Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС (Роль мифа в культуре. Миф как основная форма архаического сознания)



2015-11-10 1130 Обсуждений (0)
ВОПРОС (Роль мифа в культуре. Миф как основная форма архаического сознания) 0.00 из 5.00 0 оценок




Билет №1

Вопрос №1 (Культурология как интегративная научная дисциплина. Специфика культурологического знания)

Термин "культурология" состоит из сочленения двух слов: латинского cultura – культура и греческого logos – наука, знание, т.е. означает буквально "наука о культуре". Она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней, и с точки зрения выявления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, методы, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитарным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей. Вот это-то специфическое, присущее только культурологии и выделяющее ее из всех других областей социально-гуманитарных наук. Объект культурологи целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных предметов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности. Появление термина culturology) в научном употреблении связано с именем американского исследователя Л. Уайта, который первым в начале ХХ в. поднял вопрос о целесообразности специальной науки о культуре. Л. Уайт понимал культуру как целостное, системное образование и отождествлял ее с “классом предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации” [2, с. 26]. Его взгляды, касающиеся обоснования научного статуса культурологии отражены в работах “Наука о культуре”, “Эволюция культуры”, “Понятие культуры”. Предметом культурологии является исследование закономерностей становления и развития целостного феномена культуры как специфически человеческого способа деятельности, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение людей и развивающихся по своим собственным принципам, в контексте исторических особенностей социально-экономического, политического и духовного развития определенного народа и определенной эпохи. Культурология есть интегральная наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определенной эпохи.

Культурологическое знание отличается междисциплинарным характером, поскольку формируется благодаря преемственной связи со многими смежными гуманитарными отраслями, которые предоставляют свой многими смежными гуманитарными отраслями фактический материал, понятийно- категориальный аппарат и методологию исследования. Научные направления, к опыту которых обращается культурология, часто именуются эмпирическими донорами. Согласно одному из подходов к пониманию научного статуса культурологии, ее рассматривают в качестве комплекса гуманитарных дисциплин, которые описывают, классифицируют и объясняют реалии культуры с точки зрения исторических, семиотических, функциональных, коммуникативных, художественно-эстетических и других аспектов. В этом и заключается специфика культурологического знания.

Вопрос 26. (Восток как культурная целостность. Цивилизации Древнего Востока.)

Понятие Восток является условным обозначением типологической целостности и конструкции культурной идентичности, альтернативных Западу. Запад и Восток рассматриваются в качестве двух разных типов цивилизаций отличающихся культурными традициями, системами миропонимания и моделями духовности. По определению В.С. Соловьева, этот древний, “великий” и в то же время «пагубный» спор Востока и Запада «достиг до наших дней, и доселе он глубоко разделяет человечество и мешает его правильной жизни»

С. Хантингтон назвал дихотомию Восток – Запад мифом, придуманным самим Западом, и считал более уместным вариантом этого определения выражение “Запад и остальные”, подразумевая многообразие культурных миров, существенно отличающихся от парадигмы западной цивилизации. “Мир слишком сложен, чтобы его можно было в большинстве случаев просто разделять в экономическом плане на Север и Юг и в культурном на Восток и Запад.

Культура Востока отличается устойчивостью ценностно-смыслового

содержания, которое обеспечивается благодаря роли традиции в накоплении и сохранении социального опыта. Гомогенность культур восточного типа обеспечивается за счет закрытости, что выражается в неприятии иных культурных парадигм, настороженности и недоверии к спонтанным заимствованиям. Каноничность и приверженность к традиции составляют основу генотипа восточной культуры и ограничивают активность творческих преобразований мира, регламентируют развитие художественного творчества, определяют специфику этикета и норм коммуникативных отношений.

В условиях глобализации локальные культуры Востока выбрали разные способы адаптации к интенсивным социокультурным преобразованиям. По степени реагирования на активные изменения в мире арабский Восток продолжает оставаться самым консервативным и неподвижным. Исламский мир активно противостоит влиянию массовой культуры и демократичных веяний западной культуры, воспринимающихся в качестве угрозы ассимиляции собственных стилей жизни деятельности и феноменов богоотступничества и идолопоклонничества. Борьба за устранение западных интересов в пространстве мусульманской культуры приобретает государственно-политический характер. Но в то же время исламская цивилизация не брезгует многими западными технологиями в инженерной, медицинской, автомобилестроительной, компьютерной сферах, допускает активное вмешательство в окружающую природу с помощью научных достижений.

В культурах Востока человек тесно связана с социальными структурами, ( сословием, кастой, общиной кланом), в отличии от западного типа личности, в жизнедеятельности которой индивидуалистическое начало является определяющим. В духовном восприятии мира человеком Востока преобладают созерцательность и целостность,не предполагающие строгого субъектно-объектного размежевания человека и окружающего мира. Это определяет большую умеренность в потребительском отношении к природе и обуславливает формирование иного,чем на Западе, типа экологического сознания.

В религиозно-философских учениях Древнего Востока отражено стремление к универсальному эмоционально-чувственному осмыслению

действительности, в то время как западное философствование, начиная с античности, базировалось на рациональном постижении мира для дальнейшего овладения им с помощью научного знания. Развитие научного знания в Древнем Востоке во многом обусловливалось необходимостью эффективной организации хозяйственной деятельности и соответственно отличалось утилитарной,практической направленностью.

Неправомерно утверждать о полной полярности, несовместимости и отчужденности Востока и Запад Историко-культурный опыт человечества свидетельствует о их непрерывном взаимодействии. Размышляя о результатах культурного диалога между Востоком и Западом, Ю.М. Лотман писал, что западная цивилизация, сталкиваясь с восточной в пространстве мировой культуры как с партнером, “прежде всего пересказывает необычные для нее тексты с помощью метаязыков своей философии или науки” Ввиду сложностей адекватного перевода текстов с одного языка

культуры на другой, они приобретали трансформировавшийся облик иполучали иррациональный характер.

 

Билет №2

Вопрос №2 ( Понятие культуры. Основные подходы к определению ее сущности)

Исходной и вместе с тем базисной категорией в системе культурологии является понятие культуры. Но в связи с тем, что в культуру включают все, что создано человеком – книги и одежду, симфонии и обычаи, правила поведения и прохладительные напитки, традиции и современные хит-парады, а также все то, что и как делает человек – одевается, питается, общается, трудится, влюбляется и т.д., понятие "культура" становится очень многогранным. Первоначальным, исконным значением слова культура (лат. cultura) является его отождествление с обработкой земли и культивированием растений. Понятие культуры этимологически восходит к латинскому глаголу colere ‘обрабатывать, возделывать , разводить, обитать , заботиться, деятельно осуществлять, почитать, уважать’. Библия рассматривает способность индивида к преобразующей творческой деятельности в качестве одной из черт божественного подобия в духовной сущности человека и согласно божественному замыслу, труд и творчество возвышают человека над всеми земными созданиями и играют созидательную роль в его жизни. Поэтому одни исследователи выделяют в культуре деятельность созидателей культурных ценностей (деятельностный подход). Другие выдвигают на передний план аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть, прежде всего, система идеалов, ценностей и норм. Третьи говорят о культуре как нормативно-регулирующей системе, поскольку ее ценности и нормы регулируют поведение людей (нормативная интерпретация). Четвертые акцентируют внимание на знаково-символической стороне культуры, рассматривая ее как систему коммуникаций. Пятые определяют культуру как передаваемую небиологическим путем коллективную память человечества, совокупность создаваемых и передаваемых из поколения в поколение знаний, умений, навыков, традиций и ценностей.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что и первые, и последующие оказываются по-своему правы. Дело в том, что культура – это и специфически человеческая деятельность, которой не существует в животном мире, это и совокупность ценностей, это и нормативно-реглирующая система, это и многое другое. Поэтому к началу XXI столетия сложилось свыше 500 определений культуры, каждое из которых выражает одну из множества граней этого сложного и вместе с тем целостного, динамично развивающегося социального феномена.

Если дать обобщающее определение культуры, учитывающее наиболее обоснованные точки зрения на ее сущность, содержание и роль в развитии человека и общества, то оно принимает следующую форму. Культура – это специфически человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, норм, образцов поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире.

В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы, в которой взаимодействуют три основных фактора:

1)деятельность общественного человека, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических отношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей;

2)возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества, опредмеченных в материальных и духовных ценностях;

3) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.

Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем богатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Вопрос 27.(Специфика арабо-мусульманской культуры.)

Арабо-мусульманская культура формировалась в среде семитских племен, населявших Аравийский полуостров и находившихся на низком уровне социокультурного развития. Древнейшими центрами арабской культуры были оазисы, в которых кочевые племена занимались скотоводством, развивали ремесла и вели торговлю. В языческий период арабской культуры существовало множество разрозненных культов, препятствовавших объединению племен.

Накануне возникновения ислама (VII в.) племена, населявшие Аравийский полуостров, находились в состоянии социально-экономического кризиса, сопровождавшегося упадком караванной торговли в Мекке, разложением родоплеменного строя и началом классового общества, а также переходом племен к оседлому образу жизни междоусобными конфликтами.

В условиях обострения внутренних противоречий и разрушения традиционных социальных отношений стала актуальной необходимость консолидации арабских племен и формирования единого государства путем объединения многочисленных племенных культов в единую религию арабов – ислам. В процессе своего становления и развития ислам вобрал в себя мифологические представления и религиозные традиции кочевых языческих племен и оседлого населения Аравийского полуострова, а также испытал сильное влияние иудаизма, христианства, зороастризма и культурных традиций разных народов Ближнего Востока. Ислам как строгая монотеистическая религия сложился в процессе проповеднической деятельности пророка Мухаммеда, получившего,согласно мусульманскому преданию, Священное Откровение и создавшего мусульманскую общину (Умма). Главной идеей ислама является отказ от идолопоклонства и покорение единому и неделимому богу Аллаху, не имеющему конкретного образа и не допускающему его изображения.

Первоисточником ислама является Коран (араб. кур’ан чтение вслух, наизусть’), составленный после смерти пророка Мухаммеда на основе его проповедей и излагающий основные положения вероучения. Коран состоит из 114 сур расположенных по степени убывания длины и делящихся на законченные фразы. В отличие от библейских текстов, Коран не подвергался тщательной литературной обработку,поэтому его стиль отличается мозаичностью,тематической несогласованностью внутри отдельных глав, речевой неоднородностью обращений к верующим. По своему содержанию Коран представляет собой совокупность мифологических сказаний, легенд и преданий, отражающий религиозный взгляд на окружающий мир и сущность поведения которые регламентируют правовые, нравственные, семейно- брачные отношения мусульман.

Вторичным источником религиозной информации в исламе является Сунна состоящая их хадисов ( рассказов о жизни и поучениях Мухаммеда и его сторонников) объединенных в канонические сборники.

Самым многочисленным направлением в исламе является суннизм приверженцы которого наряду с Кораном признают священный авторитет Сунны.

Ислам оказывает существенное влияние на разные стороны социокультурной,государственно-политической,личной и семейной жизни арабоязычных народов. Особенности жизнедеятельности и нормы поведения мусульман определяются Кораном и шариатом (путь) – сводом закрепленных Кораном и Сунной предписаний, запретов и разрешений. Культовая сторона мусульманской жизни предполагает соблюдение обязательных ритуальных предписан , или пяти столпов веры которые включают акт исповедания (покорения), ежедневную пятикратную молитву, пост в девятый месяц лунного календаря рамазан, ежегодную милостыню, паломничество в святые места в Мекке и Медине, связанные с жизнью и проповедничеством Мухаммеда. К числу самых общих вопросов имеющих немалое значение для повседневной жизни мусульман, относится вопрос о пище. В категорию запрещенных входят свинина, насекомые, хищные звери и птицы, кровь, алкоголь, мясо задушенных и убитых недопустимыми способами животных.

Под влиянием идей строгого монотеизма в арабо-мусульманской культуре изобразительное искусство не является основным средств выражения религиозных идей и представлений. В связи со строгим запретом на изображение, отождествляющимся с идолопоклонством, иконопись, портретная живопись и скульптура совершенно не получили развития. Их отсутствие компенсируется искусством каллиграфии, книжной миниатюры и арабески, которые обладают глубоким символическим смыслом отражают красоту и гармонию созданного Аллахом мира.

Недостаток пластических жанров искусства в мусульманской культуре восполняется также за счет изящной арабской и персидской поэзии, популярным жанром прозы были приключенческие рассказы и анекдоты. Под влиянием традиций разных народов возник сборник сказок “Тысяча и одна ночь”. Под влиянием античной научной традиции в арабской культуре развивалось математическое, астрономическое медицинское знание.

Арабский мир включил в себя крупные культурные центры Ближнего Востока и Северной Африки, оставивших наследие народов Месопотамии и Египта, и освоил античные и восточные традиции. Крупнейшим центром арабской культуры в Европе стала Андалузия со своим известными городами Кордовой, Севильей, Толедо, Громадой

 

 

Билет 3

Вопрос №3 (Становление и развитие культурологического знания с периода Античности по эпоху Просвещения)

Представления о культуре возникли задолго до появления самого термина культура, относящегося к периоду римской античности. В русле древнегреческой философской мысли были определены многие культурологические проблемы, которые не утратили своей актуальности и в современной науке. Отличительной чертой этого искусственного мира считалась идея воспитания (пайдейя), которая определяла основное содержание древнегреческой культуры. В целом понятие подразумевало непрерывный воспитательный и образовательный процесс, являвшийся подготовкой к социальной жизни в соответствии с установленными традициями, обычаями, нормами. В сознании древних греков пайдейя являлась основным критерием для противопоставления эллинов далеким от образования и цивилизованной жизни чужеземцам (варварам). Впервые понятие культура было употреблено древнеримским философом III–II вв. до н.э. Катоном в трактате “De agri cultura” по отношению к обработке земли (agricultura). Позднее термин культура в переносном значении использовал Цицерон (“Тускуланскиебеседы”, II–I в. до н.э.). Говоря о возделывании души (cultura animi), он подразумевал высокий уровень духовной зрелости человека, степень развития личностных качеств, его мыслительные и рефлексивные способности. В работе “О происхождении германцев и местоположении Германии” римского историка I–II в. н.э. Тацита осмыслено соотношение представлений о культурности ицивилизованности. Сравнивая уровни культурного развития римлян и германских племен, он показал, что приобщение к благам цивилизации может идти вразрез с духовным совершенствованием людей.

Средневековые представления о культуре обусловливались христианскими догматическими представлениями и связывались с религиозной традицией и культом. Пространство культуры отождествлялось уже не со сферой творческой деятельности человека, а с миром, детерминированным волей Бога. Смысл культуры связывался с духовным совершенствованием человека, сегоспособностью раскрыть свой потенциал любви к Богу через верное служение ему. В трактате “Ограде Божием” Августина Аврелия (IV–Vвв.) представлен своеобразный вариант исторической типологии культуры, основанной на библейских событиях и охватывающей шесть этапов развития человечества.

В культурологической мысли эпохи Возрождения наблюдалось возвращение к античному идеалу гармоничной личности, свободной от идеалов аскетизма и церковной догматики; одобрялось стремление к разумному удовлетворению потребностей души и тела, развитие интеллектуального, творческого и нравственного потенциала личности. В становлении культурологического знания существенную роль сыграло гуманистическое движение Ренессанса. Гуманисты Ренессанса, посвятившие себя проблемам человека в разных сферах научного знания и искусства, мало занимались теоретическим осмыслением культуры, но благодаря их активной деятельности возобновилось античное представление о культуре как о результатах образования и свободного творчества человека. В многочисленных теоретических работах Ф. Петрарки впервые осмысляется античность как самостоятельный и полноценный тип культуры, выявляются характерные черты ренессансной культуры, обосновывается идея культурного единства Европы (“О достопамятных вещах и событиях”, “О знаменитых мужах древности”, “О презрении к миру”).

В период Нового времени культура впервые стала предметом самостоятельного теоретического осмысления. Например, Ф. Бэкон связывал культуру со способностью и практическим Умением человека с помощью разума, науки и техники господствовать над природой, а следовательно природу и культуру рассматривал в тесном единстве (“Новый органон”, “О достоинстве и приумножении наук”). Т. Гоббс и Дж. Локк тоже не создали собственно культурологических концепций, но свои философские взгляды на сущность культуры отразили в контексте рассуждений о государстве, науке, религии, языке, искусстве, воспитании. Истоки специальной теоретической разработки проблем культуры связаны с философским наследием итальянского ученого XVII–XVIIIвв. Дж. Вико. В его работе “Основания новой науки об общей природе наций” представлена попытка периодизации историко-культурного развития человечества, в которой автор исходил не из традиционных, библейских принципов священной истории. Выделив три века, имеющие существенные различия в ментальности, социальной и политической организации, правовых и этических представлениях, языковой реальности, он проследил качественные изменения в социокультурной эволюции человечества. При этом в его взглядах наблюдается целостное понимание феномена культуры. Согласно взглядам Дж. Вико, век богов соответствует ситуации

Первобытного натурализма, где господствует мифологическая картина мира, всем управляет религиозная (языческая) традиция, отсутствуют следы цивилизации и развития техники. Век героев связываетя с эпохой аристократического правления, с присущими ей переходом к оседлому образу жизни, развитием цивилизации, абсолютизацией патриархального уклада, культом силы и власти. В этот период обнаруживается тенденция выделения сильных и слабых культур. К числу слабых Вико отнес социокультурные общности, локализованные в неблагоприятном природном, социально-экономическом и политическом окружении, поскольку они находятся в опасности экономических кризисов, захватов, полной гибели или ассимиляции. Век людей отождествляется со зрелыми временами человечества, когда в социокультурной жизни доминируют принципы рационального сознания, цивилизация достигает расцвета, но вместе с тем отчетливо наблюдаются культурные кризисы и падения, которые приходят на смену прогрессу. Именно этот век, по мнению Вико, является реальностью для народов Старого Света.

В эпоху Просвещения была внесена корректива в античное, средневековое и ренессансное понимание культуры и наметилась тенденция к целостном восприятию культуры. Культурологические взгляды Ж.Ж. Руссо органично вплетены в концепцию его просветительской философии и отражены как в теоретических работах, так и в идейном содержании наследия художественной литературы. Проблемной линией трактата “Рассуждение, способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?” (“Рассуждение о науках и искусствах”)является негативная оценка культуры и цивилизации как противоречащих законам естественной природы человека. В процессе преобразования окружающей среды, руководствуясь исключительно разумом и частными интересами, человек испытывает самоотчуждение. Руссо считал, что все сферы социокультурного пространства (государственно-правовая и экономическая системы, наука, искусство, религия) порабощают людей, несут невежество, вводят в заблуждение и опутывают иллюзиями, навязывают извращенное видение мира, гипертрофируют чувства и нравственно развращают. Чувство и интуиция провозглашены просветителем в качестве главного ориентира жизнедеятельности человека, безошибочно направляющего его волю. По убеждениям Руссо, искусство не должно быть отдаленным от обыденной жизни человека, не может служить власти денег и подчиняться несовершенным вкусам заказчика. Истинное искусство, по мнению Руссо, призвано волновать сердца и души людей, воспитывать добродетельность, благородство, доблесть и патриотизм. И.Г. Гердер являлся противником идеи европоцентризма и отмечал значимость культуры народов Азии в становлении западной цивилизации. Критикуя европоцентристские взгляды, он отрицал идею превосходства Запада и подчеркивал роль наследия цивилизаций Древнего Востока в становлении и развитии европейской культуры. Относя письменность к наиболее важным и ценным достояниям культуры и языка народа, Гердер утверждал, что ни одна европейская нация “не может похвастаться собственным алфавитом, и “в этом отношении европейцы – настоящие ”варвары”. И.В. Гёте считал, что смысл и цель культуры заключается в активной творческой и жертвенной деятельности на благо людям, в жажде стремления, в создании идеального общества и формировании гармоничной личности и самообретении человека. Образ Фауста, заимствованный им из сюжета народной легенды, приобрел собирательный, обобщенный смысл и сделал характеристику генотипа европейской культуры, которую О. Шпенглер впоследствии назвал фаустовской за страстное стремление западного человека выйти за пределы настоящего к прошлому и будущему. Ее отличительными чертами являются неудовлетворенность достигнутым, культ науки, перевес рационального начала, высокий уровень активности, прагматичность творческой деятельности, индивидуалистичность. Гёте ратовал за научно-технический прогресс и торжество разума, но как следствие сего этого пророчил засилье бездуховности, о чем свидетельствует создание доктором Вагнером, героем драматической поэмы “Фауст”, искусственного человечка (гомункулуса), лишенного духовного измерения.

Вопрос 28 (Культура Древнего Египта)

Данное греками название Египта связывают с искаженным поэтическим обозначением древнейшего города Мемфиса в то время как сами египтяне называли свою страну черной землей, подчеркивая противоположные пустынным плодородные почвы.

Развитие культуры Древнего Египта охватывает несколько крупных исторических этапов (царств) и переходных эпох между ними, характеризующихся временами социально-экономических, политических кризисов и упадков в культуре: Ранее царство(30-28вв до н.э) Древнее царство (28-23вв до н.э) Среднее царство (21-18 вв до н.э) Новое царство(16-11 вв до н.э) Поздний период (7-4 вв до н.э)

В Древнем Египте активно развивалось научное знание, обусловленное практическими потребностями сельского хозяйства, промышленности и строительства, а также представлениями о загробной жизни (математика, астрономия, химия, медицина). Египтян умели вычислять площадь и объемы, изобрели десятеричную систему счета, солнечный календарь, знаки зодиака, начали делить сутки на 24 часа, освоили тайны бальзамирования.

Неприятие смерти стало отличительной особенностью мировосприятия древних египтян и обусловливалось опытом наблюдения людей за циклическими изменениями в природе постоянное обновление которой убеждало в отсутствии абсолютной смерти. Египтяне не сомневались, что после физической смерти человека возможно продолжение жизни бессмертной души ,которая при условии сохранности тела может соединиться с двойником. Важным атрибутом гробницы, именуемой жилищем для вечности, была портретная статуя умершего. Роскошные гробницы и склепы, оснащенные рельефами и росписями на мифологические темы, были доступны только для состоятельных и богатых людей, а пирамиды являлись достоянием и правом только фараонов.

Древнейшим памятником египетской письменности является Книга мертвых”, непосредственно связанная с культом умерших. Ее истокиотносятся к эпохе Древнего царства, когда жрецы начал разрабатывать дляфараонов и представителей знати систему магических формул, заклятий,заговоров, гимнов и молитв, необходимых в загробном мире. Позднее, в период Нового царства, эти тексты были обновлены и дополнены. “Книга мертвых” подразумевает собрание религиозных текстов и изображений, которые должны были сопровождать умершего в загробный мир и являлись для него своеобразной инструкцией. Сюжеты “Книги мертвых” играют важную роль в реконструкции мифологических представлений египтян.

 

Древнейший религиозный культ возник на основе почитания бога солнца и демиурга Атума, который со временем был вытеснен верховным богом Ра и впоследствии стал с ним отождествляться. В эпоху Среднего царства возрастает значимость бога солнца Амона, который первоначально считался покровителем Фив, а затем получил общегосударственный статус.

Фараон XVIII династии Аменхотеп IV (Эхнатон), желая упразднить множество разрозненных религиозных культов провозгласил новый культ Атона (солнечного диска), явившегося воплощением всех богов солнца.

Египетская мифология отличается обилием культов и вариантностью сюжетов. Отличительной чертой египетской мифологии является обожествление многих животных, птиц и пресмыкающихся. Зооморфные черты в изображении многих богов свидетельствуют о влиянии тотемистических представлений древних египтян. Сочетание зооморфных и антропоморфных черт в обликах египетских богов, по нению ученых, является признаком их более позднего происхождения ( пример:Баст – богиня радости и веселья, имеющая облик женщины с головой кошки.)

В Египте была разработана система художественных канонов, зафиксированных в письменных текстах и распространявшихся на изображение священных животных, растений, а так же людей в зависимости от их социального положения, возраста, пола. Все произведения египетского изобразительного искусства были линейными и плоскими, лишенными объема, перспективы и светотени.

Завоевание Египта персами обусловили разнообразные миграционные явления в культуре, сопровождавшиеся диффузией египетских, еврейских, арамейских финикийских, персидских и вавилонских традиций. Завоевание египетского государства Александром Македонским способствовало распространению культурных достижений античной цивилизации и эллинизации египетской культуры. Во времена Римской и Византийской империи под влиянием христианства в Египте развивалась коптская культура – письменность и искусство египтян, принявших христианство. Позднее Египет стал органической частью исламского мира и пространством для развития арабо-мусульманской культуры.

 

 

Билет 4

№4. (Понимание культуры в европейской философской мысли 19 – 20 вв.)

Качественно новым этапом актуализации вопросов культуры стало осмысление ее сущности и закономерностей функционирования в проблемном поле немецкой классической философии. Осмысление проблем культуры в философской концепции И. Канта тесно связано с поиском универсальной модели жизнедеятельности человека, в основе которой – нравственный долг культивировать свои природные задатки. Культурологические мысли Канта отражены во многих его философских сочинениях, среди которых особенно важными являются “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения” и др. Среди множества целей всего человечества самой глобальной и в тоже время конечной, по утверждению философа, должна стать культура, а статус культурного человека может получить только индивид, руководствующийся в своих действиях не инстинктом, а законами морали (категорическим императивом). Обретение культуры возможно только в условиях свободы от власти природных инстинктов. Реализацию культурного потенциала человека Кант связывал с развитием его естественных сил: духовных (управляемых разумом), душевных (связанных психикой), телесных (движимых необходимостью постоянного преднамеренного оживления в человеке животного). Духовное совершенствование человека Кант отождествлял со способностью “поднять культуру своей воли до самого чистого добродетельного образа мыслей, когда закон становится также мотивом его сообразных с долгом поступков”. По мнению Канта,“моральное воспитание человека должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера”. В философской концепции Г.В.Ф Гегеля культура отождествляется с поступательным движением истории человечества, в котором происходит саморазвитие абсолютного духа и раскрывается творческий потенциал человека и общества (“Феноменология духа”, “Лекции по философии истории”, “Лекции по эстетике” и др.). Гегель подчеркивал глобальность мирового историко-культурного процесса, протекающего с неотвратимой неизбежностью. Главным принципом европейского духа Гегель назвал разум, “достигший своего самосознания, в такой мере доверяющий самому себе, что он уже не допускает, чтобы что-либо было для него непреодолимым пределом, и который поэтому посягает на все, чтобы во всем обнаружить свое присутствие”.

Во второй половине XIX в. развивается философия жизни – неклассическое направление в европейской философии, отстаивавшее свой собственный взгляд на сущность культуры. В разработку этой философской концепции внесли существенный вклад идеи А. Шопенгауэра, В. Дильтея, но, пожалуй, ее самым колоритным представителем был Ф. Ницше. Главной ценностью жизни Ницше провозгласил характерную для всего живого волю к власти, которая составляет главное условие свободного творчества и развития культуры, которая может развиться только на почве жизни. Нетворческое большинство, или маленькие (лабиринтные) люди, по мнению Ницше, лишены воли к власти и обладают лишь волей к вещам. Для них культура представляет собой убежище, способ выживания и защиты с помощью благ цивилизации, силы разума, системы норм и запретов, которые отгораживают людей от потока жизни, подавляют свободу, подчеркивают никчемность и боязнь выжить в естественном потоке существования. Ф. Ницше отождествлял религию с упадком культуры, назвал христианство роковым несчастьем, распространившим проповедь смирения и духовного порабощения, отмечал иллюзорную сущность христианской морали с ее сплошным категорическим императивом. Идеалом человека истинной культуры для Ницше был метафоричный образ сверхчеловека – личности свободного гения, возвысившегося над толпой силой великого независимого духа, способного возненавидеть и преодолеть собственную узость путем самотворения. Сверхчеловек не приемлет никаких запретов на естественные поступки, отрицает мораль толпы, обладает свободой духа и героизмом, бесстрашием и жаждой деятельной любви, одержим страстью саморазрушения в себе твари для созидания творца. Он всегда руководствуется принципом любви к превратностям судьбы, принимая жизнь со всеми ее перипетиями. Культура истинных людей может стать реальностью только для человека, способного к философской рефлексии и самопознанию, обладающего мужеством и желанием заглянуть за пределы самого себя “Каждый избранный человек инстинктивно стремится к своему замку и тайному убежищу,где он избавляется от толпы, от многих, от большинства…”. По мнению Ницше, мир культуры сверхчеловека – это удел сильного и деятельного человека, необходимое условие для завоевания себе права на создание новых ценностей. По убеждению Ницше, искусство является подлинной реальностью, непосредственно соприкасающейся с жизнью и призванной спасти человечество от упадка. В книге “Рождение трагедии из духа музыки” (“Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм”) Ницше рассужда



2015-11-10 1130 Обсуждений (0)
ВОПРОС (Роль мифа в культуре. Миф как основная форма архаического сознания) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС (Роль мифа в культуре. Миф как основная форма архаического сознания)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)