Список основной и дополнительной литературы0.00 из
5.000 оценок
Syllabus
Содержание лекционных занятий.
Модуль 1.
№
п./п
Наименование темы и содержания
Кол-во часов
Л1-2
Раздел 1. Основные вопросы теории культурологии.
Введение.
Культура как сложное общественное явление. История и логика развития понятия культуры. Культура и мир человека. Культура как мир знаков и значений. Материальная и духовная культура, ее роль в системе ценностей. Ценности: классификация и проблема. Миф как явление культуры эволюции. Традиции инновации в культуре. Культура и нравственность.
1ч.
Л 3-4
Тема 2. Развитие и становление теории культурологии.
Культурология как наука в разделе общественных наук. Современные западные теории культуры и цивилизации. Проблема культуры в трудах казахских просветителей. Культура и цивилизация. Античные мыслители о культуре. Культура и религия. Феномен культуры в эпоху Ренессанса. Парадигмы культуры ХХ века.
1 ч.
Л 5-6
Раздел 2.Мировые культуры и цивилизацию
Тема 3. Центры древней культуры и цивилизации: Вавилон, Египет, Китай, Индия.
Особенности Вавилонской культуры.Вавилонская культура- древняя культура человечества. Египетская культура: пирамиды, письменность, мировоззрение и вероисповедание. Культура Древнего Китая. История китайского иероглифа .Древнекитайское искусство. Основные направления в Индийской культуре и философские школы. Наука и искусство Древней Индии. Поэма «Легенда о Гильгамеше»-литературный памятник шумерской цивилизации.Книга «Авест». Египетская пирамида. «Книга мертвых».
Поэма Махабхарата Рамаяна. Религиозный и духовный мир Древнего Китая. Художественнаяя культура Древнего Китая.
Проблема соотношения понятия культуры и цивилизации. Понятие цивилизации .
Столкновение цивилизаций. Основные культурные центры цивилизации. Концепции развития цивилизаций А.Тойнби и П.Сорокина.
1ч.
Л7-8
Тема 4.Античная культура.
Греческая космология и философия. Культура эпохи эллинизма. Культура Древнего Рима. Роль античной культуры в становлении Европейской цивилизации. Древнегреческая культура и архитектура. Культура Рима в эпоху империи. Афинская демократия. Поэты Гомера. Ораторское искусство Рима. Цицерон.
.
1ч.
Л 9-10
Тема 5. Арабско-персидская средневековая культура.
Средневековая Арабская культура и ислам. Духовный и материальный мир народа, принимающего ислам. Особенности персидской культуры. Поэты Омар Хаям, Сагди, Хафиз, Низами, Руми.
1ч.
Л 11-12
Тема 6. Культуры Европы в эпоху Возрождения (Ренессанса) и культура Нового времени.
Религиозные и художественные каноны средневековой культуры. Культура в период Эпохи Возрождения. Идеалы культуры Возрождения. Реформация. Просвещение и Романтизм как ступени самосознания европейской культуры .Культура Европы Эпохи Просвещения. Историческая роль Византии в развитии христианской культуры. Произведения Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и их место в мировой культуре. Картина мира в культуре Ренессанса. Культурные наследия в в Эпоху Возрождения. Научные и технические открытия в эпоху Нового времени. Романтизм в искусстве.
1ч.
Л 13-14
Раздел 3.Теория и история казахской культуры.
Тема 7. Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры.
Архаическая культура номадов. Космогония и мифология древних кочевников. Скифо-сакская цивилизация. Мировоззрение саков. Великий шелковый путь в развитии городской культуры. Андроновская культура. Письменность, материальная и духовная культура прототюрков.
1 час
Содержание практических занятий.
Модуль 1.
Наименование темы и содержания
Кол-во часов
П 1 Учебный кейс №1
Рассмотреть сущность и функции культурологии, методы познания и значимость для современного общества.
Работа с вопросами интеллектуального тренинга , тестовые задания
1 час
П 2. Учебный кейс №2
Культурологические концепции Шпенглера, Фрейда, Юнга. Гегеля.
Подготовка тезисных вариантов ответа при работе с дополнительной литературой
1 ч.
П 3.Учебный кейс№3
Типология цивилизации.
Дать классификацию типов цивилизации в табличном варианте. Работа с тестовым материалом.
1 ч.
П 4.Учебный кейс №4
Первобытные религии.
Работа с дополнительной литературой. Рефераты.
1 ч.
П 5.Учебный кейс № 5.
Древние цивилизации.
Показ фильма по культуре Древнего Египта и Древней Греции.
1 ч.
П 6. Учебный кейс №6
Учение даосизма, конфуцианства.
Работа с вопросами интеллектуального тренинга,подготовка рефератов
1 ч.
П7.Учебный кейс №7
Учение буддизма и индуизма.
Работас вопросами интеллектуального тренинга, подготовка рефератов
1 ч.
.
Содержание лекционных занятий.
Модуль 2.
№
п./п.
Наименование темы и содержания
Кол-во часов
Л 15-16
.Тема 8. Тюркская цивилизация. Письменность и литература.
Тюркская цивилизация и ее особенности. Орхоно-Енисейские рунические письмена-памятники древнетюркской литературы. Религии и верования древних тюрков. Основные черты средневековой городской культуры Казахстана. Поэмы Культегина, Тонукока, Бильге кагана. Памятники Куле чор, Мойлы чор. Особенности Иртышской ,Таласской письменности.
1 ч.
Л 17-18
Тема 9.Средневековая казахская культура.
Мусульманский Ренессанс и культура тюркских народов. Арабо-исламские истоки культуры казахов.Аль-Фараби о пути к истине. Суфизм в мире ислама. Памятники средневековья. «Книга Дадем Коркут»и «Огиз наме», «Дивани луга ата тюрк» Махмуда Кашгари- исследование культуры тюркских племен.. «Кутадгу билик» Жусупа Баласугуна – энциклопедия средневековой тюркской культуры, «Дивани хикмет» К.А.Яссауи. Книга « Кодекс Куманикус».
1ч.
Л 19-20
.Тема 10. Культура кочевников. Традиционная культура казахов.
Номадизм как тип культуры. Особенности кочевых культур. Социальная типология казахской культуры. Мировоззрение и верования кочевников. Материальная и духовная культура кочевников. Традиции и обряды кочевников.
Особенности традиционной казахской культуры. Институт биев и ораторское искусство среди казахов. Устное народное творчество. Айтыс- словесный шедевр казахского народа. Лирические поэмы устного народного творчества : «Козы-Корпеш-Баян Сулу», «Кыз-Жибек».Национальные инструменты, народные песни, кюй.
1 ч.
Л 21-22
Тема 11. Казахская культура 19-20 веков.
Русская культура и ее взаимосвязь с культурой кочевников. Поэты Эпохт «Зарзаман».Национально-демократическое направление казахской культуры в начале 20 века. Новый период казахской культуры. Ч.Валиханов –крупнейший исследователь восточных культур. Абай и казахская культура. И.Алтынсарин- просветитель. Шакарим-поэт и мыслитель. Музыкальное творчество казахских композиторов 19 и 20 веков.
1 ч.
Л23-24
Тема 12. Культура Казахстана в советский период. Современный период казахской культуры.
Возрождение национальных культур в современном Казахстане. Развитие сферы образования в период 20-30 годов. Развитие литературы и искусства. Казахское кино. Развитие казахской науки. С.А.Асфендияров, А.Байтурсынов, К.Жубанов, К.И.Сатпаев. Новый период казахской литературы:С.Сейфуллин,И.Жансугуров, М. Ауэзов.Казахстанская культура в период Великой Отечественной войны.
Основные ценности парадигмы и противоречия культуры 20 века. Многонациональная культура Казахстана. Типы современной казахской культуры. Либерализация духовной жизни. Модерн: его особенности, социальная и художественная направленность. Авангард как социокультурное явление. Парадигмы культуры 20 века. Современная казахская литература. Театр и кино в культуре 20 века.Достижения казахстанской культуры.
1ч.
Л25-26
4 раздел. Типология культур.
Тема13.История религиозных мировоззрений и вероисповеданий казахского народа.
Религия как социальное явление. Феномен первобытных религий. Архаическое искусство. Реликты архаической культуры в современных цивилизациях. Шаманизм как культурный феномен. Первобытная культура. Тотем и табу. Тенгрианство- древняя религия казахов.
1 ч.
Л27-28
Тема 14. Конфуцианство и даосизм. Буддизм.
Китайская этнокультура. Учение Конфуцианства. Небесный бог и Конфуцианство. Лао-цзы и его книга «Дао-дзэ-дзин». Абсолютное дао. Второе течение даосизма. Роль Конфуцианства и Даосизма в китайской культуре. Конфуций и идеология императорского Китая. Конфуцианство и даосизм как религия.
Роль религии в Индийской культуре. Веды, Упанишады, Брахман и Атман . Буддизм. Направление буддизма: Хинаяна, Махаяна. Индуизм- новое направление буддизма. История буддизма. Мировоззренческие системы индийской культуры: ведизм, буддизм, индуизм..
Роль буддизма в мировой культуре.
1 ч.
Л29-30
Тема 15. Цивилизация христиан. Культура России.Ислам.
Идея христианства. Библия- священная книга христианства. Роль христианства в развитии Европейской культуры .Католическая церковь и Папа Римский. Православие. Русская церковь. Протестанты и христианское направление.
Мировоззрение древних славян .Принятие христианства. Письменность на Руси. Культура России 17-18 веков. Современная русская культура. Древнеславянское мировоззрение. Софийский собор. Роль Москвы в развитии славянской культуры. Культура России в период 20-21 веков.
История исламской культуры. Коран- священная книга ислама. Обряды и традиции ислама. Теория и практика ислама. Художественная литература в исламском мире. Цивилизация ислама.
1 ч.
Содержание практических занятий.
Модуль 2.
Наименование темы и содержания
Кол-во часов
П-8 Учебный кейс №8
Исламская культура в области музыки, поэзии, архитектуры.
Работа с дополнительной литературой, вопросами интеллектуального тренинга, использование наглядных источников
1ч.
П-9. Учебный кейс № 9.
Культура Западной Европы средних веков
Работа с дополнительной литературой,вопросами интеллектуального тренинга
1ч.
П-10. Учебный кейс №10 .
Основные культурные течения Эпохи Возрождения.
Работа с дополнительной литературой , вопросами интеллектуального тренинга.
1ч.
П-11. Учебный кейс №11.
Культурные направления Эпохи Нового времени.
Работа с дополнительной литературой , вопросами интеллектуального тренинга
1ч.
П-12. Учебный кейс №12.
Афроцентризм, особенности культурного развития африканцев.
Работа с дополнительной литературой, вопросами интеллектуального тренинга.
1ч.
П-13. Учебный кейс №13.
Кочевая культура казахского этноса.
Работа с дополнительной литературой , вопросами интеллектуального тренинга.
1ч.
П-14. Учебный кейс №14.
Культура Казахстана на рубеже XIII-XIX в.
Работа с дополнительной литературой, вопросами интеллектуального тренинга.
1ч.
П-15. Учебный кейс №15.
Современная казахская культура. Музыка, поэзия, литература.
Работа с дополнительной литературой, вопросами интеллектуального тренинга.
1 ч.
Темы и задания СРС- 90 часов, в том числе СРСП приведены в графике СРС
График СРС
недели
Номер занятий по sillabus
CРC
В том числе СРСП
Тема и вид задания ( с указанием страниц литературы)
Срок выдачи и приема заданий (нед)
Тема и вид задания ( с указанием страниц литературы)
Срок выдачи и приема задания ( нед)
Модуль1
Л1
Л2
П1
Понятие культуры в классификации Кребера и Клакхона.
(6) с 56-57
создание табличного аналитического материала.
Расово-антропологическая школа Гобино
. (6) с 35-38
в виде выступления на семинаре
2.
Л 3
Л4.
П.2
Проблема противостояния культуры и цивилизации во взглядах Шпенглера и Ж-Ж Руссо.
(1)25-26
в виде выступления на конференции.
Течение структурализма в определении понятия культуры.
(2) с.5-6
в виде выступления на семинаре.
3.
Л5
Л6 П3
Массовая культура как причина деградации современного человека.(1) с 83-92
В виде доклада на конференцию
История развития культурологии как науки .(6) с 4-15.
Построение структурно-логических схем
4.
Л 7
Л8
П4
Культура и рынок.
(7) с 256-269
в виде выступления на семинаре.
Осуществление аннотации на различные виды учебной литературы.
(4), (5).
5.
Л9
Л10
П5
Проблема маргинализации общества.
(7) с 358-362
реферат
Соотношение национальной и общечеловече ской культуры.(2) с. 25-30
Доклад на конференцию
6.
Л.11
Л12
П6
Историософия культуры
.(2) с 15-18.
Доклад
Работа с тестовыми заданиями , вопросами интеллектуального тренинга.
7.
Л13
Л14
П7
Первобытные религии в сознании современного человека.
(8) с 8-10
Построение аналитических схем
Культура Древнего Египта.
(2) с 158-165
написание контрольной работы по итогам просмотра фильма
8.
Л15
Л16
П8
Взаимосвязь идеологических ориентиров даосизма и буддизма.
Формирование самостоятельного анализа на основе работы с дополнительной литературой.
Проведение контрольного тестирования.
Модуль 2.
9.
Л 17
Л18
П9
Взаимосвязь христианства и иудаизма.
Работа с первоисточниками
реферат
Нравственные идеи христианства.
Нагорная проповедь Иисуса Христа
Работа с первоисточником
В виде Power-Point
10.
Л19.
Л20
П 10
Прогрессивные основания ислама как религиозной идеологии.
(8) с 77, работа с дополнительной литературой
реферат
Литература, архитектура и поэзия ислама.
(8) 79-86
Л21
Л22
П 11
Архитектура средневековой Европы.
(2) с. 252-258
создание альбома .
Поэзия средневековой
Европы.
(1) с 168.
(2) С. 255-265
В виде Power-Point
Л 23
Л24
П12
Художники Эпохи Возрождения.
Работа с табличным материалом
Изобразительное искусство От Эпохи Возрождения до Эпохи Нового Времени.
Д.(1)
В виде Power- Point