное Я (посредник между бессознательным и внешним миром).

Фрейд выделяет и описывает два основных инстинкта:

Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, созидания);

- Танатос (инстинкт смерти, разрушения).

Психика человека содержит особый механизм, называемый сублимацией.

Сублимация – это использование сексуальной энергии не по биологическому назначению, а в целях культуротворчества, созидательной деятельности

Концепция К.-Г. Юнга.

Бессознательное состоит из дух уровней:

- индивидуальное бессознательное (его содержание составляет все неприемлемое для сознания, это – «тень нашего разума»);

- коллективное бессознательное(состоит из ассоциаций, символов и образов, имеющих историческую природу). Психическими структурами коллективного бессознательного являются архетипы.

Архетипы представляют собой врожденные условия интуиции, коллективный осадок исторического прошлого, первобытные формы постижения мира


культурная антропология объясняла сходство материальной и духовной культуры. В том числе сходство фольклёров народов которые не находились между собой в этническом родстве.
Объектом исследования являются – традиционное общество, нетрадиционное общество, современное общество.
предметом изучения выступают- системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, разнообразие экономических систем, значение религии и искусства.
представители: Тэйлор, Фрейзер, Уаит, Сумцов, Малиновский, Маргарет Мит(американский культуролог) взрасленисамоа.

Аккультурация – процесс прямого и длительного взаимодействия двух или более этнических общностей, в ходе которого изменяется их культура.

Структурализм

Структурализм —направление и интеллектуальное движение в современной философской мысли. В структурализме используются лингвистические модели в понимании культуры, т.е. структура языка подобна структуре культур. Оказал влияние на развитие семиотики (наука о знаках).
структурно-семиотические подход – один из создателей структуализма – французский анторополог Клод Леви-Строс, любой способ жизнедеятельности человека признается культурным. Согласно такому пониманию не бывает худшего и лучшего, а только разный уровень.
Левистрос выделял в культуре структуру как совокупность устойчивых связей и отношений, он истолковывает всевозможные нормы, обряды, ритулы, как своеобразный язык той или иной культуры.
леви-строс различает «холодные» и горячие культуры
холодные имеют одну идеологическую систему связанную с практикой горячие имеют много идеологических систем связоные с практикой или деятельностью
в структуалтзме в понимании культуры используются лингвистические модели.
к сруктуализмуприсоиденяется семиотика. (наука о знаках определяет понятие знака, устанавливает виды знаков, описывает типичные знаковые ситуации, способы использования знаков в культуре.
Семиотика

Наука о знаках. Примыкает к структурализму. В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику.

 

Социологическая школа – представители; Элиот, Питирим Сорокин, Парсонс. Представители ищут истоки и объяснения культуры в общественной природе человека. В центре внимания находится общество его структура и социальные институты.
социолгию культуры не интересует история, её волнует культура здесь и сейчас.
культура понимается как способ регуляции социальных отношений.

 

Игровая концепция основоположник Йохан Хейзинга
игра имеет универсальный характер и прослеживается во всех сферах человеческой деятельности. Следовательно игра и есть культура. Признаки игры: 1) Игра это всегда свободное действие 2) Игра это не настоящая жизнь 3) Игра замкнута 4) в каждой игре есть свои правило 5) Игра таинственна 6) Игра предшествует культуре и игра творит культуру.
Хосе Ортега-и-Гассет – теоретик элиты различает две разновидности человеческого рода 1) народ или масса, 2) элита

Постмодернизм– основоположник Лио тар 80-ые годы, проявлял себя в философии, науке, искусстве. Пытается уровнять науку с религии и науку с искусством. Постмодернизм представляет собой умонастроение интеллектуальный стиль, социальную реальность, определённый образ жизни, характерные черты: идея усталости культуры от прежних ценностей. Ориентация культуры и на массу и на элиту. Широкое цитирование авторов предшествующих эпох. Продолжатель авангардизма. Влияния искусства на внехудожественые сферы деятельности. Принцип иранизма.


Фиминизм – сформировался как философская концепция культурного развития. Долгое время существовал как идеология равноправие женщин и как социально-политическое движение.
В рамках феминизма появляется гендерная культурология.
гендер – это понятие которое отличается от биологического понятия пола.

Течение феминизма:
Радикальный феминизм
либеральный феминизм
Интеллектуальный феминизм

Этапы феминизма:
1)женские исследования
2) гендорные исследования
3) постгендорные исследования

гендорныесформировали: психоаналитический феминизм, постмодернистский феминизм, культурный феминизм.

Гендорные представления: Мужское – всегда рациональное, духовное, божественное, культурное.
Гендорные представления Женское – чувственное, телесное, греховное, природное.


Маргарет Мит различала три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями.

1) Постфигуративные культуры (дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающимся на традицию и её живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает сваё место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Эти культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный черепаший прогресс.

2) Кофигуративные культуры – дети и взрослые учатся у равных, то есть у своих сверстников. Влияния старших падает, а сверстников растёт. Повышается значение юношиских групп, возникает особая молодёжная субкультура. Термин «конфигуративный» отражает факт сотворчества учителя и учеников. Они ориентированы на настоящее умеренный темп развития.

3) Префигуративные культуры – взрослые учатся у своих детей. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения знаний настолько высок, что молодежь оказывает более сведущий, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежныя культура переростает в конткультуру. Ориентированная на будущее и ускоренное движения.

 

Сорокин выделяет три типа культуры:
1) Идеоциональная
2)идеолистический
3) чувственный


ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура древневосточных цивилизация:
1) исторические этапы развития культуры человечества
2)возникновение двух типов цивилизации: восток, запад
3) древнеегипетская и месопотамская культуры
4) культура древней индии
5)культура древнего китая

Исторические этапы развития культуры
- архоическая культура
- досевая культура локальных цивилизация
-универсальная культура востока и запада в «Осевое время»
- культура востока и запада в христианскую эпоху.


архоическая культура получает название как прометэйская эпоха.
формой познания мира в архоических обществах был миф – он связывал индивида и коллектив. К мифу привязывается ритуал, который становится свидетельством и подтверждением культуры.
Мифыформировали маральную систему, космологию и историю. В 5-ом тысячелетии до н.э. начинается социокультурная революция, результат этой революции: появление четырёх культурных центров .

Виды мифов: первобытные или архаические; мифы древних цивилизаций; религиозные; литературно- художественные; философские; идеологические (политические);массовые.

Миф- это самая ранняя форма восприятия, толкования мира, свойсвенная первобытным и древним обществам.

Мифическое мышление своеобразно как в своей логике, так и в своей психологии

Основные особенности его – чувственная образность, конкретность, эмоциональная окрашенность всех представлений, одушевление и очеловечивание всего в мире, неразличение вещей и ее свойств, слово и событие, субъекта и объекта, внешнего и внутреннего

Структура мифа
Основой «мифологической картины мира» являются представления о космосе и хаосе ( преодоление котрого центральная тема мифа) одно из главных свойств мифологического пространства наличие в нём сакрального центра и потенциально враждебной периферии.

Одна из категории моделирования пространства цент мира.

Центр всего сакрального пространства отмечается алтарём , храмом, крестомЮ мировой осью (ахис), пупом земли, камнем, мировым древом, мировой горой, высшей персонифицироыанной сакральной властью.

Ощущение времени:
-циклическое
-линейное

Мифологические герои: Первопредки– культурные герои демиурги;
Тотемные предки – если роды имеют тотемом то или иное животное; надтотемныйпредок;культурныегерои;братья- близнецы;духи;Боги.

Духи-мифологические существа, которые постоянно находятся в взаимодействии с человеком.

Боги- могущественныесверхестественные существа.

Мифологические символы:равностороннийкрест;мировое дерево или мировая гора-символизируют центр мировозрения;мироваяограда,образ дома.

Основные сюжеты мифа:борьба света и тьмы;Сопернечество;рутишествие;превращение;чудесный брак; чудесное рождение

 

1) Ближний восток (шумеро-ахатская цивилизация на рубеже 4-3 тысячелетия до н.э.)
2) Древнеегипетская цивилизация – северная африка на рубеже 4-3 тысячелетия до н.э
3) Южная азия, древнеиндийская и древнекитайская цивилизация. 3-2 тыс лет до .н.э.
4) средиземноморье древнегреческая цивилизация 3-2 тыс лет до н.э.


2. Формирование двух типов цивилизации начинается в «осевое время» серидина 1-го тыс лет до н.э.
автором осевого времени является Карл Ясперс.

к восточной цивилизации относятся след страны: Древние Египет, Индия, Китай
к заподной цивилизации относят след страны: древняя Греция, Рим

по Ясперсу центром истории человечества является «осевое время культуры» своего рода поворотный пункт в истории человечества.
в это время были заложены основы мировых религий, созданы крупнейшие философские учения, тогда же проповедовали библейские пророки.
В это время были разработаны категории которыми мыслит современный человек.

Специфические черты:
Черты востока
: Неподвижность, устойчивость, ироционализм, мистицизм, традиционализм.

Черты запада: Динамизм, неравномерность, волнообразный тип развития, рационализм, прагматизм, раст потребностей материального характера.

Достижение цивилизацией:
Восток:
Духовная достижение- мировые религии, религиозно филосовские тексты, литературные источники.
Запад: матеральное культура, создание рационального государства, демократии, развития техники.

3. Древнеегипетская мясопотамская цивилизация
Периуды развития:
-Додиностический ( 4 тыс лет до н.э.)
-древнее царства ( 32в по 24в до н.э.)
- Среднее царство (21в по 19 в до н.э.)
- новое царство (16в- 12в до н.э.)
- позднее царства (11в- 1в до н.э.)

Для культуры древнего египта характерно: попытки приодоления смерти, бальзамирование человеческих тел, создание нетленных саркофагов, строительство пирамид, тесная связь искусства и религиозно мифологических, заупокойный культ, обожествления власти фараона.
Достижение в искусстве: изобразительное искусство-заупокоеные живописные партреты.
Литератур: Книга мёртвых.
Архитектура: пирамиды.

Мясопотамская культура: вознигла между Тигром и Ефратом можно выделить след периоды: 1 период) шумеро-ахатская культура, 2 период старо вавилонская, 3 период) культура асирии, 4 период) новый вавилон.
Достижение: первые города государства. Возникновение письменности, зарождение науки, сложная система счёта, зарождения астрономии и математики, дреанейшие мифы, Создание первых поэм и легий, составлен первый библтотечный каталог, собрана библиотека клинописных текстов, Архитектурные формы воплащеныев башня. Храмах вавилонскими зодчими в последствии стали основой строительного искусства древнего рима и средневековайевропы.
Мясопотамскую культуру относя к чувственному типу культур.

4. Культура древней индии:
Периоды: Ведический, Брахмансикй, Будизм(5-1 в. До н.э.), современный Индуизм.
ведический- основа веды, черты: политэизм, синкретизм, обожествление природы как целого
брахманизм- на первом месте бог творец, строгая иерархия богов в пантеоне, триада триединства богов т.к. Брахма, Вишну, Шива.
Будизм-синхархагаотама, 4 блогородные истины: присутствие страданий в мире, объясняет причину страдания, утверждает страдание может быть уничтожено, поясняет как уничтожить страдания. Гаотама сводит всё к: Нирвана, Сансара, Восьмеричный путь.
Достижения: религиозно мифологическая картина мира (Ведизм, Буддизм, Индуизм)
Худ. Культура:
Архитектура – пищерные храмы, скальные храмы, ступы, столбы, деревянные храмы, монолитные храмы.
Скульптура: реликвии Будды.
Литература: Махабхарата, Рамаяна, лакаята.
Первый театр был в индии.





Читайте также:





Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)