Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Предмет культурологии как науки и ее место в системе гуманитарных наук. Понятийный аппарат культурологии




Культурология как наука призвана осмыслить культуру в целом: от бытового уклада, до искусства, концепции мира и человека. Культурология представляя собой осмысление культуры в целом неминуемо интегрирует знания, полученные из других дисциплин. Во-вторых, к позволяет изучать культуру как систему, как качественно своеобразное явление. Система всегда богаче суммы составляющих ее частей, не сводима к этим частям. Культорология изучает, прежде всего, системное качество культуры. В –третьих, системе культурологи как науке под силу выявить общие закономерности, которые действуют на всех этажах культуры, как на уровне личности, так и на уровне общества в целом. Культурология является науках о наиболее общих закономерностях развития культуры – она изучает не только отдельные культурные системы, которых существовало очень много в истории человечества, главное, что изучает культурология – универсальные свойства, присущие всем культурам. К. обобщает, абстрагирует общие тенденции развития культуры. Содержание отдельно взятой культуры может и не совпадать со всеми частями.

Основные методы к. как науки делиться на 3 группы: общенаучные методы: системный метод, метод индукции и дедукции; философские методы: восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического и т.д.; собственно культурологические методы: метод культурно-типологический, метод корпоративного анализа и др. К. как наука имеет достаточно сложно понятийный аппарат, самые главные и часто употребляемые понятия – культура и цивилизация.

Когда возникла культурология? В трудах очень многих ученых существовали определенное понимание науке о культуре. Как собственно сложившаяся наука культурология возникла в середине 20 веках, как ответ на потребность систематизировать многообразную информацию об истории и культуре разных народов, о нормах отношений различных соц.групп и личностей, стилей искусства и т.п. Все это нужно было осмыслить и понять. Происхождение термина связано с именем Лесли Алвина Вайта. Он предложил название для новой науке о культуре. В своих работах «наука о культуре», «эволюция культуры», «понятие культуры» он заложил основы новой науки и обосновал необходимость ее выделения в особую область научного знания. Вайт желал определить предмет этой науки. К смежным наукам от относил социологию и психологию. Психология, по Вайту, изучает психологическую реакцию организма на внешние факторы, социология – закономерности соотношения личности и общества. Предметом культурологи, писал Вайт, должно стать осмысление взаимосвязей таких явлений, как обычай, традиция, идеология. Вайт прочил к. большое будущее. Хренасе она быстро рассказывает :(



Таким образом, культурология заняла свое место среди других культурных наук, но споры о научном статусе культурологии продолжаются и по сей день. Культура продолжала изучаться по мимо культурологии и другими дисциплинами. В нашей стране этот термин появился еще позже, чем на западе, в начале 90-х годов. Именно тогда к . заменила собой политическую экономию социализма, научный коммунизм, исторический материализм, история партии и т.д. Была создана соответствующая специальность. Процесс определения все еще не завершен – к. находиться в процессе становления, продолжаются исследования, складываются различные направления.

Второй вопрос – понятийный аппарат. Эти понятия относятся к категории тех, которые имеют длинную историю – и для того, чтобы понять их смысл, надо эту историю проанализировать. Обратимся к понятию культура. Существуют два ракурса: религиозный и светский. В религиозной данный термин восходит к терминам «культ», «вера», «традиция», оказываясь связанным с высшими слоями бытия. Светская трактовка обусловлена рационалистическим пониманием и связана с деятельность человека-творца, наделенного разумом, а не бога. Древняя Греция выработала идею культуру, а не само понятие. В качестве аналога этому понятия употреблялось понятие «пандейа». Слово культура – латинское, и появилось оно в эпоху римской античности. Оно происходит от латинского слова colere – возделывать, обрабатывать, ухаживать. Именно в этом значении это слово использовал латинский политик и экономист Марк Порций Катон, написавшийLe argi cultura – используя культуру как агротехнический термин. Отправной точкой формирования научных представлений о культуре должны считать трактат Марка Туллия Цицерона, который впервые употребил этот агротехнический термин в переносном смысле, в сочинении «тускуланские беседы». В этой работе Цицерон обратил внимание на отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Культура – все, созданное руками человека. В частности, Цицерон говорит о том, что культуру ума формирует философия. Цицерон полагал, что человеческий разум необходимо также тщательно возделывать, как крестьянин возделывает землю – это удел свободного гражданина. Далее, на протяжении средних веков внимания к этому вопросу в светском плане не уделялось (и правильно, инквизиция не дремала :Р). Вновь светское понимание культуры возрождается в эпоху Возрождения. В эпоху ренессанса возобновляется интерес к человеку и античности. Именно философы античности сделали вывод, что человек подобен богу, являясь творцом мира культуры. Не случайно (не знаю, почему не случайно, я прослушала) именно немецкие просветители уделили серьезное внимание проблемам культуры и цивилизации. В 17 веке английский ученый Томас Гоббс и немецкий ученый Аделюн Пуффендофф высказали о том, что человек может пребывать во двух состояниях: природном (низшая форма, пассивно) и культурное (высшая форма, творчески продуктивно). После Пуффендоффма немецкий просветитель Аделюнг выпустил книгу «Опыт истории культуры человеческого рода» (1782 год). Вслед за ним немец, просветитель Теодан Гердер (18 век) перестает использовать слово «культура» в качестве метафоры в своей книге «идеи к философии истории человечества». Г. объявил, что процесс человеческого общества всецело определяется в сфере культуры. Более развитым является общество, которое достигло большего в культурном плане. т.е.в плане духовного образования. У него есть идея о том, что культура имеет уникальный национальный колорит. Тем не менее это слово во времена Гердера не особо прижилось – два выдающихся немецких философа Кант и Гегель мало пользовались этим понятиям. Кант сводил это понятие к господству морального долга над природой, чувствами. Есть цели счастья и есть цели культуры. Человек счастлив когда он может удовлетворить все биологические потребности. Но счастливый человек не обязательно культурен. Свободен человек тогда, когда он вопреки своим потребностям может поступать иначе. Свобода поступать надприродно, морально – культура по Канту. В русском языке слово культура впервые появилось в карманном словаре иностранных слов в 1845 году, издателя Кирилова. Однако, не смотря на это оно не получило в это время широкого распространения в России. Вместо этого слова употреблялись близкие по смыслу слова – образованность, просвещение, воспитанность, разум. Пушикин А.С. не пользовался этим словом. Кратко редко употребляли Чернышевский, Добролюбов, Писарев, употребляя «просвещение». Только в середине 60-х годов 19 века слово появляется в словарях и --энциклопедиях, а в 80-е годы в научной и художественной литературе.

В середине 19 века в европейкой науке широко распространяются идеи эволюционизма. Эдуард Бернерд Тайлер. Его основные идеи изложены в работах «первобытная культура». Эта работа до сих пор переиздается. Тайлер обобщил многообразный опыт многочисленных народов мира, дав одно из первых научных определений культуры. Культура – сложный комплекс, включающий в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. Т.е. Тайлер подчеркнул, что культура – социальное явление, во-первых, во-вторых, явление культуры существует у всех народов и это доказывает наличие общих законов происхождения и развития всех народов – единство происхождения и однотипность развития. Но идеи эволюционизма долгое время господствовали, но в конце 19 начале 20 веках на смену ему приходит теория исторической типологии культур, ее представители подвергли критике идею однолинейности развития культур – т.к. то, что культуры любых народов развиваются одним путем, имея лишь развития во времени. Новая теория считала, что в мире существует гигантское многообразие уникальных, не похожих друг на друга и неповторимых культур, каждая из которых имеет свою линию развития, свою жизнь и судьбу. Н. Я. Домилевский «Россия и Европа» сформулировал эту идею одним из первых. Д. выделил ряд факторов, заложив их в основу типологии культур. Но Д. был не одинок – его идеи были подхвачены целым рядом других мыслителей, в том числе немецким философом Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы», в которой он показал, что каждая культура – культура совершенно особая, каждая культура имеет свою судьбу, свое время зарождения, расцвета, зрелости и умирания. Каждая культура имеет свой собственный культурный фон, непонятный представителям других культур.


Д.з на четверг ответить письменно на три вопроса: существовал ли матриархат в истории; если да, то когда и почему его сменил патриархат; почему академик Моисеев считал, что неандертальца подвела нравственность (работа М. «современный антропогенез; цивилизационные разломы»; раздел в «Истории мировой культуры» – первобытные корни мировых цивилизаций, «Культурология» - культурогенез).

 

Еще одну теорию культуры предложил Бронислав Малиновский – функциональная теория культуры. Культура, как таковая, формулирует ответы на человеческие потребности – первичные (в пище, жилище, сексуальном партнере, движении) и социальные императивы (в авторитете, образовании, экономическом обмене и т.д.). Ответы на соц. императивы – различные религиозные системы, типы гос. устройства и т.д.

Данные концепции сложились в западной мысли. В отечественной литературе так же существует ряд подходов. Можно выделить ценностный (аксеологический) подход, деятельностный подход, семиотический подход, антропологический подход.

Ценностный подход состоит в том, что существует определенная сфера жизнидеятельности человека – мир ценностей, высший этаж в этом мире – идеалы, т.е. культура – совокупность ценностей и идеалов. Главный минус подхода – предполагаяется наличие некой школы, по которой можно сравнивать культуры. Подход идет от европоцентризма.

Деятельностный подход делиться на две разновидности: представители первого направления считают культуру специфическим способом творческой деятельности, культура оказывается ограниченной сферой духовной культуры и сферой искусства. Второе направление более универсально: культура рассматривается как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется потребность людей в обществе. Т.е. культура возникает только в обществе, культурным человек становиться только в социуме. Культура – внебиологически выработанный механизм социального наследования способов деятельности и их результатов.

Семиотический подход исходит из того, что культура – внебиологический механизм также, но делается акцент на то, что этот механизм является знаковым, т.е. прежде всего передается опыт как символическая система. Именно символическая составляющая культуры и наследуется в первую очередь.

Антропологический подход трактует культуру как способ бытия человека в мире. Мир культуры – мир самого человека, вся полнота жизни человека. С этой точки зрения разделить народы на культурные и некультурные невозможно; этот подод имеет свой минус – культура растворяется в обществе, в культуру включается вся общественная жизнь, сущность культуры растворяется. Между тем, культура – не вся жизнь человека, а лишь определенные способы реализации этой жизни.

Итак, существует множество определений и пониманий культуры. Ученые насчитывают свыше 500 определений культуры. Выработаем рабочее определение. Творцом культуры является человек. Человек выступает в трех основных отношениях: к природе, к обществу, к самому себе. Культура, в конечном счете, возникает из этих трех отношений. Из природы - орудия труда, средства производства. Раз человек живет в обществе, то он должен выработать правила, по которым он будет общаться с другими людьми. По мере своего взросления человек начинает выделять свое «я» и начинает изменять себя, подражая другим людям, вырабатывая привычки, формируя характер.

Таким образом, культура – специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, к другим людям и к самому себе.

Обратимся к понятию цивилизации. Термин «цивилизация», как и термин «культура» в обыденном представлении употребляется к самым разным событиям и фактам.

Еще в античности возникло деление на «свой» и «чужой» мир. Все, что находилось в «чужом» мире считалось низшим. В римской античности появились истоки понятия цивилизация – «цивис» - городское население, граждане. Горожанин был одновременно и гражданином. Однокоренное слово – «цитадель» - укрепление городского типа.

Понятие «цивилизация» вошло в европейскую культуру в эпоху Просвещения, в 18 веке. Оно стало обозначать особое качество развития человеческого общества. В эпоху георгафических открытий, предшествующих Просвещению, было обнаружено множество народов, живших на более низких ступенях развития. Европеец утверждается в своем самомнении, возникает европоцентризм, опять возникает дихотомия «цивилизация - варварство». Европейская цивилизация превращается в эталон цивилизационного развития. Иные общества неминуемо должны соотноситься с европейской цивилизацией и по мере своего исторического развития должны влиться в нее.

Считается, что понятие «цивилизация» в виде научного понятия впервые употребил Виктор Мирабо (?), обозначая высокий уровень развития общества, противопоставляя его непросвещенным народам и средним векам.

В 19 веке известный американский историк Льюс Морган использует понятия цивилизация, обозначая этим словом качественно новый этап в развитии общества, появляющийся вслед за патриархатом, выделяя стадии: дикость, патриархат, варварство, цивилизация.

Появляются и другие трактовки. Возникает теория локальных цивилизаций.

Подведем итог. В конце 18 начале 19 века сложились два подхода к пониманию цивилизации: линейный, т.е. цивилизация – определенная ступень в развитии человечества, причем здесь наблюдаются различные трактовки: ступень следующая за варварством, либо высший этап в развитии человечества; локальный, т.е. цивилизация понимается в качестве уникального социокультурного образования.

В 20 веке продолжают развиваться теории локальных цивилизаций, линейная теория. Кроме того, появляются теории конца истории и столкновения цивилизаций. В последние годы двадцатого века появились теории двух американских авторов: Френсис Фукояма (конец истории) и Хангитнгтон (столкновение цивилизаций). Фукуяма решил, что в связи с крушением социалистического мира заканчивается один период, и повсюду должна утвердиться цивилизация западного образца. Хантготнот заявлил, что будущее человечества – непримеримая борьба 4 цивилизаций: китайской, индийской, мусульманской, западной.

Подведем итог. В настоящее время наиболее распространенным является определение ц как уникальной комбинации традиций, общественных структур и культур, которая формирует ту или иную историческую ценность в определенным географическом пространстве.

Каким образом соотносятся между собой культура и цивилизация? Опять есть до фига точек зрения :( Гульбант высказал мысль, что понятия цивилизация и культура обозначают различные сферы общественной жизни; понятие цивилизация служит для обозначения материальных условий жизни общества, т.е. ц – техника, системы производства, способы правления; понятие культура относиться к духовной сфере, обозначая все утонченное, возвышенное, то что находит воплощение в творениях науки и искусстве, т.е. культура духовна, а цивилизация – материальна.

Подводя итог, можно сделать вывод, что цивилизацию как и культуру невозможно проделить одним термином. Цивилизация не синоном культуры, но и не полная ее противоположность. Цивилизация – степень господства человека над природой, а в центре культуры – сам человек.

Рассмотрим вопрос о морофологии, т.е. о строении культуры. Наиболее общепринятым делением культуры является веделение в ней двух составляющих: культура материальная и культура духовная. Мат. культура неоднородна: культура производственная (орудия труда, способы производства), к. боилогическая – (спорт, культура здоровья, медицина например). Духовная культура включает в себя нормативную составляющую: нормы, правила, образцы, ценностая ценности, ритуалы, символическая символы, язык; художественная культура.

Типология культур. Типология это группировка объектов по какому-либо критерию. Одной из первых типологий была типология в книге пророка Даниила из ветхово завета, где были представлены 5 царств. Греческий историк Геродот, описывая греко-персидские войны поделил народов на эллинов и варваров. Возрождение дает другую типологию: древний мир, античность, средние века, возрождение. В начале 19 века Георг Гери в «феноменологии духа» выделяет типы культур в зависимости от того, как тот или иной тип культуры овладел свободой духа. Он выделил восточный тип культуры (один монарх и рабы), греческий тип (свободные некоторые, граждане полиса), европейский тип культуры (свободны все).

2 основные части культуры:

· культурная статика - культура рассматривается в состоянии покоя, с точки зрения ее внутреннего строения, основные нормы культуры.

· культурная динамика – культура рассматривается в развитии, с точки зрения трансформации культуры, различные изменения, которые она претерпевает.

Морфология культуры – ее внутренняя структура.

Слои культуры:

1. Материальная – физические объекты, созданные человеком.

2. Духовная – нормы, правила, обычаи.

Любая культура обладает 3 группами черт:

1. Универсальная черта – присущи всему человеческому роду, некие инварианты развития, общие для всех народов элементы культуры независимо от географического положения, времени, социального устройства общества (различные способы организации трудовой активности, общность орудий труда). Универсальная черта существует потому, что все люди устроены физически одинаково, у всех одно и то же биологические потребности, сталкиваются с общими проблемами, все люди рождаются и умирают и поэтому есть обычаи, связанные с рождением и похоронами и т.д.

2. Общие черты (региональные) – несколько иной уровень общности, это такие черты культуры, которые существуют в определенной части народа или этноса, проживающих в одном регионе. Эти черты являются общими только для народа одного региона.

3. Уникальные культурные черты носителями других культур воспринимаются как экзотические, непонятные, но для данной культуры – это норма жизни, которая помогает выживать и общаться с другими людьми.

В каждой культуре приняты свои модели поведения, заложены определенные символики. Различные культуры, независимо от своих уникальных черт, имеют примерно одинаковую структуру.

Виды культур:

1. Доминирующая культура – общенациональная

1) Официальная

2) Элитарная

3) Массовая

4) Народная

5) Контркультура (различные молодежные субкультуры, культура преступного мира)

2. Сферы культуры

1) Эконом

2) Полит

3) Культура управ

4) Педагогическая и т.д.

Функции культуры:

1. Интегративная - объединение людей в общество; объединение по различным признакам (этнос, язык, территория и т.д.).

2. организационная - помимо объединения необходима и какая то организация культуры. Например, одни управляют, другие управляемые, одни производят какую-либо продукцию, т.е. люди ранжируются по определенным группам, каждая из которых выполняет какую-то деятельность.

3. Регулятивная – необходимо регулировать и поддерживать организацию.

4. Социализация самого человека - в обществе живут социализированные личности.

5. Информационная – необходимо владеть определенным массивом информации.

6. Познавательная функция

7. Нормативная

8. Аксеологическая (ценностная)

9. Адаптационная – человек приспосабливается к среде обитания, изменяет среду обитания со своими потребностями. Важная функция – приспособление к социальной среде.

Первобытная культура.

1. Человек умелый (выделился 2-3 млн. лет назад) – ходил на прямых ногах, умел изготавливать примитивные орудия труда, знание как делать орудия труда передавалась из поколения в поколение.

2. Человек прямоходящий – начали осваивать навесы, гроты, для укрытия использовали невыделанные шкуры животных, огонь использовался разово и в основном использовался для обогрева и борьбы с хищниками. Действует принцип сопричастности, возникновение тотемизма, изготовление орудий труда, охота (носила коллективный характер, координация действий друг с другом) и собирательство, речи не было, но были сигналы, с помощью которых предавалась информация. В это время появился запрет на гаремную семью, возникает промискуитет – беспорядочные половые связи, конфликты внутри стаи.

1) Синантроп

2) Пятикантроп

3. Неандерталец (200 тыс. лет назад) – холодный климат, осваивает пещеры, переходит на оседлый образ жизни, более развитая способность к логическому мышлению, объем мозга почти такой же как и у современного человека, коллективная форма охоты, фигурки из костей, развиваются способы коллективной организации для защиты от хищников, появление живописи (макаронная), зачатки ритуалов (захоронение тотемных животных по определенным традициям), высокий уровень предрелигиозного сознания.

4. Человек разумный (40 тыс. лет назад по настоящее время) – появление осмысленной членораздельной речи, осмысленная трудовая деятельность, изготовление орудий труда, сшитая одежда, примитивные землянки (созданное жилье), появление палеолитической живописи, изготовление скульптурных фигурок (палеотических Венер), рыболовство, появление новых предрелигиозных верований – анимизм, магия. Виды магии – черная, белая, хозяйственная, красная, партиципатная (часть тела или что-то принадлежащее объекту), гомеопатическая (воздействие на изображение), фетишизм (поклонение вещам).

5. Мезолит (средний каменный век) – наступает потепление, затопление суши, человек придумывает новые орудия охоты – лук и стрелы, начинается интенсивное развитие рыболовства, придумывание примитивного плота, кочевники. Человек должен был возделывать куски суши, выращивание культурных растений (первое культурное растение - ячмень), одомашнивание животных. Появляются изображение человека (схематичное изображение).

6. Неолит – неолитическая революция, человек от охоты, собирательства, рыболовства переходит к производящей экономике (от присваивающей), произошло разделение труда (закрепляется) и начинается отделение ремесла от земледелия.

 





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)